kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Судьба Русской православной церкви в XVII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 7 класса при изучении темы "Русская православная церковь"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«7 кл Судьба русской пр.церкви»

Тема: Судьба Русской православной церкви в 17 веке


История  (7 класс)

Учебник: Российская история нового времени 16-18 века Данилов Д.Д., Павлова Н.С

Страницы: с 141 по 149

Наглядно-демонстрационные материалы:

проектор,
иллюстрации в учебнике, карточки с датами, Power Point

Вводная часть:

1. Организация начала урока
2. Проверка домашнего задания по теме «Российское государство и его жители в 17 веке».

Народы разных национальностей населяли Россию в 17 веке.
1.Давайте вспомним какие это народы?(русские, чуваши, татары, башкиры, мордва, марийцы, корелы, коми)
2.Объединяла ли эти народы единая религия?(нет)
3.Какую религию исповедывали русские?(православное христианство)
4.А какую религию исповедывали другие народы?(язычество,ислам)
5.Как православные русские называли этих людей? (инородцами)
6.Заставляли ли инородцев насильно принимать христианство?(Да. При Алексее Михайловиче русские воеводы уничтожали языческие идолы и мусульманские мечети)
7.Казаки были православными?(да)
8.У казаков в 1670 году атаманом стал С.Разин. В какие годы происходило восстание под его предводительством?(1670-1671)
Мы знаем ,что он рассылал повсюду «прелестные письма». В них он предлагал «Кто хочет Богу да государю, да великому войску, да Степану Тимофеевичу послужить…изменников мирских кровопийцев худых бояр да приказных вывадить». Видим, что на первом месте Бог, а потом государь. Существовала глубокая вера в Бога. И против государя не выступал, так как считалось что именно Бог выбирает царей.

Вывод: православная церковь пользовалась глубоким уважением среди русского народа

Основная часть:

Сегодня на уроке мы будем говорить о судьбе Русской православной церкви в 17 веке
Объявление темы и целей урока

- Положение церкви в России 17 века
В годы Смуты, когда рушились привычные устои жизни, а люди оказывались в круговороте стремительно сменяющихся событий, православие помогло каждому осознать себя истинно русским человеком и позволило выстоять всему Российскому государству.
Однако некоторые священники не уделяли достаточно времени своим прихожанам, не читали им проповедей о смысле христианской веры, и сами бывали замечены в грехах пьянства и чревоугодия.
До появления книгопечатания церковные книги переписывались вручную. По невнимательности и малограмотности переписчиков в них появлялись ошибки, которые перекочевывали из одной рукописи в другую.
Вопрос учащимся- как вы думаете назрела ли необходимость навести порядок в православной церкви (да)
Назрела необходимость привести церковные тексты и обряды к единым образцам. Несмотря на то ,что авторитет церкви в русском обществе был высоким, но его следовало бы укрепить

-деятельность ревнителей древней церкви
В 1640-х годах в Москве сложился кружок ревнителей благочестия, возглавляемого Стефаном Вонифатьевым . Ревнители были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе. В него вошли князь Львов, священник Аввакум, монах Никон.

-церковные нововведения
В 1652 году патриархом Русской православной церкви стал Никон.
(Рассказ учителя о жизни Никона, рассмотреть иллюстрации с изображением Никона на стр. 145,148)

В 1653 году началась церковная реформа
Но как правильно провести реформу, по каким образцам - древнерусским или греческим - править книги? Никон пришел к выводу о «неисправности» древнерусских книг и обрядов, которые по этой причине нельзя брать за образец. Он считал, что править тексты необходимо по старинным византийским рукописям, так как именно оттуда пришло на Русь православие.
Но у него были противники ( протопоп Аввакум), которые считали , что хотя православная вера и пришла на Русь из Византии, но православные христиане, попав под власть турок утратили чистоту веры. Они доказывали, что править церковные тексты по греческим книгам нельзя, надо искать старинные русские книги. Бывшие друзья перестали встречаться. Между Никоном и другими «ревнителями» произошли серьезные размолвки
Реформа Никона

До реформы После реформы
Креститься двумя перстями

Петь аллилуйя два раза

Во время крестного хода идти по солнцу

Совершать земные поклоны

Писать Исус Христос Креститься тремя перстями

Петь аллилуйя три раза

Против солнца


Поясные поклоны

Иисус Христос

Иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам

В церкви произошел раскол. Старообрядцы- сторонники старых порядков - отказались признавать нововведения. Вождем стал протопоп Аввакум. Он говорил: «Лучше человеку не родиться, чем тремя перстами креститься…потому что крещение еретическое – не крещение, а осквернение».

В 1682 году Аввакума и его сторонников сожгли, объявив еретиками.
Преследуемые правительством старообрядцы уходили в леса Севера и Сибири, где основывали свои скиты - уединенные укрепленные поселения.
Если до них добирались государевы служилые люди и требовали креститься по новому, раскольники устраивали «гари». Все жители скита собирались в церкви и сжигали себя, уверенные в том, что «кто сожжется, тот и спасется».
В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

-Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном.

Суть конфликта - борьба за власть.
В 1654 году царь, отправляясь на войну с поляками, поручил Никону управление государством в свое отсутствие. Чувствуя свое особое положение, патриарх начал говорить о равенстве и даже превосходстве власти церковной над властью государевой. Такие настроения не могли понравиться боярам и государю. В 1666 году на земском соборе постановили лишить Никона патриаршего сана и сослать в Ферапонтов монастырь.
Таким образом, в России, которая считала себя центром истинного христианства, в 17 веке значение церкви было ослаблено спорами церковной и светской власти, противоречивой реформой обрядов и церковным расколом.

Завершающая часть:

Закрепление изученного материала
Соотнести исторические факты:
Стефан Вонифатьев Кружок ревнителей древнего благочестия

Никон Церковная реформа 1653года

Протопоп Аввакум старообрядцы

Земский собор 1666 года лишение Никона патриаршего сан


Выставление оценок учащимся

Домашнее задание:

Первого уровня:

-Стр.141-149 &14 пересказ
-закрепить изученные даты, понятия
-ответить устно на вопросы к источникам на стр.148-149 учебника

Второго уровня:

-ответить устно на вопросы к источникам на стр.148-149 учебника

Третьего уровня:

реферат на темы"Биография Никона","Биография Аввакума"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Судьба Русской православной церкви в XVII веке

Автор: Хазиев Рамиль Радисович

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Классный час.  4 ноября - День народного единства "
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "115844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412153517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства