Урок "Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»
Урок "Повторение и обобщение «Россия в эпоху преобразований Петра I»
Данный урок разработан для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Целью урока является закрепление и систематизация знаний, полученных в процессе изучения Петровской эпохи, при помощи создания ментальных карт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1)воспитывать умение сотрудничать в коллективе, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе, самостоятельность.
2) воспитать у обучающихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
3) способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к ее истории.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).
Познавательные:
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, материалов. Устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
Коммуникативные:
Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Основные понятия: ментальная карта, император, реформы, нововведения, быт, эпоха, личность.
Метапредметные связи: чтение, развитие речи, ИЗО, математика, география, труд.
– Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе улыбнемся и пожелаем друг другу чего-нибудь доброго и хорошего.
-Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Поэтому давайте продолжим изучать страницы истории.
Приветствуют учителя. Обучающиеся дарят друг другу улыбки и произносят добрые пожелания.
Коммуникативные БУД:
готовность к взаимодействию с учителем и сверстниками
Регулятивные БУД:
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности
Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
- Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и оценим свои знания по этой теме).
- Каковы наши задачи? (Повторить материал о Петровской эпохе: понятия, хронологию, факты.)
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода, ответим на вопрос: какое историческое значение имели преобразования Петра Великого.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока.
Коммуникативные БУД:
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Познавательные БУД:
использовать усвоенные логические операции (сравнение, обобщение, анализ) в соответствии с индивидуальными возможностями
Личностные БУД:
осознавать значимость исторических знаний в жизни.
Актуализация знаний
Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.
1. Укрепление обороноспособности страны.
2. Преодоление экономической отсталости
3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
4. Развитие просвещения
5. Изменение положения классов.
-И это лишь небольшая их часть.
Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач? (сильный, любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, жесткий, жестокий и др.)
Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков.
готовность включиться в процесс обучения на основе интереса к его форме и содержанию.
«Открытие» нового знания детьми
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым способом работы – это ментальные карты.
- Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем, включающих слова, рисунки, символы (Приложение 1)
Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.
От идеи отходят главные стрелки (ветви). Они могут быть одного цвета, показывая, что это ветви первого уровня.
От главных ветвей отходят второстепенные, раскрывающие их суть.
Используем 1-2 коротких слова вместо длинных предложений.
Только ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ на карте!
Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов
При создании используйте более 3 разных цветов.
Мы с вами рассмотрели основные принципы создания ментальных карт.
Синтезируют полученные сведения для составления ответа.
Познавательные БУД:
Воспринимать информацию на доступном уровне с помощью её визуализации, опираясь на личный опыт, анализировать, понимать текст.
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Флот плывёт к родной земле Флаг на каждом корабле. Мы теперь Петра полки! Раз! Два! Три! Мы ладонь к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже И направо, и еще Через левое плечо. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки!
Выполняют движения
Регулятивные БУД:
умение следовать инструкции, контролировать свои действия.
формирование ЗОЖ
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вы будете создавать ментальную карту, где центральной темой будет:
1 группа: Личность Петра I;
2 группа: Реформы Петра I (военная реформа);
3 группа: Нововведения Петра I в быту.
Пользоваться можно учебником, дополнительным предложенным вам материалом (Приложение 2), используйте цветные карандаши (ручки), картинки для вырезания, ножницы и пр.
Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой.
Обучающиеся осуществляют поиск и выделение информации;
Формируют умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.);
Коммуникативные БУД:
умение работать в команде
Регулятивные БУД:
принятие и сохранение учебной задачи; учёт выделенных учителем ориентиров действия.
Личностные БУД:
самостоятельно выполнять задания.
Первичное закрепление
Сообщения обучающихся (Выступления групп.)
Молодцы!
А если мы соединим все ментальные карты в одну, то перед нами предстанет «эпоха Петра I», вся её значимость и величие.
Эпоха Петра I была переломным моментом в истории России. Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.
Представители каждой группы представляют свою ментальную карту.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Регулятивные УУД:
активно участвовать в деятельности.
Коммуникативные БУД:
умение полно и точно выражать свои мысли
Обобщение. Рефлексия.
А сейчас посмотрите на доску, что мы видим?
Правильно, это мишень, но это не просто мишень. Сейчас каждый из Вас оценит свою работу по четырем направлениям. Чем ближе к центру, тем результат выше, значит было интересно, понятно, Вы активно участвовали на уроке. (Приложение 3)
Заполняют мишень, делают выводы по занятию, высказывают свои пожелания.
.
Коммуникативные БУД:аргументация своего мнения
Личностные БУД:
положительное отношение к уроку.
Список используемой литературы
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Вариант1) ФГОС ОВЗ Министерство образования и науки Рос. Федерации. Москва. «Просвещение». 2017 г.
4. Э.В.Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1, ФГОС ОВЗ 5-9 класс «Просвещение». 2018 г.
5. «Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьёва, Л.В. Чурикова,-М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013г.
6. Интернет – ресурсы (источники):
Методическая разработка урока тема «эпоха правления Петра I» https://kopilka.edu-eao.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-tema-epoha-pravleniya-petra-i/
Пётр I. Материалы к урокам. https://vschool31.ru/wp-content/uploads/2015/10/уроки-Петр-1.pdf
Эпоха петра I yandex.ru
Приложение 1.
Приложение 2
Интересные факты, о Петре I. 1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам. 2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
2) Вся жизнь Петра проходила в постоянных трудах. Каков был распорядок дня Петра I? Распорядок дня Петра
Утро: 5 часов – наскоро пил чашку кофе. Шел на верфь, чтобы проверить, как идет строительство кораблей. Занимался государственными делами – принимал послов, военачальников, купцов, ученых. Обед: 12 часов – обед. 13 – 15 часов – отдыхал. Принимался за государственную работу. Вечер: физический труд.
Правитель России стал называться императором, а Россия – империей. Теперь, когда обращались к императору, то называли его «Ваше Императорское Величество» или «Государь Император». Коронация Петра I проходила в Москве в Успенском соборе. Для коронации использовали не шапку Мономаха, а новую корону.
Реформы Петра 1
Административная – изменение в государственном аппарате, появилась личная канцелярия царя, высший орган власти теперь – Сенат. Для надзора за делами Петр учредил институт фискалов, учреждены коллегии.
Губернская – территория получила административное деление на губернии, которые уже разделялись на провинции и уезды.
Налоговая реформа – проведена для пополнения средств государственного аппарата и армии, подушный налог с мужчин.
Перепись населения.
Церковного управления – создание Синода, церковь подчинялась государству.
Изменение системы престолонаследия (возможность назначать себе преемника).
Преобразования в торговле и промышленности – государство являлось инициатором развития промышленности и развивало ее со своих средств. Половина предприятий снабжала флот и армию. Разрешалось отыскивать руды и предприятия открывать. Ремесленники по указу объединялись в цеха. Протекционистская политика в отношении промышленности.
Культура – появились школы для детей дворян и чиновников. Развивались типографии и издательское дело. Выходит газета «Ведомости». Церковнославянский шрифт изменен светским. Учреждение музея. Введен новый календарь. Изменился и быт людей, было запрещено носить бороду и длиннополую одежду. Появились ассамблеи – встречи высшего общества. Появились правила этикета, которых должны придерживаться молодые люди. Произведено много культурных построек.
Социальная – дворяне обязаны служить государству и царю. Издан указ о единонаследии. Карьера зависима от выслуг и заслуг перед государством и Петром. Принят «Табель о рангах» о службе, где вводилась чиновничья иерархия. Крестьян разделили на крепостных и государственных.