kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Россия в царствование Ивана Грозного

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель учебного занятия: на основе анализа различных исторических источников выявить влияние  личности Ивана Грозного на ход российской истории; определить собственное отношение к исходной  дискуссионной проблеме.

Задачи учебного занятия:

-создать  условия для анализа   студентами исторической  информации об  эпохе Ивана Грозного,  его  реформах и внешней политики России на основе работы с различными историческими источниками (документы, атласы);

-  формировать и развивать  умения ведения дискуссии  (осмысливать проблемы, общаться, рассуждать, и находить  компромиссные решения);

-воспитывать толерантное отношение к событиям русой истории;

Форма учебного занятия: регламентированная дискуссия

  На  учебном занятии студенты должны выяснить, какое влияние оказала  личность Ивана Грозного на ход российской истории  и после обмена информацией, в споре-диалоге определить собственное отношение к данной дискуссионной проблеме.    

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Россия в царствование Ивана Грозного »

Тема: «Россия в царствование Ивана Грозного»

Цель учебного занятия: на основе анализа различных исторических источников выявить влияние личности Ивана Грозного на ход российской истории; определить собственное отношение к исходной дискуссионной проблеме.

Задачи учебного занятия:

-создать условия для анализа студентами исторической информации об эпохе Ивана Грозного, его реформах и внешней политики России на основе работы с различными историческими источниками (документы, атласы);

- формировать и развивать умения ведения дискуссии (осмысливать проблемы, общаться, рассуждать, и находить компромиссные решения);

-воспитывать толерантное отношение к событиям русой истории;

Форма учебного занятия: регламентированная дискуссия

Основные понятия: избранная рада, реформа, опричнина, террор.

Важнейшие даты: 1533 –1584 гг. – правление Ивана IV Грозного; 1565 – 1572гг. – опричнина.

Оборудование учебного занятия: карта «Российское государство в XVI веке», учебная и научная литература, фрагменты исторических документов, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Методическая проблема: повышение познавательной активности студентов на основе использования технологии проблемного обучения.

Литература:

  1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века - М., 1997

  2. Газета "История" № 45, 2002

  3. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1997

  4. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Соч. - М., 1987

  5. Платонов П.С. Курс русской истории. Соч. - М., 1990

  6. Скрынников Р.Г. Русь в IX-XVII веках. – М.,1999

  7. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. - М., 1989

Предварительная работа: проведение занятия по теме «Политическая раздробленность» с использованием дискуссии; предварительное знакомство студентов с темой: «Россия в царствование Ивана Грозного» (учебник Артемова В.В. История Отечества-М.,2003).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности студентов к уроку.

  1. Изучение нового материала

Когда родился Иоанн, “внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли покалебаться; и мнози по окрестным градам начаша дивитися таковому страшному грому”. Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. (Новгородская летопись, 1539 г.)

( СЛАЙД 1) Сегодня проводим учебное занятие на тему «Россия в царствование Ивана Грозного».

На занятии мы должны выяснить, какое влияние оказала личность Ивана Грозного на ход российской истории и после обмена информацией, в споре-диалоге определить собственное отношение к данной дискуссионной проблеме.

Форма учебного занятия: регламентированная дискуссия (педагог определяет структуру тех знаний, которые должна «добыть» каждая группа в ходе работы). Что такое дискуссия?

Какие основные правила необходимо соблюдать при ведении дискуссии (на столах каждой группы)?

(СЛАЙД 2) План учебного занятия:

1.Личность Ивана Грозного. Начало правления.

2.Опричнина.

3. Внешняя политика.

(СЛАЙД 3) Проблемное задание: Кто же он Иван IV? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Оказывается, были они ещё и при его жизни. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно прозвище Ивана IV – “царь-псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись и трепетали при одном его имени. Третьи, по-прежнему, называли “царём-батюшкой” – они же не могли не знать о чинимых им расправах и верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг – опричников. Нашлись и такие, которые называли его гениальным государем, лучшим в Европе дипломатом и правителем".

