kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации. Выяснить роль ислама в объединении арабских племён; ознакомить  учащихся с чертами феодального строя на Ближнем Востоке. Сравнить аналогичные явления (распад  империи Карла Великого и Арабского халифата).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»»

   Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»

Цель урока:  Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации. Выяснить роль ислама в объединении арабских племён; ознакомить  учащихся с чертами феодального строя на Ближнем Востоке. Сравнить аналогичные явления (распад  империи Карла Великого и Арабского халифата).

Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, эмиры.

Основные даты и события: 630 год – образование арабского государства;

732 год – разгром арабского войска франками при Пуатье

Оборудование: карта «Арабский халифат в 7 – 11 веках», карты в атласе: «Завоевание арабов в 7-9 веках», «Распад Арабского халифата»

План изучения нового материала:

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни, занятия населения).

2. Ислам и его роль в объединении арабских племён.

3. Ислам – религия мусульман.

4. Завоевательные походы арабов.

5. Арабский халифат и его распад.

    В наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию пол-ва Малая Азия и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В 7-8 веках на этой огромной территории существовало могущественное государство – Арабский халифат. На сегодняшнем уроке мы узнаем, как образовалось это государство, и проследим его судьбу.

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни, занятия населения).

           →Работа с картой!!! Огромный пол-в, омываемый водами Персидского залива, Красного моря и Индийского океана, издревле назывался Аравийским.

       Природа разделила его на две неравные части. Центральные и южные районы Аравии -  гигантская пустыня, напоминающая знаменитую африканскую сахару. Здесь есть небольшие оазисы – места, где на поверхность выходит вода, но для осёдлой жизни пустыня непригодна. На её границах селились арабы-бедуины, кочевники. Кочевое скотоводство для бедуинов было занятием важным, но не всегда главным. Многие из них занимались грабежом купцов, которые везли свои товары по многочисленным торговым путям, шедшим через Аравию из Византии в Африку и Индию.

     Бедуинов боялись и призирали арабы, жившие в городах и торговых поселениях, возникших на юго-западе пол-ва и по побережью Красного моря. Эту часть Аравии римляне называли «Счастливой». Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали сахарный тростник, финиковые пальмы, хлеб.  Здесь не пересыхали подземные источники и случались ливневые дожди, вода несла с собою жизнь.

    Самым крупным городом была Мекка.

    Мекка расположена в узкой котловине между горами. Богатые горожане жили в каменных домах, бедняки  в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали караваны в соседние страны.  Со временем Мекка превратилась в центр караванной торговли. Каждую весну проводились ярмарки – ежегодные или сезонные торги. Во время проведения ярмарок в Мекке и её окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столкновения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярмарок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки располагался храм Кааба – святое место для всех арабов.

    К началу 7 века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения: РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 75:

             - выделяется племенная знать, владеющая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными;

             - появляется очень много бедняков.

 Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

    1. Борьба с внешними врагами (Ираном и Византией).

     2. Упадок торговли.

     3. Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

   Но как объединить всех арабов на такой огромной территории?

Конечно при помощи единой веры. Рано или поздно должен был появиться проповедник навой религии, понятной и близкой всем язычникам-арабам, но признававшей истинной лишь веру в единого бога. Таким проповедником стал Мухаммед.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племён.

           Будущий пророк – говорящий от имени Бога и основатель новой религии родился около 570 года в Мекке. Его звали Мухаммед. Он рано остался сиротой и в молодости бедствовал. К 40 годам он добился уважения сограждан и мог уже не заботиться о хлебе насущном. Теперь он больше придавался религиозным размышлениям. Его посещали видения, он говорил, что слышал голос Бога. В 610 году Мухаммед начал пророчествовать, передавая народу откровения полученные свыше. Он призывал  жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого бога – Аллаха, раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Он обличал тех, кто несправедливо нажил богатство, призывал богачей помогать бедным и слабым. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все кто принимал новую веру, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу». Влиятельная мекканская знать враждебно отнеслась к проповедям Мухаммеда.  В 622 году Мухаммед, над которым в городе нависла угроза расправы,  с горсткой сторонников бежал из Мекки в соседний оазис – Ясриб. Это событие, именуемое у арабов хиджра – то есть переселение, стало начальной датой мусульманского летоисчисления. В честь Мухаммеда Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медину стали сходиться последователи Мухаммеда.  В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммед подчинил Мекку. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление некоторых было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, как и Медина, превратились в священный город для всех мусульман, а Кааба – в главное их святилище.

Вывод: В 630 году благодаря появлению новой религии – ислам, произошло объединение арабских племен и на Аравийском полуострове образовалось новое арабское государство.

3. Ислам – религия мусульман.

            Кратко суть веры мусульман можно выразить фразой из главной священной книги ислама – Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха!» Коран (в переводе с арабского «чтение») – это запись откровений, полученных Мухаммедом от Аллаха. Уже после смерти пророка они были по памяти записаны его сподвижниками и разделены на главы – суры. Кроме Корана, многие мусульмане почитают Сунну – сборник изречений Мухаммеда и рассказов о его жизни.

В Коране рассказывается о сотворении мира Аллахом. Ислам установил пять главных обязанностей верующего:

1) вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда;

2) мусульманину предписано молиться пять раз в сутки;

3) обязанностью мусульманина является пост;

4) каждый, у кого есть возможность, должен совершить хадж, то есть паломничество в Мекку;

5) платить налог

Ислам допускает возможность священной войны против «неверных» - людей другой веры. В Коране сказано, что мусульмане, убитые на войне, попадают в рай.

Так же ислам закрепляет:

- на богатых и бедных общинников;

- терпение и покорность властям и знати;

- власть мужчины над женщиной;

- идею бессилия человека перед всемогущим Аллахом.

На основе Корана юристы разработали правила поведения мусульман - шариат (то есть «правильный путь»). Того, кто не следовал этим правилам, совершал проступки или преступления, ждали наказания, определённые судьями в соответствии с Коранам. Таким образом, ислам был не только верой, но и  образом жизни мусульман, их системой ценностей.

4. Завоевательные походы арабов.

    После смерти Мухаммеда власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижники пророка. Эти правители именовались халифами – «заместителями» пророка, а государство, которое они возглавляли, - Халифатом.

   Ислам не только объединил арабов, но и поставил перед ними общую цель: распространить новую религию среди «неверных». Быстро добиться этого можно было с помощью войны.

→ РАБОТА С КАРТОЙ: Какие государства окружали государство арабов?

                                           Какие события в них происходили?

Причины военных успехов арабов:

1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

2. Многочисленность арабских войск.

→РАБОТА С КАРТОЙ: Какие территории были захвачены арабами? В считанные годы арабы захватили Сирию, Палестину, всё средиземноморское побережье Африки, часть территории Византии, Иран, на востоке вышли к реке Инд и в 751 году при Таласе нанесли поражение прибывшему туда китайскому войску.  В 711 -714 годах они подчинили почти всю Испанию, перешли Пиренеи и только в 732 году были остановлены франками при Пуатье.

    В середине 8 века арабские завоевания закончились. Образовалось огромное государство – Арабский халифат со столицей в Дамаске, позже столице будет перенесена на реку Тигр, на место поселения - Багдад. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Наступила пора внутреннего обустройства Халифата.

5. Арабский халифат и его распад. УЧЕБНИК  стр. 82 п.9 – Письменно

- высокие налоги, которые выплачивало покоренное население, приводило к частым восстаниям, ослаблявшим силу завоевателей;

наместники отдельных областей – эмиры – опираясь на собственные военные силы, отказывались подчиняться халифу и становились независимыми правителями.

      В середине 8 века от арабского халифата отделилась Испания, образовалось арабское государство Кордовский эмират. В 9 веке независимыми стали провинции в Северной Африке, Египет, Иран, Афганистан. Вскоре халифы потеряли  реальную власть,  а в 13 веке монголы их вообще изгнали из Багдада.

     

Вопросы для закрепления, изученного материала:

1. Покажите на карте территорию расселения арабов. Что вы можете рассказать о природе данной территории?

2. Как природа полуострова повлияла на образ жизни населения территории?

3. Расскажите о причинах объединения арабских племен

4. Кто такой Мухаммед? Какова его роль в объединении арабов?

5. Что общего в религиозных представлениях христиан и мусульман?

6.  Чему учит мусульманская религия?

7. Покажите на карте территории завоеванные арабами. Что способствовало успешным походам?

8. Почему произошел распад государства арабов?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»

Автор: Айсамирзаева Сабият Исмаиловна

Дата: 07.09.2024

Номер свидетельства: 655901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Методическая разработка урока "Арабы" "
    ["seo_title"] => string(39) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-araby"
    ["file_id"] => string(6) "196645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428079661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-sriedniie-vieka-vriemia-rytsariei-i-zamkov"
    ["file_id"] => string(6) "139738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417788038"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»"
    ["seo_title"] => string(32) "tema_uroka_araby_v_6_11_vekakh_1"
    ["file_id"] => string(6) "658059"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1729428257"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по истории Возникновение ислама. Арабский халифат"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozniknovieniie-islama-arabskii-khalifat"
    ["file_id"] => string(6) "263132"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449492103"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики "Вычитание смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-vychitaniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "188216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426624780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства