kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке»

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке



Собянина О.В.,

учитель истории и обществознания

Цели:

  1. показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.

  2. формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.

В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации.

Вызов.

Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?

Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной.

Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?

Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; …

Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?

После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.

Содержание.

Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

 

 

 

 

 

После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие.

Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.

Сводная таблица.(1 вариант)

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Одежда

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая, из шкур домашних и диких животных

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Еда

Традиционная

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Жилище

Несколько различных строени

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Убранство дома

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

Развлечения

 

 

Золотая и серебряная, стеклянная

Золотая и серебряная, стеклянная

Посуда

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

Сводная таблица (2 вариант)

Линии сравнения

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Посадский люд

Крестьяне

Одежда

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая, из шкур домашних и диких животных

Еда

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Традиционная

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Жилище

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Несколько различных строений

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Убранство дома

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Развлечения

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

 

 

Посуда

Золотая и серебряная, стеклянная

Золотая и серебряная, стеклянная

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.

Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.

Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу…

Рефлексия. Оказывается в ΧVΙΙ веке … Я понял, что … Современные люди … Несмотря на то, что прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями …

Домашнее задание: в.4 на стр. 90.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

Автор: Собянина Ольга Викторовна

Дата: 16.01.2022

Номер свидетельства: 597875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сословный быт. Обычаи и нравы. Конспект урока по истории. "
    ["seo_title"] => string(56) "soslovnyi-byt-obychai-i-nravy-konspiekt-uroka-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "222292"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436117290"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Сословный быт. Обычаи и нравы. "
    ["seo_title"] => string(29) "soslovnyi-byt-obychai-i-nravy"
    ["file_id"] => string(6) "167188"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423058852"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока истории, 7 класс "Сословный быт" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-istorii-7-klass-soslovnyi-byt"
    ["file_id"] => string(6) "141531"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418137133"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства