kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русь и Литва

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Курс « История России с древнейших времен до конца XVI века»

          Тема урока: «Русь и Литва».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

          Цель урока: сформировать представление о Русско-Литовском    государстве;

 Задачи:

           Образовательные:

           •Охарактеризовать причины образования Литовского княжества;

           •Разобраться в политическом устройстве Литовско-Русского государства и в религиозной политике его первых князей;

           •Показать последствия присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

     Развивающие:     

     •продолжить формировать навыки и умения работы с картой;

     • развивать речь, мышление и внимание учащихся;

     Воспитательные:  

     • воспитать на примере русского и литовского народов толерантного отношения друг к другу.

     Литература: учебник – История России с древнейших времен до конца XVI века 6класс. под ред. А.А. Данилова  и Л.Г. Косулиной.

     Оборудование: учебник – История России с древнейших времен до конца XVI века 6класс. под ред. А.А. Данилова  и Л.Г. Косулиной, презентация «Русь и Литва», мультимедийный проектор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русь и Литва 2»

Курс « История России с древнейших времен до конца XVI века»

Тема урока: «Русь и Литва».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Цель урока: сформировать представление о Русско-Литовском государстве;

Задачи:

Образовательные:

•Охарактеризовать причины образования Литовского княжества;

•Разобраться в политическом устройстве Литовско-Русского государства и в религиозной политике его первых князей;

•Показать последствия присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Развивающие:

•продолжить формировать навыки и умения работы с картой;

• развивать речь, мышление и внимание учащихся;

Воспитательные:

• воспитать на примере русского и литовского народов толерантного отношения друг к другу.

Литература: учебник – История России с древнейших времен до конца XVI века 6класс. под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.

Оборудование: учебник – История России с древнейших времен до конца XVI века 6класс. под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, презентация «Русь и Литва», мультимедийный проектор.

Методы: устный метод, наглядный метод, печатно-словесный метод.

Приемы: рассказ учителя, беседа, опрос, работа с картой.

Ход урока.

  1. Орг. момент. [1 мин]

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Есть ли сегодня отсутствующие?

( учитель отмечает отсутствующих в журнале)

  1. Проверка домашнего задания. [10мин]

-Ребята, какое домашнее задание у вас было?

- Русь и Золотая Орда.

- А сейчас мы проверим домашнее задание в форме викторины. Для этого поделимся на команды: 1 команда первый ряд от окна, 2 команда - второй ряд, 3 команда - третий ряд. От каждой команды я попрошу к доске выйти по одному представителю. Ваша задача записывать на доске баллы за правильные ответы. За каждый правильный ответ- 1 балл.


Работа учителя

Работа уч-ся

  1. Когда образовалось монгольское государство.


  1. В каком году состоялась битва на реке Калке?


  1. Против кого сражались монголы в битве на Калке?


  1. Кто стал править монгольской империей после смерти Чингисхана?


  1. По какому русскому княжеству монголы нанесли первый удар?


  1. По преданию, уцелевших жителей Рязани, собиравшихся в дружину для борьбы с монголами, возглавил?


  1. Какой город хан Батый назвал «злым»?



  1. Когда Батый осадил Киев?


  1. Назовите страны, в которые вторгся Батый после завоевания Галицко-Волынского княжества.


  1. Когда и кем была основана Золотая Орда?


  1. Столица Золотой Орды.


  1. Какие территории вошли в состав Золотой Орды?




  1. Какому в 1240 году новгородцы доверили защиту своих земель?

  2. Какое прозвание получил князь Александр за победу над шведским войском?

  3. Как называется битва на Чудском озере русских войск против Ливонского ордена?

  4. Ханская грамота на княжение, которую получали русские князья от золотоордынских ханов.

  5. Как называли на Руси монгольских сборщиков налогов.

  6. Кто такие баскаки?


  1. Как называется дань, которую платили монголо-татарам?


  1. Что такое резиденция?


  1. В каком году во Владимир перенес свою резиденцию митрополит?


- в н. XIII века



- 31 мая 1223 года


-против русских и половецких войск



-его внук Батый.



- по Рязанскому



-Евпатий Коловрат




-Козельск




-1240


-Венгрия, Польша,Чехия




-1243 г. Батыем



-Сарай


- в состав Золотой Орды вошли земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь и часть Средней Азии


- князю Александру


-Невский



-Ледовое побоище



-ярлык



-численники


-представители ордынского хана на Руси

-ордынский выход


-местопребывание высокопоставленного лица


1299 г.

- Хорошо ребята. Итоги подведем в конце занятия.

2. Постановка целей темы урока. [1 мин]

Итак, ребята. Записываем тему нашего сегодняшнего урока – Русь и Литва. На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим, какими были причины образования русско-литовского государства, познакомимся с его правителями, а также поговорим о значение присоединения русских земель к Литве

3. Объяснение нового материала. [ 20 мин]

Работа учителя

Работа уч-ся

План:

  1. Формирование Литовско-Русского государства;

  2. Гедимин (1315-1341);

  3. Характер Литовско-Русского государства.

  4. Значение присоединения русских земель к Литве.


  1. Формирование Литовско-Русского государства.

Прежде чем мы начнем говорить о том, как формировалось Литовско-Русское государство, давайте обратимся к карте.

(работа с картой)

Вопросы:

1) покажите какие города входили в состав Северо-Восточной Руси?

2) покажите какие города входили в состав юго-западной Руси?


Хорошо, ребята. (рассказ учителя)

Итак, ребята, в то время как Северо-Восточная Русь оказалась разгромлена монголами, западным землям Руси удалось избежать нашествия Батыя, благодаря тому сто их территория была окружена лесами и болотами, тем не менее угроза разорения нависла и над ними.

Соседями Западной Руси были Литовские племена. К началу XIII века многие из них были либо завоеваны, либо истреблены крестоносцами. Свою независимость сохранили лишь литовские племена, жившие по реке Неман и его притокам. Для того, чтобы противостоять захватчикам, они объединились, создав государство. Во главе Литовского княжества встал князь Миндовг (1230-1264).

  1. Назовите дату правления Миндовга?

(сообщение учащегося)















































  1. Кому Миндовг доверил управление русских земель?

  2. Какие города объединил Миндвог?



  1. Как погиб князь Миндвог?



Новое государство с самого момента образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились в единое государство для того, чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока.

Вопросы:

  1. Почему объединились русские и литовские земли?


  1. Гедимин (просмотр видео)

-А сейчас давайте посмотрим видео фрагмент и ответим на следующий вопрос:

  1. Как Н. М. Карамзин характеризует литовскую государственность?

Видео «История государства Российского» 98 серия.

  1. Как Гедимин пришел к власти?


  1. Какой город стал столицей Литовского государства при Гедимине


-Ребята запишите дату правления Гедимина в тетрадь.

  1. Характер Литовско-Русского государства.(рассказ учителя)

Государство Гедимина напоминало Русь времен первых русских князей.

  1. Ребята давайте с вами назовем первых русских князей?

  2. Назовите даты их правления.



Литовский князь не преследовал цель установить жестокий контроль над присоединенными землями. Они сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей, усадив на местные престолы своих родственников. Некоторые из них приняли православие, что помогало им сблизиться с местным населением. Князья-наместники собирали и уплачивали дань великому литовскому князю.

Вопросы:

  1. Скажите что такое ордынский выход?


  1. Как его уплачивали?





В отличие от ордынского выхода, литовская дань была не очень большой. Русское население рассматривало ее как плату литовскому князю за защиту и сохранение спокойствия на всей территории данного государства.

  1. Как называли Гедимина в европейских государствах?

Чтение двух абзацев по учебнику стр.123-124.

Вопросы:

  1. Какой город стал столицей государства при Гедимине?

  2. В каком году в Литву прибыло папское посольство?

  3. Кто был против введения католицизма в государстве?


Умирая, Гедимин разделил свои владения между своими семью сыновьями. Ольгерд, старший сын Гедимина и русской княжны Ольги, получил восточную часть государства, где преобладали русские земли. Ольгерд Гедиминович продолжил политику отца по «собиранию» русских земель. Во время его княжения были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская русские земли. Долгая борьба шла с Польшей из-за Волыни, но ее в конце концов Ольгерд тоже закрепил за Литвой. После смерти Ольгерда в 1377 году в Литовском княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда Ягайло и племянник Витовт

4. Значение присоединения русских земель к Литве. (рассказ учителя)

Присоединение русских земель к Литве и создание литовско-Русского государства имело огромное положительное значение. - Давайте запишем в тетрадях:

  1. Освобождение русских земель от ордынского ига;

  2. Положительное влияние русской культуры и государственности на литовскую;

  3. Сотрудничество литовского и русского народов;

  4. Русский язык – государственный язык Великого княжества Литовского.

Присоединив к себе Западные и Юго-Западные земли Руси, оградив их от ордынского владычества, Литва имела все шансы стать центром притяжения Северо-Восточных и Северо-Западных земель Руси.

Таким образом, в XIII-XIV веках сформировалось и достигло своего расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское.
















- Суздаль, Ростов, Владимир-на-Клязме и др.

-Галич, Владимир Волынский.






















1230-1263

- Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский (1230-1263). Король Литвы с 1253 года, основатель литовского княжества на русской территории.

Миндовг впервые упомянут в письменных источниках в 1219 г. в тексте договора между литовскими и галицко-волынскими князьями. Он назван в числе пяти первых литовских князей. К 1248 г. под властью Миндовга находились Новогрудок, Волковыск,а к 1252 г. - и Гродно.

Управлять русскими землями Миндовг поставил своего старшего сына Войшелка. Но Войшелк вскоре крестился по православному обряду, стал монархом и передал в 1255 г власть русскому князю Роману Даниловичу.

Миндовг, надеялась остановить натиск рыцарских орденов, согласился принять католичество. Миндовг крестился и был венчан на царство короной, присланной ему папой Иннокентием IV. В течение одиннадцати лет Миндовг хранил союз с орденом и восемью грамотами передал ему разные литовские земли. Хозяйничанье ливонцев в уступленных областях подготовляло почву к восстанию, которое и вспыхнуло в 1260 г. Миндовг отрекся от христианства и стал во главе восставших. В 1262 году русско-литовские войска разбили крестоносцев Тевтонского ордена. После разгрома крестоносцев нанесли два поражения ордынским отрядам, которые пытались проникнуть в пределы Литвы. В 1263 году Миндовг вместе с двумя младшими сыновьями был убит в ходе усобиц среди литовской знати


-старшему сыну Войшелку


Новогрудок, Волковыск,а к 1252 г. - и Гродно


-убит в ходе усобиц среди литовской знати










- чтобы совместными усилиями противостоять врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока




-Народ бедный, дикий, платив несколько веков дань русскому народу…..


-Убил своего господина


-Вильно




-1315-1341 гг. правление Гедимина.






-Олег, Игорь, Ольга, Святослав


-Олег(882-912), Игорь(912-945), Ольга(945-957), Святослав(957-972)
















-регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды


- уплачивали по-разному, деньгами, детьми, женами, шкурами животных, если кто не мог уплатить дань, то его обращали в раба.







-«король Литвы и Руси»




- город Вильно


-1324 г.


-языческая знать и русское православное население.




























  1. Закрепление изученного материала. [4 мин]

  • Какие племена были соседями Западной Руси?

(литовские племена);

  • Какое имя носил князь, ставший во главе Литовского княжества? (Миндовг 1230-1263 гг.);

  • Как стало называться новое государство?

(русско-литовским );

  • Какова была цель объединения русских и литовских земель? (чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока );

  • При ком своего расцвета достигло Литовско-Русское государство?

(при Гедимине );

  1. Назовите значения присоединения русских земель к Литве ?

(-Освобождение русских земель от ордынского ига; Положительное влияние русской культуры и государственности на литовскую; Сотрудничество литовского и русского народов; Русский язык – государственный язык Великого княжества Литовского).


5. Подведение итогов урока. [3 мин]

Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с причинами образования Литовско-Русского государства, узнали, кто был первым князем данного государства, а также выяснили какое влияние русская культура и государственность оказали на литовскую культуру и государственность.

Выставление и комментирование оценок

6. Домашнее задание. [1 мин]

Параграф 15; вопросы к параграфу 15: 1,3,4,5 (устно), 2(письменно)

- До свидания.

11


Просмотр содержимого презентации
«Русь и Литва»

Историческая викторина

Историческая викторина

15.03.2013 Русь и Литва

15.03.2013

Русь и Литва

План:

План:

  • Формирование Литовско-Русского государства;
  • Гедимин(1315-1341);
  • Характер Литовско-Русского государства;
  • Значение присоединения русских земель.
Формирование Литовско-Русского государства.

Формирование Литовско-Русского государства.

Формирование Литовско-Русского государства. Миндовг (1230-1263) Войшелк

Формирование Литовско-Русского государства.

Миндовг

(1230-1263)

Войшелк

Гедимин (1315-1341).

Гедимин (1315-1341).

Характер Литовско-Русского государства.

Характер Литовско-Русского государства.

  • Как называли Гедимина в европейских государствах?
  • Чтение 2-х абзацев на стр. 123-124.
  • Какой город стал столицей государства при Гедимине?
  • В каком году в Литву прибыло папское посольство?
  • Кто был против введения католицизма в государстве?
Характер Литовско-Русского государства. Князь Ольгерд (1341-1377)

Характер Литовско-Русского государства.

Князь Ольгерд

(1341-1377)

Значение присоединения русских земель к Литве.

Значение присоединения русских земель к Литве.

  • Освобождение русских земель от ордынского ига;
  • Положительное влияние русской культуры и государственности на литовскую;
  • Сотрудничество литовского и русского народов;
  • Русский язык – государственный язык Великого княжества Литовского.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Параграф 15;
  • вопросы к параграфу 15: 1,3,4,5 (устно), 2(письменно)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Русь и Литва

Автор: Лысикова Юлия Сергеевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Егінші мен ?ас?ыр. (Литва ертегісі) "
    ["seo_title"] => string(41) "ieghinshi-mien-k-ask-yr-litva-iertieghisi"
    ["file_id"] => string(6) "178053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424770300"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Егінші мен ?ас?ыр (Литва ертегісі)"
    ["seo_title"] => string(43) "ieghinshi-mien-k-ask-yr-litva-iertieghisi-1"
    ["file_id"] => string(6) "210117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431364867"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация к классному часу "4 ноября - День народного единства и примирения" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-klassnomu-chasu-4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva-i-primirieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111981"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408110412"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Классный час.  4 ноября - День народного единства "
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "115844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412153517"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Тарих пәнінен сабақ жоспары"
    ["seo_title"] => string(30) "tarikh_p_ninien_sabak_zhospary"
    ["file_id"] => string(6) "414658"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1494561491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства