1. Организационный момент.(2 мин) Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Мы продолжаем знакомиться с историей Древнего Рима. Наш урок открытый, здесь присутствуют учителя нашей школы, поприветствуем их. Желаю быть активными, внимательными, желаю каждому из вас проявить свои способности. | Приветствуют учителя и гостей. |
2.Актуализация знаний(15 мин) Цель: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; | Организация работы по карте, с понятийным аппаратом 1. Покажите и поясните территорию Римского государства в 8- 6 вв до н.э 2. Покажите территорию Римского государства к 3 в. до н.э 3. Покажите территорию Римского государства к середине 2 в. до н.э 4. Работа с понятийным аппаратом. Напомните, как называются все захваченные вне Италии земли 5. Покажите и назовите римские провинции 2. Беседа с классом 1.Назовите причины, по которым Рим победил государства и превратил их в провинции 2.Мы помним, что проблема римской армии волновала братьев Гракхов. Что они предложили для усиления армии 3. Со смертью братьев разорение крестьян продолжалось, и это вновь угрожало армии. Кто предложил новую реформу армии. Как понимаете слово реформа 3. Решение проблемное задания Выберите мероприятия реформы Гая Мария (приложение 1) 4.Решение заданий в МЭО. Занятие 12, ИУ6.( на правой панели задание с открытым ответом: Историческое обещание.) Известным полководцем был и Сулла, которого римляне за свои заслуги провозгласили диктатором. | 1. Работают по карте, объясняют положение., объясняют понятия. 1.(Рим и его окрестности) 2.( Весь Апеннинский п-ов) 3.( все Средиземноморье) 4.(провинции) 5.( Сицилия, Сардиния, Корсика Азия, Африка, Предальпийская Галлия, Испания, Македония) 2. Участвуют в беседе. 1.(сила армии,флот, умелые полководцы, слабость других стран, принцип разделяй и властвуй, дисциплана в армии) 2. .( земельный закон, по которому излишки земли изымались у крупных землевладельцев и раздавались бедноте, потому что бедняков не брали в армию и в легионы некого стало набирать) 3. ( Гай Марий, полководец) (изменение) 3. Решают пр. задание (ответ 1,4,5,:6) 4. Работают с ресурсом МЭО. |
3. Создание проблемной ситуации.(5 мин) Цели: -подведение детей к формулированию темы и проблемы урока; -организовать составление совместного плана действий | Проблемный вопрос: что было главной добычей римлян в ходе войн (рабы) В одном источнике я нашла стихотворение. (приложение 3) Это песня – рабов. Прочтите ее внимательно. -В каких словах заключен главный смысл песни. С чем же будем знакомиться сегодня. Совместно с обучающимися формулирует тему и проблему урока. Понятно ли вам слово востание. назовите ассоциации .(бунт, мятеж, выступление) Могло ли восстание Спартака закончиться победой? Что надо узнать, чтобы решить проблему? 1.Рабство в Риме. 2. Рабы - гладиаторы 3.Личность Спартака. 2. Дата, место, причины восстания. 3. Ход восстания. 4. Итог восстания. | Решают проблемный вопрос. Формулируют тему урока, ставят цели. Высказывают предположения |
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Организация работы с заданиями ресурса МЭО. Занятие 12. ИУ 5. Работаем с рубрикой «Изучаем как жили рабы». Зад: Пробегите глазами текст. Какие источники рабства здесь названы. Найдите источники рабства, присущие Риму. Работаем с рубрикой «Изучаем схему» Как продавали рабов. Чем отличается отношение к рабам в Риме от Греции ( их называли «говорящие ОТ») Кого продавали Мог ли раб получить свободу: Как? ( вновь действует принцип «разделяй и властвуй) Как жили рабы? 3.Работаем с рубрикой «Чем занимались рабы» Зад: Пробегите текст рубрики «Чем занимались рабы» и скажите, что нового о занятиях рабов вы узнали: Мирмиллон - морская рыбка Ретнарий- буквально « человек- сеть», гладиатор с сетью Самнит- гладиатор в вооружении экипировки воина из Самнии ( меч, щит, поножа, шлем. Поножа- щиток для ног, количество их регламентировалось) 4.Возвращаемся к рубрике(выше) заданием с открытым ответом( Сколько рабов , столько и врагов) 5.Работа с рубрикой «Изучаем восстание Спартака» Зад: Перед вами 3 предмета. Определите, какое отношение они имеют к восстании.(кухонный нож, веревка, пиратский флаг) Учитель: 74 г.до н.э – бегство гладиаторов из школы в г.Капуя. Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Испугало ли бегство рабов римлян? Нет, пока к рабам Спартака не стали присоединяться рабы окрестных имений. Пока воины Спартака не стали ковать себе оружие. Римляне послали войско к подножию Везувия, перекрыв единственный спуск с вулкана. Воины Спартака сплели из виноградных лоз веревки и спустились с Везувия. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников 6 Организация работы с картой. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие. Зад: прочитайте карту 7. Решение логического задания: 1.предположите по карте, чем закончилось восстание Спартака? 2.Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? 8. Значение восстания:Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам. | Работают с ресурсом МЭо. Работают с текст рубрик. Читают текст, отвечают на вопросы. Запись понятия: Гладиаторы- рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения публики. Школа гладиаторов- Амфитеатр-( правая панель, Словарь) Причины восстания: 1. Недовольство рабов своим положением. 2. Насильное обучение военному делу. 3. Несправедливое отношение хозяина. Отвечают на поставленный вопрос: Восстание закончилось поражением. Высказывают предположения 1. Неопытность воинов армии Спартака. 2. Отсутствие чёткого плана действий восставших. 3. Обман пиратов. |