Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности. Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность. Урок состоит из нескольких этапов, в ходе прохождения которых ученики высказывают своё мнение по проблеме ,подводят итоги обсуждения, оценивая работу на каждом этапе. Хорошо известно, что со времен Великой французской революции СВОБОДА рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»,- было записано в статье первой «Декларации прав человека и гражданина». О свободе подробно говорится в статье 27 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в Конституции Р Ф 1993 года
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Свобода деятельности человека" »
Свобода в деятельности человека.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися системы теоретических знаний по теме, привлекая их собственный социальный опыт, знания по литературе, направляя их на самостоятельное определение ценности этого явления для отдельного индивида и для общества, путей достижения абсолютной свободы и отношение к ней;
способствовать пониманию связи между свободой и ответственностью, свободой и самоограничением как важнейших условий достижения свободы.
Развивающие:
формировать основы базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.
Воспитательные:
моделировать ситуации, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формировать ценностные отношения ученика к окружающему миру и к людям;
создавать условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.
Организация учебного процесса:
Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности. Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.
Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.
Оборудование: доска, на которой в начале урока написаны слова :свобода- воля; свобода- произвол; свобода- выбор; свобода-собственность; свобода- ответственность; иллюстрации, фрагменты фильмов, музыка
ХОД УРОКА
Урок состоит из нескольких этапов, в ходе прохождения которых ученики высказывают своё мнение по проблеме ,подводят итоги обсуждения, оценивая работу на каждом этапе.
Демонстрируется слайд №2
Перед вами видео ряд: что может быть общего в данных картинах?
(разное представление о свободе)
Этап I. Вводный: знакомство с понятием, актуализация, формулировка задач
Вводное слово учителя. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть проблемы морально этические, философские, правовые. Все они связаны с категорией свободы. Свобода будоражит умы, ради нее совершаются подвиги и глупости, она воспевается в песнях и проклинается в пьяных разговорах, ее бредят сбившиеся в стаи подростки, во имя нее идут на смерть.
Хорошо известно, что со времен Великой французской революции СВОБОДА рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»,- было записано в статье первой «Декларации прав человека и гражданина». О свободе подробно говорится в статье 27 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в Конституции Р Ф 1993 года
Свободе ставят памятники (в Нью-Йоркской гавани), ей посвящают литературные произведения и научные исследования, картины.
Представляется, что каждый человек знает, что имеется в виду, когда речь заходит о свободе. Однако не все так просто. Великий поэт и мудрец Иоганн Вольганг Гете говорил: «Свобода- странная вещь». О том, что люди легко вводятся в заблуждение соблазнительным именем свободы, знал уже Т Гоббс. Об этом писал Гегель: «Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы».
Так что же такое свобода?
Демонстрируется слайд №3
Свобода – ценность или груз?
Пусть каждый сам решит сегодня,
Куда стремлюсь, чего страшусь?
Смогу ли быть ее достойным?
Где мне найти ключи от двери,
Той, что к свободе приведет?
В поводырей уже не верю,
Свободу каждый сам найдет.
Этап II. Многообразие ассоциаций с понятием «СВОБОДА»
Цель: определить различные аспекты трактовки понятия «свобода», способствовать осмыслению общих черт в ее толковании: категория определяется в отношениях с волей, произволом, выбором, собственностью, ответственностью. Учитель предлагает обсудить проблему.
Какие понятия ассоциируются со словом « свобода»?
Демонстрируется слайд №4
свобода- воля
-Что такое воля? В толковом словаре Вл. Даль ставит рядом со словом «СВОБОДА» слово «СЛОБОДА». Он пишет «СЛОБОДА»- вольное поселение. Свобода- своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинение чужой воле. В повести Гоголя «Тарас Бульба» так ли строятся отношения между казаками? (нет, существуют наказания за воровство, убийство). Какие пословицы и поговорки вы знаете о воле.( волю дать- добра не видать, боле воли -хуже доля)
Вывод: Пословицы и поговорки предостерегают от злоупотребления свободой: «Вольница» не означала автономии личности, а заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой.
: Когда человек выходит из тюрьмы, то один говорит ""ну! выхожу на волю! ", а второй говорит "выхожу на свободу". Как может сложиться судьба каждого из них?
Первый вернется обратно через считанные дни, - в этом можно не сомневаться. Его "воля" как раз разрешение себе не соблюдать некоторые ограничения. Он еще не осознал, что такое свобода. Он путает ее с волей (слово это, к сожалению, в русском языке имеет два значения).
свобода- произвол
Демонстрируется слайд №5
(демонстрируется фрагмент фильма «Человек с бульвара капуцинов»
Когда человек осуществляет свою волю, не считаясь с нормами человеческого общежития, интересами других людей -это произвол. Произвол и свобода не одно и то же. Произвол- нечто противоположное свободе., нарушение ее культурных рамок . ( чиновничий . милицейский, государственный, школьный ) Несколько столетий назад Б Паскаль утверждал «нехорошо быть слишком свободным»
Вывод: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека,.
Демонстрируется слайд №6
Свобода соблазнительна как женщина и опасна как баррикада
Свобода-выбор
Демонстрируется слайд №7
Существует притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна из них смирилась со своей участью, прекратила сопротивление и погибла. Другая же продолжала прыгать, хотя ее прыжки и казались бессмысленными. Под ударами лягушачьих лапок сметана постепенно загустела, превратилась в комок твердого масла. Лягушка обрела в нем опору и выпрыгнула из банки.
Подобная притча существует о рыбаках, попавших в шторм. Два баркаса относило сильным ветром к скалам. В одном баркасе рыбаки смирились с участью и легли на дно баркаса. В другом баркасе рыбаки изо всех сил гребли против ветра. Первый баркас разбился о скалы. Второй — спасся. (См. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого)
Человек, будучи свободным, свободен выбирать между добром и злом, правдой и ложью, светом и тьмой. Как в литературе рассматривается проблема свободы выбора?
(«Тарас Бульба» Гоголя, «Русские женщины» Некрасова, «Князь серебряный» А Толстого, «Война и мир» Л. Толстого )
Вывод: человек хозяин своей судьбы.
Демонстрируется слайд №8
Свобода совести и свобода человека: как эти два понятия уживаются вместе?
Дать обет послушания_ значит отречься от неотъемлемого права человека- от свободы?
Рассуждения учащихся (в качестве примера приводится поэма М Ю Лермонтова «Мцыри»
Вывод: можно быть свободным в монастыре, можно оставаться несвободным на свободе (в плену своих дурных эмоций)
От чего зависит выбор человека?
Ученики вместе с учителем составляют схему:
Демонстрируется слайд №9
Демонстрируется слайд №10
4. Свобода – собственность.
Я люблю деньги за то, что они дают ощущение свободы (ПушкинА.С.);
-Жизнь видишь правильно только с высоты горы золота
«Деньги - это свобода, выкованная из золота».
(Э.М. Ремарк)
-Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно;
Ипотека- свобода или зависимость?
Учитель активизирует деятельность учащихся проблемными вопросами, вовлекая учащихся в беседу, в ходе которой они самостоятельно приходят к выводу: деньги нужны ради улучшения жизни.
Демонстрируется слайд №11
Свобода – познанная необходимость
Так трактовали свободу многие философы – Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.
Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится.
Вывод: В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».
Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.
Этап III
Границы свободы
Демонстрируется слайд №12
Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы.
Ответить на вопрос о птичьей свободе поможет фрагмент книги
Владимира Солоухина «Камешки на ладони»
«Сложилось банальное представление о птичьей свободе, которая возведена нами чуть ли не в символ, не в идеал.
«Свободен как птица», «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда…»
Правда, что птица на знает человеческих морально-психологических и государственных границ. Вчера полетела над морем прямо в Турцию. Отсюда, наверное, и сложилась такое представление о птичьей свободе.
Между тем у них есть, оказывается, свои границы. Каждая птица живет в железных цепях и путах предписанных ей законов, обстоятельств, необходимости.
участок обитания строго ограничен фактом обитания вокруг птиц, не допускающих вторжения со стороны.
Трудоемкая необходимость из травинок и хворостинок делать гнездо или выдалбливать его в древесине.
изнурительная необходимость сидеть неподвижно и согревать яйцо.
Занудная механическая работа – доставлять птенцам десятки тысяч червяков и мошек.
да и для собственного горения надо проглотить пищи в сутки с превышением иногда своего же веса.
а затем властная необходимость подчиняться законам стаи, необходимость лететь за три, за семь, за двенадцать тысяч километров, набивая себе под крыльями костяные мозоли.
За все это несколько мимолетных радостей в году – поиграть и спариться, - что , впрочем, тоже есть не что иное, как предписанная природой и может быть, самая железная необходимость.»
Попробуйте продолжить фразу: «я свободен, так как…
….
:
Когда мы превращаемся в рабов, даже если на наших руках отсутствуют оковы? (рабы желаний: любви) .
А у человека каковы границы свободы? Есть ли абсолютная свобода? (свободы должно быть столько, чтобы она не мешала рядом живущим)
Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы: абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь- права и свободы других людей, природные , общественные условия, традиции, нормы права и морали.
Демонстрируется слайд №13
Свобода и ответственность
Как соотносятся между собой два таких понятия как свобода и ответственность?
Учитель активизирует деятельность учащихся проблемными вопросами, вовлекая учащихся в беседу, в ходе которой они самостоятельно приходят к выводу: направление вектора к абсолютной свободе ошибочно.
Преодолевая собственный эгоизм, взяв на себя ответственность за выбор, человек становится по-настоящему свободным. Таким образом, «долг», «ответственность», «самоограничение» – то, что на первый взгляд кажется ограничителем свободы, на деле является ключами, размыкающими цепи рабства и внешнего и внутреннего.
( Приводится пример: выбор Я Корчака)
Демонстрируется слайд №14
Выводы:
1 Абсолютная свобода опасна для личности и общества.
2. Абсолютная свобода внешняя недостижима, так как существуют объективные ограничители, которые нельзя не учитывать.
3. Добровольный отказ от свободы ради власти, денег, сытости и благополучия – явление достаточно типичное.
Свобода как ценность(цитаты великих о свободе)
(итог урока):
Как изменилось ваше отношение к свободе?
Демонстрируется слайд №15
Символы свободы.
Подводя итоги урока, учитель обсуждает с ребятами ситуации из реальной жизни, где главное правило: « Твоя свобода – это свобода выбирать будущее и нести ответственность за свой выбор перед самим собой.»