«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ»
Этап урока (минут) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии |
Организационный (5 мин) | Приветствие учителя. Мы продолжаем путешествие по истории России 17 века. Перед вами знаменитая картина Васнецова «Мясницкий двор». (слайд 1-2) | Ответное приветствие. Дети рассматривают картины на слайде. | |
Мотивационный (3 мин) | Учитель предлагает учащимся сформировать тему урока, определяет цель урока. Ребята, о чем же сегодня пойдет речь? Цель нашего урока: Изучение сословного быта, обычаев и нравов России в XVII веке. Запишите тему урока: Сословный быт, обычаи и нравы. (слайд 3) (см. приложение 4) | Формулируют тему урока, определяют задачи. Записывают тему урока в тетрадь. | |
III. Индивидуальная работа. (2 мин) | Игра «Словесная мозаика». Задание выполняется в течение 2 минут. (см. приложение 1) Учащимся предлагается с помощью игры «Словесная мозаика» создать определения основных понятий. (слайд 4) | Составляют мозаику из предложенных вариантов. | Учитель раздает карточки со славами. На слайде появляются правильные ответы. |
IV. План работы. (1 мин) | Учитель знакомит учащихся с планом урока. (слайд 5) | Учащиеся обращают внимание на слайд. | |
V. Актуализация опорных знаний (15 мин) | Организация опроса домашнего задания. Ребята, сначала я проверю ваше домашнее задание. Его готовили Марина Мешалкина и Маша Митрофанская. (слайд 6-7) | Выступление с видео-докладом. Театрализованное выступление. | На слайде показывается видео. На слайде фото главного героя. |
VI. Изучение новой темы (6 мин) | Учитель приглашает в первый зал: «Русская бытовая культура XVII века». (слайд 8) Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции. «Ворота с полукруглой аркой… Холмы, луга, луга, овин. В ограде – мрак и холод парка, И дом невиданной красы». [3] Стихи Бориса Пастернака подходят к описанию дворца. (слайд 9) Конечно же, знать (бояре, дворяне и богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Это постройка XVII века. (слайд 10) Если в жизни горожан можно найти отличия, то крестьянская жизнь текла медленно и без изменений. (слайд 11) | Весь класс слушает выступление учителя. Дети следят за информацией, появляющейся на слайдах. | |
VII. Физкультминутка (2 мин) | Учитель предлагает отдохнуть. Ребята, устали? Давайте отдохнем! В этом нам поможет физкультминутка «Хлопки». (слайд 12) | Выполняют упражнения. | На слайде - видео с упражнением. |
VIII. Изучение новых знаний(продолжение) (2 мин) | Учитель приглашает во второй зал «Одежда XVII века». Ребята, перед вами картина Рябушкина «Семья купца». Догадайтесь, какой следующий зал посетим. (слайд 13) Мы переходим в зал «Одежда XVII века». Я передаю свое слово нашей гостье из XVII века бабушке Агафье. Учитель меняет образ. Здравствуйте, ребятки! Меня зовут бабушка Агафья! Я хочу вам рассказать о том, какую одежду носили в России в XVII веке.(слайд14) Учитель (в роли бабушки Агафьи) отвечает на вопросы детей. | Учащиеся участвуют в обсуждении заданного вопроса. Дети приветствуют учителя в новом образе. Запоминают основные элементы одежды. Учащиеся задают вопросы гостье. | Рассказ ведется с помощью стенда в форме избы. На слайде появляются основные элементы женской и мужской одежды. |
IX. Индивидуальная работа (2 мин) | Учитель меняет образ. Ребята, вот и я! Ну, и что же вам рассказала гостья бабушка Агафья? Учитель раздает карточки. Задание выполняется в течение 2 минут. (см. приложение 2) Учащимся предлагается проверить свои знания с помощью игры «Угадайка». | Дети выполняют задание. Справляются с заданием. | На столах карточки с заданием. |
X. Изучение новых знаний (продолжение) (1 мин) | Учитель продолжает рассказ. Ребята, а теперь мы поговорим с вами о том, без чего не могли обойтись ни цари, ни бояре, ни дворяне, ни крестьяне. Это, еда! (слайд 15) | Весь класс слушает рассказ учителя. | |
XI. Индивидуальная работа (3 мин) | Учащимся предлагается выполнить задание. (см. приложение 3) Задание: карточки с ингредиентами для приготовления блинов. Время выполнения задания 2 минуты. Учитель приносит угощение детям. (слайд 16) | Дети выполняют задание. Дети пробуют блины по рецепту. | На слайде музыкальное видео. |
XII. Рефлексия (2 мин) | Ребята, мы с вами совершили путешествие в XVII век. Что вы узнали нового на уроке? Учитель подводит итог урока. Раздает жетоны. Красный жетон – поднимите те, кому было интересно, желтый жетон – поднимите, те кому было все понятно, зеленый жетон – поднимите те, кто хорошо усвоил урок. | Учащиеся анализируют материал. Оценивают свою работу на уроке с помощью жетонов. | |
XIII. Домашнее задание (1 мин) | Учитель проводит инструктаж домашнего задания. Ребята, запишите в дневники задание: подготовиться к самостоятельной работе. (слайд 17) | Записывают домашнее задание. | |
Сословие – наследству группа, обладающих передающимися людей правами и обязанностями , большая по.
Быт – Это жизнь все, чего повседневная немыслимо без человеческое это существование.
• Яйцо - 3 шт.
• Сахар - 3 ч. л.
• Сода - 1 ч. л.
• Сахар - 3 ч. л.
• Яйцо - 3 шт.
• Сахар - 3 ч. л.
• Сода - 1 ч. л.
• Яйцо - 3 шт.
• Сахар - 3 ч. л.
• Сода - 1 ч. л.