По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь Иван Грозный, «мирогубитель и рабоубитель, опричниной, как секирой рассёк пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению смуты».

Споры об Иване IV шли и в XX веке. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.

Где же истина? Кто прав в своей оценке? Кто же он, царь Иоанн Васильевич? Какую роль сыграл в российской истории?

Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в ходе дискуссии.

Каждая группа получает задание подтвердить или опровергнуть названные качества личности первого русского царя.

Задание для работы в группах: Знакомясь с фрагментами исторических трудов Николая Михайловича Карамзина, Сергея Михайловича Соловьёва, Василия Осиповича Ключевского, Николая Андреевича Сахарова и Сергея Федоровича Платонова вы должны выделить основные подходы историков в оценке личности Грозного и выразить собственное отношение, аргументируя её фактами из исторических трудов и учебной литературы.

В течение 20 минут вам необходимо изучить материал, выполнить задание и подготовить аргументацию собственной оценки, по заявленной теме, используя для подтверждения своей точки зрения исторические сведения, полученные в ходе работы.

Работа в группах

1группа. Доказать, что Иван IV- патриот земли русской.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

  1. период в истории России (с 1565по 1572год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

  2. часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группе.

  1. Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.200-204, работой Руслана Георгиевича Скрынникова «Русь в IX-XVII веках» стр. 206-208

План изучения материала:

1.Детство Ивана Грозного.

2. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного.

3. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

4.Опричнина. Причины ее введения. Последствия опричнины.

2) Проанализируйте фрагменты исторических произведений (карточка №5 Сергей Федорович Платонов. Лекции по русской истории. - М.,1994) и определите, какую оценку дают историки личности Ивана Грозного. о

  1. Подготовьте аргументацию собственной оценки по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

  2. заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу.

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


2 группа. Доказать, что Иван IV был царем- тираном.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

1)период в истории России (с 1565по 1572год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

2)часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группе.

1) Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.200-204, & 26 стр.214-218 План изучения материала:

1.Детство Ивана Грозного.

2. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного.

3. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

4.Опричнина. Причины ее введения. Последствия опричнины.

  1. Проанализируйте фрагменты исторических произведений (Карамзин Николай Михайлович “История государства Российского”, Соловьёв Сергей Михайлович “История России с древних времён”,  Ключевский Василий Осипович “Курс русской истории”) и определите, какую оценку дают историки личности Ивана Грозного.

  2. Подготовьте аргументацию собственной оценки, по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4) заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу.

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


(СЛАЙД 5) 3группа. Докажите, что внешнеполитическая деятельность Ивана IV была успешной.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

  1. период в истории России (с 1565по 1572год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

  2. часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группе.

  1. Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.205-210, & 26 стр.211-214 и материалом исторической карты «Россия в XVI веке».

  2. Проанализируйте содержание материала и отметьте положительные моменты в главных направлениях внешнеполитической деятельности Ивана Грозного. Объясните, как были решены основные задачи в данной области.

1. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

2.Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

3. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

5. Ливонская война (1558–1583 гг.).

3) Подготовьте аргументацию собственной оценки по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4) заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу.

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


4 группа. Приведите факты доказывающие, что внешнеполитическая деятельность Ивана IV была неудачной.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

  1. период в истории России (с 1565по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

  2. часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группах.

  1. Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.200-204, &26 стр.214-218214 и материалом исторической карты «Россия в XVI веке».

  2. Проанализируйте содержание исторического материала и отметьте отрицательные моменты в главных направлениях внешнеполитической деятельности Ивана Грозного. Объясните, как были решены основные задачи в данной области.

1. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

2.Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

3. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

5. Ливонская война (1558–1583 гг.). Охарактеризуйте причины, характер и последствия Ливонской войны

3) Подготовьте аргументацию собственной оценки по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4) заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


3. Ход дискуссии. (СЛАЙД 6)

1.Высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос), заполняют таблицу «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного»

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


2. Комментарий преподавателя.
3. Обсуждение вопроса: “Можно ли для достижения прогрессивных целей использовать любые средства?”

4. Заключение, подведение итогов дискуссии.

Выработка общих или индивидуальных позиций участников дискуссии.

(Слайд 6) Кто же он Иван IV Грозный? Славы или позора он достоин?

(Студенты подводятся к мысли, что личность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его цветовая палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Мудрые государственные распоряжения, крупные внутренние реформы, настойчивое стремление к укреплению международных позиций страны, блестящие военные успехи…, правитель, крепко державший железную руку на кормиле государства, просвещенный монарх, талантливый публицист и оратор – и одновременно одинокий, не по годам дряхлый, болезненно подозрительный и глубоко несчастливый человек. Сказались долгие годы борьбы, подозрительности и страха, расправ и покаяний, пьяных оргий и злобных выходок.

Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику.(СЛАЙД 7)

Что же принесло царствование Ивана IV России?

Обобщение регламентированной дискуссии: Подводя итоги регламентированной дискуссии, отметим, что противоречивая личность Ивана Грозного оказала большое влияние на ход истории.

(СЛАЙД 8, 9 ) С одной стороны, Россия стала сильным централизованным государством. Многие и сейчас считают, что иного не дано. С другой стороны, «обезлюдивание» страны, происходило истребление лучших умов Отечества, что не способствовало в дальнейшем ни экономическому, ни культурному развитию страны.

(СЛАЙД 10,11) С одной стороны, выросла территория, решены внешнеполитические проблемы на востоке. С другой стороны, не решены проблемы на западном направлении. Страна приобрела там противников в лице Швеции, Литвы, Польши, которые вскоре заявили о себе.

Следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства), и отрицательные (ухудшение положение народа и террор).

(СЛАЙД 12) Можно сказать, что при всех его успехах он оставил тяжёлое наследство: хозяйственное разорение, демографическую катастрофу, нравственно–духовный упадок общества, пресечение династии Рюриковичей.

Всё это привело к печально знаменитому в истории нашего отечества Смутному времени.

Холопство, введенное Иваном Грозным, опричнина, деспотизм, терроризм против своего народа так глубоко пустили свои корни в нашей истории, что избавиться от них непросто. И непросто потому, что, как мы видим, оценка всего этого не только отрицательная, но и положительная.

Об этом же говорит и тот факт, что в проекте "Имя Россия. Исторический выбор 2008" Иван Грозный получил большое количество голосов.

4.Рефлексия.

1. Чему научились?

Довольны ли вы собой?

Закончите фразу: «На учебном занятии я….»

«Я весь урок….»

Какого цвета был урок?

2. Заполнение оценочного листа в тетрадях.

3. Домашняя работа: 1. Доработать таблицу « Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного» 2. Подготовить устный ответ по теме «Россия в царствование Ивана Грозного»


ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ.


Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.


    1. Можно критиковать идеи и суждения.

    2. Цель дискуссии - нахождение истины и консенсуса.

    3. Все студенты участвуют в дискуссии.

    4. Главным способом убедить оппонента является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.

    5. Все участники имеют право и возможность высказываться.









Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №1. Карамзин Николай Михайлович “История государства Российского”. кн. 2, т. 8. М., 1989, с. 49–66; кн. 3, т. 9. М., 1989, с. 49–50, 91–98.

“Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда ещё ум, исправитель страстей, нем в юной душе и силе, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности…”

“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить…

Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!

Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но всё ещё угрызаемого совестию в злодеяниях…

Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог ещё губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.

Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами , супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника.”

“В 1569 – 1570 гг. Иван Грозный совершил карательную экспедицию в Новгород. По дороге проводились дикие насилия и грабежи в городах Клине, Торжке, Вышнем Волочке. В одной Твери, по свидетельству современников, погибло несколько тысяч человек.

В Новгороде погибших было ещё больше. Сотни людей погибли в Волхове. Опричники также совершали карательные набеги по новгородским окрестностям, захватывая помещичье, монастырское и крестьянское имущество, уничтожая скот. На 200 – 300 километров вокруг Новгорода гибли люди, стлался дым пожарищ. В результате похода Ивана IV богатый людный Новгород был разорён, окружающие города, деревни надолго запустели.”

Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №2. Ключевский Василий Осипович “Курс русской истории”. Соч. М., 1957, т. 2.

“Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему, неествественно, болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос…

Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти…

Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана.

Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…

Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои пленил и много иного содеял над робами своими…”

Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам, наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени; вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом”.

Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №3. Соловьёв Сергей Михайлович “История России с древних времён.” Кн. 3, т. 6. М., 1989.

“Выговаривая себе неограниченное право казнить своих лиходеев, учреждая опричнину, Иоанн жаловался на духовенство, что оно покрывало виновных, и требовал у него отречения от обычая печаловаться.

Выслали соловецкого игумена Филлипа, сына боярина Колычова; Филипп объявил , что он согласится быть митрополитом только под условием уничтожения опричнины; Иоанн рассердился; наконец Филипп уступил убеждениям, что его обязанность нейти прямо против царской воли, но утолять гнев государя при каждом удобном случае.

Но, отказавшись от вмешательства в опричнину, Филипп не отказался от права печаловаться. Начались казни вследствие дела Козлова; опричнина буйствовала; вельможи, народ умоляли митрополита вступиться в дело; он знал, что привык видеть в митрополите печальника, и не хотел молчать. Тщетно Иоанн избегал свиданий с митрополитом, боялся печалований; встречи были необходимы в церквах, и здесь-то происходили страшные сцены заклинаний. “Только молчи, одно тебе говорю: молчи, отец святый! – говорил Иоанн, сдерживая дух гнева, который владел им. – Молчи и благослови нас!”

“Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего .” Защитник Русской земли – “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.”

Примечания.

Игумен (греч. ведущий)- настоятель православного монастыря.

игумен Филлип (Колычов) –духовник ( или духовный отец- в православной церкви священник как совершитель таинства покаяния) Ивана IV, с 1566 по 1568 год, митрополит Московский и всея Руси, известный обличием злодейств Ивана Грозного.

Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №4. Кобрин В.Б. “Иван Грозный”- М., 1989.

“То “барство дикое”, о котором писал Пушкин, родилось в России не только благодаря опричнине – но и опричнина способствовала его появлению.

Тот путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными. И потому было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории.

Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты был неприемлем для деятелей Избранной рады. Суровый и неприклонный Адашев не был добреньким. Но всё же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства, а жестокое, и по сегодняшним меркам, быть может жесткое наказание виновных. Но только виновных! Вот что характеризовало правление Избранной рады.”


Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №5 Сергей Федорович Платонов. Лекции по русской истории. - М.,1994

«После оценки, данной Грозному Соловьевым, Бестужевым-Рюминым и др., ясно, что мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Однако и тогда, когда с «избранной радой» Грозный вел свои первые реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершал свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизировал «дикое поле», - он выступал перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только умеет выбирать вожаков, - все равно: это правительство всегда обладает необходимыми политическими качествами, хотя и не всегда имеет успех и удачу. Недаром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному, называл его преемника московским словом «durak», отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя».

Примеры жестокости и неблагодарности:

1) Окольничий Алексей Адашев, реформатор 40-50-х годов XVI в., положил начало местному самоуправлению, суду присяжных, законодательному регулированию власти монарха, умер в опале, его род был вырезан под корень. Жестокая участь постигла и его единомышленников по Избранной раде.

2) В кн. "Московское государство" есть рассказ Андрея Курбского о взятии Казани, где русские одержали блестящую победу. "На третий день царь наш вместо благодарности отрыгнул нечто неблагодарное: "Не мог я вас мучить, пока Казань была не побеждена, поскольку нужны вы мне всячески; а теперь ничто уже не мешает мне злобу и жестокость свою вам показать:".

