kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Смежные с историей науки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Древнего мира 5 класс

Тема: Науки – помощницы истории.

Цель: ознакомление с вспомогательными историческими дисциплинами.

Задачи:

1.Познакомить с вспомогательными историческими дисциплинами.

2.Уяснить специфику каждой науки.

3.Выполнять задания по разным вспомогательным дисциплинам.

4.Развивать интерес к истории.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок-игра

Оборудование: учебник «История Средних веков»  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Смежные с историей науки" »


История Древнего мира 5 класс


Тема: Науки – помощницы истории.


Цель: ознакомление с вспомогательными историческими дисциплинами.


Задачи:

1.Познакомить с вспомогательными историческими дисциплинами.

2.Уяснить специфику каждой науки.

3.Выполнять задания по разным вспомогательным дисциплинам.

4.Развивать интерес к истории.


Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок-игра

Оборудование: учебник «История Средних веков»  


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя

Здравствуйте, садитесь.

Стук в дверь, передают конверт с письмом для 5класса.

- Ребята, вам пришло письмо от Музы истории Клио, она прислала на урок своих помощниц, с которыми мы должны познакомиться в течение урока. Поэтому назовем тему нашего урока НАУКИ – ПОМОЩНИЦЫ ИСТОРИИ.

Цель:

Сегодня на уроке мы должны узнать какие же науки являются помощницами истории и изучением чего они занимаются.

- Встречайте гостей!


II.Объяснение нового материала учителем:

- В гостях госпожа Хронология (греч. «хронос» - время) – вспомогательная историческая наука, изучающая летоисчисление у разных народов. Хронология определяет последовательность исторических событий, показывает их протяженность во времени. А также изучает предметы для определения времени.

- Хронология приготовила для вас задание.(слайд)


- Следующая наука – Генеалогия (греч. – род) вспомогательная историческая наука, изучающая возникновение и развитие родственных связей отдельных людей и целых семейств. (изучение и составление родословных)

В России уже в древнейших летописях содержится перечисление великих и удельных князей, генеалогические сведения посадников и др.должностных лиц.

В 1682 году была утверждена «Родословных дел палата», которая составила «Бархатную книгу», включающую в себя наиболее знатные фамилии.

Генеалогия занимается составлением родословий, которые бывают двух видов: восходящее (от потомка к предкам) и нисходящее (от предка к потомкам).

Родословие обычно изображают в виде генеалогического дерева – ствола с ветвями, к которым прикреплены таблички, в которые записываются имена. Женские имена вписывались в прямоугольники, мужские – в овалы.

В Западной Европе при составлении генеалогического древа часто использовались различные цвета. Все мужчины, у которых были дети, записывались в овалы желтого цвета, бездетных – в красные. Замужних женщин в прямоугольники – лилового цвета, а незамужних – в синие. Увеличить размеры родословия помогали названия дальних родственников – тетки, дядьки, кузены ……

- Генеалогия тоже подготовила для вас задание (слайд)


Палеография (греч. «пайлос» - пишу)вспомогательная историческая наука, изучающая рукописные и печатные источники.

- Как назывался первый русский алфавит? (Кириллица – Кирилл и Мефодий)

- Буквы кириллицы писались очень аккуратно, их высота и ширина были почти одинаковы.

- Кто был образованным на Руси? Почему?

- На чем писали на Руси?

С древности пошла поговорка «Прочесть книгу от доски до доски»

Обложка книги делалась из досочек, так как пергамент имел свойство сворачиваться в трубочку. Во избежание этого книгу застегивали. Книги были очень дорогими. Книга была самым ценным подарком, который делали на именины и на свадьбу. Человек, у которого в доме была книга считался богатым.

- А у вас дома много книг?

В 17 веке Иван Федоров изобрел печатный станок. Начался выпуск печатных книг. Для упрощения и скорописи в 18 веке Петр 1 ввел более простой гражданский шрифт.

- Наука Палеография желает проверить знаете ли вы на чем писали люди в древности и предлагает вам кроссворд, разгадав его в выделенных клеточках получится материал на котором писали в Др.Руси.

- Палеография приготовила для вас кроссворд.(слайд)

Что было трудным в кроссворде? ОТВЕТЫ:(БУМАГА, ШЕЛК, ПАПИРУС, КАМЕНЬ, ТРЕСКИ, ПЕРГАМЕНТ, ГЛИНА)


Метрология (греч. «метрон» - мера) вспомогательная историческая наука, изучающая меры длины, веса, объема и площади.

- Наука Метрология приготовила вам тоже задание. Попробуте выполнить его.

ПЯДЬ (19 – 23 см)


ЛОКОТЬ (48 см)


САЖЕНЬ (142 – 152 см)


КОСАЯ САЖЕНЬ (216 см)

ВЕРСТА (1,06 км)


ПУД = 16 кг

КАДЬ = 14 пудов = 224 кг

БЕРКОВЕЦ = 10 пудов = 160 кг

ЗОЛОТНИК = 4, 266 гр

ГРИВНА = 204 гр. серебра


КАДЬ

ЛУКОШКО

ВЕДРО

БОЧКА


- Чем были не удобны такие меры веса, длины, объема?

В 1869 году создана международная метрическая система – литр, метр, грамм.


Ономастика (греч. «онома» - имя, название) вспомогательная историческая наука, изучающая происхождение исторических названий.

Изучает происхождение географических названий, имена людей, богов, название народов, небесных тел и т.д.

И у Ономастики есть для вас задание. Найдите значение слов, которые использовались в Др.Руси.


Нумизматика (греч. «номисма» - монета)вспомогательная историческая наука, изучающая денежные единицы, инструменты и материалы для их изготовления.

В древнейшее время существовала меновая торговля. Позднее за денежную единицу стали принимать голову рогатого скота, постепенно перешли к использованию меди в кусках, по весу. Настоящая монета появилась в 5 веке до н.э. (медные – серебряные – золотые).

На Руси ходовой монетой была гривна – название пошло от шейного украшения в виде обруча, которое носилось на шее (загривке) – знак знатности.

В 12 – 14 веках в условиях раздробленности и монголо-татарского ига на Руси наступил «безмонетный период» (беличьи шкурки). В середине 17 века появилась русская монета – рубль (надпись «рубль» и дата). При Алексее Михайловиче на монетах появилось изображение с двух сторон (двуглавый орел и царь на коне). А при Екатерине 2 – бумажные деньги.


Археология

Археология - это наука, которая занимается раскопками вещественных доказательств древнейшего прошлого. Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производятраскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.


Геральдика (лат. – глашатый) вспомогательная историческая наука, изучающая гербы.

- Когда и как возникли гербы?

Точную дату появления герба назвать трудно. Обычно их связывают с появлением рыцарских турниров, он являлся частью снаряжения рыцаря. Закованный в латы рыцарь не мог быть узнанным даже товарищами, которые выглядели точно также. Герб стал отличительным знаком.

Позднее гербы стали принадлежать не только отдельным людям, целым государствам, городам, роду или цеху ремесленников.

В гербах встречается определенный набор цветов

ЗОЛОТО – знатность, богатство, сила

СЕРЕБРО – чистота, невинность, благородство

КРАСНЫЙ – храбрость, мужество, любовь, кровь пролитая в боях

ЛАЗУРЬ(голубой, синий) – великодушие, величие, честность, верность

ЗЕЛЕНЫЙ – надежда, изобилие, свобода

ПУРПУР – благочестие, щедрость, умеренность

ЧЕРНЫЙ – осторожность, мудрость, печаль, траур

Существует и особый часто используемый набор животных, птиц.

При гербе иногда был девиз – краткое изречение о владельце.


Для примера разбираем герб г.Липецка


III. Закрепление нового материала.

- Каких наук- помощниц истории вы узнали сегодня на уроке.

- Какая из них главнее и нужнее богине истории?

- Богиня истории Клио написала вам письмо. Я предлагаю вам написать ответ.

Ответьте понравилась ли вам знакомство с помощницами истории и чем?



Д/З – нарисовать герб семьи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Смежные с историей науки"

Автор: Вебер Ольга Андреевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Предмет истории как науки "
    ["seo_title"] => string(27) "priedmiet-istorii-kak-nauki"
    ["file_id"] => string(6) "180311"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425150636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "дополнительная образовательная программа по математике "
    ["seo_title"] => string(61) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "183996"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425984233"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Инструментальный концерт "
    ["seo_title"] => string(27) "instrumiental-nyi-kontsiert"
    ["file_id"] => string(6) "177892"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424726555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства