Первый тип исторических задач.
Способ 1.
Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?
Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;
Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;
Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;
Четвертый шаг - записываем решение задачи;
Пятый шаг - записываем ответ.
Решение.
33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет
Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет
Способ 2.
Вариант 1.
Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?
Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;
Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;
Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;
Четвертый шаг - записываем решение задачи;
Пятый шаг - записываем ответ.
Решение.
33г. до н.э. - 14г. до н.э. = 19 лет
Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.
Вариант 2.
Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?
Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;
Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;
Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;
Четвертый шаг - записываем решение задачи;
Пятый шаг - записываем ответ.
Решение.
1703г. н.э. - 1380г.н.э. = 323г
Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.
«СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ» – КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Предмет - история Древнего мира
Возраст детей – 5 класс
Место - класс
Тип урока: Проблемно - диалогический
Основные виды УУД:
развитие умения работы с хронологией; с лентой времени, овладение знаниями по хронологии (эра, век, тысячелетие, летопись, счет лет в истории); умение сравнивать (даты, периоды, результаты вычислений); умение анализировать и делать выводы; осмысление социального опыта поколений (как люди научились вести счет лет в истории).
Обязательный минимум содержания: Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентирования в историческом времени.
План урока:
- Актуализация знаний
- Создание проблемной ситуации.
- Формулирование проблемы урока.
«Как правильно датировать события и факты в истории?»
- Выдвижение версий решения проблемы. ( Ввести единое летоисчисление, перевести даты в различных источниках на современный счет лет в истории, нужна точка отсчета лет в истории).
- Поиск решения проблемы.
А) Понятия ЭРА, ЛЕНТА ВРЕМЕНИ, ВЕК, Тысячелетие, ЛЕТОПИСЬ.
Б) Правила ориентировки в
историческом времени.
- Применение знаний. Задачи на счет лет в истории.
- Вывод по проблеме и домашнее задание.
Материалы к уроку
Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы с вами выяснили, как люди узнают о прошлом, попробовали узнать об истории своей семьи. Познакомились с понятием исторические источники.
Что такое исторические источники? Какие виды источников мы знаем?
Ученики: отвечают на вопросы
Создание проблемной ситуации
Учитель: События истории Древнего мира, о которых мы будем говорить с вами в 5 классе, произошли много веков, и даже тысячелетий, тому назад. Когда ученые находят исторический источник, очень важно его датировать, то есть определить, в какое время он был создан, о каких веках может он нам рассказать. А это не просто, даже если на вещи будет и указан год ее создания. Например, на камне записан древний договор и стоит дата - «Пятый год правления сына Солнца» или найдена летопись, которая начинается словами «В 535 год от основания Рима…» Можно ли точно сказать, когда произошли эти события?
Ученики: нет, это сложно сделать
Учитель: А первобытные люди вели счет времени по солнцу и луне, по большим событиям (это было через 5 лун после пожара в деревне), или по годам правления вождей. Какая же проблема отсюда возникает?
Формулирование проблемы урока
Ученики: КАК ПРАВИЛЬНО ДАТИРОВАТЬ СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ?
Выдвижение версий
Ученики: Ввести единое летоисчисление, найти одну точку отсчета, перевести даты на единый счет лет
Поиск решения проблемы
Учитель вводит понятия: век=100 лет, тысячелетие =1000 лет, эра - точка отсчета
Счет лет от рождества Христова. Зарождение и распространение христианства, год рождения Иисуса Христа - 753 год от основания Рима.
Показывает ленту времени, где обозначена Эра, дата до н.э и дата н.э
Раздает ученикам памятки
ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ
- . Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.
- Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:
-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);
- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).
- До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.
Применение знаний
Задачи на счет лет в истории с использованием ленты времени
- Древний Вавилон был разрушен в 689 году до н.э. Какой это век? Первая или вторая его половина?
- Отметьте на ленте времени следующие даты: Отечественную войну 1812 года, Принятие Русью христианства -988 год, год, в котором мы живем-2012 год.
- Отметьте на ленте времени даты: Первые Олимпийские игры-776 год до н.э., образование Древнеегипетского государства - 3000 год до н.э., гибель Римской империи- 476 г. н.э.
- Древний римский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города» родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий.
- Сколько лет прошло от основания Рима (753 г до н.э.)?
- Какое это век: 56 год н.э., 1567 год до н.э., 2012 год, 221 год до н.э.
- Соотнесите век и год:
4 век до н.э. 218 год до н.э.
3 век до н.э. 326 год до н.э.
5 век до н.э. 490 год до н.э.
8.Сколько веков назад состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
Вывод:
Научились ли мы считать года в истории? Освоили ли правила ориентировки в историческом времени? Поняли ли для чего необходимо определять исторические даты?
Ученики делают вывод, чтобы правильно ориентироваться в историческом времени надо знать и соблюдать определенные правила.
Домашнее задание. Отметьте на ленте времени даты рождения членов семьи, и эти же даты поставь на ленте времени до нашей эры. Подпиши, какие это века.
Литература:
1. С.И.Алексеев «Задачи по счету лет истории Древнего мира» М. «Русское слово» 2006 г
2. Г.И. Годер «Задания и задачи по истории Древнего мира» М. «Просвещение» 1996