kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Свобода деятельности человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности. Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность. Урок состоит из нескольких этапов, в ходе прохождения которых ученики высказывают своё мнение по проблеме ,подводят  итоги обсуждения, оценивая работу на каждом этапе. Хорошо известно, что со времен Великой французской революции СВОБОДА рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»,- было записано в статье первой «Декларации прав человека и гражданина». О свободе подробно говорится в статье 27 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в Конституции Р Ф  1993 года

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Свобода деятельности человека" »

Свобода в деятельности человека.

Цели урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися системы теоретических знаний по теме, привлекая их собственный социальный опыт, знания по литературе, направляя их на самостоятельное определение ценности этого явления для отдельного индивида и для общества, путей достижения абсолютной свободы и отношение к ней;

способствовать пониманию связи между свободой и ответственностью, свободой и самоограничением как важнейших условий достижения свободы.

Развивающие:

формировать основы базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.

Воспитательные:

моделировать ситуации, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формировать ценностные отношения ученика к окружающему миру и к людям;

создавать условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.

Организация учебного процесса:

Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности. Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.

Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.

Оборудование: доска, на которой в начале урока написаны слова :свобода- воля; свобода- произвол; свобода- выбор; свобода-собственность; свобода- ответственность; иллюстрации, фрагменты фильмов, музыка


ХОД УРОКА

Урок состоит из нескольких этапов, в ходе прохождения которых ученики высказывают своё мнение по проблеме ,подводят итоги обсуждения, оценивая работу на каждом этапе.


Демонстрируется слайд №2














Перед вами видео ряд: что может быть общего в данных картинах?

(разное представление о свободе)

Этап I. Вводный: знакомство с понятием, актуализация, формулировка задач


Вводное слово учителя. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть проблемы морально этические, философские, правовые. Все они связаны с категорией свободы. Свобода будоражит умы, ради нее совершаются подвиги и глупости, она воспевается в песнях и проклинается в пьяных разговорах, ее бредят сбившиеся в стаи подростки, во имя нее идут на смерть.

Хорошо известно, что со времен Великой французской революции СВОБОДА рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»,- было записано в статье первой «Декларации прав человека и гражданина». О свободе подробно говорится в статье 27 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в Конституции Р Ф 1993 года

Свободе ставят памятники (в Нью-Йоркской гавани), ей посвящают литературные произведения и научные исследования, картины.

Представляется, что каждый человек знает, что имеется в виду, когда речь заходит о свободе. Однако не все так просто. Великий поэт и мудрец Иоганн Вольганг Гете говорил: «Свобода- странная вещь». О том, что люди легко вводятся в заблуждение соблазнительным именем свободы, знал уже Т Гоббс. Об этом писал Гегель: «Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы».

Так что же такое свобода?


Демонстрируется слайд №3



Свобода – ценность или груз?

Пусть каждый сам решит сегодня,

Куда стремлюсь, чего страшусь?

Смогу ли быть ее достойным?

Где мне найти ключи от двери,

Той, что к свободе приведет?

В поводырей уже не верю,

Свободу каждый сам найдет.





Этап II. Многообразие ассоциаций с понятием «СВОБОДА»


Цель: определить различные аспекты трактовки понятия «свобода», способствовать осмыслению общих черт в ее толковании: категория определяется в отношениях с волей, произволом, выбором, собственностью, ответственностью. Учитель предлагает обсудить проблему.

Какие понятия ассоциируются со словом « свобода»?

Демонстрируется слайд №4


  1. свобода- воля



-Что такое воля? В толковом словаре Вл. Даль ставит рядом со словом «СВОБОДА» слово «СЛОБОДА». Он пишет «СЛОБОДА»- вольное поселение. Свобода- своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинение чужой воле. В повести Гоголя «Тарас Бульба» так ли строятся отношения между казаками? (нет, существуют наказания за воровство, убийство). Какие пословицы и поговорки вы знаете о воле.( волю дать- добра не видать, боле воли -хуже доля)

Вывод: Пословицы и поговорки предостерегают от злоупотребления свободой: «Вольница» не означала автономии личности, а заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой.


: Когда человек выходит из тюрьмы, то один говорит ""ну! выхожу на волю! ", а второй говорит "выхожу на свободу". Как может сложиться судьба каждого из них?

Первый вернется обратно через считанные дни, - в этом можно не сомневаться. Его "воля" как раз разрешение себе не соблюдать некоторые ограничения. Он еще не осознал, что такое свобода. Он путает ее с волей (слово это, к сожалению, в русском языке имеет два значения).


  1. свобода- произвол

Демонстрируется слайд №5


(демонстрируется фрагмент фильма «Человек с бульвара капуцинов»


Когда человек осуществляет свою волю, не считаясь с нормами человеческого общежития, интересами других людей -это произвол. Произвол и свобода не одно и то же. Произвол- нечто противоположное свободе., нарушение ее культурных рамок . ( чиновничий . милицейский, государственный, школьный ) Несколько столетий назад Б Паскаль утверждал «нехорошо быть слишком свободным»

Вывод: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека,.

Демонстрируется слайд №6


Свобода соблазнительна как женщина и опасна как баррикада


  1. Свобода-выбор

Демонстрируется слайд №7


Существует притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна из них смирилась со своей участью, прекратила сопротивление и погибла. Другая же продолжала прыгать, хотя ее прыжки и казались бессмысленными. Под ударами лягушачьих лапок сметана постепенно загустела, превратилась в комок твердого масла. Лягушка обрела в нем опору и выпрыгнула из банки.


Подобная притча существует о рыбаках, попавших в шторм. Два баркаса относило сильным ветром к скалам. В одном баркасе рыбаки смирились с участью и легли на дно баркаса. В другом баркасе рыбаки изо всех сил гребли против ветра. Первый баркас разбился о скалы. Второй — спасся. (См. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого)


Человек, будучи свободным, свободен выбирать между добром и злом, правдой и ложью, светом и тьмой. Как в литературе рассматривается проблема свободы выбора?

(«Тарас Бульба» Гоголя, «Русские женщины» Некрасова, «Князь серебряный» А Толстого, «Война и мир» Л. Толстого )


Вывод: человек хозяин своей судьбы.


Демонстрируется слайд №8

Свобода совести и свобода человека: как эти два понятия уживаются вместе?




Дать обет послушания_ значит отречься от неотъемлемого права человека- от свободы?

Рассуждения учащихся (в качестве примера приводится поэма М Ю Лермонтова «Мцыри»

Вывод: можно быть свободным в монастыре, можно оставаться несвободным на свободе (в плену своих дурных эмоций)




От чего зависит выбор человека?

Ученики вместе с учителем составляют схему:

Демонстрируется слайд №9



Демонстрируется слайд №10


4. Свобода – собственность.




Я люблю деньги за то, что они дают ощущение свободы (ПушкинА.С.);


-Жизнь видишь правильно только с высоты горы золота

«Деньги - это свобода, выкованная из золота».

(Э.М. Ремарк)



-Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно;

Ипотека- свобода или зависимость?


Учитель активизирует деятельность учащихся проблемными вопросами, вовлекая учащихся в беседу, в ходе которой они самостоятельно приходят к выводу: деньги нужны ради улучшения жизни.

Демонстрируется слайд №11


Свобода – познанная необходимость




Так трактовали свободу многие философы – Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.

Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится.

Вывод: В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.


Этап III

Границы свободы


Демонстрируется слайд №12


Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы.









Ответить на вопрос о птичьей свободе поможет фрагмент книги

Владимира Солоухина «Камешки на ладони»

«Сложилось банальное представление о птичьей свободе, которая возведена нами чуть ли не в символ, не в идеал.

