kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сельское хозяйство после отмены крепостного права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учащихся о развитии сельского хозяйства в пореформенной России, где отражены основные черты: сохранение по большей части неэффективного помещичьего хозяйства, крестьянское малоземелье,незначительное развитие элементов капитализма. На уроке учащиеся вспоминают основные исторические события того времени с указание дат. Проводят сравнение, анализируют, делают выводы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сельское хозяйство после отмены крепостного права»

Урок истории 8 класс.

Учитель: Деулина Елена Александровна

Тема урока: «Сельское хозяйство после отмены крепостного права»

Цель урока: рассказать о развитии сельского хозяйства в пореформенной России».

Основные понятия: интенсивное хозяйство, отработочная система хозяйства

Оборудование урока:

карта «Развитие капитализма в пореформенной России», «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»;


Ход урока:


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

I.Орг. момент



Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности учащихся к уроку.



Представим, что мы в машине времени и готовимся совершить сегодня очень интересный и полезный экскурс в события середины XIX века, в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов. Толчком для них послужила крестьянская реформа 1861 года. 

Наличие на парте учебника, тетради, дневника и ручки


II. Проверка домашнего задания


Стартом для нашего путешествия во времени будут ваши ответы.

Предлагаю вам три карточки разного цвета.

  

- красная карточка предполагает, что ученик ответит на главный вопрос предыдущей темы и получит оценку «5»

«На каких условиях освобождались крестьяне?»


- зелёная карточка, означает, что надо будет отвечать на вопросы ребят, можно допустить одну неточность, и получить оценку «5» или «4».

- самым мощным из промышленных районов был: а) Владимирский б) Петербургский в) Костромской г) Московский

- соотнесите промышленный район и специализацию: 1) Московский 2) Петербургский 3) Уральский и Южный а) металлургия б) текстильная промышленность в) металлообработка и машиностроение

- процесс укрупнения городов и усиления их роли и жизни общества называется: а) урбанизацией; б) конвенцией; в) консолидацией; г) индустриализацией.

- владельцы капитала, собственники орудий труда, использовавшие наемный рабочий труд: а) мещане; б) купцы; в) буржуазия; г) пролетариат.



- жёлтая карточка разрешает указать даты (дни воинской славы) и события из раннее изученных тем, и получить положительную оценку

- 12.06.1812 г вторжение Наполеона в Россию

- 26.08.1812 г Бородинское сражение

- 1861 – отмена крепостного права

1380 – Куликовская битва

и т.д (7-8 дат)

Определяют с какой карточкой готовы работать.


отвечают на вопрос








задают вопросы отвечающему

II. Изучение нового материала











а) актуализация знаний

Наводящие вопросы для учащиеся, что бы самостоятельно сформулировать тему урока:

-какое количество людей проживало в селе в 50-гг 19в.?

-какое количество населения России проживало в городе в 90-е гг 19в.?

-какие зерновые культуры выращивали в России 19в.?

- в каких регионах выращивали картофель?


На уроке мы будем говорить о сельском хозяйстве России XIX века, находить изменения, которые произошли после отмены крепостного права

1.Сообщение учителя (приложение 1)

2. Мнение историка (приложение 2)




Учащиеся самостоятельно

(с помощью учителя формулируют тему урока)










Учащиеся делают вывод об экстенсивном развитии сельского хозяйства России.

IV. Закрепление знаний







а) работа с учебником

- Какое хозяйство было больше связано с рынком - помещичье или крестьян­ское?

Вывод: Главным поставщиком хлеба на экспорт продолжало оставаться помещичье хозяйство, хотя роль крестьянского возрастала.


Ученики самостоятельно читают раздел о крестьянской общине отвечают на вопросы:

- Какой процесс протекал в крестьянской среде в черноземной полосе?

-Что происходило в этом же отношении в нечерноземных губерниях?


Письменно отвечают на вопрос (Помещичье. Малотоварное крестьянское хозяйство в значительной степени работало на себя, дабы прокормить большую крестьянскую семью.)


V. Подведение итога урока.

д/з

Выставление оценок. Комментарии по работе на уроке отдельных учащихся.

Параграф учебника. (возможны индивидуальные задания).

Урок окончен. Спасибо за работу

Записывают в дневниках домашнее задание


Приложение 1. Мы продолжаем разговор о хозяйственном развитии в пореформенную эпоху, только сегодня сосредоточимся на сельском хозяйстве. Пореформенное развитие сельского хозяйства в России шло не так успешно как промышленное развитие. Хотя Россия продолжала удерживать лидерство по экспорту хлеба, который за 2 пореформенных десятилетия утроился, все же рост урожайности хлебов не был велик.

- Какой характер носило развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период, если посевные площади в стране увеличились в 1861 – 1900 гг. с 72,2 млн десятин до 103 млн десятин, т. е. в 1,43 раза, а сбор зерновых за те же годы возрос с 1,9 млрд пудов до 3,3 млрд пудов, т.е. в 1,73 раза?

Существуют прусский и американский пути развития сельского хозяйства. Теорию о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве разработал В.И. Ленин.

- Под американским путем он понимал капиталистическое развитие фермерского хозяйства при отсутствии помещичьих латифундий.

- Прусским путем был назван переход к капиталистическому хозяйствованию на основе развития крупного помещичьего хозяйства, с сохранением небольшого количества крепких крестьянских хозяйств, при обезземеливании большинства крестьян и их превращении в сельскохозяйственных наемных рабочих. Еще они называются экстенсивный и интенсивный пути развития сельского хозяйства.

- Почему в России развивался именно прусский путь?

(сохранение крупного помещичьего землевладения, сохранение общины, наличие большого количества неосвоенных территорий, сохранение системы отработок).
Некоторые помещики пытались приспособиться к рыночным отношениям, превратить поместья в капиталистическое аграрное предприятие с наемным трудом, использовать машины, удобрения, прогрессивные технологии. Однако даже самые передовые их них применяли отработки и почти бесплатный труд крестьян на отработках, дополняя его на отдельных высокотехнологичных участках наемным трудом.

В то же время структура помещичьего хозяйства, уровень технического развития, применявшиеся методы не позволяли владельцам имений полностью отказываться от такого труда. Крупное земельное хозяйство в большинстве районов России, основанное лишь на наемном труде, оказалось бы нерентабельным, так как производило бы хлеб по цене более высокой, чем цена продажи.

Увеличение сборов зерна достигалось в основном за счет распашки новых земель.

Приложение 2. Помещичье хозяйство после отмены крепостного права

Собственно, на дворянстве ликвидация крепостного права отозвалась не одинаково в разных местностях. В черноземных губерниях, хотя помещики и пережили довольно трудное время благодаря трудным для них условиям барщинного периода, в конце концов они остались хозяевами своих имений. Большая часть земли осталась у них, свободных рабочих рук было достаточно, цена на эти рабочие руки установилась, благодаря населенности этой полосы России и отсутствию заработков неземледельческих, небольшая, и хозяйство было вести нетрудно, и они еще получили выкуп и могли этот выкуп или употребить на улучшение хозяйства или уплату своих долгов, что было для них особенно важно. Можно было, наконец, и не вести своего хозяйства, а сдавать землю в аренду, причем арендные цены росли чрезвычайно быстро вследствие недостаточности крестьянских наделов.

Но в полосе нечерноземной, промышленной помещики, раз лишившись крепостного права и получив выкуп, мало – помалу в большинстве случаев совершенно ликвидировали свои связи с данной местностью; очень немногие удержались на земле и стали или заводить хозяйства там, где их не было, или поддерживать прежние хозяйства. Обрабатывать свои земли здесь было трудно, так как промышленное население нелегко было нанять на земледельческие работы, ибо легко находило заработок на стороне и очень мало было заинтересовано в найме на сельскохозяйственные работы. Таким образом, большая часть помещиков этих губерний принуждена была здесь ликвидировать свое помещичье хозяйство и употребить полученные капиталы, если они не были просто прожиты, на какие-нибудь промышленные цели. Благодаря этому обстоятельству отмена крепостного права повлияла и в этом отношении благотворно на развитие промышленности, так как явились новые свободные капиталы, которые могли быть употреблены на промышленные цели.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Сельское хозяйство после отмены крепостного права

Автор: Деулина Елена Александровна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Тема «Сельское хозяйство после отмены крепостного права»."
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-siel-skoie-khoziaistvo-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "311383"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459187094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "конспект урока истории , презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "171294"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423661644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "конспект урока истории ,презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava-1"
    ["file_id"] => string(6) "171301"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423662343"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. "
    ["seo_title"] => string(79) "sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "135335"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416907690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства