Методическая разработка раздела программы " Россия в 17 столетии"
Методическая разработка раздела программы " Россия в 17 столетии"
Методическая разработка посвящена разделу курса истории России, изучаемому в 10 классе общеобразовательной школы – «Россия в XVII столетии», состоящему из двух тем, насыщенных богатым фактическим материалом – «Смутное время» и «Новые черты старой России», важность которых несомненна. Как и все «переломные» периоды истории, начало XVII века определило последующее развитие страны почти на сто лет. Смута начала XVII века – не просто «рубеж» столетий, в ходе междуцарствия произошла смена династий на российском престоле, то есть, данный временной отрезок можно определить как границу между столетним правлением Рюриковичей и последующим 300-летним царствием Романовых. Причем, это была не просто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. В связи с чем, данный период достаточно сложен в понимании, особенно для учащихся нашей школы, имеющих серьезные пробелы в знаниях. Но, в то же время, изучаемый материал, исторические личности смутного времени вызывают всеобщий интерес учащихся, что обусловлено также, во-первых, относительно недавним появлением в российском календаре новой красной даты – 4 ноября, праздника Дня народного единства, а во-вторых, той значительной ролью, которую сыграл Нижний Новгород и II ополчение в истории нашего государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы " Россия в 17 столетии" »
74
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Открытая сменная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
раздела образовательной программы
«Россия в XVII столетии»
Составила:
Исусова Ольга Викторовна
МБОУ ОСОШ г. Арзамас
Арзамас 2014
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………...…… 3
II. Цель и задачираздела……………………………………………………………………………………………………....5
III. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………………………………………..….6
IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы (знания, умения, способности, навыки)………………….…14
V. Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации……………………………………………………………………………………………………………….……15
VI. Тематическое планирование по разделу…………………………………………………………………………….…...17
VII. Разработка урока……………………………………………………………………………………………………….…36
Теоретической и методологической основой данной работы являются основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии, теории воспитывающего обучения, идеи философии истории и философии образования и воспитания.
Методическая разработка посвящена разделу курса истории России, изучаемому в 10 классе общеобразовательной школы – «Россия в XVII столетии», состоящему из двух тем, насыщенных богатым фактическим материалом – «Смутное время» и «Новые черты старой России», важность которых несомненна. Как и все «переломные» периоды истории, начало XVII века определило последующее развитие страны почти на сто лет. Смута начала XVII века – не просто «рубеж» столетий, в ходе междуцарствия произошла смена династий на российском престоле, то есть, данный временной отрезок можно определить как границу между столетним правлением Рюриковичей и последующим 300-летним царствием Романовых. Причем, это была не просто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. В связи с чем, данный период достаточно сложен в понимании, особенно для учащихся нашей школы, имеющих серьезные пробелы в знаниях. Но, в то же время, изучаемый материал, исторические личности смутного времени вызывают всеобщий интерес учащихся, что обусловлено также, во-первых, относительно недавним появлением в российском календаре новой красной даты – 4 ноября, праздника Дня народного единства, а во-вторых, той значительной ролью, которую сыграл Нижний Новгород и II ополчение в истории нашего государства.
При разработке уроков учитывались основные принципы и некоторые методы личностно ориентированного подхода, так как они помогают максимально адаптировать учебный процесс к возможностям обучаемых в ОСОШ, уровень сформированности знаний, умений и навыков которых является крайне низким. Основная часть ребят приходит, как правило, в 10 – 11 классы. Это учащиеся с уже сформированными знаниями, умениями и навыками, уровень которых является крайне низким. При выполнении учебных заданий они испытывают трудности: слабо ориентируются в нем, не умеют продумывать свои действия, выделять в объекте достаточное число его признаков, анализировать; плохо знают даты, исторические термины, понятия, испытывают затруднения в работе с картой, не имеют навыка устного ответа. Их действия носят импульсивный характер, они не способны к планированию, не самостоятельны, часто отвлекаются, быстро утомляются. Кроме того, в классах слишком большой диапазон между возрастом учащихся (в одном классе могут обучаться и 14 и 25- летние), у некоторых большой перерыв в обучении.
И здесь на помощь учителю приходит личностно ориентированный подход, который, кроме того, как нельзя более способствует реализации одного из главных принципов образования, закрепленного в законодательстве – принципа гуманизации, суть которого – создание необходимых условий для формирования активной деятельности личности, для реализации ее интересов и прав, выявление и развитие способностей и дарований каждого ученика. Реализация принципа предполагает переход к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно ориентированных, потому что они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка и направлены не на формирование типичного, а, наоборот, ярко индивидуального, на создание условий саморазвития и самовыражения.
Благодатной почвой для реализации личностно ориентированного подхода являются гуманитарные дисциплины, в частности, история, так как именно они, в первую очередь, формируют личность школьника, готовят его жить в меняющемся мире, учат современным формам обучения.
II. Цель и задачи раздела.
Цель:
раскрытие опыта проведения уроков по изучению раздела «Россия в ХYII веке» с использованием элементов личностно ориентированного подхода.
Задачи:
дать характеристику раздела ( указать образовательные цели и задачи, количество часов, отводимое на изучение раздела, знания и умения, которые учащиеся должны получить);
показать место и роль раздела в курсе, его связь с предшествующим и последующим материалом;
дать дидактический анализ содержания материала;
дать рекомендации по организации и методике изучения раздела.
III. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В юношеском возрасте происходят значительные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением, появляется устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Особую сложность приобрела задача профессионального ориентирования в современных условиях. Некоторые психологи считают, что эта особенность – самостоятельность встречи с изменяющимся миром вообще является специфической для юности. В юности происходит переход от самоопределения к самореализации.
Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз.
Для юношеского возраста характерно абстрактное теоретическое мышление, к концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.
Обучение в старших классах связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.
Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.
Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим.
Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность связана с жизненными планами.
В эти годы происходит и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается объем памяти, но и изменяются и совершенствуются способы запоминания. Наряду с произвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становится характерным установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.
Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью.
В учении сформированы общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умений пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. В общении формируются и развиваются коммуникативные способностиучащихся, включающие умение, вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Этот возраст являются достаточно сенситивным для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на формирование индивидуальных различий, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.
Характерной особенностью данного возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в юношеском возрасте, является склонность к исследованию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру.
Данный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи школьники стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Учащиеся в этом возрасте могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов ученика выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.
Контингент учащихся 10-х классов нашей, вечерней школы, имеет свои особенности: они приходят к нам из других школ, училищ, техникумов (как правило, отчислены по причине неуспеваемости, непосещаемости). Кроме того, в классах слишком большой диапазон между возрастом учащихся (в одном классе могут обучаться и 14 и35- летние), у некоторых большой перерыв в обучении, некоторые уже работают. Это учащиеся с уже сформированными знаниями, умениями и навыками, уровень которых, как показывают проводимые тестирования в 10 классах по истории в начале учебного года, являются крайне низкими( например, на 2013-2014 учебный год результаты таковы: 5%- оценка «4», 30%- «3», 65 % - «2» ). При выполнении учебных заданий они испытывают трудности: слабо ориентируются в нем, не умеют продумывать свои действия, выделять в объекте достаточное число его признаков, анализировать; плохо знают даты, исторические термины, понятия, испытывают затруднения в работе с картой, не имеют навыка устного ответа. Их действия носят импульсивный характер, они не способны к планированию, не самостоятельны, часто отвлекаются, быстро утомляются, поэтому, с целью максимальной адаптации учебного процесса к возможностям учащихся нашей школы, целесообразна ориентация на учет индивидуальных особенностей личности, что становится возможным с применением элементов тех технологий и моделей обучения, которые получили название личностно ориентированных, так как они в большей мере, чем традиционные, адекватны к возможностям ребенка. И здесь на помощь учителю приходит личностно ориентированный подход, элементы и принципы которого используются мною в работе с 2010 учебного года (результаты работы - открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступление на общегородском семинаре завучей).
Личностно ориентированное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Назначение личностно ориентированного подхода состоит в том, чтобы содействовать становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. В основе личностно ориентированного обучения лежит признание самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Личностно ориентированная система обучения предполагает:
- признание ученика основным субъектом процесса обучения;
- признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
В связи с чем в работе необходимо придерживаться основных принципов личностно ориентированного обучения: индивидуальности, дифференциации, субъектности, доверия и поддержки.
На одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения. Процесс раскрытия индивидуальности человека в специально подготовленной учебной деятельности получил название индивидуализации обучения, которая предполагает учет уровня интеллектуального, умственного развития, индивидуально-физиологических особенностей, определяющих темп мыслительной деятельности, преобладающие виды мышления (наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное, теоретическое), особенности памяти, внимания. Для чего проводится необходимая диагностика и составляется психолого-педагогическая характеристика класса. (Приложение 2).
Работа строится с учетом индивидуального способа учения школьников (ИСУ), который рассматривается как комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности школьников. «ИСУ складывается из:
1) широких познавательных интересов школьников;
2) особенностей учебной деятельности;
- предпочитаемые виды учебных занятий;
- предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
- особенности усвоения учебного материала;
- предпочитаемые виды учебной деятельности;
3) особенностей взаимодействия в учебной группе, места учащегося в ней;
4) особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебно-познавательной деятельности;
5) значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.»(8, стр.114).
Для учета ИСУ каждого ученика можно использовать матрицу следующего вида, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5 (матрица составлена на учащихся 10 класса 2008-2009 г. (Приложение 3).
Использование такой матрицы позволяет проектировать урок по нескольким наиболее значимым как содержательным, так и процессуальным. Если посмотреть на строчки, то сразу видно, для кого из учеников предполагаемая работа может оказаться сложной, а для кого - приемлемой. Данная матрица показывает, что учащиеся предпочитают такие виды занятий, как беседа, работа с текстом, работа в группах, индивидуально, в парах, многие предпочитают самостоятельную работу, обсуждение. Поэтому можно организовать работу в группах, в парах, использовать работу с текстом…, то есть, найти место на уроке для каждого.
Кроме того, необходимо так же учитывать социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие внешние влияния).
Таким образом, учет индивидуальных особенностей учащихся помогает реализации главной цели личностно ориентированного урока - созданию условий для проявления познавательной активности учащихся.
Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения (3, стр. 14). Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению. Дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Оно осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя такие способы дифференциации, когда:
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
- задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, таблица, образец, алгоритм...);
- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
- предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.
Учитывается на уроке и субъектный опыт учащихся. Его содержание, по мнению Якиманской, – предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила умственных и практических действий; эмоциональные коды в виде личностных смыслов, установок, стереотипов. Личностно-ориентированный урок – это постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений. «Активизировать» субъектную позицию ученика, его личные качества можно, показывая роль личности в историческом процессе, яркие живые образы людей. Целесообразным является обращение к мнению учащихся по поводу оценки событий и характера деятельности исторических личностей. В связи с чем объяснение материала, если позволяет тема, начинается с выявления опыта учеников по отношению к излагаемому материалу (например, при изучении темы «Смутное время», задается вопрос: «Когда и почему был введен праздник 4 ноября?»).
Необходимо также соблюдать принцип доверия и поддержки, который предполагает отказ от авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, от излишней требовательности и чрезмерного контроля, вместо этого – вера в ребенка, доверие к нему. Стараюсь создать атмосферу доброжелательности, доверия, заинтересовать каждого. Многие из учащихся нашей школы не имеют навыка устного ответа, боятся отвечать перед классом, выходить к доске. Сломать стереотипы сложившегося поведения трудно. Помогает в этом создание и организация ситуации успеха, в процессе которой прибегаю к авансированию успеха, то есть, объявляю о положительных результатах до того, как они получены, оказываю реальную по поддерживаю в процессе выполнения работы. Часто обращаюсь к похвале как средству поощрения, что побуждает веру в собственные силы даже у самых слабых, укрепляет их волю. Успех может быть кратковременным, сиюминутным, но даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие, что меняет ритм, стиль деятельности, взаимоотношение с окружающими.
IV. Ожидаемые результатыосвоения раздела программы (знания, умения, способности, навыки).
Обучающиеся должны знать:
- причины смутного времени и его роль в истории России;
-что только народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами, смог спасти страну от интервентов;
-осознание такой нравственной ценности, как любовь к Родине.
V. Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
С учетом принципов личностно ориентированного подхода, учебных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся нашей школы и были составлены методические рекомендации к изучению раздела «Россия в XVII столетии». В зависимости от дидактической цели и структуры определяются следующие типы уроков: изучение нового материала (урок 35), комбинированный (урок 36-42), повторительно-обобщающий (урок 43). Формы уроков как традиционные (тематическая лекция), так и нетрадиционные (презентация, урок - игра). Цели уроков реализуются через различные методы обучения: репродуктивный (репродуктивная беседа, устное и письменное воспроизведение текста), частично-поисковый (работа с историческими документами, дополнительным материалом, с таблицами, схемами, кластером), объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, индивидуальные сообщения, доклады, использование наглядных средств). На уроках различных типов используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся. Фронтальная форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение проблемы, активизировать их работу, позволяет высказывать собственное мнение, рассмотреть альтернативные варианты, задействовать слуховую память. Групповая форма позволяет активизировать познавательную деятельность каждого ученика, дает возможность дифференцировать обучение, воспитывать уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах, индивидуально- обособленная форма позволяет решать познавательную задачу усилиями каждого учащегося, учитывать особенности каждого путем подбора дифференцированных заданий. В ходе уроков используются различные приемы: анализ документа, выписывание понятий, составление таблиц, кластеров, маркировка текста, заполнение контурной карты, опорный сигнал и др.; применяются мультимедийные средства.
Задания для учащихся на различных этапах урока носят дифференцированный характер по степени сложности, домашнее задание так же дифференцированно, для средних и сильных учащихся предлагаются опережающие задания. Некоторые уроки представлены в двух вариантах (урок 35, 43), выбор которых зависит не только от целевой установки, но и от уровня подготовленности класса, времени проведения занятий, степени физической усталости.
Использование на уроках элементов личностно-ориентированного подхода, как показывает практика, помогает повысить уровень успеваемости учащихся, о чем свидетельствует составленная диаграмма качества знаний учащихся. ( Приложение 4).
VI. Тематическое планирование по разделу.
Тематическое планирование курса истории России в 10 классе составлено по программе А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России с древнейших времен до конца XVII века», рассчитанной на 44 часа. В М (Б)ОУОСОШ на изучение истории России отводится 68 часов, в связи с чем количество часов увеличено, в том числе за счет включения регионального компонента и повторительно-обобщающих уроков, поэтому на изучение раздела «Россия в XVII столетии» отведено не 8 часов, а 9 часов.
Образовательные цели раздела следующие:
охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Б.Годунова, определить причины Смуты;
дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I, охарактеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским, дать оценку действиям Лжедмитрия II и осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами;
охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых, рассказать о реформах государственного управления и о сословиях российского государства, их правах;
охарактеризовать причины и сущность раскола в России, рассказать о противостоянии царя и патриарха, выявить значение внутрицерковного разделения;
охарактеризовать уровень развития хозяйства и торговли, дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из них;
дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича;
описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII веке, оценить значение присоединения Украины к России;
ознакомить учащихся с историей и географией расширения России на восток; охарактеризовать процесс освоения новых территорий будущей империи;
охарактеризовать новые тенденции эпохи и правления Федора и Софьи, описать юного Петра;
познакомить учащихся с основными фактами истории культуры России XVII века, описать общие тенденции ее развития;
осветить участие нижегородцев в восстании И. Болотникова, в борьбе с польскими интервентами, охарактеризовать экономическое развитие нижегородского края XVII века, дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича в крае, познакомить учащихся с основными фактами истории культуры Нижнего Новгорода XVII века;
проверить, как усвоена тема «Россия в XVII веке», систематизировать и обобщить знания по теме.
Задачи:
Обучающие: учащиеся должны знать:
- причины смутного времени и его роль в истории России;
- определения терминов: урочные лета, заповедные годы, самозванство, гражданская война, семибоярщина, интервенция, народное ополчение, абсолютизм, раскол, старообрядство, крепостное право, ясак, тягло, «медный бунт», «соляной бунт», униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, острог, «нарышкинское» барокко, парсуна, секуляризация культуры.
Развивающие: учащиеся должны уметь:
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять понятия;
- работать с исторической картой;
- извлекать информацию из исторического документа;
- сравнивать исторические события.
Воспитывающие: учащиеся должны понимать:
-что только народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами, смог спасти страну от интервентов;
-осознание такой нравственной ценности, как любовь к Родине.
Раздел «Россия в XVII столетии» является четвертым по счету в тематическом планировании по курсу истории России в 10 классе, состоит из двух тем – «Смутное время» и «Новые черты старой России». Он насыщен богатым фактическим материалом и отражает один из «переломных» периодов нашей истории, во время которого произошла смена династий на российском престоле, события начала XVII века определили последующее развитие страны почти на сто лет.
Данный раздел тесно связан с предыдущим, третьим разделом - «От Руси к России», в частности, с последней темой – «Россия в XVI веке», изучающей эпоху Ивана Грозного, которая привела страну к Смутному времени. Четвертый раздел также непосредственно связан с последующим – «Россия в XVIII столетии», который начинает тема «Эпоха Петра I». К тому времени российское типично патриархальное, традиционное общество вступило в полосу острого кризиса, что и определило радикальные реформы Петра I, таким образом, условия для преобразований Петра I были подготовлены во второй половине XVII века.
Изучаемый раздел предоставляет большие возможности для осуществления внутрипредметных и межпредметных связей:
с географией (использование карт);
с литературой (привлечение отрывков из художественных произведений А.С.Пушкина, «Жития протопопа Аввакума», выставка книг по теме);
с живописью (использование репродукций картин);
с архитектурой и скульптурой (использование фотографий, репродукций).
/п
Названия раздела,
темы
Тип, форма
Цель, задачи
Результат
Оборудование
Теоретическое обоснование
1
2
3
4
5
6
7
Раздел IV. Россия в XVII столетии
Тема 12. Смутное время
35
Смутное время
Изучение нового материала. Групповая работа.
Цель: охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты, дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I; охарактеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским; дать оценку действиям Лжедмитрия II и осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами.
Задачи:
-обучающие: учащиеся должны знать: причины смутного времени и его роль в истории России; определения терминов, хронологический материал по теме;
-развивающие: развивать умения выявлять причинно-следственные свяи; определять понятия; работать с исторической картой; извлекать информацию из исторического документа, сравнивать исторические события;
-воспитывающие: учащиеся должны понимать, что только народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами, смог спасти страну от интервентов; осознавать такую нравственную ценность, как любовь к Родине
Учащиеся научились выявлять причины смутного времени, устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, извлекать информацию из источников, определять понятия: урочные лета, заповедные годы, самозванство, гражданская война, семибоярщина,, народное ополчение, интервенция; заполнять таблицу «Восстание под руководством И. И. Болотникова» по параграфу 31 учебника, воспроизводить хронологический материал: 1592 - 1593 гг. – указы об отмене Юрьева дня; 1589 гг. – установление патриаршества на Руси; 1598 - 1605 гг. – правление Бориса Годунова; 1605 - 1613 гг. – Смутное время; 1605- воцарение ЛжедмитрияI;1606-1610-правление В.Шуйского; 1609-1611-оборона Смоленска; 1608-1610- Лжедмитрий II; 1610-1612-правление «семибоярщины»; 1609-начало польской интервенции; 1611- создание первого ополчения; 1612- создание второго ополчения; 1613- избрание М. Романова.
Учащиеся осознали, что народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами, смог спасти страну от интервентов; осознали такую нравственную ценность, как любовь к Родине; научились выражать свое отношение к событиям
карта Российское государство в XVII в.», мультимедийная установка
На уроке создается атмосфера творческого поиска, сплоченности, психологическая обстановка успешности, высокой познавательной деятельности. Частично -поисковый метод закрепляет навык работы с источниками, включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике. Совместная постановка целиурока, постановка проблемного вопроса способствует активизации учебной деятельности, требует размышления, рассуждения.
Проведение исторических параллелей способствует развитию творческой активности, исторического мышления, обобщению и осмыслению знаний. Использование иллюстрацийпомогает задействовать зрительную память, расширить кругозор учащихся, Сравнивание своих ответов с правильными ответами помогает выявить пробелы в знаниях и убедиться в правильности своих ответов,использование «Карточки оценки, взаимооценки и самооценки»позволяет формировать умение самоконтроля
Тема 13. Новые черты старой России
36
Правление первых Романовых
Внутренняя политика.
Церковь и государство в XVII веке
Комбинированный. Групповая работа
Цель: охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых; рассказать о реформах государственного управления и о сословиях российского государства, их правах.
Задачи:
-обучающие: учащиеся должны знать основныепонятия и хронологический материал по теме;
-развивающие: развивать умения выявлять причинно-следственные свяи; определять понятия; работать с исторической картой; извлекать информацию из исторического документа;
- воспитывающие: на примере личности Никона и Аввакума способствовать воспитанию терпимости к иным точкам зрения, толерантности
Учащиеся научились извлекать информацию из учебника (п.32,33); определять понятия: соборное уложение царя Алексея Михайловича, абсолютизм, раскол, старообрядчество, реформы Никона, воспроизводить хронологический материал : 1613 – 1645 гг. – правление Михаила Романова; 1632 – 1634 гг. – Смоленская война; 1645 – 1676 гг. – правление Алексея Михайловича; 1649 г. – принятие «Соборного уложения»; 1653- начало церковной реформы патриарха Никона,1654 – 1667 гг. – русско-польская война; заполнять схему «Государственный аппарат России в XVII веке», самостоятельно работая с учебником ( п. 32,33).На примере личности Никона и Аввакума учащиеся осознали необходимость терпимости к иным точкам зрения.
карта «Россия в XVII в.», карточки, схема
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности, обстановка успешности.Частично-поисковый метод включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике. Заполнение схемыспособствует развитию зрительной памяти, закрепляет навык самостоятельной работы. Обращение к словесному методу нацеливает учащихся на усвоение новых теоретических знаний. Метод опережающего задания способствует формированию умения находить историческую информацию из дополнительной лит-ры
37
Экономическое развитие и сословия в России XVII века
Комбинированный. Самостоятельная работа.
Цель: охарактеризовать уровень развития хозяйства и торговли, дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из них.
Задачи:
-обучающие: учащиеся должны знать определения терминов и хронологический материал по теме;
-развивающие: развивать умение анализировать, определять и объяснять понятия, выявлять причинно-следственные свяи; работать с исторической картой; извлекать информацию из исторического документа;
-воспитывающие: способствовать воспитанию чувства гордости за успехи Родины и озабоченности ее трудностями
Учащиеся научились извлекать информацию из учебника ( п.34) и исторического документа, заполнять таблицу по п.34 «Экономическое развитие России в 17 веке» ; определять понятия: крепостное право, ясак, тягло; воспроизводить хронологический материал: 1653г.- торговый устав, 1667-Новый Торговый устав. Учащиеся испытали чувство гордости за успехи Родины и осознали ее трудности
карта «Россия в XVII веке», схемы, таблицы, карточки
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности, обстановка успешности. Частично-поисковый метод включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике, закрепляет навык работы с историческими документами. Заполнение схемыспособствует развитию зрительной памяти, закрепляет навык самостоятельной работы, развивает активность мышления, его самостоятельность.
Цель: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина. Задачи:
- обучающие: учащиеся должны знать хронологический материал, определения терминов по теме;
-развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, извлекать информацию из исторического документа;
-воспитывающая: воспитывать гуманизм, уважение к личности, правам человека, понимание неоднозначности оценки исторических деятелей
Учащиеся научились извлекать информацию из учебника ( п.35), из исторического документ(, «Г. Котошихин о восстании в Москве 1662 года», «Отписка полкового воеводы П. Урусова о боях Ю. Барятинского под Симбирском» (учебник, стр. 301-303), заполнять таблицу «Народные движения «Бунташного» века»», определять понятия: «медный» бунт, «соляной» бунт», «прелестные» письма, воспроизводить хронологический материал: 1648 г. – «соляной» бунт; 1662 г. – «медный» бунт; 1668 г. – поход в Персию (Иран) казаков Степана Разина; 1670 – 1671 гг. – восстание С.Разина. Учащиеся осознали необходимость уважения к личности, правам человека, поняли необходимость неоднозначной оценки исторических деятелей
карта «Народные восстания в России в XVII веке», карточки
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности, обстановка успешности.
Частично-поисковый метод включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике, закрепляет навык работы с историческими документами. Заполнение схемыспособствует развитию зрительной памяти, закрепляет навык самостоятельной работы, развивает активность мышления. Словарная работа способствует повышению уровня терминологической грамотности. Работа с контурной картойвыявляет уровень сформированности картографических умений.
39
Внешняя политика России в XVII веке. Расширение России на восток
Комбинированный. Групповая работа
Цель: описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII веке; оценить значение присоединения Украины к России; ознакомить учащихся с историей и географией расширения России на восток; охарактеризовать процесс освоения новых территорий будущей империи.
Задачи:
-обучающие: учащиеся должны знать: хронологический материал и определения терминов по теме;
-развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, извлекать информацию из исторического документа;
- воспитывающие: воспитывать на примере личностей Дежнева, Пояркова и др. осознание того, что нужно приносить пользу Отечеству, такой нравственной ценности, как любовь к родине, чувство гордости за ее успехи; способность проявлять солидарность
Учащиеся научились извлекать информацию из учебника и исторического документа( текст Поляновского мирного договора 1634 года) , отвечать на вопросы по п.36, определять причины и итоги Смоленской, русско-польской, русско-турецкой войны, составлять таблицу «Цели освоения Сибири», «Русские землепроходцы» (по п.36), определять понятия: униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь, острог, воспроизводить хронологический материал: 1632 – 1634 гг. – Смоленская война; 1637 г. – «Азовское сидение»; 1654 – 1667 гг. – русско-польская война; 1648 г. – начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. – Переяславская рада и присоединение Украины к России; 1686 г. – «Вечный мир» с Речью Посполитой; 1676 – 1681 гг. – русско-турецкая война (Чигиринские походы); 1687 – 1689 гг. – Крымские походы В. В. Голицына; 1648 г. – морской поход С. Дежнева; 1643 – 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур; 1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур; рубеж XVII – XVIII вв. – издание книги С. У. Ремизова «Чертежная карта Сибири» Учащиеся на примере личностей Дежнева, Пояркова и др., осознали необходимость того, что нужно приносить пользу Отечеству, испытали чувство гордости за ее успехи; поняли, что необходимо проявлять солидарность
.
карта«Ро-ссия в VII веке», «Восстание под предводительством Б.Хмельницкого. Русско-польская война1654 -1667 г.», контурные карты, мультимедийная установка
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности, обстановка успешности, демократичности.
Репродуктивный метод помогает проверить сформированность хронологических и фактологических знаний и умений учащихся, устранить пробелы.
Частично-поисковый метод включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике, закрепляет навык работы с историческими документами. Вопросы на актуализацию материала и совместная постановка цели урока способствует активизации учебной деятельности, требует размышления, рассуждения.
Заполнение схемы способствует развитию зрительной памяти, закрепляет навык самостоятельной работы, развивает активность мышления. Работа с картой выявляет уровень сформированности картографических умений. Использование иллюстраций помогает задействовать зрительную память, расширить кругозор учащихся.
Метод опережающего заданияспособствует формированию умения находить историческую информацию из дополнительной лит-ры. Сравнивание своих ответов с правильными ответами помогает выявить пробелы в знаниях и убедиться в правильности своих ответов. Рассказ выявляет умение применять приемы устного изложения знаний. Использование «Карточки оценки, взаимооценки и самооценки» позволяет формировать умение самоконтроля.
40
Россия в начале нового времени (на рубеже XVII – XVII веков).
Комбинированный.Практическая работа.
Цель: подвести краткие итоги правления Алексея Михайловича, охарактеризовать новые тенденции эпохи и правления Федора и Софьи; описать юного Петра. Задачи:
- обучающие: учащиеся должны знать: хронологический материал и основные понятия по теме;
-развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, извлекать информацию из текста;
-воспитывающие: воспитывать чувство гордости за успехи Родины и озабоченности ее трудностями
Учащиеся научились извлекать информацию из учебника, выделять в материале главные положения, характеризовать новые тенденции эпохи и правления Федора и Софьи, составлять по параграфу 38 таблицу «Внешняя политика царевны Софьи», составять кластер по разделу «Споры о новом периоде русской истории», определять понятия: домашняя промышленность, мануфактура; воспроизводить хронологический материал: 1682 г. – стрелецкое восстание; 1687, 1689 гг. – Крымские походы Голицына.
Учащиеся испытали чувство гордости за успехи Родины и осознали ее трудности.
Карта Россия в 17 веке», тесты, карточки
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности, обстановка успешности.
Репродуктивный метод помогает проверить сформированность хронологических и фактологических знаний и умений учащихся, устранить пробелы.
Частично-поисковый метод включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике.
Составление кластера и таблицы способствует развитию зрительной памяти, закрепляет навык самостоятельной работы, развивает активность мышления.
41
Культура и быт России в XVII веке
Комбинированный.Лекция с элементами беседы и самостоятельной работы
Цель урока: познакомить учащихся с основными фактами истории культуры России
17 в.; описать общие тенденции ее развития.
Задачи:
-обучающие: учащиеся должны знать хронологический материал и определения терминов по теме;
-развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, извлекать информацию из исторического документа;
-воспитывающие: воспитывать осознание ценности культуры, уважительное отношение к культуре своего народа.
Учащиеся умеют устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, называть новые элементы русской культуры, научились извлекать информацию из учебника ( по п. 39), составлять таблицу и кластер по теме « Культура и быт России в XVII веке» , отвечать на вопросы по параграфу 39, определять понятия: «нарышкинское барокко», парсуна, секуляризация культуры; воспроизводить хронологический материал: 1653-школа при Чудовом монастыре; 1687г.- Славяно – Греко - Латинская академия.
Учащиеся осознали ценность культуры, поняли, что необходимо уважительно относиться к культуре своего народа
Иллюстрации и репродукции
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности, обстановка успешности.
Репродуктивный метод помогает проверить сформированность хронологических и фактологических знаний и умений учащихся, устранить пробелы.
Словесный метод позволяет учителю непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать учеников в обсуждение проблем, происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие на коллектив, каждый ученик «потребляет » информацию, стремится ее усвоить. Частично-поисковый метод, включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике.
Составление кластера и таблицыспособствует развитию зрительной памяти, закрепляет навык самостоятельной работы, развивает активность мышления. Словарная работа способствует повышению уровня терминологической грамотности.
42
Нижегородский край в XVII веке
Комбинированный.Лабораторно-практическое занятие.
Цель: охарактеризовать положение Нижегородского края в XVII веке, его экономическое и культурное развитие, рассказать об участии нижегородцев в борьбе с польскими захватчиками и в крестьянской войне под руководством С. Разина, о движении старообрядцев-раскольников.
Задачи:
- обучающие: учащиеся должны знать: хронологический материал ( даты, указанные на форзаце учебника), определения терминов по теме;
развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, извлекать информацию из исторического документа;
-воспитывающие: учащиеся должны понимать, что только народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами, смог спасти страну от интервентов; осознавать такую нравственную ценность, как любовь к Родине.
Учащиеся научились извлекать информацию из учебника (п.39-40), из исторического документа, закрепили навык работы с историческим документом; умеют определять понятия: Смута, гражданская война, раскол, «бунташный» век; воспроизводить хронологический материал: 1598 - 1605 гг. – правление Бориса Годунова; 1605 - 1613 гг. – Смутное время; 1605- воцарение ЛжедмитрияI;1606-1610-правление В.Шуйского; 1609-1611-оборона Смоленска; 1608-1610- Лжедмитрий II; 1610-1612-правление «семибоярщины»; 1609-начало польской интервенции; 1611- создание первого ополчения; 1612- создание второго ополчения; 1613- избрание М. Романова, 1645 – 1676 гг. – правление Алексея Михайловича; 1649 г. – принятие «Соборного уложения», 1653- начало церковной реформы патриарха Никона, 1648 г. – «соляной» бунт; 1662 г. – «медный» бунт; 1670 – 1671 гг. – восстание С.Разина.
карта «Смутное время», «Народные восстания в России в XVII веке», «Экономическое развитие в России в XVII веке», карточки
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности.
Репродуктивный метод помогает проверить сформированность хронологических и фактологических знаний и умений учащихся, устранить пробелы.
Частично-поисковый метод включает учеников в познавательную деятельность, способствует обогащению новыми знаниями, позволяет проверить умение применять полученные знания на практике, закрепляет навык работы с историческими документами.
Беседа по вопросам позволяет учителю непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать учеников в обсуждение проблем, помогает проверить уровень усвоения знаний учащихся.
Маркировка текста позволяет оживить занятие, осмыслить изучаемый материал. Метод опережающего задания способствует формированию умения находить историческую информацию из дополнительной лит-ры
43
Урок проверки и оценки по теме «Россия в XVII столетии»
Урок проверки и оценки знаний.
Цель: проверить знания учащихся по теме.
Задачи:
-обучающие: учащиеся должны знать: хронологический материал( даты, указанные на форзаце учебника), определения терминов по теме;
-развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, извлекать информацию из исторического документа;
-воспитывающие: воспитывать чувство гордости за успехи Родины и озабоченности ее трудностями; учащиеся должны осознавать такую нравственную ценность, как любовь к Родине
Учащиеся умеют осмысленно воспроизводить изученный материал по теме «Россия в XVII столетии», письменно отвечать на вопросы по изученному материалу, воспроизводить схемы «Сословия русского общества в 17 веке», «Государственное устройство России 17 века», сравнивать основные положения статей Судебника 1550г. и Соборного Уложения 1649г., решать исторические задачи, определять понятия: самозванчество, Смута, гражданская война, самодержавие, «бунташный» век, раскол, закрепощение крестьян, Соборное Уложение 1649 г., реформа государственного управления; воспроизводить хронологический материал: 1598 - 1605 гг. – правление Бориса Годунова; 1605 - 1613 гг. – Смутное время; 1605- воцарение ЛжедмитрияI; 1606-1610-правление В.Шуйского; 1609-1611-оборона Смоленска; 1608-1610- Лжедмитрий II; 1610-1612-правление «семибоярщины»; 1609 -начало польской интервенции; 1611- создание первого ополчения; 1612 - создание второго ополчения; 1613- избрание М. Романов, 1645 – 1676 гг. – правление Алексея Михайловича; 1649 г. – принятие «Соборного уложения», 1653- начало церковной реформы патриарха Никона, 1648 г. – «соляной» бунт; 1662 г. – «медный» бунт; 1670 – 1671 гг. – восстание С.Разина… .
тесты
На уроке создается психологическая атмосфера доброжелательности, доверия, высокой познавательной деятельности.
Письменная самостоятельная работа (с заданиями различного уровня сложности), тестовые заданияпозволяют проверить качество и прочность знаний учащихся.
VII. Разработка урока.
1.Тема урока.
Тема: «Великое разорение и смута» пр. 26, 29, 30, стр. 211 – 248 учебника «История России с древнейших времен до конца 17 вв.», 10 класс, авторы А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.
2.Психолого-педагогическая характеристика класса. ( на учащихся 10 «а» класса ).
При составлении характеристики использовались: опросник Р. Кеттелла, тест А. Лаури, 12 – ти клеточный квадрат, опросник А. Андреевой и А. Прихожан.
Учащиеся обучаются по программе общеобразовательных школ. Имеют средний уровень интеллектуальных возможностей. Учащихся можно разделить на три группы по уровню развития познавательных мотивов:
- учащиеся со средним уровнем познавательной активности ( 4 человека ) – 17 %
- учащиеся с недостаточной сформированностью учебных мотивов ( 14 человек ) – 68,7%
- учащиеся со сниженной мотивацией, отрицательным эмоциональным отношением к учению ( 5 человек ) – 21,7 %
Учащиеся класса имеют средние потенциальные возможности, позволяющие успешно усваивать учебный материал, часть ребят недостаточно используют свой потенциал, требуют концентрации внимания, мотивационного подкрепления со стороны учителя в течение учебного процесса, контроля. Учащиеся имеют средний уровень притязаний, самооценки, Самореализации, высокий уровень школьной тревожности, свидетельствующий о глубокой запущенности.
Результаты обследования:
Уровень развития
Интеллект
Слуховая память
Зрительная память
Внимание
B
_
_
_
_
BN
70%
10%
36%
_
N
50%
51%
49%
52%
HN
43%
39%
15%
48%
Рекомендации. Учитывая ослабленность мотивационной сферы учащихся класса, необходимо проводить работу по формированию:
- активной позиции ученика ( обеспечить ситуации личностного выбора задания по количеству и степени сложности);
- общей положительной атмосферы на уроках, снижению тревожности детей, стремясь исключить страх ученика перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
Учитывая так же средний уровень развития слуховой памяти, рекомендуется в ходе урока проговаривание и повторное проговаривание вслух учебного материала.
3. Обоснование технологий, методов и методик, используемых на уроке.
Выбор технологий, методов и методии, используемых на уроке, обусловлен спецификой восприятия и освоения учебного материала учащимися в данном возрасте, уровнем подготовленности десятиклассников, с учетом составленной психолого- педагогической характеристикой класса, учебных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся нашей школы,с учетом принципов личностно ориентированного подхода,
Цель и задачи урока реализуются через различные методы обучения: репродуктивный (репродуктивная беседа, устное и письменное воспроизведение текста), частично-поисковый (работа с историческими документами, дополнительным материалом, с таблицами, схемами, ), объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, индивидуальные сообщения, доклады, использование наглядных средств).
На уроке используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся. Фронтальная форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение проблемы, активизировать их работу, позволяет высказывать собственное мнение, рассмотреть альтернативные варианты, задействовать слуховую память. Групповая форма позволяет активизировать познавательную деятельность каждого ученика, дает возможность дифференцировать обучение, воспитывать уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах, индивидуально- обособленная форма позволяет решать познавательную задачу усилиями каждого учащегося, учитывать особенности каждого путем подбора дифференцированных заданий.
В ходе уроков используются различные приемы: анализ документа, выписывание понятий, составление таблиц, заполнение контурной карты, и др.; применяются мультимедийные средства.
Задания для учащихся на различных этапах урока носят дифференцированный характер по степени сложности, домашнее задание так же дифференцированно, для средних и сильных учащихся предлагаются опережающие задания.
4. Цель урока: проверить, как усвоена тема «Великое разорение и смута»; систематизировать и обобщить знания по теме.
5. Задачи урока:
Обучающие: учащиеся должны знать:
- причины Великого разорения и Смутного времени;
- хронологический материал (1533 – 1584 гг., 1565 – 1572 гг., 1558 – 1583 гг., 1598 – 1605 гг., 1605 – 1606 гг., 1606 – 1610 гг., 1598 – 1613 гг., 1606 – 1610 гг., 1610 – 1613 гг., 1611 – 1612 гг.);
- определение терминов: опричнина, смутное время, интервенция, гражданская война, народное ополчение, Земский собор;
- последствия Смутного времени;
Развивающие: учащиеся должны уметь:
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять понятия;
- работать с исторической картой;
- извлекать информацию из исторического документа;
- сравнивать исторические события;
Воспитывающие: учащиеся должны понимать:
- что только народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами смог спасти страну от интервентов;
- осознание такой нравственной ценности как любовь к Родине.
6. Тип урока: проверка знаний и умений учащихся.
7. План урока с хронометражем.
1) Организационный этап 1мин.
- взаимное приветствие;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности к уроку;
- проверка подготовленности классного помещения к уроку;
- организация внимания;
2) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний 4мин.
- сообщение темы изучения материала;
- формулировка целей и задач;
- показ практической значимости усвоению и изучению материала, мотивация учащегося к его усвоению.
3) Этап всесторонней проверки знаний 40 мин.
- проверка различными методами объема и качества усвоения материала учащимися;
- проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений;
- организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся;
- комментирование ответов учащихся.
8.Используемая литература.
Литература для учащихся:
История России в таблицах и схемах. Для школьников. Кариев С.Ш., Бурдина Е.Н., «Лист», м; 01 год.
«Деятели отечественной истории». А.П. Шлиман., АСТ, М; 97 год.
Нижегородский край. Факты, события, люди. Нижний Новгород. НГЦ 94.
«Общедоступное чтение о русской истории». С.М. Соловьев. – М.: изд. «Республика» 92.
Епифанов. Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до 1861 года) – Москва.: Просвещение, 80.
Головатенко. История России: спорные проблемы.: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты – изд.2 – М.: Школа – Пресс, 95.
9.Материалы и оборудование: иллюстрация: Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве, стенд «Портреты царей эпохи Великого разорения и Смутного времени»), карта «Русское государство в 16 веке», атласы, контурные карты, выставка книг, карточки с заданиями, с тестами, мультимедийные средства.
10. Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Теоретическое
обоснование
1.Организационный этап. Психологическая задача: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию, проверить готовность учеников к уроку.
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учебно-воспитательные задачи: организовать и целенаправить учебную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению и проверке знаний и умений по теме «Великое разорение и Смутное время», мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху.
3.Этап всесторонней проверки знаний и умений учащихся. Учебно-воспитательные задачи: проверить качество и прочность знаний учащихся, выявить уровень осмысления и обобщения материала по теме, умение применять приобретенные знания на практике.
Учитель приветствует учеников,отмечает отсутствующих, проверяет подготовленность класса к работе, привлекает внимание.
На прошлом уроке мы завершили тему «Великое разорение и Смутное время», в ходе которого познакомились с огромным фактическим материалом, новыми терминами, именами исторических деятелей- два социально-экономических кризиса- 60-70-е г. 16 века и Смута 17 века оказали значительное влияние на дальнейшее развитие нашей страны, в связи с чем нам важно повторить, обобщить изученный материал и проверить, как вы его усвоили. Для чего сегодня на уроке мы вспомним причины Великого разорения и Смутного времени, восстановим хронологию событий, раскроем последствия Смутного времени,заслушаем сообщения об исторических деятелях изученного периода.
Сначала мы с вами немного поиграем. На экране- сетка с заданиями (Слайд 2), которые распределены по категориям, каждой категории соответствует свой балл. Ваша задача- открыть любую категорию и ответить на вопрос. За правильный ответ даются жетоны, которые будут являться дополнением к оценке, полученной за урок (Слайд 2).
Категория «Иллюстрации» (Слайд 3).
Кто изображен на иллюстрации?
Кто изображен на иллюстрации?
В честь кого воздвигнут этот памятник, изображенный на иллюстрации ?
Категория «События» ( Слайд 4).
Зачитывается отрывок из произведения А.С. Пушкина « Борис Годунов» (Слайд 5-6).
- О каком событии идет речь?
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был сослан послушанье,
Пришел я в ночь. Наутро, в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы.
Я спешу туда ж- а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич.
5) Зачитывается отрывок из исторического романа А. К. Толстого « Князь Серебряный»
-О каком событии идет речь?
« Вот созвал он Думу, и нас, и духовенство . А когда собрались мы, объявил нам, что я- де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть опалу на изменников… и чтобы ни от митрополита, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости.
Беру- де себе , говорит опосную стражу и беру на свой особный обиход разные города и пригородки и на самой Москве разные улицы… И с этого дня начал он новых людей набирать…Отдал им всю землю, все домы, все добро, что отрезал на свой обиход…
Ездят теперь по всей земли их дьявольские полки с метлами, да с песьими головами, топчут правду…»
6) О каком событии идет речь? Кому принадлежит это обращение?
« О братие и друзи, вси нижегородские народы! Что сотворим ныне, видящее Московское государство в великом разорении?...призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местах».
Категория «Фамилия» (Слайд 6).
7) Кто скрывался под именем Лжедмитрия 1?
8) Назовите имя жены Лжедмитрия 1.
9) Сподвижник и любимец И. Грозного, опричник, палач, чьими руками Грозный расправлялся с действительными и воображаемыми противниками?
Учитель вызывает для работы у доски нескольких учащихся для выполнения задания 1,2,3.
Задание 1. Соотнесите правильно даты и события:
1533-1584 - Опричнина
1565-1572 – правление Грозного
1558-1583 – правление Б.Годунова
1598-1605 – Ливонская война
1605-1606 - правление В.Шуйского
1606-1610 – правление Лжедмитрия I
1598-1605 – восстание Болотникова
1606-1610 – Смутное время
1610-1613 – Первое и второе ополчение , освобождение от интервентов
По истечении времени, данного на выполнение заданий, учитель приступает к их проверке.
Задание Б1.
70-80-е гг. 16 века в стране получили название Великого разорения –
Чем характеризуется этот период?
Какие причины способствовали Великому разорению?( Работа c документами- отрывки из работ Соловьева С.М., М.И.Забелина, С. Ф. Платонова,С. Н. Бердышева)
Задание А1 – Назовите цели и последствия опричнины ( Слайд 7-8).
Задание В1 – (Слайд 9)
Прочитайте отрывок из работы историка С.М.Соловьева
- О какой войне идет речь?
- После какого события И.Грозный идет на переговоры?
- С какими странами?
«… Славная защита Пскова, которая в то время для русских людей имела такое же значение, как для нас защита Севастополя, дала царю Иоанну Васильевичу только возможность поскорее заключить мир, ибо он видел, что со своим неискусным и истомленным войском он не мог ожидать успеха в войне с такими искусным полководцем, каким был Баторий; да и не с одним Баторием нужно было воевать; шведы также наступали и забирали русские города. Царь заключил мир и с поляками и со шведами, отказавшись от морских Балтийских берегов».
Задание В2 – показать по карте и рассказать, какие земли отошли Речи Посполитой и Швеции после заключения Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия (Слайд 10)
Задание А2 – Назовите причины Смутного времени и условия, ему способствовавшие. (Слайд 11-14)
Задание Б2 ( Слайд 15-16 ) – прочитайте отрывок из «Грамоты русского правительства французскому королю 1615 г. А с ним пришли в царствующий град Москву многие польские и литовские люди, и Донские и Вольские атаманы и казаки, которые бегали из нашего Московского государства за свои вины от смертные казни. И учиняясь на Московском государстве тот вор государем, многих бояр и воевод и всяких людей по городам в заточенье разослал, а иных смертными казньми казнил. А потом к тому вору пришел из Литвы воевода Сендомирский Юрья Мнишек со многими Польскими и Литовскими людьми, а привез с собою… по договору с тем вором дочь свою Марину и дал ему в жену. И будучи на Москве, те Польские и Литовские люди… почали вере нашей крестьянской многое поруганье чинить, и … людем многое насильство делать, и умыслил был тот вор Гришка с поляки патриарха Московского и митрополитов и архиепископов и епископов и бояр и воевод и всяких чинов людей лутших побитии, а Московское государство под корону Польскую прилучити, а нашу православную христианскую истинную веру греческого закона разорити. И нашего Московского государства бояре и воеводы и всякие люди, видя такое зло от того вора Ростриги и от Польских и Литовских людей, немога такого зла терпети, соединяся все единомышленно и облича того вора злей смерти предали».
-О каком событии идет речь?
- Кого привел с собой в Москву Лжедмитрий I?
- Чем заканчивается правление Лжедмитрия I, Почему?
- Какие еще причины способствовали восстанию против Лжедмитрия I ?
Задание Г1. (Слайд17-18 ) Показать по карте путь следования войск Лжедмитрия I.
Задание А2 – почему вооруженное противостояние начала 17 века называют гражданской войной? Какое событие стало кульминацией мощного движения начала 17 века?
Задание Г2 – Нанесите на контурную карту границы России накануне Смутного времени, названия обозначенных городов, обозначьте район восстания под руководством Болотникова, поход армии к Москве, отступление повстанцев к Калуге и Туле. Рассказать об итогах восстания.
Задание Д1. Назовите причины открытой шведской и польской интервенции. Как вы расцениваете поступок правительства «Седьмочисленных бояр», почему?
Задание Г3. Кто возглавил I и II Ополчения, где они сформировались. Назовите итоги деятельности ополчения.
- В чем историческое значение освобождения страны от интервентов?
Задание Д2. Показать по карте движение отрядов второго народного ополчения. ( Слайд19-20 )
Учитель предлагает заслушать сообщения учащихся о К.Минине, Д.Пожарском, И.Сусанине.
Задание Д3. Показать по карте и рассказать о том, какие земли отошли к Швеции по Столбовскому миру и к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.( Слайд21-22 )
Итак, Смутное время в стране заканчивается, каковы были его последствия? (Слайд 23-24)
- Какие задачи, по вашему мнению, стояли перед новым царем?
Итак, эпоха, разделившая две русские династии, явилась сложным периодом в истории Отечества. Многие события не имеют сегодня однозначной оценки. Например, расходятся мнения историков об итогах опричнины, а часть событий Смутного времени одни из них называют «крестьянской войной», «гражданской войной», спорным является вопрос о последствиях событий Смутного времени. Ряд исследователей полагают, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол В.Шуйского и королевича Владислава. Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию. Учитель цитирует источники, обращая внимание учащихся на выставку книг в классе.
Если вас заинтересовал материал и вы хотите найти ответы на спорные вопросы, то можете обратиться к нашей выставке книг, к дополнительной литературе.
Но какими бы не были оценки событий, ясно то, что два кризиса русской государственности оставили тяжелые последствия. Многие города и селения лежали в развалинах, но русские люди возвращались на пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому долгу - возрождали свои жилища и пашни, мастерские и торговые караваны. Кризисы сильно ослабили Россию и народ, но и показали ее силу. Я думаю, что мы согласимся с замечательными словами историка Соловьева «…русские люди наказались, научились, к чему ведут смуты, несогласия, междуусобия; у них было столько нравственной силы, что они могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и теперь могли поддерживать нового государя и не дать возвратиться прежней смуте, доказательством служил подвиг Ивана Сусанина».
Таким образом, только благодаря социальному согласию народ смог победить интервентов, спасти страну от национальной катастрофы.
А теперь давайте вспомним историю России 20-го века, изученную вами в 9-м классе. Какие периоды в истории России 20-го века и современного периода конца 20-го века напоминают вам эпоху разорения и смутного времени?
На это вопрос нам ответит Еремин С.
Таким образом, наша страна не раз оказывалась в тяжелом положении, переживала сложные испытания, но будем надеяться и верить, что наш народ сможет найти выход из любых тяжелых ситуаций, как это было в 1612 году.
Далее учитель предлагает выполнить индивидуальные задания по вариантам .
Учитель анализирует работу класса, отмечает тех, кто старался особенно, ставит оценки за работу в группах, при фронтальном опросе, за индивидуальные устные ответы.
Учитель задает домашнее задание:мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве», индивидуальные сообщения: «Смута и Нижний Новгород», «Смута и Арзамас», « Участие нижегородцев в крестьянской войне в начале 17 века"( на выбор)
Ученики приветствуют учителя, дежурный докладывает об отсутствующих, ученики дают понять учителю о готовности к уроку.
Учащиеся записывают число и тему урока«Великое разорение и Смутное время» в тетрадь.
Ответ: В.Шуйский
Ответ: Б.Годунов
Ответ: в честь Минина и Пожарского.
Ответ: речь идет о смерти царевича Дмитрия в Угличе.
Ответ: речь идет об опричнине
Ответ: речь идет об обращении К.Минина к нижегородцам.
Ответ: Григорий Отрепьев.
Марина Мнишек
М.Скуратов
Индивидуальная работа у доски.
Индивидуальная работа у доски.
Этот период характеризуется обезлюдением, разорением. В это время разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство на окраины, страшный голод. Страна была на грани катастрофы.
Причины: опричнина, Ливонская война.
Ответ: речь идет о Ливонской войне. И.Грозный идет на переговоры после героической обороны Пскова, он заключает мир с Речью Посполитой (Ям-Запольский мир) и Плюсское перемирие со Швецией.
Ответ: Ям-Запольскому миру с Речью Посполитой в 1582 году Россия отказалась от Полоцка, Ливонии. В 1583 году по Плюсскому перемирию со Швецией за шведами остаются города Нарва, Ям, Ивангород, Копорье.
Ответ: Причины Смутного времени: Междинастический кризис, опричнина, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти, стремление различных социальных групп общества улучшить свое сословное положение. Условия, способствующие смуте: борьба бояр за ограничения власти царя, падение нравственности, боярские опалы, неурожаи, голод, мор в период правления Бориса Годунова, активность казачества, вмешательство Польши и католической церкви.
Ответ: Лжедмитрий I в Москве.
Он привел с собой поляков, литовцев, донских и волжских атаманов и казаков, сбежавших из Московского государства.
Лжедмитрия I убивают в результате заговора, во главе которого стоял В.Шуйский.
Русские люди были недовольны новым царем, так как «вере крестьянской поругание чинил, а Московское государство под корону польскую прилучити» хотел… Кроме того, он не исполнил многих обещаний, не оправдал расчетов московской знати, не стал марионеткой в руках Думы.
Войско двигалось из Речи Посполитой к Москве. По пути ему сдаются города Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск, Кромы.
Вооруженное противостояние начала 17 века называют гражданской войной, т.к. это была вооруженная борьба за власть, в которую включились все социальные группы и сословия, объединенные одной целью – восстановить на престоле «законного» царя. Причем, их представители оказались в обоих лагерях – повстанческом и правительственном. Кульминацией мощного движения начала 17 века стало восстание под руководством Болотникова.
Восставшие не достигли своих целей. Силы Болотникова были осаждены и разгромлены правительственными войсками.
Причины шведской интервенции: к Швеции обращается за помощью В.Шуйский, чтобы разгромить восстание под руководством Болотникова, обещая за это Корелу с уездами. Причины польской интервенции: правительство «седьмочисленных бояр» предлагает престол польскому королевичу Владиславу.
Первое ополчение сформировалось в Рязани, возглавил Ляпунов. Первое ополчение распалось. Второе ополчение сформировалось в Нижнем Новгороде, оно освободило Москву от поляков, осажденные в Кремле капитулировали в октябре 1612 г. Россия была освобождена благодаря народу, который проявив мужество и отвагу спас страну от национальной катастрофы.
Второе ополчение вышло из Нижнего Новгорода по направлению к Москве через города Кострому, Ярославль, Ростов, Переяславль, Троицу.
Индивидуальный рассказ.
По Столбовскому миру со Швецией ей отошли земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Мы потеряли выход к Балтийскому морю. По Деулинскому перемирию с Польшей Россия отдала Смоленскую, Черниговскую, Северскую земли.
Учащиеся называют последствия Смутного времени
Ответ: необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, города, села, изгнать остатки интервентов…
Индивидуальный рассказ. Эпоха Великого разорения и Смуты сопоставима с событиями истории России 20-го века. Так, опричнина с ее террором и репрессиями напоминает суровые времена Сталинского правления, а термин «смутное время»применим к таким событиям, как революция, гражданская война, перестройка, становление рыночной экономики. Вспомним 17-й год, 18-20-е года, где имели место и борьба за власть между различными политическими силами, и вмешательство иностранных гос-в во внутренние дела страны. В 20-м веке в России тоже было «разорение, нужда, обнищание» (так охарактеризовал этот период И.В.Ленин). Как и во время правления Бориса Годунова, в 1921 году тоже разразился страшный голод. Период перестройки, становление рыночной экономики тоже можно назвать смутным временем.( Слайд 25). На лицо борьба за власть, снижение уровня жизни населения, недовольство властью… и хотя нам удалось избежать гражданской войны, но мы были на грани.
Учащиеся выполняют индивидуальные задания.
Обеспечить комфортность внешней обстановки и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Игровая форма обучения в ходе фронтальной работы используется для мотивации деятельности учащихся.
Использование наглядности помогает задействовать зрительную память и расширить кругозор учащихся.
Обращение к отрывкам из художественной литературы активизирует познавательную деятельность, обогащает новыми знаниями, устанавливает межпредметные связи.
Репродуктивный метод, используемый на данном этапе помогает проверить сформированность хронологических знаний и умений, умения определять понятия.
Задание творческого характера, направлено на активизацию мыслительной деятельности.
Использование групповой формы работы способствует воспитанию чувств взаимопомощи и уважение к мнению друг друга; групповая корректировка ответов помогает ликвидировать пробелы и активизирует познавательную деятельность каждого ученика.
В ходе работы вопросы репродуктивного характера используются для выявления элементарных знаний и умений учащихся продуктивно-познавательные вопросы направлены на выяснение причин, последствий формулирования выводов.
Задание способствует закреплению практического навыка работы с историческими документами.
Работа с картой выявляет уровень сформированности картографических умений.
Задание выявляет умение учащихся извлекать информацию из документов, выявлять причины событий, делать выводы.
Отрабатываются умения применять полученные знания на практике.
Работа со схемой способствует развитию зрительной памяти, длительному сохранению материала.
Освещение различных точек зрения на события вовлекает уч-ся в поиск истины.
Проведение исторических параллелей способствует развитию творческой активности, развитию исторического мышления, обобщению и осмыслению знаний.
Индивидуальная форма организации познавательной деятельности направлена на проверку качества знаний каждого ученика.
VIII.Самоанализ проведенного урока.
Тема урока «Великое разорение и Смута» завершает раздел «Царство Московское». Эта тема в курсе истории ключевая, одна из центральных, насыщена богатым фактическим материалом. События этого периода оказали значительное влияние на цивилизационное развитие страны. Тип урока – проверка знаний и умений учащихся. Урок проводился в 10-м классе, состоящем из 22 человек. Коллектив сформировался в сентябре 2012 года, но состав его периодически меняется (происходит отчисление – зачисление ребят). Ученики пришли к нам из других школ, после неудачных попыток поступить в училища, техникумы. В ноябре – декабре класс пополнился новыми детьми, отчисленными за неуспеваемость из техникумов и училищ.
На оценку «пять» не занимается никто из учащихся, на «четыре» - 2 человека, на «три» двадцать человек. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся показывает, что 68 ℅ - с низким уровнем развития, 28 ℅ – средний уровень, 4 ℅ – высокий уровень. Многие занимаются в неполную силу своих способностей, интерес к учению носит слабовыраженный характер.
Эти особенности я и постаралась учесть при планировании урока, чтобы качественно реализовать поставленные цели и задачи.
Цель урока: проверить как усвоена тема «Великое разорение и Смута», систематизировать и обобщить знания по теме.
Задача:
обучающая: учащиеся должны знать причины Великого разорения и Смуты, хронологический материал, определение терминов (опричнина, Смутное время, интервенция, гражданская война, Земский собор);
развивающая: : учащиеся должны уметь: выявлять причинно-следственные связи, определять понятия, уметь работать с исторической картой, уметь извлекать информацию из документа, уметь сравнивать исторические события;
воспитывающая: ученики должны понимать, что только народ, благодаря социальному согласию, проявленным чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами смогли спасти страну от интервентов, должны осознавать такую нравственную ценность как любовь к Родине.
В ходе урока были использованы различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Начат был урок с фронтальной работы – игры, т.к. игровые моменты стимулируют к учебной деятельности, дают возможность почувствовать себя свободнее, увереннее и подготавливают к дальнейшей работе – индивидуальной и в группах. Деление на группы – с учетом уровня ЗУН, возможностей учащихся.
Реализовывать поставленные задачи помогали: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный (репродуктивные вопросы направлены на воспроизведение готовых знаний), частично-поисковый (продуктивно-познавательные вопросы требовали не только воспроизведения готовых знаний, но и поиска обобщений, формулирования выводов, выявления причин, последствий). Ребята работали с отрывком из исторического документа, работы Соловьева. Чтобы заинтересовать учащихся, расширить кругозор, были использованы межпредметные связи (отрывок из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов», А.Толстой «Князь Серебряный»), иллюстрации, представлена выставка научной и художественной литературы по теме.
На уроке были представлены различные точки зрения на события, проводились исторические параллели.В ходе урока поставленные задачи удалось реализовать, цели были достигнуты, т.к. мы вспомнили причины Великогоразорения и Смутного времени, восстановили хронологию событий, раскрыли последствия; была проверена степеньусвоения материала, материал обобщен и систематизирован.
IX. Список литературы.
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2. Головатенко А.Г. Два кризиса русской государственности // Преподавание истории в школе, №2, 1993.
10)Головатенко А.Г. История России: спорные проблемы.: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты – изд.2 – М.: Школа – Пресс, 95.
3. Епифанов. Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до 1861 года) – Москва.: Просвещение, 80
4. Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика,1990.
5. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития современного школьника / http://works.tarefer.ru/64/100271/index.html
6. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) для школьников – М.: «Лист», 2001.
7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели истории мысли, Москва; изд. «Правда», 1998.
8. Конаржевский Ю. А. Анализ урока – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
9. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика // Завуч. Управление современной школой, №2, 2006.
10. Личностно ориентированное обучение: ндивидуализация содержания образования // Завуч. Управление современной школой, №8, 2008.
11. Нижегородский край. Факты, события, люди. Нижний Новгород. НГЦ 94.
12. Обучение в вечерней школе. / Под редакцией Е.П.Тонконогой. – М.: «Педагогика», 1976.
13. Преподавание истории в школе, 1993 год №2.
14.Приложение к газете 1 сентября. История. 2002 год № 44, 45, 36; 1998 год, №2.
15. Сахаров А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века. – М.: Просвещение, 2006.
16. Серов Б.Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века.10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
17. Соловьев С.М. «Общедоступное чтение о русской истории». – М.: изд. «Республика» 92.
18.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
19. Трусова Г.В. История в 10 классе. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. М; 2012 год.
20. Шлиман А.П «Деятели отечественной истории», АСТ, М; 1997 год.