kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Россия в эпоху преобразований Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Россия в эпоху преобразований Петра I" для 8 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Россия в эпоху преобразований Петра I"»

Давыдова Алена Николаевна

ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 1»

учитель истории и обществознания



Россия в эпоху преобразований Петра I


8 класс.


На доске эпиграф: «Самодержавною рукой о он смело сеял просвещенье.

Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

А.С. Пушкин

Предметные цели урока:

  • Познакомить обучающихся с основными этапами реформ Петра I и причинами, вызвавшими необходимость преобразований.

  • Рассмотреть ключевые направления внутренней политики царя-реформатора.

  • Раскрыть значение Петровских реформ для дальнейшего развития российского государства, выявить их последствия для общества и экономики страны.

  • Формировать умение анализировать исторические события, выделять основные тенденции и закономерности исторического процесса.

Метапредметные цели урока:

  • Развитие умения самостоятельно искать, перерабатывать и интерпретировать информацию.

  • Освоение приемов анализа исторических источников, выявление их достоверности и степени объективности.

  • Обучение критическому мышлению, формированию аргументированной позиции по историческим вопросам.

  • Воспитание уважительного отношения к культурному наследию прошлого, осознанию роли личности в истории.

Личностные цели урока:

  • Воспитывать патриотизм и уважение к отечественной истории.

  • Способствовать развитию интереса к изучению истории своей страны.

  • Поощрять формирование активной гражданской позиции, осознания значимости преемственности поколений.

  • Подчеркнуть важность личных качеств лидера и роль сильной воли в осуществлении масштабных изменений.

Технологии, используемы на уроке: элементы технологии опорных конспектов, группового обучения и технологии  интеграции цифровых образовательных ресурсов (Российской электронной школы).

Этапы урока:

1. Введение. Россия на рубеже 17 – 18 вв.

2. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Царь – преобразователь».

3. Личность Петра I.

4. Групповая работа учащихся:

«Экономические преобразования в России»

«Реформы государственного управления»

5. Преобразования в духовной сфере.

6. Подведение итогов. Выполнение тренировочного задания на сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2079/train/#187145

7. Домашнее задание (приложение № 3)

Ход урока:

1. На протяжении 17 в. Россия значительно продвинулась в своем развитии. Однако по некоторым важным показателям экономики она заметно отставала от передовых стран Западной Европы. У России не было ни торгового, ни военного флота. Еще в начале 17 в. шведский король говорил, что Россия не может спустить на воду ни одного корабля, так как у нее «отнято море». Выплавка металла в нашей стране многократно уступала западным странам. Природные ресурсы были слабо разведаны. Не добывались серебро и золото. Приходилось рассчитывать на поступление его из других стран. Да и медь в основном ввозили из-за рубежа. Недостаточной была отечественная промышленность для производства вооружения. В годы войн приходилось покупать оружие за границей. Серьезные недостатки выявились и в деятельности государственных учреждений – приказов. Россия отставала от Европы в социальном, экономическом и в культурном плане. И это отставание нужно было преодолеть. Вот такие задачи были поставлены перед царем Петром I.

- Давайте выясним, что же вам известно об эпохе Петра I

2. Задание1.

Прочитайте статью “Царь – преобразователь” и с помощью специальных значков произведите его разметку в пустых скобочках.

V – я знал.

+ - новое для меня

! - удивлена

Царь-преобразователь.

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины (… ). Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова (… ). Петр выпустил первую печатную газету (… ).

В России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт – Петербург, Екатеринбург) (… ). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы (… ). Русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры (… ). Они получили возможность бывать за границей, а иностранцы стали охотно приезжать в Россию. Стране требовались специалисты, хорошо знающие свое дело. Для их подготовки были открыты школы ( …).

Царь пытался приобщить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям (… ). Петр запретил носить бороду и русское платье (… ). Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Ввел моду на курение табака (…)

В 1721 году Петр I был провозглашен императором ( ). Россия стала империей ( ).

Вопросы после прочтения статьи.

Что из содержания было известным?

Что удивило?

Что нового узнали для себя из текста?

Во времена Петра I в стране произошли грандиозные изменения. И, наверно, вам интересно узнать, какими качествами характера обладал царь.

3. Ученица дает библиографическую справку:

Петр I

Проведение преобразований в России конца 17 – первой четверти 18 века неразрывно связано с именем Петра I, которому Сенат в 1721 году присвоил титул Великого. Сам Петр считал себя находящимся на службе Отечеству, государству и все силы отдавал этому служению.

Петр обладал глубоким и дальновидным умом, энергией, решительностью и сильной волей. Едва ли не самой яркой чертой личности царя было трудолюбие, желание во всех делах, больших и малых, принять личное участие.

Он показал себя прекрасным полководцем и флотоводцем, дипломатом, организатором промышленности, сторонником просвещения и науки. Царь владел

14-тью ремеслами, строил корабли, составлял указы, любил токарное дело. Особое пристрастие государь питал к морю, флоту и фейерверкам. Всю жизнь он учился и учил других.

Внешний облик Петра был очень выразителен: рост 2 метра 4 см. Но богатырским здоровьем царь не отличался. В быту был неприхотлив, не стремился к роскоши. Женат был дважды. С первой своей женой Евдокией Лопухиной Петр развелся. Их сын Алексей печально закончил свои дни. Второй брак с Екатериной I оказался более удачным. Дочь Петра и Екатерины Елизавета впоследствии стала императрицей.

4. Задание 2.

Класс делится на 2 группы.


Задание для 1 группы «Экономические преобразования в России»:

Прочитать текст в учебнике «История России» 8 класс под редакцией А.В. Торкунова (стр. 42-44).

Выделить главные черты развития мануфактурной промышленности.

Учащиеся составляют свою часть опорного конспекта у доски (приложение № 1), комментируют.

+ работа с картой (найти мануфактуры на Урале)


Задание для 2 группы «Реформы государственного управления»:

Прочитать текст в учебнике «История России» 8 класс под редакцией А.В. Торкунова (стр. 35-37).

Определить реформы в государственном управлении России.


Учащиеся составляют свою часть опорного конспекта у доски (приложение № 2), комментируют.

+ сказать адрес нашего города в 18 в (Пермская губерния Верхотурский уезд Нижний Тагил), о Синоде (в 1721 г. была создана Духовная коллегия – Синод, управлял ей обер-прокурор, она ведала религиозными делами), о титуле императора (в 1721 г. Сенат преподнес Петру титул императора, Россия стала империей).


5. Рассказ учителя о преобразованиях в духовной сфере:

А.С. Пушкин писал о Петре I:

«Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье.

Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».


В условиях преобразований стране требовались не только грамотные люди, но и специалисты разных профессий. Поэтому в I четверти 18 века создается сеть общеобразовательных и специальных училищ, открываются математические, навигационные, инженерные и др. школы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. За непосещение уроков штрафовали или наказывали палками. Для дворян учеба приравнивалась к государственной службе. Молодым дворянам было запрещено жениться, если они не имели свидетельства об окончании какого-либо учебного заведения. В Петровские времена стало больше издаваться книг. Для облегчения чтения был введен новый гражданский шрифт. С 1702 года в стране стала выходить первая печатная газета «Ведомости». При Петре I открылась первая публичная библиотека в С-Петербурге, первый публичный театр. На рубеже 17-18 веков Петр I ввел новый счет лет: 7208 год от сотворения мира по старому календарю был объявлен 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стали отмечать не с 1 сентября, а с 1 января. Царь вводил европейскую одежду среди дворян: на пирах собственноручно обрезал длинные кафтаны и стриг бороды знатным гостям, велел носить парики как женщинам, так и мужчинам. Хотел, чтобы русские дворяне имели хорошие манеры, уважительно общались друг с другом. В качестве руководства написал книгу «Юности честное зерцало».

6. Подведение итогов урока.

Заслуги Петра велики: при нем успехи были достигнуты в развитии промышленности, был создан новый государственный аппарат, постоянно уделялось внимание вопросам культуры, науки и просвещения. Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России. И в истории нашего государства он по праву остался Великим.

Обучающиеся выполняют тренировочного задания на сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2079/train/#187145

Приложение № 1


Экономические преобразования в России


































Приложение № 2

Реформы государственного управления

Император

Схема управления государством



















Домашнее задание Приложение № 3

У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая команда получает по одной иллюстрации –













1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.

2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.

3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Россия в эпоху преобразований Петра I"

Автор: Давыдова Алена Николаевна

Дата: 20.06.2025

Номер свидетельства: 671996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тест по теме "Россия в эпоху преобразований Петра I""
    ["seo_title"] => string(52) "test_po_teme_rossiia_v_epokhu_preobrazovanii_petra_i"
    ["file_id"] => string(6) "515376"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1560929601"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок "Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»"
    ["seo_title"] => string(70) "urok_povtorenie_i_obobshchenie_rossiia_v_epokhu_preobrazovanii_petra_i"
    ["file_id"] => string(6) "602636"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647748373"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по истории России 8 класс "Создание регулярной армии и военного флота""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_istorii_rossii_8_klass_sozdanie_reguliarnoi_armii_i_voennogo_f"
    ["file_id"] => string(6) "652216"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1717675352"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока-обобщение "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znachieniie-pietrovskikh-rieform-rol-pietra-i-v-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "233262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443033068"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства