При разработке урока использованы источники:
История Древнего мира. План-конспект уроков 5 класс/В.С. Кошелев, Н.В. Байдакова. – Минск: Аверсэв, 2017 – 413 с
Примерное календарно-тематическое планирование: Vкласс история древнего мира/ Минск: Национальный институт развития образования, 2017
5 класс. Урок №2 Счет лет в истории.
Дата урока 5 а «__» _______________ 2017 г.
5 б «__»_______________2017 г.
5 в «__» _______________2017 г.
Цели
Учащиеся должны:
Осмыслить понятия: наша эра, до нашей эры, календарь, хронология, разницу между событиями, которые произошли до нашей эры и в нашу эру.
Знать даты исторических событий: рождение Иисуса Христа
Уметь:
Рассказывать историю создания первых календарей, понимать значение календарей в истории человечества
Определять по дате десятилетие, век тысячелетие, нашу эру, но нашей эры
Соотносить события с историческим периодом, вести счет лет в истории.
Учебно-методическое обеспечение урока:
Учебное пособие, карточки заданий, календари разные виды и формы, календарь памятных мероприятий, спортивных и иных соревнований.
Ход урока
Организационный момент
Учитель выполняет: приветствие учащихся, включение их в деловой ритм, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Проверка задания 4 с.6 учебного пособия
Выполнение индивидуальных заданий на карточках (приложение 1), выполняют: 3 учащихся по выбору учителя и 2 учащихся по собственному желанию (при их наличии).
Устный ответ у доски – 1 человек по выбору учителя
Целемотивационный этап
Демонстрация календарей (смотри приложение в документе «календари» рекомендуется распечатать перед уроком)
Вопросы:
Каково назначение календарей?
Почему люди следят за временем?
Важно ли при изучении истории знать, когда и в какое время происходили те или иные процессы и события?
Актуализация знаний
Обсуждение понятия история, учащимся предлагается вспомнить, что такое история, как это слово переводится с древнегреческого языка.
Изучение новой темы
План:
Возникновение летоисчисления
Календари
Лента времени
Возникновение летоисчисления: Рассказать значение летоисчисления в истории человека, появление первых календарей: процесс развития счета времени от сезона к сезону (от лета до лета) и по годам.
Календари: понятия до нашей эры, нашей эры, различные подходы к летоисчислению, особенности хода времени до нашей эры и нашей эры.
Лента времени: Показать примеры расположения веков на ленте времени. Познакомить ребят с Римскими цифрами. Помощь учителю рекомендуется использовать ленту времени (см. приложение Excel, крепится к доске магнитами, в документе «цифры» приведен пример перевода цифр из Арабских в Римские, рекомендуется распечатать оба приложения).
Учитель демонстрирует некоторые примеры расположения дат и событий на ленте времени (используя мел подписывает под лентой времени некоторые памятные события).
Проверка понимания изученного
Предлагается перевести некоторые римские цифры в арабские и наоборот (выполняются задания индивидуально в тетради) после выполнения учитель демонстрирует правильные ответы, а учащиеся исправляют возможные неточности.
Учащиеся в тетради чертят ленту времени, учитель предлагает отметить на ней некоторые даты (год своего рождения, текущий календарный год, 612 год до н.э. – завоевание вавилонянами города Ниневия). После выполнения задания демонстрирует правильное расположение дат на доске.
Закрепление изученного: учитель предлагает всем классом повторить, некоторые, понятия из темы (вспомнить, что означают понятия: до нашей эры, нашей эры, год рождения Иисуса Христа. Расположить на ленте времени несколько дат).
Физкультминутка. Учитель использует вывешенную на доске ленту времени и предлагает глазами посмотреть туда, где будет расположено то или иное событие.
Информация о домашнем задании: §2 с.7-9,вопрос 1,2,4 на стр.8 письменно.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель делает краткий вывод об уроке, комментирует деятельность учащихся, выставляет отметки в журнал и дневники.
Приложение 1. Карточка задание
Фамилия, имя _________________________________________________
Класс ___ «___»
№1. Распределите исторические источники по их виду.
Керамические изделия (посуда и др.)
Останки жилищ и их содержимое письменные источники
Грамоты
Произведения искусства
Сборники законов
Украшения
Жития
Оружие
Орудия труда вещественные источники
Летописи
Договоры
№2 Дайте определение понятиям
Археология – это _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Пиктограмма – это __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя _________________________________________________
Класс ___ «___»
№1. Распределите исторические источники по их виду.
Керамические изделия (посуда и др.)
Останки жилищ и их содержимое письменные источники
Грамоты
Произведения искусства
Сборники законов
Украшения
Жития
Оружие
Орудия труда вещественные источники
Летописи
Договоры
№2 Дайте определение понятиям
Этнография – это _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропология – это _______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________