Задачи: изучить основные направления деятельности Петра I в начале правления;
развивать информационные навыки учащихся, речевые навыки, аналитические способности; развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.
воспитывать патриотизм, настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере деятельности Петра I, повышать чувство ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Начало славных дел Петра I"»
Урок истории в 10 классе.
Автор: учитель истории и обществознания – Столяр Григорий Иванович
Тема: Начало славных дел Петра I.
Урок изучения нового материала.
Цель: формирование представления у учащихся о начале правления ПетраI и первых преобразованиях молодого царя.
Задачи: изучить основные направления деятельности Петра I в начале правления;
развивать информационные навыки учащихся, речевые навыки, аналитические способности; развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.
воспитывать патриотизм, настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере деятельности Петра I, повышать чувство ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
Оборудование:мультимедийная презентация (слайды 1-13), исторические документы, учебник, рабочий лист.
В целях развития познавательного интереса у учащихся, логического мышления на уроке предполагается использование ИКТ, которые способствуют:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ позволяет сделать урок более интересным. Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно-ориентированной технологии обучения:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность
создание ситуации выбора и успеха;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Мотивационный момент.
Слайд 2. Учитель читает эпиграф к уроку: «…Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая.
Мужала с гением царя,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь…»
А. С. Пушкин.
- Скажите, какому русскому царю посвящает эти строки великий русский поэт? Ответы учащихся. Слайд 3.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Называют тему урока, записывают в рабочий лист. Приложение 1.
- Какова проблема нашего урока? Какие проблемы придется решать Петру 1 в начале своего правления? Слайд 4
- Что мы должны делать на уроке, чтобы рассмотреть данную тему?
3.Актуаплизация знаний.
- Что Вы знаете об этом правителе и его делах? Ответы учащихся.
Слово учителя: Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Дмитрий Донской. А вот Петру, какое бы прозвище дали вы? Великий. Реформатор.
-Так ли это? Докажем своей работой на уроках, посвященных правлению Петра 1.
Слово учителя: Весь ход развития России в 17 веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни. Правители страны, предшественники Петра, видели необходимость преобразований, но были не способны провести их.
-До Петра 1 Россия сильно отставала экономически и технически от европейских стран, но завоевания и преобразования во всех жизненных сферах привели к укреплению, расширению границ империи и ее развитию. Но это будет потом, а сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России.
1. Первоначально, предлагаю рассмотреть особенности экономического положения России в конце XYII века? Работа с документом на рабочем листе.
- Почему Россия отставала от ведущих европейских стран?
- Как можно было преодолеть экономическое отставание, как пополнить государственную казну? -Что для этого следовало сделать? Для этого следовало развивать промышленность и торговлю, откуда идут основные налоговые поступления. -Сформулируйте данную проблему?
1. Преодолеть экономическую отсталость.Ученики записывают в рабочих листах.
Следующую задачу вам поможет определить сам Петр 1. Фрагмент из фильма. -Давайте посмотрим по карте и определим, в какие моря имела выходы Россия в 17 веке. Слайд 6. Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
- Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
-Какие моря хотел воевать молодой царь. Работа по карте. Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря. -Итак, следующая задача какая ? Завоевание выхода в Черное и Балтийское моря. Ученики записывают в листах. -Как можно было получить выход в эти моря? Завоевать - Что нужно для осуществления завоеваний? Для этого необходимо иметь сильную армию и флот. -Что представляла собой русская армия XYII века? Стрельцы бунтовали, полки «нового строя», созданные Петром, были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было
- Регулярной боеспособной армии и флота не было.
- Сформулируйте следующую проблему, которая стояла перед молодым царем. Ученики записывают в листах .
-Какие еще стояли задачи перед Петром 1, предлагаю найти в документе. Работа с документом, который в листах. Зачитывают.
-Чтобы осуществить задуманное и вывести страну на более высокий уровень, может человек, обладающий сильным, волевым характером.
- Обладал ли такими качествами Петр 1, под силу ли было осуществить поставленные задачи? На этот вопрос отвечать будем по ходу урока.
Слово учителя: Россия до петровской эпохи, не имела выхода к незамерзающему морю. Такое положение дел замедляло развитие торговли, и партнерских отношений с западными странами. Петр I это прекрасно понимал. В 1693 году он побывал в Архангельске, единственном в то время городе, где был морской порт. После визита в Архангельск, царь окончательно осознает, что Белого моря недостаточно для развития внешнеполитических связей. Он видит необходимость выхода России к Черному морю, на котором господствует Османская Империя. Через некоторое время, в январе 1695 года, было объявлено о предстоящем походе на юг.
Работа с картой. Слайд 6. Петр решает завоевать выход в Азовское море.
Работа в группах Карточка №1. Азовские походы. 1.Какова цель этих походов? 2.Назовите даты Азовских походов? 3.С кем воевала Россия? 4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов. 2группа учеников получает карточку №2. «Великое посольство». 1.Когда состоялось «Великое посольство»? 2.Цели «Великого посольства». 3.Состав «Великого посольства». 4.Объясните понятие «волонтёр» (индивидуальное задание для слабого ученика) 5.Каким был маршрут «Великого посольства». Показать на карте 6.Итоги «Великого посольства».
Проверка выполненного задания. Группа 1. Слайд 7.
Заслушивается выступление 1 группы, участники 2 группы в листах делают записи.
-Что показал первый Азовский поход? Он вскрыл как экономическую, так и военную отсталость России (отсутствие офицеров, флота, отсутствовала военная выучка армии).
- Какие черты характера Петра 1 можно отметить после первого азовского похода? Умение извлекать уроки из поражений и упорство при достижении цели, быстрый ум. Расчетливость.
- Где строился первый флот в России?
- Почему не удалось закрепиться на новых рубежах? У России не было союзников.
-Какой выход нашел из сложившейся ситуации молодой царь? Организовал «Великое посольство».
Вывод: Итак, овладение Азовом еще не обеспечивало Россию морскими путями на запад, ибо Керченский пролив и Черное море с Босфором и Дарданеллой оставались в руках Турции.
Слово учителя; Началась интенсивная дипломатическая подготовка к войне. В 1697г. Россия ,Австрия, Венеция заключили наступательный союз против Турции сроком на 3 года. Русская дипломатия намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него западноевропейских государств, имеющих флот. С этой целью и другими задачами было организовано так называемое «великое посольство».
-Проверка выполненного задания 2 группы. Слайд 8.
- Почему посольство называлось «великим»?
- Чем занимался Петр 1 в период путешествия по Европе? Какие черты характера царя можно отметить? Трудолюбие, любознательность, хватка.
-Какое событие прервало поездку Петра? Софья организовала стрелецкий бунт для свержения царя. Восстание было подавлено до его приезда. Но Петр лично участвовал в казнях стрельцов. Он расформировал стрелецкие полки, объявил первый в истории России рекрутский набор – отныне стрельцов должны были заменить солдаты регулярной армии. Началась подготовка к войне со Швецией,
Можно показать картину «Утро стрелецкой казни». Слайд 9.
- Каким мы увидели Петра?
-Каков же главный итог «великого посольства»? Из –за границы царь приехал с твердым намерением добиться скорейшего преодоления Россией отставания от западных стран. Для этого нужны реформы. Для укрепления связей с Европой Петр считал обязательным условием –борьбу за выход в Балтийское море.
Записать как вывод (смотреть по времени, если будет, то записать, если нет, то проговорить) стр. учебника 104.
- Удалось ли Петру 1 решить проблемы, стоявшие в начале его правления?
- развитие экономики («Великое посольство»); создание флота; завоевание выхода в Азовское, а со временем значит и выход в Черное море; создание союза против Швеции.
-Благодаря чему, удалось начать осуществление поставленных задач? Сильный волевой характер царя, и главное - сильнейшее желание сделать свою страну великой, прогрессивной. Все свои душевные и физические силы, незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, терпение, присущее русскому человеку, он смог поставить на службу своему отечеству, которое досталось ему в наследие - Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу. Очень ярко и образно передал его мысли А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник», отрывок из которой сейчас прозвучит. После вы должны ответить на вопрос.
-Каким видел будущее для свое страны Петр I?
-На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
4. Закрепление материала.
На слайдах вопросы. Соотнесите события и даты. Слайд 10
а)1698 г.
1. Взятие Азова в)1695 г.
2.Начало Великого посольства г)1696 г.
3. Первый Азовский поход
4.Начало правления Петра 1. д)1697 г.
2.Отставание России от европейских стран выразилось . Слайд 11.
а) в отсутствии открытого выхода к морю, что мешало развитию внешней торговли
б)в отсутствии регулярной боеспособной армии
в)в несовершенной системе государственного управления
г) верны все ответы
3.Определите цели «Великого посольства». Слайд 12.
а) поиск союзников в предстоящей войне против Швеции
б )заключение мирного договора с Турцией
в) знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран.
г) обучение царя Петра, дворян за границей
4.Петра I можно назвать. Слайд 13.
а) реформатором
б) « губителем русской культуры»
в) революционером
г) консерватором.
5. Рефлексия. На листочках.
6. Итог урока. Работа с эпиграфом.
-Согласны ли вы с Пушкиным?
Выставление оценок.
7.Домашнее задание, п.30, вопросы, знать даты, термины, содержание
2.Документ. Состояние экономики России в конце XVII века.
Несмотря на серьезные перемены, происшедшие в российской экономике в XVII веке, она продолжала отставать от ведущих европейских держав. В то время как в Западной Европе шел процесс разложения феодального строя, Россия предпринимала попытки его совершенствования. Это вело к нарастанию экономических проблем. Так, при огромных природных ресурсах в стране не хватало собственного металла, и она была вынуждена покупать его в Швеции. Не было налажено производство важнейших промышленных изделий. Слабым было мануфактурное производство ( к концу 17 века в стране насчитывалось не более 30 мануфактур). По старинке развивалось и сельскохозяйственное производство, в котором не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущие потребности населения.
Проблемы, которые начинает решать Петр I в начале своего правления:
Вот важнейшие задачи накануне реформ: 1. Мир и даже союз с Польшей; 2. Борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3. Завершение переустройства войска в регулярную армию; 4. Замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями: подушной и поземельной; 5. Развитие внешней торговли и внутренней перерабатывающей промышленности; 6. Введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово –промышленного класса; 7.освобождение крепостных крестьян с землей; 8. Заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства. – и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Легко заметить , что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людейXVII века: они не только создали атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.
5.Азовские походы:
1. Цель походов: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ 2.Даты Азовских походов: ____________________________________________________________________________________ 3.С кем воевала Россия: ________________________________________________________________ 4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов:_____________________________________________________________________________
1.Когда состоялось «Великое посольство»:_________________________________________________________________________ 2.Цели «Великого посольства»: ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ 3.Состав «Великого посольства».:_________________________________________________________________________ 4.Объясните понятие «волонтёр» - ____________________________________________________________________________________ 5.Каким был маршрут «Великого посольства»: ____________________________________________________________________________________