формирование представлений у учащихся о периоде русской истории конца ХVII века;
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Умения анализировать, обобщать и систематизировать знания по данной теме; способствовать воспитанию волевых качеств, самоорганизации, личностного отношения к истории своей страны, уважительного отношения к наследию прошлого.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации урока: групповая работа в сочетании с самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся.
Основные понятия: местничество, славяно-латинское училище, "стрелецкие деньги, стрелецкий хлеб", Расправная палата, Славяно-греко-латинская академия, Чигиринские походы, Крымские походы (1687, 1689 г.г.), Вечный мир с Польшей.
Просмотр содержимого документа
«"Россия накануне преобразований"»
Урок истории России с использованием ИКТ в 10-м классе по теме
"Россия накануне преобразований"
Цели урока:
формирование представлений у учащихся о периоде русской истории конца ХVII века;
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Умения анализировать, обобщать и систематизировать знания по данной теме; способствовать воспитанию волевых качеств, самоорганизации, личностного отношения к истории своей страны, уважительного отношения к наследию прошлого.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации урока: групповая работа в сочетании с самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся.
Основные понятия: местничество, славяно-латинское училище, "стрелецкие деньги, стрелецкий хлеб", Расправная палата, Славяно-греко-латинская академия, Чигиринские походы, Крымские походы (1687, 1689 г.г.), Вечный мир с Польшей.
Исторический документ – фрагменты из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».
Опорные конспекты учащихся (Приложение 1) .
Этапы урока.
I. Организационный момент.
Подготовить учащихся к работе на уроке, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.
II. Актуализация ранее изученного материала.
На предыдущих занятиях вы знакомились с событиями ХVII века, который вошел в историю не только как «бунташный век», но и как переходная эпоха от традиционного общества к модернизированному; от Московского царства к Российской империи , создателем которой являлся царь-реформатор – Петр I .
Но фундамент его преобразований был заложен именно в ХVII веке, отцом реформатора – Алексеем Михайловичем , царствование которого было вами рассмотрено на предыдущих уроках.
III. Определение объекта и предмета изучения.
Соблюдая принцип последовательности при изучении истории, сегодня нам необходимо приступить к рассмотрению периода правления Петра I.
- Правильно? (учитель сознательно провоцирует детей на неправильный ответ).
Обратите внимание на даты окончания одного царствования и начала другого.
Между ними наблюдается разрыв длиной в 13 лет, т.е., на ленте времени образовалось своеобразное «белое пятно» .
Имеем ли мы право вычеркнуть эти 13 лет из истории и сразу приступить к изучению эпохи Петра I ? (нет, т.к. будет нарушен принцип последовательности и систематичности изучения).
Таким образом, мы сейчас с вами определили объект нашего изучения или другими словами тему урока: «Россия накануне правления Петра Первого»).
Запишите тему в своих опорных конспектах.
А что будет являться предметом изучения, т.е. что конкретно мы будем рассматривать на уроке? (знакомиться с правителями того времени, которые и определяли варианты дальнейшего развития страны).
IV. Определение целей урока.
Что нам скажут просто имена правителей – Федор и Софья?
Если говорить о Федоре ,, то наверняка многие удивятся, узнав, что был такой правитель. Но посмотрите, какую противоречивую оценку дают историки этому правителю. Кто прав?
Если говорить о Софье , то о ней мы знаем немного больше, благодаря знаменитому портрету Репина, при взгляде на который ужас охватывает, и роману А.Толстого «Петр I», в котором Софья предстает перед нами такой же, как и в работах историка Платонова «….жестокой коварной интриганкой, рвущейся к власти, цеплявшейся за все старое…».
Но посмотрите на другой портрет Софьи , и на другую оценку. Абсолютно другая женщина и правительница.
Кто прав?
Где истина?
Почему оценки историков столь противоречивы?
Кем же на самом деле были эти правители? Какой след они оставили в русской истории? .
Вы можете сейчас дать ответы, на поставленные мной вопросы? Почему? (уровень знаний об этом периоде и о деятельности этих правителях недостаточен).
Как тогда можно определить цель сегодняшнего урока?
Обратитесь к своим опорным конспектам. Из предложенного списка целей урока выберите ту, которая, на ваш взгляд, будет наилучшим образом содействовать раскрытию темы или предложите свою.
Цель (варианты):
выяснить, что собой представлял период правления царя Федора и царевны Софьи;
на основе исследования периода русской истории II пол. ХVIIв. определить роль личности царя Федора и царевны Софьи в русской истории;
рассмотреть период правления царя Федора и царевны Софьи и определить их роль в русской истории.
Следовательно, сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской деятельностью. Какие навыки и умения вы будете использовать при осуществлении исследования?
Умение выделять главное, отделять существенное от второстепенного, находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, конспектировать.
V. Изучение нового материала.
Инструктаж.
Для того, чтобы провести полноценное исследование одного источника информации будет недостаточно, поэтому вы будете работать по двум источникам:
альтернативный - главы из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».
Так как у нас два неизвестных правителя, поэтому на уроке будут работать две группы. Одна группа ) будет заниматься исследованием правления царя Федора, другая группа исследовать правление царицы Софьи.
Работу вы будете осуществлять самостоятельно и индивидуально.
Каждый будет работать с источником по определенному параметру и результаты вносить в свой опорный конспект.
На всю самостоятельную работу вам отводится 15 минут, после чего начнется обсуждение результатов вашей работы.
В конце урока при оценивании вашей деятельности будут учитываться следующие факторы:
насколько полно и точно вы проанализировали свой параметр;
качество вашего устного ответа;
дополнения как устные, так и письменные в опорных конспектах;
участие в обсуждении.
Вопросы есть по работе? Приступаем к исследованию.
Самостоятельная работа учащихся – исследование исторической литературы.
VI. Первичное закрепление изученного материала.
Учащиеся озвучивают результаты своего самостоятельного исследования; выбирают мнение историка, который, на их взгляд, точнее и правильнее отразил сущность правления «неизвестных царей» и определил их роль в русской истории; делают самостоятельные выводы, определяя роль правителей Федора и Софьи в русской истории; ответы учащихся сопровождает презентация учителя.
(При необходимости учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Возможны дополнения учащихся из других групп).
VII. Подведение итогов урока.
Возможные выводы учащихся
на основе проведенного исследования периода русской истории II пол. ХVIIв., нами был ликвидирован пробел в знаниях.
мы определили, что в этот период времени был продолжен курс на модернизацию страны, методы осуществления которой можно охарактеризовать как либеральные и ненасильственные;
правители, проводившие дальнейшую модернизацию, были очень образованными и просвещенными для того периода времени, самостоятельны в своем правлении, т.е. были фактическими правителями, а не номинальными;
к сожалению, можно констатировать тот факт, что большинство россиян имеют искаженное представление об этих исторических личностях.
VIII. Организация домашнего задания. Рефлексия.
Парадоксален тот факт, что таких просвещенных правителей, как Федора и Софью, принято выставлять в истории как ретроградов или вообще не упоминать о них.
Как вы думаете, почему так произошло?
В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять на эту тему и написать эссе: «Причины забвения Федора и Софьи» или «Причины несправедливого отношения к Федору и Софье».
Для полного подведения итогов урока необходимо оценить вашу деятельность.
Еще раз назовите, каким видом деятельности вы занимались на уроке, какие навыки и умения использовали, что у вас вызвало затруднение, а с чем вы справились легко.
В соответствии с представленными критериями оцените свою работу самостоятельно.