«Свободен как птица», «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда…»

Правда, что птица на знает человеческих морально-психологических и государственных границ. Вчера полетела над морем прямо в Турцию. Отсюда, наверное, и сложилась такое представление о птичьей свободе.

Между тем у них есть, оказывается, свои границы. Каждая птица живет в железных цепях и путах предписанных ей законов, обстоятельств, необходимости.

  1. участок обитания строго ограничен фактом обитания вокруг птиц, не допускающих вторжения со стороны.

  2. Трудоемкая необходимость из травинок и хворостинок делать гнездо или выдалбливать его в древесине.

  3. изнурительная необходимость сидеть неподвижно и согревать яйцо.

  4. Занудная механическая работа – доставлять птенцам десятки тысяч червяков и мошек.

  5. да и для собственного горения надо проглотить пищи в сутки с превышением иногда своего же веса.

  6. а затем властная необходимость подчиняться законам стаи, необходимость лететь за три, за семь, за двенадцать тысяч километров, набивая себе под крыльями костяные мозоли.

За все это несколько мимолетных радостей в году – поиграть и спариться, - что , впрочем, тоже есть не что иное, как предписанная природой и может быть, самая железная необходимость.»


Попробуйте продолжить фразу: «я свободен, так как…

….

:

Когда мы превращаемся в рабов, даже если на наших руках отсутствуют оковы? (рабы желаний: любви) .


А у человека каковы границы свободы? Есть ли абсолютная свобода? (свободы должно быть столько, чтобы она не мешала рядом живущим)

Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы: абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь- права и свободы других людей, природные , общественные условия, традиции, нормы права и морали.



Демонстрируется слайд №13








Свобода и ответственность


Как соотносятся между собой два таких понятия как свобода и ответственность?

Учитель активизирует деятельность учащихся проблемными вопросами, вовлекая учащихся в беседу, в ходе которой они самостоятельно приходят к выводу: направление вектора к абсолютной свободе ошибочно.

Преодолевая собственный эгоизм, взяв на себя ответственность за выбор, человек становится по-настоящему свободным. Таким образом, «долг», «ответственность», «самоограничение» – то, что на первый взгляд кажется ограничителем свободы, на деле является ключами, размыкающими цепи рабства и внешнего и внутреннего.

( Приводится пример: выбор Я Корчака)


Демонстрируется слайд №14

Выводы:

1 Абсолютная свобода опасна для личности и общества.

2. Абсолютная свобода внешняя недостижима, так как существуют объективные ограничители, которые нельзя не учитывать.

3. Добровольный отказ от свободы ради власти, денег, сытости и благополучия – явление достаточно типичное.


Свобода как ценность(цитаты великих о свободе)

(итог урока):

Как изменилось ваше отношение к свободе?


Демонстрируется слайд №15

Символы свободы.

Подводя итоги урока, учитель обсуждает с ребятами ситуации из реальной жизни, где главное правило: « Твоя свобода – это свобода выбирать будущее и нести ответственность за свой выбор перед самим собой.»

Заканчивает урок словами Леонида Мартынова:


Я уяснил,

Что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на свете.

И знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за все в ответе!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Свобода деятельности человека"

Автор: Пахомова Светлана Степановна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему: "Свобода в деятельности человека" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoboda-v-dieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "109723"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404969926"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniie-svoboda-v-dieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "109727"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404972824"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок в 10 классе "Свобода в деятельности человека""
    ["seo_title"] => string(49) "urok_v_10_klasse_svoboda_v_deiatelnosti_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "490861"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1544848417"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "урок на тему "Свобода и моральный выбор" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-na-tiemu-svoboda-i-moral-nyi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "114924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411738479"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Дискуссионный клуб "Свобода, ответственность, выбор" "
    ["seo_title"] => string(49) "diskussionnyi-klub-svoboda-otvietstviennost-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "165570"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422816452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства