kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории упущенные возможности смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе: «Упущенные возможности» смутного времени

Цели урока:

  1. Углубление и обобщение знаний учащихся по истории Смутного времени в направлении проблематизации;
  2. Обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории;
  3. Формирование у школьников навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;
  4. Демонстрация действия исторических закономерностей в условиях существования реально случайных событий.

Источники: художественный фильм «1612 год»,

Фрагменты художественного времени «1612 год».

Вступительное слово учителя.

Мы знаем, что одной из причин Смутного времени считается династический кризис. Последний представитель династии Рюриковичей на престоле – царь Федор Иванович – не имел детей. Его младший брат, сын Ивана Грозного от седьмой жены, царевич Дмитрий погиб в Угличе в 1591 году при невыясненных обстоятельствах. Для нас не имеет значения, был ли он убит, зарезался ли во время эпилептического припадка или чудесным образом спасся. Возможно, что вследствие этого события стало возможным появление Лжедмитрия, с которым связано начало Смуты.

Теперь представим себе, что царевич Дмитрий не погиб, а мирно скончался на руках у матери и дядей. Его торжественно оплакали и всенародно похоронили в Архангельском соборе Кремля.

Можно ли считать, что в этом случае царь Борис, избранный всем народом после смерти Федора Ивановича в 1592 году, царствовал бы спокойно, сохранив – без всяких самозванцев – порядок в стране?

1 слайд: Царевич Дмитрий

Взглянув на этот список, подумайте: так ли уж зависело появление самозванцев от обстоятельств смерти царевича Дмитрия в Угличе? Обоснуйте свой ответ.

2 слайд: Голод

Все современники событий Смутного времени, и их историки отмечают роль ряда последовавших один за другим неурожаев (1601-1603).

Многие  свидетельства говорят о небывалых испытаниях, которые должны были бы непоправимо ослабить мощь страны (примеры).

Но есть и другие источники, где картина и Божьего наказания выглядит по - другому.

Итак, была ли страна ослаблена в силу стихийного бедствия или из-за неумения государственной власти с ними бороться, когда Лжедмитрий Ι в октябре 1604 года перешел русско-польскую границу?

3 слайд: Бегство крестьян от голода и усиления крепостной зависимости на окраины

Всё же, - по каким причинам, неважно, - неурожай стал общественным бедствием. Спасаясь от голода и закрепощения (указы о заповедных летах), крестьяне и холопы бежали на южные окраины, где пополнили войско Лжедмитрия и обеспечили ему победу. Таково общее мнение. Попробуем все же представить, что свободный переход (выход) крестьян никто не отменял, а Юрьев день сохранился. Тогда у Лжедмитрия Ι не было бы такого войска, и он не смог бы одержать победу.

Как вы думаете, победил ли Лжедмитрий из-за того, что ему удалось навербовать большое войско из казаков, в числе которых было много беглых крестьян и холопов, или по какой-либо другой причине?

4 слайд: Если бы Лжедмитрий удержался на троне

Иногда, кажется, что история могла бы пойти по другому пути, сложись незначительные обстоятельства  чуть-чуть иначе. Вот, например, как описывают источники последние минуты жизни первого самозванца (зачитать).

Итак, Лжедмитрия убили, как кажется, только из-за стечения случайных обстоятельств. Окажись стрельцы более стойкими, а царица – поближе к месту происшествия, самозванец остался бы на троне. Как вы думаете, предотвратило бы это последующие испытания, которым подвергалась страна в течение еще более чем десяти лет?

5 слайд: Единое Русско-Польское государство

В начале 1610 года сторонники «Тушинского вора» - Лжедмитрия ΙΙ- избрали на царство польского королевича Владислава, сына царствующего короля Сигизмунда ΙΙΙ. После смерти Михаила Скопина-Шуйского (23 апреля 1610 года) и страшного поражения русской армии при Клушино (24 июня 1610 года) в Москве «свели с престола» царя Василия Ивановича Шуйского (17 июля 1610 года). Тогда бояре тоже остановились на кандидатуре Владислава, Москва присягнула ему, и в город вошел польский отряд гетмана Жолкевского, который разбил Лжедмитрия ΙΙ.

Создался момент для объединения двух славянских стран в единую огромную империю, которая изменила бы ход истории во всей Европе на много веков вперед. Все складывалось вполне удачно…

Работа по группам:

  1. Могла ли Россия и Польша объединиться в одно государство?
  2. Хотели ли этого поляки или у них были другие планы?
  3. Была ли у поляков возможность удержаться в России?

6 слайд: Другой царь…

В монархическом государстве необычайно важна роль человека, занимающего трон. В России – с ее самодержавием – эта личность имеет самые широкие возможности для изменения жизни страны. Могла ли история России пойти по другому пути, если бы на Соборе 1613 года был избран не юный Михаил Федорович, а кто-нибудь другой? Новый царь, как считали современники, был «казачьим государем», пользуясь поддержкой атаманов многочисленных казачьих отрядов – станиц. Сведения о его общенародном и единогласном избрании не всегда кажутся верными…

Как вы думаете, закончилось ли Смутное время вместе с воцарением Михаила Федоровича, и имела ли для его завершения решающее значение личность человека на престоле?

Заслушиваются ответы.

Какие события можно считать моментом окончания Смуты?

  1. Со Швецией 27 февраля 1617 года, Столбово.
  2. С Польшей 1 декабря 1618 года в Деулино.

Заключительное слово:

В богатый событиями период Смуты у страны и ее жителей не было возможности изменить ситуацию. Политическая апатия – любая власть лучше нестабильности и отсутствия власти.

Внешние факторы в пользу Российского государства: Польша и Швеция не могли ликвидировать, да и не ставили такой цели, действуя на других направлениях Европейской политической жизни.

Фрагменты художественного фильма «1612 год» - окончание Смуты.

Итог – оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории упущенные возможности смутного времени »

Урок в 10 классе: «Упущенные возможности» смутного времени

Цели урока:

  1. Углубление и обобщение знаний учащихся по истории Смутного времени в направлении проблематизации;

  2. Обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории;

  3. Формирование у школьников навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;

  4. Демонстрация действия исторических закономерностей в условиях существования реально случайных событий.

Источники: художественный фильм «1612 год»,

Фрагменты художественного времени «1612 год».

Вступительное слово учителя.

Мы знаем, что одной из причин Смутного времени считается династический кризис. Последний представитель династии Рюриковичей на престоле – царь Федор Иванович – не имел детей. Его младший брат, сын Ивана Грозного от седьмой жены, царевич Дмитрий погиб в Угличе в 1591 году при невыясненных обстоятельствах. Для нас не имеет значения, был ли он убит, зарезался ли во время эпилептического припадка или чудесным образом спасся. Возможно, что вследствие этого события стало возможным появление Лжедмитрия, с которым связано начало Смуты.

Теперь представим себе, что царевич Дмитрий не погиб, а мирно скончался на руках у матери и дядей. Его торжественно оплакали и всенародно похоронили в Архангельском соборе Кремля.

Можно ли считать, что в этом случае царь Борис , избранный всем народом после смерти Федора Ивановича в 1592 году, царствовал бы спокойно, сохранив – без всяких самозванцев – порядок в стране?

1 слайд: Царевич Дмитрий

Взглянув на этот список, подумайте: так ли уж зависело появление самозванцев от обстоятельств смерти царевича Дмитрия в Угличе? Обоснуйте свой ответ.

2 слайд: Голод

Все современники событий Смутного времени, и их историки отмечают роль ряда последовавших один за другим неурожаев (1601-1603).

Многие свидетельства говорят о небывалых испытаниях, которые должны были бы непоправимо ослабить мощь страны (примеры).

Но есть и другие источники, где картина и Божьего наказания выглядит по - другому.

Итак, была ли страна ослаблена в силу стихийного бедствия или из-за неумения государственной власти с ними бороться, когда Лжедмитрий Ι в октябре 1604 года перешел русско-польскую границу?

3 слайд: Бегство крестьян от голода и усиления крепостной зависимости на окраины

Всё же, - по каким причинам, неважно, - неурожай стал общественным бедствием. Спасаясь от голода и закрепощения (указы о заповедных летах), крестьяне и холопы бежали на южные окраины, где пополнили войско Лжедмитрия и обеспечили ему победу. Таково общее мнение. Попробуем все же представить, что свободный переход (выход) крестьян никто не отменял, а Юрьев день сохранился. Тогда у Лжедмитрия Ι не было бы такого войска, и он не смог бы одержать победу.

Как вы думаете, победил ли Лжедмитрий из-за того, что ему удалось навербовать большое войско из казаков, в числе которых было много беглых крестьян и холопов, или по какой-либо другой причине?

4 слайд: Если бы Лжедмитрий удержался на троне

Иногда, кажется, что история могла бы пойти по другому пути, сложись незначительные обстоятельства чуть-чуть иначе. Вот, например, как описывают источники последние минуты жизни первого самозванца (зачитать).

Итак, Лжедмитрия убили, как кажется, только из-за стечения случайных обстоятельств. Окажись стрельцы более стойкими, а царица – поближе к месту происшествия, самозванец остался бы на троне. Как вы думаете, предотвратило бы это последующие испытания, которым подвергалась страна в течение еще более чем десяти лет?

5 слайд: Единое Русско-Польское государство

В начале 1610 года сторонники «Тушинского вора» - Лжедмитрия ΙΙ- избрали на царство польского королевича Владислава, сына царствующего короля Сигизмунда ΙΙΙ. После смерти Михаила Скопина-Шуйского (23 апреля 1610 года) и страшного поражения русской армии при Клушино (24 июня 1610 года) в Москве «свели с престола» царя Василия Ивановича Шуйского (17 июля 1610 года). Тогда бояре тоже остановились на кандидатуре Владислава, Москва присягнула ему, и в город вошел польский отряд гетмана Жолкевского, который разбил Лжедмитрия ΙΙ.

Создался момент для объединения двух славянских стран в единую огромную империю, которая изменила бы ход истории во всей Европе на много веков вперед. Все складывалось вполне удачно…

Работа по группам:

  1. Могла ли Россия и Польша объединиться в одно государство?

  2. Хотели ли этого поляки или у них были другие планы?

  3. Была ли у поляков возможность удержаться в России?

6 слайд: Другой царь…

В монархическом государстве необычайно важна роль человека, занимающего трон. В России – с ее самодержавием – эта личность имеет самые широкие возможности для изменения жизни страны. Могла ли история России пойти по другому пути, если бы на Соборе 1613 года был избран не юный Михаил Федорович, а кто-нибудь другой? Новый царь, как считали современники, был «казачьим государем», пользуясь поддержкой атаманов многочисленных казачьих отрядов – станиц. Сведения о его общенародном и единогласном избрании не всегда кажутся верными…

Как вы думаете, закончилось ли Смутное время вместе с воцарением Михаила Федоровича, и имела ли для его завершения решающее значение личность человека на престоле?

Заслушиваются ответы.

Какие события можно считать моментом окончания Смуты?

  1. Со Швецией 27 февраля 1617 года, Столбово.

  2. С Польшей 1 декабря 1618 года в Деулино.

Заключительное слово:

В богатый событиями период Смуты у страны и ее жителей не было возможности изменить ситуацию. Политическая апатия – любая власть лучше нестабильности и отсутствия власти.

Внешние факторы в пользу Российского государства: Польша и Швеция не могли ликвидировать, да и не ставили такой цели, действуя на других направлениях Европейской политической жизни.

Фрагменты художественного фильма «1612 год» - окончание Смуты.

Итог – оценки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
конспект урока истории упущенные возможности смутного времени

Автор: Чернова Юлия Васильевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства