Методическая цель: организация деятельностного подхода работы обучающихся на уроке.
Дидактические цели урока.
Создание условий:
для формирования и углубления знаний по теме «Смутное время начала XVII века»
для развития интеллектуальных умений и навыков работы с историческими и другими видами информации, формирования творческого мышления студентов, их самостоятельности, умения быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение, развития познавательного интереса к предмету;
для совершенствования умения работать в команде: терпимо относиться к высказываниям друг друга, способствовать воспитанию патриотизма, чувства ответственности перед памятью погибших в борьбе с иностранными интервентами, глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавшим участие в разгроме врага.
Формы контроля (решение ситуационных задач, самооценка).
Вид организации деятельности обучающихся:
-самостоятельная работа;
-беседа.
Формы организации деятельности обучающихся:
-индивидуальная;
-групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация к уроку, раздаточный материал, фломастеры для работы.
Место проведения: КГБПОУ «АТТ», филиал в с. Первомайское
Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний
Вид урока: урок совершенствование.
Учебная литература для обучающихся, предусмотрена учебным планом.
Учебная документация
Дидактические средства проведения урока:
Приложение 1 – тексты с историческими ошибками.
Приложение 2 – карточки с именами людей, которые имели то или иное отношение к войне.
Приложение 3 – тест на заданную тему .
Приложение 4 – лист оценивания.
Структура занятия
Этапы учебного занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Содержание
1.Организационный момент (1 мин)
Дисциплинарный момент:
-приветствие;
-проверка готовности к учебному занятию;
-распределение по группам.
Приветствуют преподавателя, распределяются по группам
2.Целеполагание и мотивация (3 мин)
Вам знакомы эти изображения? С какими событиями в истории нашей страны они связаны? Где и как они используются?
Стало быть, тема нашего урока посвящается объединению России в отстаивании суверенитета и независимости.
Обучающиеся рассматривают изображения и высказывают своё мнение по поводу использования изображений, участвуют в постановке цели урока.
Слайд 1-видео заставка «День народного единства»
Но борьба за независимость является следствием страшного времени безвластия, беззакония в начале XVII века в нашей стране, наступившего после смерти Ивана Грозного, которое получило название «Смутного времени». Поэтому тему сформулируем таким образом: «Смутное время начала XVII века»
Записывают в тетрадь тему урока.
Слайд 2- тема урока: «Смутное время начала XVII века»
3.Планирование (5мин)
Преподаватель зачитывает эпиграф к уроку.
Как вы думаете, что нам нужно знать, чтобы понять смысл эпиграфа ?
Нужно сформулировать цели урока.
Предлагают пункты плана для реализации цели урока.
Слайд 3- Эпиграф: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого…» В.О.Ключевский
Назовите пункты плана нашей сегодняшней работы.
Предлагает план достижения цели:
1.Значение Дня народного единства для современной молодежи РФ.
2.Последствия Смутного времени для России и мира.
3.Историческое значение победы народа над иностранными интервентами в начале XVII века.
В тетрадях записывают цели урока:
Слайд 4 -цели:
1.Значение Дня народного единства для современной молодежи РФ.
2.Последствия Смутного времени для России и мира.
3.Историческое значение победы народа над иностранными интервентами в начале XVII века.
4.Реализация плана ( 26 мин).
1.Начнём работу с истории вопроса.
С древних времён народам России вместе приходилось с оружием в руках защищать свою родную землю. История сохранила память о героических событиях, имевших особое значение для судеб Российского государства. Подвиг России в период Смутного времени имеет особое историческое значение. Этот подвиг является ярким проявлением патриотизма, высокой ответственности, самоотверженности многих простых граждан, ставших по зову сердца на защиту своей Родины. Вера в правое дело помогла им выстоять и победить. События более чем 400-летней давности сохраняют актуальность и в наши дни. В современном обществе растёт понимание, что для решения исторических задач, стоящих перед Россией в XXI веке, обеспечения её безопасности и суверенитета, нужны самоотверженные служители Отечества, патриоты, воспитанные как носители базовых ценностей своего народа.
Слуховое и визуальное восприятие.
Слайд 5- фрагменты, изображающие защиту страны от захватчиков.
2. В ходе Смутного времени возникает не один раз ситуация, в которой появляются самозванцы, претендующие на русский престол. Таковыми были : Григорий Отрепьев, Михаил Молчанов, Василий Шуйский и др. Благодаря усилиям народа эти претенденты на престол не достигли желаемого
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 6 – видео о самозванцах:
1. Лжедмитрий 1;
2. Лжедмитрий 2
3. Русский народ несколько раз пытался освобождать свои города от захватчиков путём создания народного ополчения. Но не все попытки были удачными.
Затем, прилагая неимоверные усилия, было создано второе народное ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского, которое смогло переломить ситуацию в пользу России.
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 7- видео о создании:
1. Первого народного ополчения
П Ляпунов.
2. Второго народного ополчения
К Минин и Д Пожарский.
4. В течение всего Смутного времени осуществлялись попытки решить вопрос о власти.
Однако после окончания войны выбор пал на родственника царя Ивана Грозного- Михаила Романова. С приходом к власти династии Романовых начинается новая веха в истории нашего государства.
Чем дальше уходит от нас та эпоха, тем настойчивее звучат эти утверждения.
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 8 – Видео о выборах царя
5. В последние годы все настойчивее распространяются всевозможные версии и оценки событий, происходивших в XVII веке в нашей стране. Вот некоторые из них:
“Смута – божья кара за грешную жизнь”. (“Новая повесть о российском царстве”, 1610 – 1611 гг.).
Н.М. Карамзин считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Н.И. Костомаров сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния.
С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества, особенно антигосударственную роль вольного казачества.
В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.
С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 9 –
“Смута – божья кара за грешную жизнь”. (“Новая повесть о российском царстве”, 1610 – 1611 гг.).
Н.М. Карамзин считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Н.И. Костомаров сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния.
С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества, особенно антигосударственную роль вольного казачества.
В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.
С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.
6. Чтобы понимать этот материал, уметь оценивать высказывания историков, надо знать факты, конкретную историю того или иного вопроса. Некоторые допускают высказывания о событиях того времени, основываясь на ошибочных источниках.
И сегодня мы постараемся обобщить эти знания.
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 10 –
“ Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий”.
В.Б. Кобрин “Смута”
7. За период Смуты погибло огромное количество человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 11 – видео о значении Смуты
8 . История нашей страны знает много примеров истинного героизма простых граждан и Смутное время –не исключение. Существует легенда о простом старосте села Домнино, который пожертвовал своей жизнью для прекращения Смуты в нашей стране.
Слуховое и визуальное восприятие
Слайд 12 – видео Иван Сусанин.
9. Высока цена победы народа в войне с иностранными захватчиками. Как любая другая, она имеет определённое историческое значение Как вы считаете, в чём оно заключается?
Ликвидация угрозы порабощения русского народа и утраты суверенитета;
Укрепление законной власти в стране;
Возрастание международного авторитета России, превращение её в империю.
Устные высказывания студентов.
Записывают в тетрадь историческое значение.
Слайд 13 - историческое значение победы:
1.ликвидация угрозы порабощения русского народа и утраты суверенитета;
2.укрепление законной власти в стране;
3.возрастание международного авторитета России, превращение её в империю.
10. А теперь продолжим работу в группах.
Каждая группа получила несколько заданий, которые предстоит выполнить за определённое время и получить соответствующие оценки.
В группах итоги подводят координаторы.
а\ в полученных текстах найти историческую ошибку и объяснить её суть (2 мин);
б\ получив карточки с именами людей, которые имели то или иное отношение к войне ответить: кто эти люди, и с какими историческими событиями войны они связаны ( 1мин) ;
в\ решить тест (5 мин).
Работа в группах:
индивидуальные или групповые задания.
На выполнение первого задания отводится 2 минуты, второго 1 минута, третьего 5 минут.
Устные ответы на вопросы (1мин)
Сверяют свои ответы с эталоном.
Слайд 14-работа в группах
Слайд 15-28 правильные ответы
5.Организация контроля (2 мин)
Смогли ли мы справиться с предложенными заданиями?
Координаторы в группах подводят итоги и подсчитывают баллы
Слайд 29- лист оценивания групп с указанием баллов
6. Подведение итогов (4 мин)
Какова тема нашего занятия?
Какие открытия сегодня вы для себя сделали?
Что было для вас непонятным?
Что для вас было важным?
Чем знаменательна дата 4 ноября 1612 года в истории нашей страны?
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы
Слайд 30 - Какова тема нашего занятия?
Какие открытия сегодня вы для себя сделали?
Что было для вас непонятным?
Что для вас было важным?
Чем знаменательна дата 4 ноября 1612 года в истории нашей страны?
7.Рефлексия (3 мин)
В начале урока мы с вами сформулировали основные пункты плана (слайд с планом).
Все пункты плана были вами поняты на уроке?
Что ещё требует дальнейшего изучения?
Что для вас День народного единства?
Обучающиеся предлагают своё творческое видение темы занятия.
Слайд 32 –
Все пункты плана были вами поняты на уроке?
Что ещё требует дальнейшего изучения?
Что для вас День народного единства?
Я надеюсь, что ещё очень долгое время мы будем помнить подвиг наших героев и гордиться ими.
Видео «День Единства»
8. Информация и инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин)
Сегодня на уроке мы говорили о победе нашего народа и защите национальной независимости, выполняя задания вы отлично с ними справились. Всем активным участникам будут выставлены положительные оценки. Чтобы закрепить материал я предлагаю выполнить домашнее задание: подготовить (пользуясь сетью Интернет) индивидуальные сообщения о боевых операциях, которые мало описаны в исторических источниках либо подготовить рассказы о выдающихся личностях данного периода.
Записывают домашнее задание.
Слайд 33 - Домашнее задание: подготовить (пользуясь сетью Интернет) индивидуальные сообщения о боевых операциях, которые мало описаны в исторических источниках либо подготовить рассказы о выдающихся личностях данного периода.
Благодарю всех за сотрудничество и плодотворную работу.
Слайд 34-
Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Каждая команда получает (по жребию) текст с исторической ошибкой. Ее необходимо найти и исправить. Проверяют и оценивают эксперты.
Текст №1
Лжедмитрий оправдал надежды, которые возлагали на него в Речи Посполитой. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал земли и деньги. Деньги Лжедмитрий занимал у дворян. Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день, Лжедмитрий смог это сделать. Это удовлетворило крестьян, но вызвало недовольство дворян. Все социальные слои внутри страны и силы за ее рубежами поддерживали царя. Потому-то он долго был на престоле.
Текст №2
Борис Годунов сделал попытку упрочить культурную отсталость России от стран Запада. В Россию приезжает незначительное количество иностранных специалистов. Но спокойных лет не было. Голод помог Борису укрепить авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого самозванца-государственного деятеля, оказались упущены. Борис власть передал Фёдору Ивановичу и был казнён восставшими.
Текст №3
В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. Ополчение П.Ляпунова одерживает победу за победой. А сам организатор переходит на сторону войска Речи Посполитой. Марина Мнишек принимает православие и претендует на русский престол. Минин и Пожарский получают средства из царской казны на формирование народного ополчения.
Текст №4
В ознаменовании победы над интервентами в Москве на Красной площади был возведён памятник Ивану Сусанину. Царём был избран Фёдор Романов, находившийся в одном из монастырей. Он правил совместно со своей женой и явился родоначальником третьей правящей династии в нашей стране.
Приложение 2.
Каждая команда (по жребию) получает карточку с именами людей, которые имели то или иное отношение к войне. Командам необходимо ответить: кто эти люди, и с какими историческими событиями они связаны. Конкурс оценивает преподаватель.
Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4
Фёдор Годунов
Иван Сусанин
Д.Пожарский
Григорий Отрепьев
Принц Владислав
Марина Мнишек
Король Сигизмунд
К. Минин
Кто эти люди, и с какими историческими событиями они связаны?
Кто эти люди, и с какими историческими событиями они связаны?
Кто эти люди, и с какими историческими событиями они связаны?
Кто эти люди, и с какими историческими событиями они связаны?
Приложение 3. Решите тест: «Россия в XVII веке. Смутное время»
1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?
а) 1 сентября 1698 г.;
б) 1 сентября 1598 г.;
в) 20 июня 1605 г.
2. Восстание Хлопка вспыхнуло:
а) в Юго-западных уездах страны;
б) на севере страны;
в) на Урале и Сибири.
3. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:
а) Гаврила Принцип;
б) Григорий Отрепьев;
в) Василий Шуйский.
4. Народ принимает Лжедмитрия II, потому что:
а) мечтали о новых землях;
б) хотели поменять религию;
в) надеялись на «доброго царя».
5. Первое ополчение возглавил?
а) Д.Т. Трубецкой;
б) П. Ляпунов;
в) И.М. Зарецкий.
6. Первым царем династии Романовых был?
а) Алексей Михайлович;
б) Михаил Федорович;
в) Дмитрий Иванович.
7. Шляхта – это:
а) Шведские дворяне;
б) Русские наемные солдаты;
в) Польские дворяне.
8. Филарет был Михаилу Федоровичу:
а) старшим братом;
б) отцом;
в) дядей.
9.Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:
а) Широких родственных связей;
б) своей родовитости;
в) избрания на Земском Соборе.
10. Смутное время сильно ослабило Россию, и …
а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;