Просмотр содержимого документа
«Суд истории над Александром I. »
«Суд истории над Александром I».
Семинар-диспут.
Мелкумян Элина Николаевна, преподаватель истории высшей квалификационной категории.
Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и управления» (ЧПОУ ПТЭИТ).
Задачи:
1) Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении внешней и внутренней политики Александра I;
2) Дать оценку деятельности Александра I как личности и человека;
3) Научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, аргументировано и логично вести дискуссию.
Литература:
1) «Хрестоматия по истории России в 4 томах». Том 1. М, 2014.
2) Юрганов А.Л., Кацва Л.А., «История России XVI-XIX в.». М, 2014.
3) Борисов В.Н., «Александр I». М, 2013.
Ход семинара:
I. Вступительное слово преподавателя:
Сегодня мы рассмотрим личность Александра I как человека и крупного политического деятеля, в котором наиболее сильно выразились черты противоречия, характерные для его эпохи: «просвещенный абсолютизм» Екатерины II и тирания Павла I. Перед вами еще раз пройдут наиболее яркие и образные события противоречивого царствования Александра I.
Председательствующий – преподаватель.
Присяжные – учащиеся.
II. Процесс начинается со вступительного слова обвинения и защиты.
Прокурор: Уважаемый суд и присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности Александра I. Обвинение намерено доказать, что подсудимый Александр I, во-первых, принял участие в заговоре против Павла I, в результате чего Павел Петрович Романов был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Во-вторых, Александр окружил себя грубыми и бездарными людьми, такими как Аракчеев и Растопчин, которые выступали за незыблемость самодержавия и крепостничества, отправил в ссылку Сперанского М.М. – выдающегося политического деятеля; по приказу Александра I насильственно насаждались военные поселения, в которых крестьяне подвергались жесточайшей эксплуатации. При нём в стране царили коррупция и взяточничество. И за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать.
Адвокат: Уважаемый суд и присяжные! Представитель обвинения перечислил все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем Вам, что Александр I не желал смерти Павлу I, а был вовлечен в действия заговорщиков Паленом, который умышленно настраивал Павла I против сына. Александр I, узнав о намерениях заговорщиков отрешить отца от власти, требовал чтобы ему сохранили жизнь.
Кроме того, мы докажем, что в своих действиях он руководствовался только соображениями пользы государству. При нем России удалось отстоять независимость в борьбе с Наполеоном. Ему удалось поднять экономику страны, отменить «вето» на торговлю с Англией.
Судья: Подсудимый, Вы вызываетесь судом для допроса. Что Вы можете сказать по сути предложенных Вам обвинений?
Александр I: Я рос при дворе бабушки Екатерины II и получил хорошее воспитание и образование. Екатерина II пригласила ко мне воспитателем умеренного республиканца Лагарпа, который проводил со мной беседы на либеральные темы. Одновременно я отдавал много времени разным тонкостям прусского искусства. Тогда же я сблизился и с любимцем отца Аракчеевым. Поскольку отец и бабушка испытывали друг к другу враждебные чувства, Екатерина II сослала отца с семьей в Гатчину, а нас с братом оставила при дворе. После смерти бабушка в 1796 году, отец вступил на престол и пытался искоренить все начинания государыни. Он превратил столицу в подобие казармы, в армии были установлены прусские порядки и муштра; прекратил торговлю с Англией; запретил въезд и выезд за границу, отменил Указ о вольности дворянства (1762 г.), всячески ущемлял права дворян, чем и вызвал недовольство аристократии. В результате его деятельности возник заговор, в котором принимали участие Пален, Бенигсен, Яшвиль, братья Зубовы, Вяземский.
Мое правление было встречено дворянством с радостью. Этот период называли периодом «просвещенного абсолютизма». При мне открывались университеты, лицеи, гимназии. Я возобновил экономические отношения с Англией, что привело к активному вывозу товаров и росту товарооборота. При мне был организован «Негласный комитет», разработавший указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещик мог освобождать своих крестьян, получив с них выкуп. Я ввел министерскую систему управления, основанную на единоначалии, чтобы ликвидировать самоуправство и беззаконие.
В вопросах внешней политики я также добился определенных результатов. В 1809 году в состав России вошла Финляндия, а в 1812 году нам удалось изгнать Наполеона не только из России, но и из Польши и Пруссии. Благодаря моим усилиям удалось сплотить Англию, Пруссию, Австрию, Швецию и разгромить Наполеона в октябре 1813 года при Лейпциге. Кроме того, я был инициатором создания «Священного союза», призванного решать вопросы о послевоенном устройстве. Приняв страну в состоянии беззакония и террора, я навел в ней порядок, увеличил её территорию за счёт присоединения Финляндии в 1809 году и Герцогства Варшавского в 1814 году. Поэтому предъявленные мне обвинения я считаю несправедливыми и несоответствующими действительности.
Судья: Господин Прокурор, Вы можете перейти к перекрестному допросу.
Прокурор: Сколько Вам было лет, когда был убит Ваш отец?
Александр I: 23 года.
Прокурор: Вы знали о заговоре, но не предупредили Павла I?
Александр I: Меня поставил в известность Пален, одновременно объявив, что по приказу отца я подвергаюсь домашнему аресту, вместе с братом Константином и матерью. Все мои попытки переговорить с отцом лично завершались провалом, да и в случае разговора «с глазу на глаз» он был все равно мне не поверил, так что я был бессилен помочь.
Прокурор: Какие изменения в государстве Вы произвели после вступления на престол и с какой целью?
Александр I: Первым моим желанием было облегчить положение крестьян и дать народу Конституцию. В 1803 году мною был издан указ «О вольных хлебопашцах», благодаря которому было освобождено от крепостной зависимости 47 тысяч крестьян. В 1802 году я реорганизовал систему управлений. Вместо 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, иностранных дел, внутренних дел.
Прокурор: Вы отправили в ссылку М.М. Сперанского – крупного государственного деятеля, разработавшего принцип разделения властей.
Александр I: Я вынужден был пойти на эту крайнюю мер, т.к. проект Конституции, разработанный Сперанским, и в частности план наделить всех граждан равными правами вызвал недовольство в дворянской среде.
Прокурор: С какой целью в России насаждались военные поселения?
Александр I: Система набора в армию «рекрутчина» не позволяла резко увеличить армию в случае войны и сокращать в мирное время. Поэтому мне пришла идея создания военных поселений, которую поддержал Аракчеев.
Прокурор: Вы жестоко подавляли любой бунт, любое инакомыслие. Так, в 1820 году в Семеновском полку началось восстание из-за плохого обращения с солдатами, которое было жестоко подавлено. В это же время Вы оставили политику реформ и вступили на путь реакции.
Александр I: Любой бунт или восстание подрывают устои государства. Для поддержания порядка в стране нужна жесткая дисциплина.
Адвокат: За время царствования моего подзащитного были открыты университеты и высшие учебные заведения в Харькове, Вильно, Казани. В 1804 году был издан «Устав университетов», предоставивший вузам автономию. В это же время было создано Министерство народного просвещения. Что касается внешней политики, то государь показал себя тонким государственником и истинным патриотом. Понимая, что избежать войны с Наполеоном не удастся, он заключил с ним в июне 1807 года Тильзитский мир, для того, чтобы дать стране возможность подготовиться к боевым действиям. Когда Наполеон вторгся в Россию, 12 июня 1812 года Александр отправился в армию и в июле 1812 года издал указ о создании народного ополчения, кроме того он отказался подписывать мирный договор с Бонапартом, когда он уже был в Москве и тем самым признать свою страну побежденной. По его приказу Барклая де Толи заменил на посту командующего армией М.И. Кутузов. По инициативе императора в 1814 году был созван Венский конгресс.
Судья: С какой целью был создан «Священный союз»?
Александр I: Он был призван обеспечить укрепление прежних феодальных династий и подавить революционные движения.
Адвокат: В марте 1818 года император объявил о своем намерении дать России конституционное устройство. К 1821 году Новосильцев и Вяземский разработали проект Государственной уставной грамоты Российской империи. Согласно этому документу Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 18 наместничеств. Кроме того, в Уставную грамоту были вписаны гарантии неприкосновенности личности. Однако к этому времени у Александра пропал интерес к Конституции и проект был отложен.
Заключительное слово учителя:
Александр реализовывал два противоположных направления политики: просвещенно-реформаторское и самодержавно-крепостническая. Всю жизнь в душе его боролись два начала: гуманное, привитое бабушкой Екатериной и милитаристское, наследованное от отца. Эта двойственность отразилась на всем политическом курсе императора Александра I.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(224) "Презентация к уроку Истории и культуры Санкт-Петербурга для 6 класса по теме "Средневековые храмы и монастыри нашего края.""
["seo_title"] => string(120) "priezientatsiiakurokuistoriiikulturysanktpietierburghadlia6klassapotiemiesriednieviekovyiekhramyimonastyrinashieghokraia"
["file_id"] => string(6) "319377"
["category_seo"] => string(3) "mhk"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1460810808"
}
}