Цель урока: Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации. Выяснить роль ислама в объединении арабских племён; ознакомить учащихся с чертами феодального строя на Ближнем Востоке. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла Великого и Арабского халифата).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»»
Тема урока «Арабы в 6 – 11 веках»
Цель урока: Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации. Выяснить роль ислама в объединении арабских племён; ознакомить учащихся с чертами феодального строя на Ближнем Востоке. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла Великого и Арабского халифата).
Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, эмиры.
Основные даты и события: 630 год – образование арабского государства;
732 год – разгром арабского войска франками при Пуатье
Оборудование: карта «Арабский халифат в 7 – 11 веках», карты в атласе: «Завоевание арабов в 7-9 веках», «Распад Арабского халифата»
План изучения нового материала:
1. Древняя Аравия (природа, образ жизни, занятия населения).
2. Ислам и его роль в объединении арабских племён.
3. Ислам – религия мусульман.
4. Завоевательные походы арабов.
5. Арабский халифат и его распад.
В наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию пол-ва Малая Азия и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В 7-8 веках на этой огромной территории существовало могущественное государство – Арабский халифат. На сегодняшнем уроке мы узнаем, как образовалось это государство, и проследим его судьбу.
1. Древняя Аравия (природа, образ жизни, занятия населения).
→Работа с картой!!! Огромный пол-в, омываемый водами Персидского залива, Красного моря и Индийского океана, издревле назывался Аравийским.
Природа разделила его на две неравные части. Центральные и южные районы Аравии - гигантская пустыня, напоминающая знаменитую африканскую сахару. Здесь есть небольшие оазисы – места, где на поверхность выходит вода, но для осёдлой жизни пустыня непригодна. На её границах селились арабы-бедуины, кочевники. Кочевое скотоводство для бедуинов было занятием важным, но не всегда главным. Многие из них занимались грабежом купцов, которые везли свои товары по многочисленным торговым путям, шедшим через Аравию из Византии в Африку и Индию.
Бедуинов боялись и призирали арабы, жившие в городах и торговых поселениях, возникших на юго-западе пол-ва и по побережью Красного моря. Эту часть Аравии римляне называли «Счастливой». Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали сахарный тростник, финиковые пальмы, хлеб. Здесь не пересыхали подземные источники и случались ливневые дожди, вода несла с собою жизнь.
Самым крупным городом была Мекка.
Мекка расположена в узкой котловине между горами. Богатые горожане жили в каменных домах, бедняки в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали караваны в соседние страны. Со временем Мекка превратилась в центр караванной торговли. Каждую весну проводились ярмарки – ежегодные или сезонные торги. Во время проведения ярмарок в Мекке и её окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столкновения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярмарок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки располагался храм Кааба – святое место для всех арабов.
К началу 7 века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения: РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 75:
- выделяется племенная знать, владеющая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными;
- появляется очень много бедняков.
Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:
1. Борьба с внешними врагами (Ираном и Византией).
2. Упадок торговли.
3. Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
Но как объединить всех арабов на такой огромной территории?
Конечно при помощи единой веры. Рано или поздно должен был появиться проповедник навой религии, понятной и близкой всем язычникам-арабам, но признававшей истинной лишь веру в единого бога. Таким проповедником стал Мухаммед.
2. Ислам и его роль в объединении арабских племён.
Будущий пророк – говорящий от имени Бога и основатель новой религии родился около 570 года в Мекке. Его звали Мухаммед. Он рано остался сиротой и в молодости бедствовал. К 40 годам он добился уважения сограждан и мог уже не заботиться о хлебе насущном. Теперь он больше придавался религиозным размышлениям. Его посещали видения, он говорил, что слышал голос Бога. В 610 году Мухаммед начал пророчествовать, передавая народу откровения полученные свыше. Он призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого бога – Аллаха, раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Он обличал тех, кто несправедливо нажил богатство, призывал богачей помогать бедным и слабым. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все кто принимал новую веру, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу». Влиятельная мекканская знать враждебно отнеслась к проповедям Мухаммеда. В 622 году Мухаммед, над которым в городе нависла угроза расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в соседний оазис – Ясриб. Это событие, именуемое у арабов хиджра – то есть переселение, стало начальной датой мусульманского летоисчисления. В честь Мухаммеда Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медину стали сходиться последователи Мухаммеда. В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммед подчинил Мекку. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление некоторых было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, как и Медина, превратились в священный город для всех мусульман, а Кааба – в главное их святилище.
Вывод: В 630 году благодаря появлению новой религии – ислам, произошло объединение арабских племен и на Аравийском полуострове образовалось новое арабское государство.
3. Ислам – религия мусульман.
Кратко суть веры мусульман можно выразить фразой из главной священной книги ислама – Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха!» Коран (в переводе с арабского «чтение») – это запись откровений, полученных Мухаммедом от Аллаха. Уже после смерти пророка они были по памяти записаны его сподвижниками и разделены на главы – суры. Кроме Корана, многие мусульмане почитают Сунну – сборник изречений Мухаммеда и рассказов о его жизни.
В Коране рассказывается о сотворении мира Аллахом. Ислам установил пять главных обязанностей верующего:
1) вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда;
2) мусульманину предписано молиться пять раз в сутки;
3) обязанностью мусульманина является пост;
4) каждый, у кого есть возможность, должен совершить хадж, то есть паломничество в Мекку;
5) платить налог
Ислам допускает возможность священной войны против «неверных» - людей другой веры. В Коране сказано, что мусульмане, убитые на войне, попадают в рай.
Так же ислам закрепляет:
- на богатых и бедных общинников;
- терпение и покорность властям и знати;
- власть мужчины над женщиной;
- идею бессилия человека перед всемогущим Аллахом.
На основе Корана юристы разработали правила поведения мусульман - шариат (то есть «правильный путь»). Того, кто не следовал этим правилам, совершал проступки или преступления, ждали наказания, определённые судьями в соответствии с Коранам. Таким образом, ислам был не только верой, но и образом жизни мусульман, их системой ценностей.
4. Завоевательные походы арабов.
После смерти Мухаммеда власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижники пророка. Эти правители именовались халифами – «заместителями» пророка, а государство, которое они возглавляли, - Халифатом.
Ислам не только объединил арабов, но и поставил перед ними общую цель: распространить новую религию среди «неверных». Быстро добиться этого можно было с помощью войны.
→ РАБОТА С КАРТОЙ: Какие государства окружали государство арабов?
Какие события в них происходили?
Причины военных успехов арабов:
1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.
2. Многочисленность арабских войск.
→РАБОТА С КАРТОЙ: Какие территории были захвачены арабами? В считанные годы арабы захватили Сирию, Палестину, всё средиземноморское побережье Африки, часть территории Византии, Иран, на востоке вышли к реке Инд и в 751 году при Таласе нанесли поражение прибывшему туда китайскому войску. В 711 -714 годах они подчинили почти всю Испанию, перешли Пиренеи и только в 732 году были остановлены франками при Пуатье.
В середине 8 века арабские завоевания закончились. Образовалось огромное государство – Арабский халифат со столицей в Дамаске, позже столице будет перенесена на реку Тигр, на место поселения - Багдад. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Наступила пора внутреннего обустройства Халифата.
5. Арабский халифат и его распад. УЧЕБНИК стр. 82 п.9 – Письменно
- высокие налоги, которые выплачивало покоренное население, приводило к частым восстаниям, ослаблявшим силу завоевателей;
- наместники отдельных областей – эмиры – опираясь на собственные военные силы, отказывались подчиняться халифу и становились независимыми правителями.
В середине 8 века от арабского халифата отделилась Испания, образовалось арабское государство Кордовский эмират. В 9 веке независимыми стали провинции в Северной Африке, Египет, Иран, Афганистан. Вскоре халифы потеряли реальную власть, а в 13 веке монголы их вообще изгнали из Багдада.
Вопросы для закрепления, изученного материала:
1. Покажите на карте территорию расселения арабов. Что вы можете рассказать о природе данной территории?
2. Как природа полуострова повлияла на образ жизни населения территории?
3. Расскажите о причинах объединения арабских племен
4. Кто такой Мухаммед? Какова его роль в объединении арабов?
5. Что общего в религиозных представлениях христиан и мусульман?
6. Чему учит мусульманская религия?
7. Покажите на карте территории завоеванные арабами. Что способствовало успешным походам?