kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока «Опричнина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опричнина – система внутриполитических мер Ивана  IV для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (казни, земельные конфискации, массовые репрессии).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Опричнина».»

1. Ливонская война.

Тема урока «Опричнина».

1. Разрыв с Избранной радой. Опричнина – название удела Ивана Грозного, существовавшего в 1565 – 1572гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом.

Опричнина – система внутриполитических мер Ивана IV для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (казни, земельные конфискации, массовые репрессии).

Реформы Избранной рады усилили центральную власть, однако подозрительного и деспотического Ивана с годами все меньше устраивало его окружение. Первая трещина в отношениях царя с его приближенными обозначилась еще в 1553г., когда Иван IV тяжело заболел. Он потребовал от придворных немедленно присягнуть своему новорожденному сыну Дмитрию. Перспектива снова получить малолетнего царя и правящих за него родственников его матери — Захарьиных-Юрьевых — привлекала далеко не всех. Большинство членов Избранной рады склонялись к мысли о присяге двоюродному брату царя, князю Владимиру Андреевичу Старицкому и заявили, что не хотят служить «пеленочнику». Иван выздоровел, и вопрос о наследнике потерял свою актуальность. Вскоре после этих событий маленький царевич утонул, когда его уронила в воду нянька, сходившая с мостков корабля. Однако недоверие и определенное охлаждение между Иваном и его помощниками остались, хотя проявились не сразу.

Следующим поводом для разногласий стал вопрос о проведении внешней политики. Избранная рада выступала за продвижение на восток и добилась здесь больших успехов: к Московскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства и еще некоторые территории. Однако Иван настаивал на начале войны с Ливонским орденом, которая и была развязана в 1558г. Первоначальные успехи в Ливонской войне вскоре сменились неудачами, в которых царь также обвинил свое окружение. В 1560г. умерла первая жена царя, Анастасия Захарьина-Юрьева, и Иван заподозрил приближенных в том, что они отравили царицу.

Однако за всеми этими конфликтами стояли, безусловно, более глубокие причины. Иван, стремившийся к самодержавной власти, начал тяготиться влиянием со стороны таких ярких личностей и сильных политиков, как Сильвестр и Адашев. Кроме того, Избранная рада предлагала достаточно медленный и постепенный путь централизации страны, в то время как царю хотелось добиться быстрого и всеобщего подчинения, что можно было сделать только крайними мерами, прибегнув к помощи террора.

Около 1560г. Избранная рада потеряла свое влияние. Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь. Брат Алексея Адашева был арестован и казнен, а самого реформатора, также арестованного, спасла от казни только болезнь и смерть. В 1564г., опасаясь преследований, бежал в Литву Андрей Курбский, позже в своих знаменитых посланиях обвинивший Грозного в тирании и неуважении к знати.

Все эти обстоятельства побудили Ивана IV к резкой смене своего внутриполитического курса. Итак, запишем причины перехода к опричнине.

  1. Стремление Ивана 4 к неограниченной личной власти.

  2. Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны).

  3. Личные мотивы царя (смерть любимой жены Анастасии, боярские симпатии к удельному князю Владимиру Старицкому, бегство воеводы князя Андрея Курбского в Литву).

2. Установление опричнины. В декабре 1564г. царь со всеми чадами и домочадцами покинул свою резиденцию в Кремле и, захватив с собой казну и наиболее почитаемые иконы, отправился в Александровскую слободу якобы на молебен. Оттуда через некоторое время он послал грамоты митрополиту и московскому «черному» люду. В первой царь гневался и предъявлял претензии боярам, приказным начальникам и прочим за их неправды и измены. Во второй объявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».

Горожане потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться. В столице началась паника. К царю выехала делегация.

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.

Понятие опричнины означало на Руси выделение вдове ее небольшой доли помимо тех владений, которые переходили к сыновьям. Таким образом, Грозный подчеркивал, что он оставляет себе лишь жалкую «вдовью» долю, оставляя все основные земли боярам. На деле же все было совсем не так. В свое особое ведение царь забрал ряд земель на богатом севере, юге и в центре, а также пограничные территории. Там вводилось опричное управление. Центром опричнины стала Александровская слобода, которую царь сделал своей основной резиденцией. Его главной опорой стало опричное войско, набиравшееся из преданных Ивану людей. Опричники составляли нечто вроде зловещего монашеского ордена, где многочасовые молитвы сменялись разгульными пирами и грабительскими походами. Черные одеяния опричников, привязанные к седлам метлы и собачьи головы, означавшие, что они вынюхивают, выметают и выгрызают крамолу (то, что запрещено, противозаконно) — все это должно было вызывать у подданных Ивана образы приближавшегося конца света.

На остальной части государства сохранялись старые порядки с прежней Боярской думой и приказами. Это была земщина. В реальности, однако, царь сохранил за собой контроль над всей страной, а не только над опричными землями.

Разделение территории породило перетасовку земельных владений, что сопровождалось грабежами, убийствами, насилием. Любые силы, пытавшиеся противостоять опричному режиму или хотя бы смягчить его, уничтожались. Так, в 1566 г. митрополит Филипп публично потребовал от царя прекратить гонения на невинных людей, в результате чего был лишен сана и заключен в монастырь.

Была уничтожена вся семья князей Старицких — потенциальных соперников Ивана, имевших возможность претендовать на престол.

Царь якобы получил донос об измене, замышлявшейся новгородцами. Опричное войско отправилось в поход на Новгород. Их дорога шла через Тверь, где был заточен опальный митрополит. Не сумев добиться от него благословения на разгром Новгорода, Иван приказал Малюте Скуратову убить Филиппа. Опричное войско дошло до Новгорода и подвергло его ужасающему разгрому. Совершенно ясно, что царя не волновала истинная или мнимая крамола — он не мог смириться с остатками вольного духа в бывшем вечевом городе.

К этому моменту, однако, Иван уже потерял доверие и к своим новым приближенным. После возвращения из Новгорода он устроил в Москве страшные казни, в которых погибли многие опричники.

Разочарование царя в опричном режиме стало особенно сильным после позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы крымцами в 1571г. Опричники, которые должны были держать оборону на берегу Оки, не справились с поставленной перед ними задачей — многие из них вообще не явились в назначенное место. В результате Девлет-Гирей поджег город. Посад выгорел полностью, причем огонь был так велик, что даже люди, укрывшиеся за кремлевскими стенами, задыхались от дыма и жара. Опричники, привыкшие к грабежу и убийствам беззащитных людей, уже не были способны сражаться в настоящем бою. В результате царь отменил опричнину и запретил даже упоминать это слово.

3. Итоги царствования Ивана Грозного. С помощью опричнины царь, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти и ликвидации остатков боярского самовластия. Он подавил всякую оппозицию, остатки независимости в словах и действиях подданных. Народ же заплатил за это большую цену. В Русском государстве в 70-х — 80-х годах XVI века разразился серьезный хозяйственный кризис. Опустели многие деревни, села, города, погибло большое число людей, многие бежали на окраины страны.

В последние годы правления Ивана Грозного экономическая обстановка в стране резко ухудшилась. Запустение земель приняло страшные размеры. Во много раз выросли налоги. В стране широкое распространение получили «разбои» и волнения. Пытаясь спасти положение, власти издали в 1581г. указ, вводивший «заповедные лета» — годы, в которые запрещался крестьянский переход даже в Юрьев день.

В 1584г. Иван IV Грозный умер, оставив после себя измученную и разоренную страну. За три года до этого Иван Грозный в ссоре убил старшего сына Ивана; московский престол унаследовал Федор Иоаннович.

Д.з. § 25.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока «Опричнина».

Автор: Гаджимагомедова Зумруд Исаковна

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Класс:7. Тема урока : Опричнина"
    ["seo_title"] => string(29) "klass_7_tema_uroka_oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "518270"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566662535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методическая разработка урока "Опричнина Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(57) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_oprichnina_ivana_groznogo"
    ["file_id"] => string(6) "540386"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582133423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Правление Ивана Грозного. Опричнина."
    ["seo_title"] => string(38) "pravlieniie_ivana_groznogho_oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "456086"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518194399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства