ФИО учителя | Потимко Инна Валерьевна |
Предмет | История России |
Класс | 8 |
Номер урока | № 4 в разделе «Россия в период царствования Александра I» |
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа |
Тема | «Начало Отечественной войны 1812 г» |
Цель | Сформировать представление о войне с Наполеоном, как одной из самых славных вех отечественной истории, подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание на связь времён и значение традиций прошлого. |
Задачи | Образовательные: Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году. Охарактеризовать события начального этапа войны. Раскрыть значение Бородинского сражения. | Развивающие: Развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, речевые умения. | Воспитательные: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года. | Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородино. Тарутинский маневр. Основные понятия: инфантерия, ополчение, флеши, редут. | Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. |
Образователь-ная технология | Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП) |
Источники информации | Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962. Козленко С.И., Козленко И.В., Молодцова И.В.и др. Промежуточная аттестация по истории: 5-8кл. Пособие для учителя. - М., 2008. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ века, 8 класс. - М., 2005. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. - М., 2004. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 1996. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХIХ.- М., 2005. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год.- М.,1992. Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002. Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000. Интернет-ресурсы: http://www.mes.ru/works st/1812/main.html. Авторский сайт о войне 1812 года, содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление. http://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtml. На сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактике обороны русских войск. http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html. Эта Интернет - страница посвящена Бородинскому сражению. http://ru.wikipedia.org/ http://www.studentu.ru http://zvezda.org.ru/ http://www.youtube.com/watch http://www.1812panorama.ru Компьютерные обучающие средства: Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004. |
Ресурсы (оснащение) | §3 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.); карта « Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов»; атласы «История России XIX века»; презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; план-памятка «Характеристика войны». |
ХОД УРОКА |
Этап урока | Форма орг-ции деят-сти уч-ся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности |
П | Р | К | Л |
1. | Орг. момент |
2. | Опрос домашнего задания |
Фронталь-ная | Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Экспресс-опрос по следующим вопросам: Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I? Что такое «восточный вопрос»? Какое значение имел он для России? Каковы итоги внешней политики Александра I на восточном направлении? Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.? Каково содержание Тильзитского мира? Был ли выгоден Тильзитский мир России? Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора? | 1801-1825гг Направления внешней политики Александра I. | Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства | Объяснение | | | Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Российской империи и европейских государств | |
Индиви-дуальная | «Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания» | Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов. | 1 вариант – названия мирных договоров и год их подписания 2 вариант – названия мирных договоров и страна-участница договора. (Время на выполнение работы - 4 минуты. | Давать определе-ния понятиям | Само-контроль |
С помощью документ-камеры высвечивает правильные ответы и разбалловку | Листы ответов сдают учителю. Самопроверка по листкам заданий |
3. | Переход к новой теме. |
Фронталь-ная | Мы с вами сегодня вспомнили о причинах обострения противоречий между Францией и Россией после заключения Тильзитского мира. Это противостояние привело в 1812 году к началу войны между ними. Тема нашего урока - «Начало Отечественной войны 1812 года». - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Что вы знаете об этом событии из курса всеобщей истории? | Наполеон Бонапарт, став императором в 1804 году, стремился к мировому господству, однако осуществлению его планов мешала независимая политика России. В июне 1812 года Великая армия Наполеона перешла русскую границу и направилась на Москву. В генеральном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Заняв Москву, он так и не дождался мира со стороны России и вынужден был покинуть город. Русские войска, партизаны и морозы преследовали французов на всем протяжении обратного пути в Европу. Сам Наполеон после переправы через реку Березина, бросив остатки своей армии, умчался в Париж | Объяснение Анализ | Умение строить высказыва-ние | | | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | |
Напомните, пожалуйста, по какому плану мы характеризуем войны | Мы определяем причины, цели участников войн. Исходя из целей и того, кто начал войну первым, определяем характер войны, помня о том, что войны бывают справедливые и несправедливые, оборонительные и наступательны | Причинно-следственные связи | Объяснять связи и отношения |
- Как вы думаете, решению каких целей мы посвятим сегодняшний урок? - Обращаю ваше внимание на план изучения нового материала. Итак, начнем. В процессе работы вы должны заполнить таблицу «Начало войны 1812 года» по предложенной форме прошу перенести эту таблицу в тетрадь. Обратите внимание на словарные слова, значения которых вы выяснили к сегодняшнему уроку. | Выяснить причины, цели и характер, дать характеристику событиям начального этапа войны1812 года. | Объяснение Работа с картой | Умение определять цель Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | Умение формули-ровать изучаемую тему |
4. | Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП) |
Индивиду-альная | - Первый пункт нашего плана требует от нас определения причин, целей и характера войны 1812 года. Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте). Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона - Итак, мы рассмотрели 1 пункт нашего плана. Если были внимательны, вами должны быть заполнены 2 пункта ваших таблиц (проверь себя). Переходим к характеристике 2 пункта нашего плана «Характеристика начального этапа: соотношение сил, планы военных действий, события от Немана до Бородино». ( | Вопросы для анализа документа: Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию? Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны. Вопросы для анализа документа: Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия? Какова была цель России в войне с Францией? Какова причина войны со стороны России? Исходя из причин и целей, определите характер войны. Почему война стала называться Отечественной? Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название? Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него? | Объяснение Понятие: пуны Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий | Работа с понятиями | | | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале |
Фронталь-ная Групповая Фронтальная | . Беседа с классом. - Какая сила является главной в войне? Что должны мы выяснить в отношении армий и почему?
Работа по группам: используя материал учебника (пункт 1 §3, схемы на с.34 и 40), сравните численность (1 ряд), комплектование (2 ряд), состав и вооружение (3 ряд) русской и французской армий. Подведение итогов учителем. Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не было обучено военному делу. Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.) (Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному. - В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.
| Армия. Количество и качество армий для определения соотношения сил Заслушиваются итоги работы групп. 1 группа - численное превосходство у французов, по артиллерии у русских. 2 группа - в русской армии на основе рекрутской повинности (с определенного количества дворов служил в армии один человек, большинство мужчин не было обучено военному делу), во французской армии - на основе всеобщей воинской повинности, но французы составляли только половину, остальные солдаты набраны на основе принудительного принципа из покоренных народов Европы, т.е. были ненадежны. 3 группа - по вооружению и составу войск, армии были примерно одинаковы. | | | | | |
ХОРЕОМИНУТКА: на счет 3 маршируем и желаем друг другу успешной работы |
5. | Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП) |
Фронталь-ная | Просмотр анимации о нашествии французской армии - диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» в течение 4 минут. (Задание: внимательно проследите по карте в атласах на с.1 за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны в ходе анимации. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения. - Как были расположены русские войска в начале войны? Барклай-де-Толли. Багратион Петр Иванович. Tормасов Александр Петрович. ( Беседа с классом. - Что вам известно о планах военных действий французов?
Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? Используя карту атласа, назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (- Где и когда произошло соединение русских армий? Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов? - Почему после
Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? -
При каких обстоятельствах и когда главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов? | Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.
Сообщения учеников о командующих армиями (опережающее задание).
Наполеон, используя свое численное превосходство, планировал разбить в приграничных сражениях русские армии поодиночке и заставить Александра I просить о мире, закончить войну в короткие сроки. По предложению Барклая-де-Толли было решено не вступать с французами в крупные сражения в условиях превосходства их в силах, отступать в целях соединения армий, не оставляя врагу провиант и фураж Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк)
Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву. Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов Для прекращения разногласий между П.И.Багратионом, обвинявшим Барклая-де-Толли в измене, и по требованию общества Александр I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.
Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание).
| Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции. Отмечать цели сторон.. Показывать по карте и комменти-ровать | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние | Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников |
Парная | Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы | Учащиеся ищут ответы на вопросы |
6. | Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП) |
Индивидуальная | Таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино. В нашей таблице должны быть заполнены еще 3 пункта: соотношение сил в начале войны, планы сторон, ход войны до Бородина. | Проверьте себя. | Объяснение | Рефлексия деятельнос-ти | Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | | | |
Парная | Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах. ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений | Одна пара у доски, остальные за партами делают задание. Затем проговаривают и показывают на карте Говорят, кто, в каком сражении одержал победу | Работа с хроноло-гией и картой | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь |
Фронталь-ная | Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских - 44 тыс., у французов - 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В Бородинском сражении между французами и русскими существовал уже примерный численный паритет, чем и можно объяснить, что ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки больше русской, чем французской». Итак, мы завершили работу по характеристике Бородинского сражения и должны до конца заполнить таблицу - ее 6,7,8 пункты. Прошу выполнить эту работу в течение 3 минут, используя материал учебника по группам: 1 ряд - пункт 6 С. 49. 2 ряд - пункт 7 С. 53. 3 ряд - пункт 8 С.53-54 | Проверка заполнения таблицы | Анализ | | |
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» | Предположительно Причины победы в Бородинской битве | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Смысло-образова-ние |
«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома» | Записывают | |
7. | Самооценка |
| Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | | Самоконт-роль, самооценка | | Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности | | |
8. | Оценка учителя |
9. | Домашнее задание |
| § 4 Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам. По желанию – сообщения о полководцах | | | | | | | |