kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смута в русском государстве в начале 17 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения "Смута в русском государстве в начале 17 века" направлен на закрепление пройденного материала по данному периоду. Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают и дискуссии историков. Урок  направлен на создание условий понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени. Формирует умения устанавливат причинно - следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историчесикм личностям. Во время урока воспитывается гражданская ответственность за судьбу своей Родины. Урок проводится в виде игры - соревнования между командами. Первое задание дается на сравнение исторических личностей: Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского. второе задание "О ком идет речь?", работа с персоналиями. Трерье задание на утверждение. Четвертое задание - работа с историческими источниками. Пятое задание - по какому принципу образован ряд.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смута в русском государстве в начале 17 века »

Урок обобщения по теме « Смута в русском государстве в начале 17 в. »

Преподаватель истории и обществознания:

Злыднина Ольга Григорьевна

МАОУ – СОШ № 15

Г.Альметьевск


Цель: через усвоение основных событий Смутного времени подвести к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: проектор, компьютер, портреты: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, карточки с заданиями для групп.

Тип урока: обобщающий урок.

Класс: 7

УМК (авторы): Черникова Т.В. История России конец XVII-XVIII века, М. «ДРОФА», 2007г.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)

Учитель объясняет условия игры:

1. Каждая команда ведет борьбу самостоятельно, выкрики не принимаются.

2. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Игра состоит из 5 заданий, участвуют все учащиеся.

Класс разбивается на группы (3 группы). В каждой группе 6-7 участников.



Задание №1

Учащиеся по предложенным заданиям находят своего представителя смутного времени.


Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя Борис Годунов

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за ...

Имя Лжедмитрий 1

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей


Имя Василий Шуйский

1.Дата правления

1598-1605

1605-1606

1606-1610

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

бояре

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

Вопросы для сравнения

Первый избранный русский царь.

20 июня 1605 года «царский» поезд в сопровождении польских ратников и казаков въехал в Москву.

Царь унаследовал пустую казну от своего предшественника.

Вопросы для сравнения

На годы его правления выпали голодные годы.

Отдавать полякам русские земли и открывать католические церкви не спешил.

В конце мая 1607 года решил начать наступление против Болотникова и лично возглавил войско.

Вопросы для сравнения

Находился регентом при Федоре Иоанновиче

К весне 1606 г в Москве созрел заговор в целях свержения, масла в огонь подливала женитьба с Мариной Мнишек.

17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым явились во дворец и заставили его отречься от престола.


Задание №2 Работа с персоналиями.

О ком идет речь? (кто быстрее даст ответ)

  1. Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. (Борис Годунов)

  2. «Чудом спасшийся» царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (Лжедмитрий I)

  3. Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. (Борис Годунов)

  4. Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями,. возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его неослабевала (Лжедмитрий I)

  5. Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца. (Борис Годунов)

  6. «... был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственное к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью» (Василий Шуйский)

  7. Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой «истинного царя», о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. (Иван Болотников)

  8. «Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира... лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык» (Дмитрий Пожарский)

  9. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру». (Лжедмитрий I)

  10. «В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того... внезапу случися ему смерть и пад... И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начата воинский людие умы своими колебатися». (Борис Годунов)

  11. «В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить. Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?» (Лжедмитрий I)

  12. Бывший холоп, «воевода» спасшегося «царевича Дмитрия», руководитель первой крестьянской войны в России. (Иван Болотников)

  13. Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. (Гермоген)

  14. Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (Василий Шуйский)

  15. «… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден» (Михаил Романов)

  16. Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище «тушинский вор» (Лжедмитрий II)

  17. Правление кучки бояр, В августе 1610 г. договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. («семибоярщина»)

  18. Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. ( Кузьма Минин)

Задание №3

Укажите верные утверждения:

1) Со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России (+)
2) Настоящее имя Лжедмитрия I Григорий Отрепьев (+)
3) Лжедмитрию I удалось долго удержаться на московском престоле (-)
4) Основной военной силой движения И. Болотникова были стрельцы (-)
5) Ослабление центральной власти привело к Смуте (+)
6) Вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав (-)
7) После свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие (+)
8) Летом 1611 г. Россия оказалась в исключительно тяжелом положении (+)
9) Значительную роль в отпоре интервентам сыграла Русская православная церковь (+)
10) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу (-)


Задание №4 работа с историческими источниками.

О чем идет речь?

1 группа

«К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город». Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол. (О падении Смоленска под натиском польских войск)

2 группа

«И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…» (О созыве Земского собора в 1613 году)

3 группа

«Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тысяч человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города. (О восстании под предводительством И. Болотникова).

Задание № 5

По какому принципу образован ряд?

1 группа

Воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин. (Руководители Первого Ополчения)

2 группа

Григорий Отрепьев, «царевич Петр», «тушинский вор». (Самозванцы)

3 группа

Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов. (Русские цари, избранные правители на Земских соборах).

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.

Домашнее задание:

Прав ли И.Е.Забелин, говоря: “Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно”?

Прокомментируйте свой ответ с научной позиции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смута в русском государстве в начале 17 века

Автор: Злыднина Ольга Григорьевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Классный час.  4 ноября - День народного единства "
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "115844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412153517"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок с элементами сингапурской системы обучения  по теме "Смутное время" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-s-eliemientami-singhapurskoi-sistiemy-obuchieniia-po-tiemie-smutnoie-vriemia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104930"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770819"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока  истории упущенные возможности смутного времени "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-istorii-upushchiennyie-vozmozhnosti-smutnogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "236612"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444125986"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства