Цель урока: Познакомить учащихся со сведениями о расселении сакских племен, общественным устройством сакского общества, их занятиями и бытом.
Задачи:
Сформироыать знание о саках.Развивать способности к раскрытию хозяйственных условии саков, их занятий ремеслом. Развивать способность к мышлению и умозаключению работе с картой.Определить вклад саков в мировую историю и культуру. Воспитывать любовь и уважение к предкам.
Тип урока: Изученние нового материала
Наглядность:
1.Интерактивная доска
2.Карта «Казахстан в эпоху саков»
3.Схема «Племена саков»
4.Схема «Расселение саков»
5.Изображение сакской царицы Томирис
6.Изображение куйме
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Введение в тему
В истории нашей страны железный век охватывает период с YIII до н.э.YI век н.э.
В этот исторический период укреплялись родоплеменные отношения.
Роды обьеденялись в племена, племена в союзы племен
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Познакомить учащихся со сведениями о расселении сакских племен, общественным устройством сакского общества, их занятиями и бытом.
Задачи:
Сформироыать знание о саках.Развивать способности к раскрытию хозяйственных условии саков, их занятий ремеслом. Развивать способность к мышлению и умозаключению работе с картой.Определить вклад саков в мировую историю и культуру. Воспитывать любовь и уважение к предкам.
Тип урока: Изученние нового материала
Наглядность:
1.Интерактивная доска
Карта «Казахстан в эпоху саков»
Схема «Племена саков»
Схема «Расселение саков»
Изображение сакской царицы Томирис
Изображение куйме
Ход урока:
Организационный момент
Введение в тему
В истории нашей страны железный век охватывает период с YIII до н.э.YI век н.э.
В этот исторический период укреплялись родоплеменные отношения.
Роды обьеденялись в племена, племена в союзы племен
К таким раннеплеменным обьеденениям относятся союзы саков,уйсунов,кангюев,гуннов и сарматов.
Железный век (YIII до н.э.YI век н.э.)
Ранний железный век Поздний железный век
YIIв н э- IIIв до н э IIIв до н э- IY в нэ
В железном веке в результате распада родовой общины на основе племенных союзов возникли государства саковуйсуновкангюев гуннов и сарматов.
III.Обьяснение новой темы
План:
1.Первоначальные сведения о саках.
2.Расселение сакских племен
3.Общественное устройство саков
4.Хозяйство и быт саков
Вопросы:
Как назывались первые племенные обьеденения на территории Казахстана?
А что мы уже с вами знаем о них? Ассоциативный ряд
Сегодня мы с вами вспомним все то, что уже знали и получим новую информацию о жизни и быте саков.
Первоначальные сведения о саках
- В I тысячелетии до н э огромную территорию от Жетысу и Туркестана до Черного моря,от Алтайских гор до Хорезма населяли племена, извесные под названием саки
(карта)
Это историческое время называют по разному:
ранний железный век
эпоха ранних кочевников
эпоха саков
Сведения о саках содержатся в
трудах древнегреческого историка Геродота
трудах древнегреческого историка Страбона
исследованиях древнегреческого автора Фукидида
в наскальных надписьях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса
В состав союза саков вошло много племен. В истории саков называли по разному в различных источниках.
Задания для учащихся: почитать подтемку «Первоначальные сведения о саках» на стр-54-55 и заполнить таблицу.
Работа по интерактивн доске
Кто называл и какие источники
Как называли
В персидских источниках
Саки, что означало «великие мужики» и «туры с резвыми конями»
Хаумаварга
Парадарайа
Тиграхауда
В греческих источниках
Азиатские скифы
Даи, исседоны, аргипеи
«Отец истории»
Массагеты
Расселение сакских племен
Работая с картой, заполнить таблицу
Сакские племена
Места расселения
Тиграхауда
Среднее течение Сырдарьи в горах Тянь-Шаня,Жетысу
Парадарайа
Приаралье, низовья Сырдарьи, Центральный Казахстан
Хаумаварга
В долине реки Мургаб
Массагеты, даи, исседоны, аргипеи
Северное Приаралье,Северный и Центральный Казахстан
3.Общественное устройство саков
Сакское общество состояло из трех групп:
Войны: носили одежду красного цвета на индоиранском языке «ратайши», т е колесничные
Жрецы: носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы
Рядовые общинники,скатоводы и земледельцы: носили одежду желтого цвета и синего цвета, восьминогие т е кто пахал землю плугом с помощю быков
Во главе сакского общества был-вождь (царь), который решал вопросы войны и мира , заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть передавалась по наследству.
Вождя выбирали на народном собрании - собрании всех взрослых мужчин и женщин
Это время распада первобытного строя и формирования военной демократии .
Женщины в сакском обществе занимали почетное положение (извесна царица Томирис)
«Женщины саков во времена воин вступают в битву»,- древнегреческий мыслитель Ктесий.
Общественное разделение между знатью и общинниками по обрядам погребения:
представителей знати хоронили в высоких курганах
имущественное неравенство
Простых людей хоронили в малых погребеиях
IY.Зактепление
«ДА-нет-ка» Если отвечаете нет- обоснуйте свой ответ, если да -то да
1.Первые племенные обьединения на территории Казахстана назывались саки (да)
2.Саки-союз племен, населявших Казахстан и Среднюю Азию в Iтыс н э ( нет)
Персы называли жителей с тепи саками (да)
Греки называли жителей степи саками ( нет азиатские скифы)
Герадот называл саков азиатскими скифами ( нет, массагетами)
Саки проживающие за морем, называются хаомаварга ( нет, парадарайа)
Саки носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда ( да)
Сакское общество в основном состояло из групп ( нет из 3)
Сакские войны носили одежду красного цвета (да )
Во главе сакского находился вождь -царь (да)
Y.Заключение
Саки оставили огромный след в истории. Это воинственные племена, которые внесли огромный неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Скифы-саки создали замечательную самобытную культуру, охватывающую Восточную Европу, Запад и Центральную Азию.