3) В кн. Пашкова "Хроника правлений и событий" сказано о том, что царь был грубым, любил праздность и шумные забавы, выходящие за рамки дозволенного. Он мог жестоко расправляться с людьми, разгневанно кричать, топать ногами, лить на головы кипящее вино, палить бороды, раздевать донага и ложить на землю в ожидании смерти. А потом вдруг милостиво простить.

4) Деспотические наклонности Ивана Грозного начали проявляться уже в 12 лет. Об этом пишет Андрей Курбский в "Истории о великом князе Московском".

Сначала Иван IV проливал кровь бессловесных животных, сбрасывая их с высоких крылец и теремов. В 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен. А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. А льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр будет этот царь и мужествен!"

5) Участник многих войн старец князь Иван Турунтай-Пронский постригся в монахи, но его, невзирая на сан, утопили по приговору светской власти. Воевода Никита Казаринов-Голохвостов, ожидая беды, уехал из Москвы и принял постриг в монастыре на берегу Оки. Но царь разыскал его и велел взорвать на бочке с порохом:

Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.

В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.

От гнева Ивана Грозного укрыться было трудно

Положительные оценки правления Ивана Грозного

1) В книге Пашкова "Хроника правлений и событий" (стр.193) дается положительная оценка государя. Рассказывается, что в течение трех лет, благодаря Сильвестру и Адашеву, мудрая умеренность, человеколюбие, дух кротости и мира стали правилом для царя и его приближенных. Царь приказал собрать в Москву со всех концов России представителей разных народностей. Он выступил перед народом с пламенной речью, в которой каялся перед народом о принесенном ранее зле и обещал исправиться, стоять за справедливость. "Отныне я судья ваш и защитник",- так закончил свою речь Иоанн. Алексею Адашеву было поручено принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Народ вместе с царем плакал от умиления.


2) В книге Пашкова "Хроника правлений и событий". "Царь "устроил" державу и предложил духовенству устроить церковь. Были заведены духовные училища в Москве и других городах страны.

Иоанн принял меры к просвещению России. В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы".


3) В книге Пашкова "Хроника правлений и событий": "Царь был упорен в достижении цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость и активную деятельность, сам возглавлял войско в походе. Казань была взята. Когда он возвратился в Москву, его сплошной стеной встречал народ. Царь обратился к народу с речью. Теплой и искренней была встреча. Вся Россия пребывала в радости. Царь дал торжественный обед в Большой Грановитой Палате, был весел и щедр.

Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.

Иван IV установил торгово-дипломатические отношения с Англией во время правления королевы Елизаветы, затем Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались и другие страны, например, Голландия".

4) Иван Грозный тяжело переживал смерть первой жены Анастасии, убийство любимого сына Ивана, совершенное в гневе. Испытывая раскаяние, он велел составить список жертв своего ужасного правления (синодики), который перед его смертью в 1584 г. вырос до 3000 с лишним имен. Копии этого списка, вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшим монастырям России с распоряжением молиться за упокой их душ.

3. Личность Ивана Грозного в оценке историков

  • С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя: его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".

  • Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".

  • С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного: мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".

Иван Грозный считал себя преемником Римских и Византийских императоров. Российский философ Г.П. Федотов писал по этому поводу: "Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными": "Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовать себя связанным законом": "С другой стороны, восточный деспот, не связанный с законом, связан с традицией, особенно религиозной. Иван IV и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя".

Карточка учета действий участника дискуссии

Очки

Действия участников

Оценка

самооценка

Оценка группы

Оценка педагога


+1

Работа с первоисточниками

 

 

 


+2

Аргументированное выступление

 

 

 


+3

Выводы и обобщения в ходе дискуссии

 

 

 


+1

Работа в тетради, заполнение таблицы





-2

Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи

 

 

 


-2

Выпад против другого лица

 

 

 


 

Всего очков:

 

 

 



1группа. Докажите, что Иван IV- патриот земли русской

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

1)период в истории России (с 1565по 1572год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

2)часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группе.

