Описание символов России отражает культурные традиции проживающего в ней народа, его прошлую историю и патриотический настрой нации. К официальным символам нашей страны относятся: флаг, герб и гимн.
Официальные символы РФ являются внешними признаками суверенитета и независимости страны. В сознании российских граждан с детства воспитывается любовь и уважение к национальной символике, своему культурному наследию и традициям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Символика России урок »
Урок. Государственные символы России
Задачи уроков
Продолжить знакомство учащихся с государственной символикой Российской Федерации, историей возникновения государственных символов, правилами пользования ими в официальных ситуациях.
Способствовать воспитанию уважения к государственным символам своей страны.
Развивать информационные компетенции учащихся: умение работать с дополнительной информацией, полученной из различных источников.
Оборудование уроков
Изображение герба, Государственного флага РФ, запись (пластинка) Государственного гимна, Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации».
План изучения нового материала
1.Государственный герб.
2.Государственный флаг.
3.Государственный гимн.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя.
К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн.
Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XY., первый флаг - в XYII1 в., а первый гимн - в XIX в.
Были у них и предшественники и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь.
Эти символы - часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
II. Изучение нового материала.
Путешествие по станциям.
Ученики выбирают, на чём будут путешествовать (поезд, автобус и т. д.).
На доске 3 станции.
I станция:Геральдика - наука о гербах.
Учитель показывает герб РФ.
Учащиеся характеризуют герб.
Учитель читает Закон «О государственном гербе РФ».
Государственный герб РФ представляет собой 4-х угольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым 2-х главым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава. На груди орла в красном щите- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и поражённого копьём дракона.
Декабрь 2000г.
Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны. Родовой — о принадлежности его владельца к определённому сословию. Гербы городов - рассказывают учащиеся о гербах Гжатска, Смоленска, Москвы.
Всадник обозначал либо святых-покровителей святых, либо воинов.
С конца XVI в. ездец становится постоянной эмблемой московских князей, а с конца XV в. - официальным символом Российского государства.
Жители Московского государства XVI-XVII в. считали, что всадник изображал князя, государя, победившего своих врагов и свою родословную он ведёт от русских князей XIII-XV в. в.
Изображение конного воина было популярно и в Западной Европе.
Наряду с всадником на печати Ивана III помещался 2-х главый орёл, который воспринимался как символ империи верховной власти государства, объединившего раздробленные княжества в единое целое.
II станция:Корабельная.
1. Рассмотреть флаг РФ.
2. Учитель зачитывает закон от 27 декабря 2000 г.
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из 3-х разноцветных горизонтальных полос: верхней - белой, средней - синей, нижней — красной. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Рождение Российского флага:
В апреле 1668 г. На российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего, красного цвета. Под таким флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром I в 1697-
1698 гл.
Что же означает это сочетание цветов — русский триколор-3-х цветный
флаг.
Вероятно, за основу был взят " голландский образец. Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Существуют разные флаги. Мир флагов велик и разнообразен.
Расположенные полосы обозначали: красный - цвет крови, как бы обозначал земной шар; синий - небесную сферу; белый - божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси.
Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также синонимом красивого.
Голубой цвет был символом Богоматери.
Белый цвет олицетворял мир, чистоту благородство.
В эпоху Петра появились и другие флаги: Андреевский - голубой косой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Таким образом военный флот ходил под Андреевским флагом, а гражданский торговый под бело-сине-красным.
Учитель показывает четыре флажка: Франции, России, Чехии, Нидерландов.
Вопросы:
1.Что можно сказать об этих флажках? (один цвет полос, полосы расположены по-разному).
2. Найдите флажок РФ.
III станция:Торжественная, хвалебная песнь.
1. Гимн - слово греческого происхождения и означает «торжественную, хвалебную песнь». Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Музыку написал композитор Львов и текст начинался словами:
«Боже, царя храни...»
После установление советской власти гимном нашей страны стал «Интернационал»:
«Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!
В 1944 году в разгар В. О. войны, был принят новый гимн:
«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила на веки Великая Русь,
Да здравствует созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!»
После распада СССР в 1991 году надо было принять новый гимн России. 11 декабря 1993 г. Государственный гимн РФ был утверждён указом президента России, но не был утверждён Государственной Думой. К вопросу о гимне вернулись в 2000 г. Текст нового гимна написал известный советский писатель
В. Михалков, а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит композитору А. В. Александрову.
Государственный гимн РФ был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утверждён указом президента России В. В. Путина 30 декабря 2000 года.
Учитель читает текст гимна. Затем учащиеся читают текст гимна.
Слушаем гимн России (у учащихся слова гимна).
Возвращаемся из путешествия. Учитель спрашивает:
- Вам понравилось путешествие?
III.Этапы закрепления.
Вопросы:
1. Где можно увидеть изображение герба? (на паспорте, деньгах, на пограничных столбах, фасадах государственных учреждений, боевых знамёнах воинских частей, печатях, бланках.)
2. Когда поднимаю! флаг РФ? (на официальных встречах, торжественных мероприятиях, соревнованиях мира, Европы, Олимпийских играх, на государственных учреждениях, на месте постоянного пребывания российских воинских частей, в дни траура приспускают или прикрепляют к верхней древке чёрную ленту.)
3. Почему все символы важны? (это часть нашей истории, её героических и трагических страниц. Отношение к ним должно быть уважительным. Оскорбление же государственных символов есть оскорбление государства, его народа, истории и культуры.)
IV. Обобщение.
Мы познакомились с государственными символами России и их историей. В новое тысячелетие мы вошли с новыми государственными символами.
V. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание § 12.
«МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4
имени А.А. Леонова» города Гагарин Смоленской области