Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Афинская демократия при Перикле"»
Учитель истории и обществознания
МБОУ Мирнинская СОШ
Привалова Г.И.
Урок истории в 5 классе
Тема «Афинская демократия при Перикле»
Технологическая карта урока
Тема
Афинская демократия при Перикле
Цель
Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире
Задачи
Образовательные: Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии;
Развивающие: Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;
Воспитательные: На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.
УУД
Личностные УУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
Планируемые результаты
(предметные)
углубление знаний учащихся об античной демократии,
Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов
- С именем Солона связано зарождение демократии, и у него был продолжатель с чьим именем связан расцвет демократии)
В.Путин-президент нашей страны
народ
проходят выборы
демократический, демократия
власть народа
В Древней Греции, в Афинах
Солон
в 6 в до н.э., 594 г.до н.э
отменил долговое рабство; в решении гос. дел принимали участие все граждане Афин; граждане присутствовали на заседаниях судов
Наблюдение учителя
Актуализация знаний
Вопрос учителя
Давайте определим тему сегодняшнего урока
Перед нами проблемная задача
-Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
- Действительно ли при Перикле демократия в Афинах достигла расцвета?
Чтобы найти ответы на наши вопросы, я приглашаю вас в путешествие в Древние Афины.
Формулируют тему урока
«Афинская демократия при Перикле».
Представляют путешествие в прошлое
Учащиеся формулируют вопросы:
- Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы?
- Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?
Фронтальный опрос
Работа в тетради по записи темы и плана урока, сформулированного по вопросам:
1. Чем занималось народное собрание
2. Личность Перикла
3. Демократия при Перикле
4. Друзья и враги Перикла.
Поиск решения проблемы
Технология продуктивного чтения
Технология ситуативного обучения
Драматизация
Проектная деятельность
Знакомство учеников с холмом Пникс.
1.Работа по первому пункту плана. Работа с учебником.
Учитель предлагает познакомиться с работой народного собрания и составить схему «Функции народного собрания»
2.Работа по второму пункту плана
Инсценировка «Личность Перикла» . Ученик переодетый в «Перикла» рассказывает факты биографии.
В дополнении работа с историческим документом.
Учащиеся получают рабочие листы с текстами
Что нового вы узнали о Перикле?
Приглашает принять участие в голосовании.
Физминутка.
4. Друзья и враги Перикла
Инсценирование ситуации (обвинение Перикла в больших тратах денег)
Слушают и анализируют. Работают с карточками – сорбонками.
Учащиеся рассматривают изображение, работают с текстом учебника с. 191-193, составляют схему.
Работа в парах с историческим документом (характеристика личности Перикла)
Учащиеся указывают, что при Перикле за выполнение государственных должностей стал платить деньги, поэтому не только богатые, но и бедные афиняне могли быть избраны судьями, сборщиками налогов, смотрителями рынка и др.
Учащиеся разыгрывают диалог
Ожидаемые ответы:
- он был находчивым человеком и блестящим оратором
- он больше всего заботился о процветании своего полиса
Учитель возвращается к проблеме урока: Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Можно ли афинскую демократию считать образцовой?
Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока.
Игра «Древо познаний» ( на доске дерево с листьями зеленого и красного цветов. Зеленые листьях -положительные стороны афинской демократии; красные- отрицательные)
Приём «Резюме»
Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:
На уроке я узнал?
На уроке я познакомился?
Я понял что?
Учитель: основные принципы демократии, используемые в наше время, были заложены в Афинах в V в. до н.э.
Это: выборы;
Контроль за деятельностью государственных органов власти;
Процедура смены чиновников;
Признание прав на критику властей;
Гарантия равноправия граждан.
Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально).
Даются оценки и выставляются отметки обучающимся за проделанную работу на уроке.
Параграф 40. , вопросы «Проверь себя»
- по желанию учащихся: Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.
Предполагаемый ответ: Основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.
Нет. Женщины, рабы, метеки не принимали участие в голосованиях. В голосовании участвовало меньшинство населения.
Я узнал о развитии демократии при Перикле.
--//-- о жизни Перикла
--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.
--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны
Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета
И т.д.
Ответы учащихся
Работа у доски, комментированное объяснение.
Выступление учеников
Запись домашнего задания
Список использованной литературы и источников.
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2005г
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ «Школа 2000…» 2000 г.
Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 45 с.
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2004 г.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.