kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Суд истории над Александром I.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cеминар-диспут на тему «Суд истории над Александром I».

Организатор: Мелкумян Элина Николаевна, преподаватель истории высшей квалификационной категории в частном профессиональном  образовательном учреждении 

«Пятигорский техникум экономики и управления» (ЧПОУ ПТЭИТ).

Поставленные задачи:

1) Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении внешней и внутренней политики Александра I;

2) Дать оценку деятельности Александра I как личности и человека;

3) Научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, аргументировано и логично вести дискуссию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Суд истории над Александром I. »

«Суд истории над Александром I».

Семинар-диспут.


Мелкумян Элина Николаевна, преподаватель истории высшей квалификационной категории.


Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и управления» (ЧПОУ ПТЭИТ).


Задачи:

1) Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении внешней и внутренней политики Александра I;

2) Дать оценку деятельности Александра I как личности и человека;

3) Научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, аргументировано и логично вести дискуссию.


Литература:

1) «Хрестоматия по истории России в 4 томах». Том 1. М, 2014.

2) Юрганов А.Л., Кацва Л.А., «История России XVI-XIX в.». М, 2014.

3) Борисов В.Н., «Александр I». М, 2013.


Ход семинара:

I. Вступительное слово преподавателя:

Сегодня мы рассмотрим личность Александра I как человека и крупного политического деятеля, в котором наиболее сильно выразились черты противоречия, характерные для его эпохи: «просвещенный абсолютизм» Екатерины II и тирания Павла I. Перед вами еще раз пройдут наиболее яркие и образные события противоречивого царствования Александра I.


Председательствующий – преподаватель.

Присяжные – учащиеся.


II. Процесс начинается со вступительного слова обвинения и защиты.

Прокурор: Уважаемый суд и присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности Александра I. Обвинение намерено доказать, что подсудимый Александр I, во-первых, принял участие в заговоре против Павла I, в результате чего Павел Петрович Романов был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Во-вторых, Александр окружил себя грубыми и бездарными людьми, такими как Аракчеев и Растопчин, которые выступали за незыблемость самодержавия и крепостничества, отправил в ссылку Сперанского М.М. – выдающегося политического деятеля; по приказу Александра I насильственно насаждались военные поселения, в которых крестьяне подвергались жесточайшей эксплуатации. При нём в стране царили коррупция и взяточничество. И за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать.


Адвокат: Уважаемый суд и присяжные! Представитель обвинения перечислил все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем Вам, что Александр I не желал смерти Павлу I, а был вовлечен в действия заговорщиков Паленом, который умышленно настраивал Павла I против сына. Александр I, узнав о намерениях заговорщиков отрешить отца от власти, требовал чтобы ему сохранили жизнь.

Кроме того, мы докажем, что в своих действиях он руководствовался только соображениями пользы государству. При нем России удалось отстоять независимость в борьбе с Наполеоном. Ему удалось поднять экономику страны, отменить «вето» на торговлю с Англией.


Судья: Подсудимый, Вы вызываетесь судом для допроса. Что Вы можете сказать по сути предложенных Вам обвинений?


Александр I: Я рос при дворе бабушки Екатерины II и получил хорошее воспитание и образование. Екатерина II пригласила ко мне воспитателем умеренного республиканца Лагарпа, который проводил со мной беседы на либеральные темы. Одновременно я отдавал много времени разным тонкостям прусского искусства. Тогда же я сблизился и с любимцем отца Аракчеевым. Поскольку отец и бабушка испытывали друг к другу враждебные чувства, Екатерина II сослала отца с семьей в Гатчину, а нас с братом оставила при дворе. После смерти бабушка в 1796 году, отец вступил на престол и пытался искоренить все начинания государыни. Он превратил столицу в подобие казармы, в армии были установлены прусские порядки и муштра; прекратил торговлю с Англией; запретил въезд и выезд за границу, отменил Указ о вольности дворянства (1762 г.), всячески ущемлял права дворян, чем и вызвал недовольство аристократии. В результате его деятельности возник заговор, в котором принимали участие Пален, Бенигсен, Яшвиль, братья Зубовы, Вяземский.

Мое правление было встречено дворянством с радостью. Этот период называли периодом «просвещенного абсолютизма». При мне открывались университеты, лицеи, гимназии. Я возобновил экономические отношения с Англией, что привело к активному вывозу товаров и росту товарооборота. При мне был организован «Негласный комитет», разработавший указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещик мог освобождать своих крестьян, получив с них выкуп. Я ввел министерскую систему управления, основанную на единоначалии, чтобы ликвидировать самоуправство и беззаконие.

В вопросах внешней политики я также добился определенных результатов. В 1809 году в состав России вошла Финляндия, а в 1812 году нам удалось изгнать Наполеона не только из России, но и из Польши и Пруссии. Благодаря моим усилиям удалось сплотить Англию, Пруссию, Австрию, Швецию и разгромить Наполеона в октябре 1813 года при Лейпциге. Кроме того, я был инициатором создания «Священного союза», призванного решать вопросы о послевоенном устройстве. Приняв страну в состоянии беззакония и террора, я навел в ней порядок, увеличил её территорию за счёт присоединения Финляндии в 1809 году и Герцогства Варшавского в 1814 году. Поэтому предъявленные мне обвинения я считаю несправедливыми и несоответствующими действительности.


Судья: Господин Прокурор, Вы можете перейти к перекрестному допросу.


Прокурор: Сколько Вам было лет, когда был убит Ваш отец?


Александр I: 23 года.


Прокурор: Вы знали о заговоре, но не предупредили Павла I?


Александр I: Меня поставил в известность Пален, одновременно объявив, что по приказу отца я подвергаюсь домашнему аресту, вместе с братом Константином и матерью. Все мои попытки переговорить с отцом лично завершались провалом, да и в случае разговора «с глазу на глаз» он был все равно мне не поверил, так что я был бессилен помочь.


Прокурор: Какие изменения в государстве Вы произвели после вступления на престол и с какой целью?


Александр I: Первым моим желанием было облегчить положение крестьян и дать народу Конституцию. В 1803 году мною был издан указ «О вольных хлебопашцах», благодаря которому было освобождено от крепостной зависимости 47 тысяч крестьян. В 1802 году я реорганизовал систему управлений. Вместо 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, иностранных дел, внутренних дел.


Прокурор: Вы отправили в ссылку М.М. Сперанского – крупного государственного деятеля, разработавшего принцип разделения властей.


Александр I: Я вынужден был пойти на эту крайнюю мер, т.к. проект Конституции, разработанный Сперанским, и в частности план наделить всех граждан равными правами вызвал недовольство в дворянской среде.


Прокурор: С какой целью в России насаждались военные поселения?


Александр I: Система набора в армию «рекрутчина» не позволяла резко увеличить армию в случае войны и сокращать в мирное время. Поэтому мне пришла идея создания военных поселений, которую поддержал Аракчеев.


Прокурор: Вы жестоко подавляли любой бунт, любое инакомыслие. Так, в 1820 году в Семеновском полку началось восстание из-за плохого обращения с солдатами, которое было жестоко подавлено. В это же время Вы оставили политику реформ и вступили на путь реакции.


Александр I: Любой бунт или восстание подрывают устои государства. Для поддержания порядка в стране нужна жесткая дисциплина.


Адвокат: За время царствования моего подзащитного были открыты университеты и высшие учебные заведения в Харькове, Вильно, Казани. В 1804 году был издан «Устав университетов», предоставивший вузам автономию. В это же время было создано Министерство народного просвещения. Что касается внешней политики, то государь показал себя тонким государственником и истинным патриотом. Понимая, что избежать войны с Наполеоном не удастся, он заключил с ним в июне 1807 года Тильзитский мир, для того, чтобы дать стране возможность подготовиться к боевым действиям. Когда Наполеон вторгся в Россию, 12 июня 1812 года Александр отправился в армию и в июле 1812 года издал указ о создании народного ополчения, кроме того он отказался подписывать мирный договор с Бонапартом, когда он уже был в Москве и тем самым признать свою страну побежденной. По его приказу Барклая де Толи заменил на посту командующего армией М.И. Кутузов. По инициативе императора в 1814 году был созван Венский конгресс.


Судья: С какой целью был создан «Священный союз»?


Александр I: Он был призван обеспечить укрепление прежних феодальных династий и подавить революционные движения.


Адвокат: В марте 1818 года император объявил о своем намерении дать России конституционное устройство. К 1821 году Новосильцев и Вяземский разработали проект Государственной уставной грамоты Российской империи. Согласно этому документу Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 18 наместничеств. Кроме того, в Уставную грамоту были вписаны гарантии неприкосновенности личности. Однако к этому времени у Александра пропал интерес к Конституции и проект был отложен.


Заключительное слово учителя:

Александр реализовывал два противоположных направления политики: просвещенно-реформаторское и самодержавно-крепостническая. Всю жизнь в душе его боролись два начала: гуманное, привитое бабушкой Екатериной и милитаристское, наследованное от отца. Эта двойственность отразилась на всем политическом курсе императора Александра I.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Суд истории над Александром I.

Автор: Мелкумян Элина Николаевна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока по истории  на тему: "Борьба Руси с западными завоевателями" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-bor-ba-rusi-s-zapadnymi-zavoievatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "139562"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417755991"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Откытый урок по дисциплине "История""
    ["seo_title"] => string(37) "otkytyi-urok-po-distsiplinie-istoriia"
    ["file_id"] => string(6) "304251"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457691051"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Задания по истории для студентов 1 курса"
    ["seo_title"] => string(43) "zadaniia-po-istorii-dlia-studientov-1-kursa"
    ["file_id"] => string(6) "252646"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447422138"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Воспитанность – в деле любом нужна, невоспитанным быть – большая беда» "
    ["seo_title"] => string(70) "vospitannost-v-dielie-liubom-nuzhna-nievospitannym-byt-bol-shaia-bieda"
    ["file_id"] => string(6) "122026"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414141599"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Презентация к уроку Истории и культуры Санкт-Петербурга для 6 класса по теме "Средневековые храмы и монастыри нашего края.""
    ["seo_title"] => string(120) "priezientatsiiakurokuistoriiikulturysanktpietierburghadlia6klassapotiemiesriednieviekovyiekhramyimonastyrinashieghokraia"
    ["file_id"] => string(6) "319377"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460810808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства