В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации.
Вызов.
Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?
Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной.
Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?
Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; …
Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?
После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.
Содержание.
Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».
Царь и его семья
Бояре и дворяне
Линии сравнения
Посадский люд
Крестьяне
После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие.
Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.
Сводная таблица.(1 вариант)
Царь и его семья
Бояре и дворяне
Линии сравнения
Посадский люд
Крестьяне
Из дорогих тканей, украшена драгоценностями
Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды
Одежда
Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды
Домотканая, из шкур домашних и диких животных
Несколько тысяч человек, более 500 блюд.
Традиционная, восточные продукты, колбаса
Еда
Традиционная
Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты
Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.
Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.
Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты
Традиционная мебель, украшенные иконы
Простая мебель
Развлечения
Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы
Пиры, охота, кулачные бои
Посуда
Золотая и серебряная, стеклянная
Золотая и серебряная, стеклянная
Деревянная и глиняная
Деревянная и глиняная
После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.
Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.
Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу…
Рефлексия. Оказывается в ΧVΙΙ веке … Я понял, что … Современные люди … Несмотря на то, что прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями …