kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории, 7 класс "Сословный быт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

Цели:

  1. показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.
  2. формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.

В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации. Конспект сопровождает презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сословный быт»

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке



Фомина С.В.,

учитель истории и обществознания

Цели:

  1. показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.

  2. формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.

В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии проблемного и технологии развития критического мышления через работу с различными источниками информации.

Вызов.

Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?

Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной.

Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?

Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; …

Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?

После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.

Содержание.

Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

 

 

 

 

 

После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие.

Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.

Сводная таблица.(1 вариант)

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Одежда

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая, из шкур домашних и диких животных

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Еда

Традиционная

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Жилище

Несколько различных строени

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Убранство дома

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

Развлечения

 

 

Золотая и серебряная, стеклянная

Золотая и серебряная, стеклянная

Посуда

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

Сводная таблица (2 вариант)

Линии сравнения

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Посадский люд

Крестьяне

Одежда

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая, из шкур домашних и диких животных

Еда

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Традиционная

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Жилище

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Несколько различных строений

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Убранство дома

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Развлечения

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

 

 

Посуда

Золотая и серебряная, стеклянная

Золотая и серебряная, стеклянная

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.

Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.

Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу…

Рефлексия. Оказывается в ΧVΙΙ веке … Я понял, что … Современные люди … Несмотря на то, что прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями …

Домашнее задание: в.4 на стр. 90.

Просмотр содержимого презентации
«Сословный быт, обычаи и нравы в XVII»

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке   Фомина С.В.,  учитель истории и обществознания

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

Фомина С.В., учитель истории и обществознания

Цели:

Цели:

  • показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.
  • формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.
Вспомни!

Вспомни!

  • Задание 1. Отметьте неверный ответ.
  • Потребность в широком распространении грамотности в XVII в. объясняется:
  • а) формированием всероссийского рынка;
  • б) ростом управленческого аппарата в центре и на местах;
  • в) расширением международных контактов;
  • г) указом царя об обязательном обучении грамоте.
Задание 2. Отметьте правильный ответ.

Задание 2. Отметьте правильный ответ.

  • Самой распространенной формой получения образования было:
  • а) обучение в церковных школах;
  • б) обучение в государственных школах;
  • в) обучение в университетах;
  • г) домашнее обучение.
Задание 3. Отметьте правильный ответ.

Задание 3. Отметьте правильный ответ.

  • Первым высшим учебным заведением в России был:
  • а) Московский университет;
  • б) государственная школа при Заиконоспасском монастыре;
  • в) Славяно-греко-латинское училище (академия).
Задание 4. Сопоставьте название литературного произведения XVII в. и его содержание

Задание 4. Сопоставьте название литературного произведения XVII в. и его содержание

  • а) обличается феодальный суд
  • б) высмеиваетсья неспособность дворянских детей к труду_
  • в) рассказывается о жизни старообрядцев
  • г) была представлена биография ничем не примечательной женщины-дворянки
  • 1. «Повесть о Фоме и Ереме»
  • 2. «Повесть об Улиании Осорьиной»
  • 3. «О Шемякином суде»
  • 4. « Житие»
  • 5. «О ерше Ершовиче»
Задание 5.Сопоставьте фамилию видного деятеля и его заслуги перед Отечеством

Задание 5.Сопоставьте фамилию видного деятеля и его заслуги перед Отечеством

  • С. Полоцкий
  • Братья Лихуды
  • Н. Спафарий
  • Б. Огурцов
  • С. Ушаков
  • Архитектор Теремного дворца
  • Мастер живописи
  • Воспитатель царских детей
  • Открыли первое в России высшее учебное заведение
  • Русский посол в Китае
Проверь себя!

Проверь себя!

  • 1. г
  • 2. г
  • 3 в
  • 4 : а-3,4; б-1; в – 4; г-2
  • 5: 1-С; 2-Д; 3-Е; 4 –А; 5-В
Что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?
  • Что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?
Задача на урок

Задача на урок

  • Были ли значимы различия в жизни людей и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.
  • В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?
«Линии сравнения».   Царь и его семья Бояре и дворяне   Линии сравнения   Посадский люд   Крестьяне    

«Линии сравнения».

Царь и его семья

Бояре и дворяне

 

Линии сравнения

 

Посадский люд

 

Крестьяне

 

 

«Линии сравнения».   Царь и его семья Бояре и дворяне   стр 85-86   стр86-88 Посадский люд Крестьяне   стр88    Стр 88-90 « +» все используют документы стр 90-91

«Линии сравнения».

Царь и его семья

Бояре и дворяне

  стр 85-86

  стр86-88

Посадский люд

Крестьяне

  стр88 

  Стр 88-90

« +» все используют документы стр 90-91

Царь и его семья Бояре и дворяне Линии сравнения Посадский люд Одежда Крестьяне Еда Жилище Убранство дома Развлечения Посуда

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Одежда

Крестьяне

Еда

Жилище

Убранство дома

Развлечения

Посуда

Царь и его семья Из дорогих тканей, украшена драгоценностями Бояре и дворяне Линии сравнения Несколько тысяч человек, более 500 блюд. Посадский люд Одежда Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. Крестьяне Еда Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы Жилище Золотая и серебряная, стеклянная Убранство дома Развлечения Посуда

Царь и его семья

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Посадский люд

Одежда

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Крестьяне

Еда

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Жилище

Золотая и серебряная, стеклянная

Убранство дома

Развлечения

Посуда

Царь и его семья Бояре и дворяне Из дорогих тканей, украшена драгоценностями Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды Несколько тысяч человек, более 500 блюд. Линии сравнения Традиционная, восточные продукты, колбаса Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. Одежда Посадский люд Крестьяне Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи. Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. Еда Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы Жилище Пиры, охота, кулачные бои Золотая и серебряная, стеклянная Убранство дома Золотая и серебряная, стеклянная Развлечения Посуда

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Линии сравнения

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Одежда

Посадский люд

Крестьяне

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Еда

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Жилище

Пиры, охота, кулачные бои

Золотая и серебряная, стеклянная

Убранство дома

Золотая и серебряная, стеклянная

Развлечения

Посуда

Царь и его семья Из дорогих тканей, украшена драгоценностями Бояре и дворяне Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды Линии сравнения Несколько тысяч человек, более 500 блюд. Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. Посадский люд Одежда Традиционная, восточные продукты, колбаса Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи. Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды Крестьяне Еда Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы Традиционная Жилище Золотая и серебряная, стеклянная Пиры, охота, кулачные бои Несколько различных строени Убранство дома Золотая и серебряная, стеклянная Традиционная мебель, украшенные иконы Развлечения   Посуда Деревянная и глиняная

Царь и его семья

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Бояре и дворяне

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Линии сравнения

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Посадский люд

Одежда

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Крестьяне

Еда

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Традиционная

Жилище

Золотая и серебряная, стеклянная

Пиры, охота, кулачные бои

Несколько различных строени

Убранство дома

Золотая и серебряная, стеклянная

Традиционная мебель, украшенные иконы

Развлечения

 

Посуда

Деревянная и глиняная

Царь и его семья

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Бояре и дворяне

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Линии сравнения

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Посадский люд

Одежда

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Крестьяне

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Еда

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Домотканая, из шкур домашних и диких животных

Жилище

Традиционная

Пиры, охота, кулачные бои

Золотая и серебряная, стеклянная

Несколько различных строени

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Убранство дома

Золотая и серебряная, стеклянная

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Традиционная мебель, украшенные иконы

Развлечения

Простая мебель

 

Посуда

 

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

Домашнее задание.  § 11, написать ответы на вопросы  ( по выбору)

Домашнее задание. § 11, написать ответы на вопросы ( по выбору)

  • Оказывается в ΧVΙΙ веке …
  • Я понял, что …
  • Современные люди …
  • Несмотря на то, что прошло столько лет …
  • Я думаю, что различия между сословиями…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории, 7 класс "Сословный быт"

Автор: Фомина Светлана Витальевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сословный быт. Обычаи и нравы. Конспект урока по истории. "
    ["seo_title"] => string(56) "soslovnyi-byt-obychai-i-nravy-konspiekt-uroka-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "222292"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436117290"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока истории по теме "Парламент против монархии. Английская революция" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-parlamient-protiv-monarkhii-anghliiskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "161838"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422280636"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "комбинированный урок   "Декор и положение человека в обществе" "
    ["seo_title"] => string(70) "kombinirovannyi-urok-diekor-i-polozhieniie-chielovieka-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "104029"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402659375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства