3) Развивать навыки исследовательской работы в группе с использованием исторического источника
4) Воспитывать уважение к историческому прошлому, учить формировать собственный взгляд на исторические события.
2. Актуализация знаний по ранее изученному материалу
4. Изучение нового материала (поиск решения проблемы)
6. Практическая работа ( по группам)
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
В конце урока ученик должен знать время происхождения восточных славян и уметь показать на карте территорию их расселения.
Ученик должен знать основные занятия славян, называть типы земледелия ( подсечно –огневое, переложное), формулировать основные понятия.
Ученик должен уметь назвать особенности быта славян и рассказать о нравственной основе их жизни.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Организационный этап, мотивация | Приветствует детей, позитивно настраивает их на урок. | Приветствуют учителя | Положительное отношение к уроку, выполнение моральных и этических требований | - | Сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний по ранее изученному материалу | 1)Читает стихотворение и задаёт вопрос: О ком это стихотворение? 2) Учитель предлагает разгадать кроссворд по ранее изученному материалу. Какая пара готова, поднимает руку | 1)Дети отвечают (о народе)
2)Самостоятельно выполняют задание, формулируют ответы | Проявление познавательной активности Умения осознавать ответственность при работе, уважительное отношение к другому человеку |
Умение применять понятийный аппарат | Высказывание своего мнения
Умение работать в паре, учебное сотрудничество |
3. Проблемный вопрос, формулирование темы урока | Учитель предлагает зачитать ответы и выделенное слово Что получилось? Задает вопрос: Кому будет посвящен наш урок? Предлагает сформулировать тему урока, дополняет и корректирует ответы детей (слайд 2) | Ученики отвечают и зачитывают слово «славяне»
Дети отвечают
Предлагают возможные варианты |
Проявление познавательной активности
Умение самостоятельно высказать своё мнение | | Сотрудничество между учителем и учащимися, умение выделять главное
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Сотрудничество учителя и учащихся |
4.Изучение нового материала | 1) Рассказ о возникновении славянских племен, местах их расселения (показ на карте) (слайд 3,4) 2) Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и текст учебника на с.8, найдите названия племён, подчеркните их, заполните таблицу «Происхождение названий племён» 3)Учитель предлагает заранее подготовленному ученику прочитать стихотворение Чем могли заниматься славяне в таких местах? Почему? Учитель дополняет ответы детей (слайд 5, 6)
| Слушают рассказ, новые понятия заносят в «банк понятий», объясняют их
Учащиеся читают тексты вслух, находят названия племён, заполняют таблицу
Ученик читает стихотворение
Ученики отвечают на вопрос | Формирование целостного мировоззрения
Формирование интереса к предмету | Умения соотносить общие исторические события и отдельные факты
Умения выявлять объяснять исторические факты | Умение определять понятия, работать с картой, сотрудничество учитель- ученик
Смысловое чтение, умение определять понятия, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации
Сотрудничество учителя и учащихся
Умение формулировать и аргументировать своё мнение |
5. Самостоятельная работа ( с проверкой) | Найдите в тексте учебника, с.8 способы земледелия и расскажите о них, назовите орудия труда | Читают текст, выбирают информацию | | Умение применять понятийный аппарат исторического знания | Смысловое чтение текста, умение определять понятия, классифицировать, делать выводы, создавать устный текст |
6.Динамическая пауза(физминутка) | Учитель предлагает сменить вид деятельности, создает условия для снятия переутомления , выполнение упражнений (слайд 7) | Выполняют упражнения | Реализация на уроке установки на здоровый образ жизни | | Умение выполнять действия по образцу, умения взаимодействовать в группе. |
7.Практическая работа ( по группам) | Учитель контролирует и направляет выступления ( слайды 8-15) | Каждая группа выступает с заранее подготовленным сообщением ( о быте и нравах славян) | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников | Сотрудничество учителя и учащихся, умение создавать устный текст, работать по плану, использовать речевые средства |
Рефлексия, итог урока | Предлагает каждой группе составить синквейн «Славяне» и зачитать (слайд 16). Подводит итог урока | Работают в группах | Формирование интереса к предмету | | Умение анализировать, группировать обобщать, делать выводы. умение создавать письменный текст |
Домашнее задание | Прочитать п.1,с. 7-11, по желанию составить рассказ «Один день из жизни славянина» | | Формирование ответственного отношения к учению | Умение применять понятийный аппарат исторического знания | Умение работать с учебной и внешкольной информацией, умение представить результат своей деятельности |