1)Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.200-204, работой Руслана Георгиевича Скрынникова «Русь в IX-XVII веках» стр. 206-208

План изучения материала:

1.Детство Ивана Грозного.

2. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного.

3. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

4.Опричнина. Причины ее введения. Последствия опричнины.

2) Проанализируйте фрагменты исторических произведений (Сергей Федорович Платонов. Лекции по русской истории. - М.,1994) и определите, какую оценку дают историки личности Ивана Грозного. о

3)Подготовьте аргументацию собственной оценки по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4)Заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу.

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«



2 группа. Докажите, что Иван IV был царем-тираном.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

1)период в истории России (с 1565по 1572год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

2)часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группе.

1) Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.200-204, & 26 стр.214-218 План изучения материала:

1.Детство Ивана Грозного.

2. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного.

3. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

4.Опричнина. Причины ее введения. Последствия опричнины.

2)Проанализируйте фрагменты исторических произведений (Карамзин Николай Михайлович “История государства Российского”, Соловьёв Сергей Михайлович “История России с древних времён”,  Ключевский Василий Осипович “Курс русской истории”) и определите, какую оценку дают историки личности Ивана Грозного.

3)Подготовьте аргументацию собственной оценки, по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4) Заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу.

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


3группа. Докажите, что внешнеполитическая деятельность Ивана IV была успешной.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

  1. период в истории России (с 1565по 1572год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

  2. часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группе.

  1. 1) Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.205-210, & 26 стр.211-214 и материалом исторической карты «Россия в XVI веке».

2) Проанализируйте содержание исторического материала и отметьте положительные моменты в главных направлениях внешнеполитической деятельности Ивана Грозного. Объясните, как были решены основные задачи в данной области.

1. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

2.Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

3. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

5. Ливонская война (1558–1583 гг.).

3) Подготовьте аргументацию собственной оценки по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4) заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу.

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«


4 группа

Приведите факты, доказывающие, что внешнеполитическая деятельность Ивана IV была неудачной.

Основные понятия:

Избранная рада- термин, введенный князем Андреем Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560годах

Опричнина (от древнерусского «опричь»- особый, кроме) –

1)период в истории России (с 1565по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер;

2)часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Патриот- патриотичный человек-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем

Сословно-представительная монархия- форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно.

Террор (от лат. ужас, страх) – устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Тиран- 1) правитель, власть которого основана на произволе и насилии;

2)жестокий, властный человек, мучитель.


Вопросы и задания, материалы для изучения в группах.

1) Познакомьтесь с содержанием & 25 стр.200-204, &26 стр.214-218 и материалом исторической карты «Россия в XVI веке».

2) Проанализируйте содержание исторического материала и отметьте отрицательные моменты в главных направлениях внешнеполитической деятельности Ивана Грозного. Объясните, как были решены основные задачи в данной области.

1. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

2.Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

3. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

5. Ливонская война (1558–1583 гг.). Охарактеризуйте причины, характер и последствия Ливонской войны

3) Подготовьте аргументацию собственной оценки по заявленной теме, используя для доказательства исторические сведения, полученные в ходе работы.

4) заполните графы таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», соответствующие вашему вопросу

Дата


Внутренняя политика

Внешняя политика

«+»

«-«

«+»

«-«





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Россия в царствование Ивана Грозного

Автор: Морозова Елена Викторовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация на тему "Россия в царствовании Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia_na_tiemu_rossiia_v_tsarstvovanii_ivana_groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "378489"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484223556"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Внутренняя политика Ивана Грозного "
    ["seo_title"] => string(38) "vnutrienniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "135938"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417008200"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Россия в царствование Ивана Грозного"
    ["seo_title"] => string(38) "rossiia_v_tsarstvovanie_ivana_groznogo"
    ["file_id"] => string(6) "601931"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646911478"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тест по истории России XVI-XVII вв. "
    ["seo_title"] => string(35) "tiest-po-istorii-rossii-xvi-xvii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "106964"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403125052"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства