Сформировать представление о Русско-Литовском государстве;
Охарактеризовать причины образования Литовского княжества;
Разобраться в политическом устройстве Литовско-Русского государства и в религиозной политике его первых князей;
Показать последствия присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;
Развивающие:
Продолжать работу над развитием умений самостоятельно извлекать из карты информацию о ходе исторических событий.
Работать над развитием устной речи;
Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Формирование интереса к истории;
Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия урока: Литовско-Русское государство - Великое княжество Литовское, Вильно - многонациональный город, столица разных культур, вероисповеданий и традиций, Гедиминовичи, Ольгердовичи.
Вид урока: изучение нового материала.
Преемственные связи.
Внутрипредметные: 6 класс Средние века - Образование централизованных государств в Европе
Средства обучения: презентация "Русь и Литва"
1. Оргмомент.
Проведем небольшую разминку для того, чтобы вы не чувствовали себя скованными
Игра «горячий стул» (учащиеся по желанию подходят к доске и садятся на стул лицом к классу, учитель над головой каждого поднимает таблички с понятиями и датами по теме, учащиеся в классе должны дать правильное определение этому понятию, чтобы тот, кто сидит на «горячем стуле» смог его правильно назвать)
БАСКАК ВЫХОД РЕЗИДЕНЦИЯ ЯРЛЫК ФУРАЖ РЕСПУБЛИКА МЯТЕЖ УДЕЛЫ ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОЗЕЛЬСК ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ
1223 1097 1237 1239 1240 1242
1 . Введение в тему.
ПРИТЧА
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
2. Что такое притча? Чему учит эта притча? Кому бы мы могли ее прочесть (если бы у нас была Машина Времени?)
Предполагаемый ответ: «Князьям в период феодальной раздробленности»
Слово учителя: Феодальная раздробленность делает страну уязвимой.
Князья не смогли объединиться и противостоять врагу. Монголо-татары установили господство над нашей страной
Феодальная раздробленность влекла за собой и другие последствия.
Западным землям удалось избежать нашествия монголов. Соседи Западной Руси литовцы объединились и в начале 13 века создали свое государство. (карта 2 слайд презентации)
Во главе Литовского княжества встал Миндовг, жестокий храбрый правитель, продолжил укреплять государство князья Гедимин и Витовт.(иллюстрации 3 слайд презентации)
Проблемное задание:
Предлагаются для просмотра две карты: Литва начала 13 века и Литва 14-15 вв.(4 слайд презентации)
ВОПРОСЫ: Что вы видите на картах? (территория Литвы увеличилась, а территория Руси стала значительно меньше)
Ваши гипотезы, предположения. Почему западные русские земли вошли в состав Литовского княжества? (Отвечая на этот вопрос, ребята работают в группах)
Выдвигаются (как правило) две основные гипотезы.
1) Завоевание
2) Добровольное вступление
После этого ребята делают предположения о том, что могло побудить русские княжества добровольно присоединиться к Литве. Далее, они проверяют верность своих мыслей, работая с текстом.
Текст.
Западные русские земли Киевская, Смоленская, Полоцкая, Минская, Брестская, Полесье, Черниговская, Северская и другие вошли в состав Литовского государства, надеясь обрести защиту и противостоять врагам, угрожающим как с востока, так и с запада. Восточный враг монголо-татары были известны своей жестокостью и стремлением завоевать всю Европу, западный враг – Тевтонский орден также был очень силен и стремился укрепить влияние в северо-западном регионе. Важнейшая задача Тевтонского ордена – распространить католичество.
Русские князья охотно присоединялись к Литве, т.к. литовские князья не проводили жестокую политику по отношению к присоединенным землям. Все русские княжества сохранили свои традиции и обычаи, прежний порядок управления. Гедемин заменил лишь правителей, усадив на местные престолы, которые раньше занимали русские князья, своих родственников Гедиминовичей. Дань, которую русские княжества уплачивали литовским князьям, была гораздо меньше ордынского выхода. Религиозным притеснениям русские люди не подвергались, а православная церковь пользовалась большим авторитетом.
Столицей нового государства стал город Вильно – большой многонациональный город
В 1410 году объединенные войска поляков, литовцев и русских дали отпор Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве.
Тевтонский орден так и не смог оправиться после этого поражения
Как вы думаете, каково значение присоединения русских земель к Литве? (+ учебник страница 125)
Что грозило русскому государству? (повторное обращение к карте 4 слайд презентации)
ВЫВОД: РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ ГРОЗИЛА ПОТЕРЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
Домашнее задание.
1. Составить таблицу «Причины и последствия образования русско-литовского государства»
2. Сравнить сложившуюся систему управления русскими землями в Литовском княжестве и в русских землях, подчиненных Золотой Орде. Есть ли между ними общие черты? В чем заключаются принципиальные различия?
Используемые источники.
1. Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. М.: Просвещение, 2007.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. Рабочая тетрадь.М.: Просвещение, 2007.
3. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI в. М.: "ВАКО", 2004.