Согласно п.7 ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, и п.5 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Вашему вниманию предлагаю разработку урока по истории. Тема урока «Первые уроки начала Нового времени». Данный урок был разработан в логике системно-деятельностного (компетентностного) подхода и успешно апробирован в МБОУСОШ № 1 7а классе.
При подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС была проведена следующая работа:
· осуществлено целеполагание на основе отбора УУД;
· осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами;
· продумана организация всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
УУД, которые формируются в ходе урока:
- регулятивные: целеполагание;
- познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».
Технологическая карта урока
Предмет
Всеобщая история. Новое время
Тема урока
«Первые уроки начала Нового времени»
Класс
7
Тип урока
Повторительно – обобщающий
Форма урока
Урок – путешествие с элементами игры
План урока
1.Новое время, его содержание и хронологические рамки.
2.Изменения в экономической, политической и духовной жизни.
Цели урока:
Обучающая
Развивающая
Воспитательная
1.Путём систематизации, обобщения и углубления пройденного материала создать целостную картину и подвести итоги развития Европы в начале Нового времени.
2.Развить навыки самостоятельной работы учащихся, решения проблемно-познавательных и творческих заданий, умения работать с картой; способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.
3.Воспитывать дух коллективизма учащихся.
Планируемые результаты
Учащиеся усваивают следующие идеи: географические открытия, технические изобретения, рост научных знаний и рост предпринимательской активности человека привели к встрече миров, к складыванию мирового рынка, к развитию капиталистического хозяйства; в раннее Новое время изменяется повседневная жизнь людей, появляются новые слои населения — предприниматели и наемные работники; «религиозная революция» привела к пониманию необходимости веротерпимости.
Характер учебной деятельности
Системно – деятельностный подход
Методы обучения
Частично - поисковый, эвристический, проблемность.
Проблемное задание:
1.Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения? 2.Подумайте, какие личные качества человека, развивающиеся в XV—XVI вв., позволили сделать вывод о рождении нового типа человека — человека Нового времени.
3.Как вы считаете, что связывает современного человека с эпохой Нового времени? Что из изученного вы считаете полезным лично для себя?
Форма организации учащихся
Работа в группах - выполнение проектного задания, обсуждение, решение познавательных заданий.
Педагогические технологии
-Мыследеятельностная технология
-Проблемное обучение
-Интерактивное обучение
-Игровая технология
-Тестовая технология
-Проектная технология
Приемы деятельности учителя
Организация проверки усвоения знаний, сравнительная характеристика, персонификация (рассказ от имени), организация групповой работы учащихся, создание педагогических ситуаций для решения познавательных задач и проблемных вопросов, выполнение проектного задания
Развитие умений учащихся
Развитие мыслительных операций
Учащиеся воспроизводят известный исторический материал, анализируют изученное, сравнивают, оценивают исторические явления, воссоздают исторические образы, ориентируются в хронологии, актуализируют знания.
Учащиеся развивают картографические умения, выделяют главное, формулируют свое мнение («мне кажется..», «я думаю так…»), объясняют исторические термины.
Создание проектов в группе.
Основные понятия и термины
Новое время, капитализм, абсолютизм, возрождение реформация
Оборудование
-Мультимедийная презентация урока
-Настенная карта «Европа в XVI–XVII вв.»
-Иллюстрации: корабли и портреты первооткрывателей эпохи Великих географических открытий:
1.Корабль Христофора Колумба «Санта - Мария»;
2.Корабль Васко да Гамы «Сао Габриэль»;
3.Корабль Фернана Магеллана «Виктория».
-Раздаточный материал: маршрутный лист с тестовыми заданиями; карты путешественников для команд; листы с проектным заданием и маркеры.
-Эмблемы по количеству обучающихся с кораблями первооткрывателей.
-Эпиграф: «Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом, Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка.
Этот огонь стал предвестником новой эпохи ,так как был неугасим.»
Чарльз Кендалл Адамс, (24.01.1835 -26.07. 1902) американский педагог и историк.
Домашнее задание
Составить кроссворд «Мир в начале нового времени»
Источники информации
1.Учебник А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М., Ванюшкина Всеобщая история. История нового времени 1500-1800: Учебное пособие для 7 классов общеобразовательных учреждений.-М. «Просвещение», 2008
2.Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта + , 1995. — Т. 1
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«сценарий урока Первые уроки начала Нового времени »
Заявка
На участие в муниципальном заочном конкурсе сценариев (конспектов) уроков и внеклассных мероприятий в рамках работы с одарёнными детьми
ФИО учителя
Денисенко Вероника Алексеевна
Должность
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Наименование образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
Контактный телефон
42465
Вид работы
урок
Название работы
«Первые уроки начала Нового времени»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПОРОНАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Конкурс сценариев (конспектов) уроков
Тема урока: «Первые уроки начала Нового времени»
Автор:
Денисенко Вероника Алексеевна
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Поронайск
2014
Пояснительная записка
Согласно п.7 ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, и п.5 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Вашему вниманию предлагаю разработку урока по истории. Тема урока «Первые уроки начала Нового времени». Данный урок был разработан в логике системно-деятельностного (компетентностного) подхода и успешно апробирован в МБОУСОШ № 1 7а классе.
При подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС была проведена следующая работа:
осуществлено целеполагание на основе отбора УУД;
осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами;
подготовлена информационно-образовательная среда;
продумана организация всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
УУД, которые формируются в ходе урока:
- регулятивные: целеполагание;
- познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».
Технологическая карта урока
Предмет
Всеобщая история. Новое время
Тема урока
«Первые уроки начала Нового времени»
Класс
7
Тип урока
Повторительно – обобщающий
Форма урока
Урок – путешествие с элементами игры
План урока
1.Новое время, его содержание и хронологические рамки.
2.Изменения в экономической, политической и духовной жизни.
Цели урока:
Обучающая
Развивающая
Воспитательная
1.Путём систематизации, обобщения и углубления пройденного материала создать целостную картину и подвести итоги развития Европы в начале Нового времени.
2.Развить навыки самостоятельной работы учащихся, решения проблемно-познавательных и творческих заданий, умения работать с картой; способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.
3.Воспитывать дух коллективизма учащихся.
Планируемые результаты
Учащиеся усваивают следующие идеи: географические открытия, технические изобретения, рост научных знаний и рост предпринимательской активности человека привели к встрече миров, к складыванию мирового рынка, к развитию капиталистического хозяйства; в раннее Новое время изменяется повседневная жизнь людей, появляются новые слои населения — предприниматели и наемные работники; «религиозная революция» привела к пониманию необходимости веротерпимости.
Характер учебной деятельности
Системно – деятельностный подход
Методы обучения
Частично - поисковый, эвристический, проблемность.
Проблемное задание:
1.Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения? 2.Подумайте, какие личные качества человека, развивающиеся в XV—XVI вв., позволили сделать вывод о рождении нового типа человека — человека Нового времени. 3.Как вы считаете, что связывает современного человека с эпохой Нового времени? Что из изученного вы считаете полезным лично для себя?
Форма организации учащихся
Работа в группах - выполнение проектного задания, обсуждение, решение познавательных заданий.
Педагогические технологии
-Мыследеятельностная технология
-Проблемное обучение
-Интерактивное обучение
-Игровая технология
-Тестовая технология
-Проектная технология
Приемы деятельности учителя
Организация проверки усвоения знаний, сравнительная характеристика, персонификация (рассказ от имени), организация групповой работы учащихся, создание педагогических ситуаций для решения познавательных задач и проблемных вопросов, выполнение проектного задания
Развитие умений учащихся
Развитие мыслительных операций
Учащиеся воспроизводят известный исторический материал, анализируют изученное, сравнивают, оценивают исторические явления, воссоздают исторические образы, ориентируются в хронологии, актуализируют знания.
Учащиеся развивают картографические умения, выделяют главное, формулируют свое мнение («мне кажется..», «я думаю так…»), объясняют исторические термины.
Создание проектов в группе.
Основные понятия и термины
Новое время, капитализм, абсолютизм, возрождение реформация
Оборудование
-Мультимедийная презентация урока
-Настенная карта «Европа в XVI–XVII вв.»
-Иллюстрации: корабли и портреты первооткрывателей эпохи Великих географических открытий:
1.Корабль Христофора Колумба «Санта - Мария»;
2.Корабль Васко да Гамы «Сао Габриэль»;
3.Корабль Фернана Магеллана «Виктория».
-Раздаточный материал: маршрутный лист с тестовыми заданиями; карты путешественников для команд; листы с проектным заданием и маркеры.
-Эмблемы по количеству обучающихся с кораблями первооткрывателей.
-Эпиграф: «Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом, Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка.
Этот огонь стал предвестником новой эпохи ,так как был неугасим.»
Чарльз Кендалл Адамс, (24.01.1835 -26.07. 1902) американский педагог и историк.
Домашнее задание
Составить кроссворд «Мир в начале нового времени»
Источники информации
1.Учебник А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М., Ванюшкина Всеобщая история. История нового времени 1500-1800: Учебное пособие для 7 классов общеобразовательных учреждений.-М. «Просвещение», 2008
2.Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта + , 1995. — Т. 1
Структура повторительно – обобщающего урока:
«Первые уроки начала Нового времени»
№
Этапы занятия и цели каждого из них
Деятельность учителя
Деятельность ученика
слайд
УУД
1.
Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Привлечь внимание, заинтересовать учащихся, включить в активную мыследеятельность с первых минут занятия.
Надеюсь – вы хорошо готовы к уроку, Вижу – желание узнать новое, Узнаю – что прочитали дома, Верю – вы все хотите получить хорошие отметки, Мечтаю – будете лучше учиться. Жду от вас –активности Очень хочу – чтобы вы росли смелыми, добрыми, честными и, чтобы все гордились вами.
Актуализация
Куда влекло европейцев в 15 – 16 веках ? (в далекие путешествия)
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду
Наша школа стоит возле моря, и мы и сегодня совершим удивительное морское путешествие в эпоху раннего нового времени - Европу 16вв
-С какими историческими событиями связано начало нового времен?
Формулировка темы
«Первые уроки начала Нового времени»
? С какими историческими событиями связано начало нового времен?
познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, установление причинно-следственных связей;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2.
Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, постановка с обучающимися цели урока
Наше морское путешествия, на трёх кораблях:
1.Корабль Христофора Колумба «Санта - Мария»;
2.Корабль Васко да Гамы «Сао Габриэль»;
3.Корабль Фернана Магеллана «Виктория.
А чтобы вашим кораблям сопутствовала удача необходимо соблюдать правила:
1.Быть дружными и сплочёнными;
2.Уметь слушать и слышать друг друга;
3.Умение придти на помощь в трудную минуту.
Принимаем правила нашего путешествия?
Музыка
Учитель: Кто узнал эту музыку? Из какого она кинофильма?
А причём же здесь пираты?
Учитель: По морской почте нам пришло послание от пирата Джека Воробья
Грозно волны шумят,
Дует ветер холодный в лицо.
Я безжалостный пират
Джек Воробей – имя моё.
«Эй вы, глупцы, слушайте! В море имеют право выходить только те, кто смел, умён и находчив! Я думаю, вы поторопились оставить свои тёпленькие кроватки и пуститься в опасное путешествие. Сначала надо пройти проверку»
Постановка цели и проблемы
Как бывает в таких экспедициях это встреча с пиратами, они сомневаются в наших знаниях по теме «Первые уроки начала Нового времени».
?Что нам ребята сегодня предстоит сделать на уроке?
Учитель: Сегодня на уроке нам необходимо выявить изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества, позволившие людям в XVI в. заявить о начале Нового времени
Постановка проблемы:
-XVI век – переломный в истории!? Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите свою точку зрения.
-Какие изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени?
?Что нам необходимо, чтобы путешествие состоялось?
Сегодня мы подведём итог работы команды и личный результат работы
Объяснение ученикам как работать с индивидуальными маршрутными листами
формирование команд
1.Обуждение
2.Выдвижение предположений
Определение цели урока
Вспомнить всё, что мы знаем по истории раннего нового времени.
(корабль, карта, компас, капитан)
Выбор капитана – заполняет маршрутную карту с баллами на доске
Знакомство с маршрутными листами (бланки с заданиями)
4
5
6
7
8
9
3
Выполнение учениками заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений
-проверка выполнения работ индивидуально и коллективно у доски
Работа у доски: участник от каждой команды – все остальные работают самостоятельно и выставляют баллы. В конце урока подсчитываются баллы работы всей группы и каждого ученика.
1.Историческая картография «Географические названия на карте раннего Нового времени»
Выполняют задание
Работа с картой таблички крепят к настенной карте
10
2.Историческая перестрелка «Историческое понятие раннего нового времени»
Заполняют бланки
самопроверка
11
3.Вставить пропуски в исторических термин и объяснить их значение
Заполняют бланки
Работа у доски
Коллективная проверка
12
4.Кроссворд «Историческая перекличка»
Заполняют бланки
самопроверка
13-21
Предварительный итог
подсчёт
5.Тупик исторических дат
взаимопроверка
22-24
6.Объясни выражение…
Работа капитанов у доски
Все в маршруте
25-26
7. К нам на корабль пожаловали гости, они считают своим долгом представиться, но забыли назвать, к какому слою населения относится каждый из них? Вы должны догадаться сами.
Вопрос гостям:
Как жили люди в раннее новое время?
Работа у доски
Работа у доски
27
8.Проектное задание: Человек нового времени
Работа группа
Защита проектов
28-29
4.
Оценка результатов урока
Рейтинг команды
Рейтинг личного участия
Подведение итогов и оценка результатов
Подсчет баллов
Выставление отметок
30
5.
Формулирование выводов по изученному материалу
Какие изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени?
Работа в маршрутных бланках
Зачитываю ответы
31
6.
Рефлексия
Как вы считаете, что связывает современного человека с эпохой Нового времени? Что из изученного вы считаете полезным лично для себя?
Как я усвоил материал?
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Как работала группа?
Проводят рефлексию
Рефлексия собственной деятельности
32
Сценарий урока на основе системно – деятельностного подхода
«Первые уроки начала Нового времени»
1.Организационный момент
Актуализация
Учитель: Здравствуйте ребята!
Надеюсь – вы хорошо готовы к уроку, Вижу – желание узнать новое, Узнаю – что прочитали дома, Верю – вы все хотите получить хорошие отметки, Мечтаю – будете лучше учиться. Жду от вас –активности Очень хочу – чтобы вы росли смелыми, добрыми, честными и, чтобы все гордились вами.
? Куда влекло европейцев в 15 – 16 веках ?
• (ответ обучающихся: в далекие путешествия)
Учитель: Наша школа стоит возле моря, и мы и сегодня совершим удивительное морское путешествие в эпоху раннего нового времени - Европу 16вв
Тема нашего урока: «Первые уроки начала Нового времени»
? С какими историческими событиями связано начало нового времен?
А чтобы вашим кораблям сопутствовала удача необходимо соблюдать правила:
1.Быть дружными и сплочёнными;
2.Уметь сушать и слышать друг друга;
3.Умение придти на помощь в трудную минуту.
Принимае правила нашего путешествия?
Музыка
Учитель: Кто узнал эту музыку? Из какого она кинофильма?
А причём же здесь пираты?
Учитель: По морской почте нам пришло послание от пирата Джека Воробья
Грозно волны шумят,
Дует ветер холодный в лицо.
Я безжалостный пират
Джек Воробей – имя моё.
«Эй вы, глупцы, слушайте! В море имеют право выходить только те, кто смел, умён и находчив! Я думаю, вы поторопились оставить свои тёпленькие кроватки и пуститься в опасное путешествие. Сначала надо пройти проверку»
Постановка цели и проблемы
Как бывает в таких экспедициях это встреча с пиратами, они сомневаются в наших знаниях по теме «Первые уроки начала Нового времени».
?Что нам ребята сегодня предстоит сделать на уроке?
Обучающиеся: Вспомнить всё, что мы знаем по истории раннего нового времени.
Учитель: Сегодня на уроке нам необходимо выявить изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества, позволившие людям в XVI в. заявить о начале Нового времени
Постановка проблемы:
-XVIвек – переломный в истории!? Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите свою точку зрения.
-Какие изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизниобщества позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени?
?Что нам необходимо, чтобы путешествие состоялось? (корабль, карта, компас,капитан)
3. Выполнение обучающимися заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений
1.Работа в доски
Историческое море «Историческая картография» «Географические названия на карте раннего Нового времени»
1. «Море мрака» называли европейцы…
(Атлантический океан)
2.Страна Западной Европы, лидер мореплавания и исследования новых земель?
(Португалия)
3. «Новым Светом» европейцы называли…..
(Америку)
4. Родина позднего Возражения, где творили великие живописцы…
(Италия)
5. Родина Реформации…
(Германия)
2.Заполняют бланки, к доске для проверки выходят 3 ученика
Историческая перестрелка «Историческое понятие раннего нового времени»
1.Фитильное крупнокалиберное ружьё…
2.Захват и заселение какой – либо территории, сопровождался ограблением, истреблением местного населения…
3.Исключительное право на производство и продажу чего – либо….
3.Работа у доски и в бланках. Вставить пропуски в исторических термин и объяснить их значение
1.А__сол__тизм
2.К__пит__лизм
3.В__зр__ждение
4.Р__ф__рмация
4. Индивидуальное заполнение в бланках по презентации и самопроверка с учителем. Кроссворд «Историческая перекличка»
1.Принц, младший сын португальского короля, с ним связана эра географических открытий… (Генрих Мореплаватель)
2.Английский гуманист, в начале XVI века он написал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»… (Томас Мор)
3.Французский деятель реформации, основатель кальвинистской (пресвитерианской) церкви… (Жан Кальвин)
4.Он был первым ученым, наблюдавшим небо в телескоп... (Галилео Галилей)
5.Английский поэт и драматург, автор произведения «Ромео и………»
(Уильям Шекспир, Джульетта)
6.Королева Англии, дочь Генриха VIII, с ней связаны успехи в развитии торговли, мореплавания, завершение реформации и победа над Испанией…
(Елизавета I)
7.Сын короля…. (принц)
М
О
Р
Е
П
Л
А
В
А
Т
Е
Л
Ь
М
О
Р
К
А
Л
Ь
В
И
Н
Г
А
Л
И
Л
Е
О
Д
Ж
У
Л
Ь
Е
Т
А
Е
Л
И
З
А
В
Е
Т
А
П
Р
И
Н
Ц
5. Работа в бланках. Взаимопроверка.
Тупик исторических дат
дата
событие
личность
1517
Начало Реформации
Мартин Лютер
1543
Издание книги «Об обращении небесных сфер»
Николай Коперник
1555
Аугсбургский мир
Карл V
24 августа 1572
«Варфоломеевская ночь»
Гугеноты
1-г3; 2-а4; 3-б1; 4 – в2
Подводим итог
6. Работа в группе. Творческий залив. Объясни выражение…
-«Рыцарство было уничтожено пушкой» - усовершенствование и распространение огнестрельного оружия в новое время.
-«Этот человек – мешок с перцем» - так говорили об очень богатом человеке
-«Столетие редкого человека» - ранняя смерть, низкая рождаемость в раннее новое время
7. Кто это? К нам на корабль пожаловали гости, они считают своим долгом представиться, но забыли назвать, к какому слою населения относится каждый из них? Вы должны догадаться сами.
-Жили в деревне, использовали наемный труд, поддерживали тесные отношения с буржуазией (новое дворянство)
-Имели свои банки, предприятия, были предпринимателями, несли королевскую службу (буржуа)
-Жили на результаты своего труда, не имели собственности (наемные рабочие)
Вопрос гостям: Как жили люди в раннее новое время?
8. Проектное задание: Человек нового времени. Записать черты свойственные человеку нового времени.
Защита проектов у доски.
Подведём итог
Рейтинг команды
Рейтинг личного участия
Работа с проблемой:
XVIвек – переломный в истории!? Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите свою точку зрения.
Какие изменения в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени?
Клад? Клад… Клад!
Рефлексия
Как вы считаете, что связывает современного человека с эпохой Нового времени?
Что из изученного вы считаете полезным лично для себя?
Как я усвоил материал?
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?