kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Целью урока является закрепление и систематизация знаний, полученных в процессе изучения Петровской эпохи, при помощи создания ментальных карт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»»

История России

Тема: «Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»

8 класс для обучающихся с умственной отсталостью (I вариант обучения)

Учитель:

Корзникова Екатерина Сергеевна


Конспект занятия

Тема урока: «Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Цель занятия: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения Петровской эпохи при помощи создания ментальных карт.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Обобщение и систематизация знаний по проведению реформ, государственного строительства, в области культуры, армии, быта.

  2. Продолжить формирование умений работы с учебным материалом, дополнительными источниками, умений сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

  3. повторить с обучающимися изученный ранее материал, использовать полученные знания в решении практических задач.

  4. Познакомить со структурой и основными правилами создания ментальной карты.

Коррекционно-развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности обучающихся;

  2. развивать познавательного интереса обучающихся

  3. развивать логическое мышление, умения анализировать, сопоставлять


Коррекционно-воспитательные:

1)воспитывать умение сотрудничать в коллективе, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе, самостоятельность.

2) воспитать у обучающихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.

3) способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).

Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, материалов. Устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Основные понятия: ментальная карта, император, реформы, нововведения, быт, эпоха, личность.

Метапредметные связи: чтение, развитие речи, ИЗО, математика, география, труд.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, листы бумаги, цветные ручки (карандаши), ножницы, клей.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые БУД

Организационный момент

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

– Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе улыбнемся и пожелаем друг другу чего-нибудь доброго и хорошего.

  • -Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Поэтому давайте продолжим изучать страницы истории.

Приветствуют учителя. Обучающиеся дарят друг другу улыбки и произносят добрые пожелания.

Коммуникативные БУД:

готовность к взаимодействию с учителем и сверстниками

Регулятивные БУД:

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности

Целеполагание и мотивация познавательной деятельности

- Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и оценим свои знания по этой теме).

- Каковы наши задачи? (Повторить материал о Петровской эпохе: понятия, хронологию, факты.)

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода, ответим на вопрос: какое историческое значение имели преобразования Петра Великого.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока.








Коммуникативные БУД:

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Познавательные БУД:

использовать усвоенные логические операции (сравнение, обобщение, анализ) в соответствии с индивидуальными возможностями

Личностные БУД:

осознавать значимость исторических знаний в жизни.

Актуализация знаний

Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.

1. Укрепление обороноспособности страны.

2. Преодоление экономической отсталости

3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.

4. Развитие просвещения

5. Изменение положения классов.

-И это лишь небольшая их часть.

Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
(сильный, любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, жесткий, жестокий и др.)

Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков.

Слушают учителя, высказывают предположения, дополняют
























Личностные БУД:

готовность включиться в процесс обучения на основе интереса к его форме и содержанию.

«Открытие» нового знания детьми

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым способом работы – это ментальные карты.

- Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем, включающих слова, рисунки, символы (Приложение 1)

Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.

  • От идеи отходят главные стрелки (ветви). Они могут быть одного цвета, показывая, что это ветви первого уровня.

  • От главных ветвей отходят второстепенные, раскрывающие их суть.

  • Используем 1-2 коротких слова вместо длинных предложений.

  • Только ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ на карте!

  • Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов

  • При создании используйте более 3 разных цветов.

Мы с вами рассмотрели основные принципы создания ментальных карт.

Синтезируют полученные сведения для составления ответа.

Познавательные БУД:

Воспринимать информацию на доступном уровне с помощью её визуализации, опираясь на личный опыт, анализировать, понимать текст.

Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!


Выполняют движения


Регулятивные БУД:

умение следовать инструкции, контролировать свои действия.

формирование ЗОЖ



Самостоятельная работа с самопроверкой

- Теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вы будете создавать ментальную карту, где центральной темой будет:

1 группа: Личность Петра I;

2 группа: Реформы Петра I (военная реформа);

3 группа: Нововведения Петра I в быту.

Пользоваться можно учебником, дополнительным предложенным вам материалом (Приложение 2), используйте цветные карандаши (ручки), картинки для вырезания, ножницы и пр.

Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой.

Обучающиеся осуществляют поиск и выделение информации; 

Формируют умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.);

Коммуникативные БУД:

умение работать в команде

Регулятивные БУД:

принятие и сохранение учебной задачи; учёт выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные БУД:

самостоятельно выполнять задания.

Первичное закрепление

Сообщения обучающихся (Выступления групп.)

Молодцы!

А если мы соединим все ментальные карты в одну, то перед нами предстанет «эпоха Петра I», вся её значимость и величие.

Эпоха Петра I была переломным моментом в истории России. Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.

Представители каждой группы представляют свою ментальную карту.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.


Регулятивные УУД:

активно участвовать в деятельности.

Коммуникативные БУД:

умение полно и точно выражать свои мысли


Обобщение. Рефлексия.

А сейчас посмотрите на доску, что мы видим?

Правильно, это мишень, но это не просто мишень. Сейчас каждый из Вас оценит свою работу по четырем направлениям. Чем ближе к центру, тем результат выше, значит было интересно, понятно, Вы активно участвовали на уроке. (Приложение 3)

Заполняют мишень, делают выводы по занятию, высказывают свои пожелания.







.

Коммуникативные БУД: аргументация своего мнения

Личностные БУД:

положительное отношение к уроку.



Список используемой литературы

1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.

2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Вариант1) ФГОС ОВЗ Министерство образования и науки Рос. Федерации. Москва. «Просвещение». 2017 г.

4. Э.В.Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1, ФГОС ОВЗ 5-9 класс «Просвещение». 2018 г.

5. «Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьёва, Л.В. Чурикова,-М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013г.

6. Интернет – ресурсы (источники):

  1. Методическая разработка урока тема «эпоха правления Петра I» https://kopilka.edu-eao.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-tema-epoha-pravleniya-petra-i/

  2. Пётр I. Материалы к урокам. https://vschool31.ru/wp-content/uploads/2015/10/уроки-Петр-1.pdf

  3. Эпоха петра I yandex.ru




Приложение 1.

Приложение 2

Интересные факты, о Петре I.
1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.

2) Вся жизнь Петра проходила в постоянных трудах. Каков был распорядок дня Петра I?
Распорядок дня Петра

Утро:
5 часов – наскоро пил чашку кофе.
Шел на верфь, чтобы проверить, как идет строительство кораблей.
Занимался государственными делами – принимал послов, военачальников, купцов, ученых.
Обед:
12 часов – обед.
13 – 15 часов – отдыхал.
Принимался за государственную работу.
Вечер: физический труд.

Правитель России стал называться императором, а Россия – империей. Теперь, когда обращались к императору, то называли его «Ваше Императорское Величество» или «Государь Император». Коронация Петра I проходила в Москве в Успенском соборе. Для коронации использовали не шапку Мономаха, а новую корону.


Реформы Петра 1

  1.  Административная – изменение в государственном аппарате, появилась личная канцелярия царя, высший орган власти теперь – Сенат. Для надзора за делами Петр учредил институт фискалов, учреждены коллегии.

  2. Губернская – территория получила административное деление на губернии, которые уже разделялись на провинции и уезды.

  3. Налоговая реформа – проведена для пополнения средств государственного аппарата и армии, подушный налог с мужчин.

  4. Перепись населения.

  5. Церковного управления – создание Синода, церковь подчинялась государству.

  6. Изменение системы престолонаследия (возможность назначать себе преемника).

  7. Преобразования в торговле и промышленности – государство являлось инициатором развития промышленности и развивало ее со своих средств. Половина предприятий снабжала флот и армию. Разрешалось отыскивать руды и предприятия открывать. Ремесленники по указу объединялись в цеха. Протекционистская политика в отношении промышленности.

  8. Культура – появились школы для детей дворян и чиновников. Развивались типографии и издательское дело. Выходит газета «Ведомости». Церковнославянский шрифт изменен светским. Учреждение музея. Введен новый календарь. Изменился и быт людей, было запрещено носить бороду и длиннополую одежду. Появились ассамблеи – встречи высшего общества. Появились правила этикета, которых должны придерживаться молодые люди. Произведено много культурных построек.

  9. Социальная – дворяне обязаны служить государству и царю. Издан указ о единонаследии. Карьера зависима от выслуг и заслуг перед государством и Петром. Принят «Табель о рангах» о службе, где вводилась чиновничья иерархия. Крестьян разделили на крепостных и государственных.



Приложение 3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Автор: Корзникова Екатерина Сергеевна

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602636

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства