kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Россия в период царствования Александра I»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о войне с Наполеоном, как одной из самых славных вех отечественной истории,  подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание на связь времён и значение традиций прошлого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Россия в период царствования Александра I» »

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Потимко Инна Валерьевна

Предмет

История России

Класс

8

Номер урока

№ 4 в разделе «Россия в период царствования Александра I»

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа


Тема

«Начало Отечественной войны 1812 г»

Цель

Сформировать представление о войне с Наполеоном, как одной из самых славных вех отечественной истории,  подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание на связь времён и значение традиций прошлого.

Задачи

Образовательные:

  1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году.

  2. Охарактеризовать события начального этапа войны.

  3. Раскрыть значение Бородинского сражения.

Развивающие:

  1. Развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

  2. развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

  3. Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, речевые умения.



Воспитательные:

  1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

  2. овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

  3. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года.


Социализации:

приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

  1. Начало  войны.  Планы  и  силы  сторон.

  2. Смоленское  сражение.

  3. Назначение  М.И.  Кутузова  главнокомандующим.

  4. Бородино.

  5. Тарутинский  маневр.

Основные  понятия:  инфантерия,  ополчение,  флеши,  редут.


Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Источники информации

  1. Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962.

  2. Козленко С.И., Козленко И.В., Молодцова И.В.и др. Промежуточная аттестация по истории: 5-8кл. Пособие для учителя. - М., 2008.

  3. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ века, 8 класс. - М., 2005.

  4. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. - М., 2004.

  5. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 1996.

  6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХIХ.- М., 2005.

  7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год.- М.,1992.

  8. Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002.

  9. Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.mes.ru/works st/1812/main.html. Авторский сайт о войне 1812 года, содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление.

  2. http://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtml. На сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактике обороны русских войск.

  3. http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html. Эта Интернет - страница посвящена Бородинскому сражению.

  4. http://ru.wikipedia.org/

  5. http://www.studentu.ru

  6. http://zvezda.org.ru/ http://www.youtube.com/watch

  7. http://www.1812panorama.ru

Компьютерные обучающие средства:

  1. Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.


Ресурсы (оснащение)

  • §3 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.);

  • карта « Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов»;

  • атласы «История России XIX века»;

  • презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • план-памятка «Характеристика войны».


ХОД УРОКА


Этап урока


Форма орг-ции деят-сти уч-ся



Деятельность учителя



Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности


П


Р


К


Л

1.

Орг. момент


2.

Опрос домашнего задания

Фронталь-ная

Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода

Какую тему мы изучили на прошлом уроке? 

Экспресс-опрос по следующим вопросам:

  1. Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?

  2. Что такое «восточный вопрос»? Какое значение имел он для России?

  3. Каковы итоги внешней политики Александра I на восточном направлении?

  4. Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.?

  5. Каково содержание Тильзитского мира?

  6. Был ли выгоден Тильзитский мир России?

  7. Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?


1801-1825гг

Направления внешней политики Александра I.


Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства

Объяснение



Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Российской империи и европейских государств


Индиви-дуальная

«Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания»

Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов.

1 вариант – названия мирных договоров и год их подписания

2 вариант – названия мирных договоров и страна-участница договора. (Время на выполнение работы - 4 минуты.


Давать определе-ния понятиям

Само-контроль

С помощью документ-камеры высвечивает правильные ответы и разбалловку

Листы ответов сдают учителю.

Самопроверка по листкам заданий

3.

Переход к новой теме.

Фронталь-ная

Мы с вами сегодня вспомнили о причинах обострения противоречий между Францией и Россией после заключения Тильзитского мира. Это противостояние привело в 1812 году к началу войны между ними.

Тема нашего урока - «Начало Отечественной войны 1812 года».

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Что вы знаете об этом событии из курса всеобщей истории?

Наполеон Бонапарт, став императором в 1804 году, стремился к мировому господству, однако осуществлению его планов мешала независимая политика России. В июне 1812 года Великая армия Наполеона перешла русскую границу и направилась на Москву. В генеральном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Заняв Москву, он так и не дождался мира со стороны России и вынужден был покинуть город. Русские войска, партизаны и морозы преследовали французов на всем протяжении обратного пути в Европу. Сам Наполеон после переправы через реку Березина, бросив остатки своей армии, умчался в Париж

Объяснение











Анализ

Умение строить высказыва-ние



Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива


Напомните, пожалуйста, по какому плану мы характеризуем войны

Мы определяем причины, цели участников войн. Исходя из целей и того, кто начал войну первым, определяем характер войны, помня о том, что войны бывают справедливые и несправедливые, оборонительные и наступательны

Причинно-следственные связи

Объяснять связи и отношения

- Как вы думаете, решению каких целей мы посвятим сегодняшний урок? 

- Обращаю ваше внимание на план изучения нового материала. Итак, начнем. В процессе работы вы должны заполнить таблицу «Начало войны 1812 года» по предложенной форме прошу перенести эту таблицу в тетрадь. Обратите внимание на словарные слова, значения которых вы выяснили к сегодняшнему уроку.


Выяснить причины, цели и характер, дать характеристику событиям начального этапа войны1812 года.







Объяснение

Работа с картой

Умение определять цель

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи

Умение формули-ровать изучаемую тему

4.

Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)

Индивиду-альная

Первый пункт нашего плана требует от нас определения причин, целей и характера войны 1812 года. Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте).

Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона

- Итак, мы рассмотрели 1 пункт нашего плана. Если были внимательны, вами должны быть заполнены 2 пункта ваших таблиц (проверь себя).

Переходим к характеристике 2 пункта нашего плана «Характеристика начального этапа: соотношение сил, планы военных действий, события от Немана до Бородино». (

Вопросы для анализа документа:

  • Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?

  • Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны.

Вопросы для анализа документа:

  • Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?

  • Какова была цель России в войне с Францией?

  • Какова причина войны со стороны России?

  • Исходя из причин и целей, определите характер войны.

  • Почему война стала называться Отечественной?

  • Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?

  • Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него?


Объяснение

Понятие: пуны


Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий

Работа с понятиями



Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Фронталь-ная















Групповая









































Фронтальная

. Беседа с классом.

- Какая сила является главной в войне? 

Что должны мы выяснить в отношении армий и почему? 











Работа по группам: используя материал учебника (пункт 1 §3, схемы на с.34 и 40), сравните численность (1 ряд), комплектование (2 ряд), состав и вооружение (3 ряд) русской и французской армий.

Подведение итогов учителем.

Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не было обучено военному делу.

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.) (Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному.

- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.














Армия.




Количество и качество армий для определения соотношения сил








Заслушиваются итоги работы групп.

1 группа - численное превосходство у французов, по артиллерии у русских.

2 группа - в русской армии на основе рекрутской повинности (с определенного количества дворов служил в армии один человек, большинство мужчин не было обучено военному делу), во французской армии - на основе всеобщей воинской повинности, но французы составляли только половину, остальные солдаты набраны на основе принудительного принципа из покоренных народов Европы, т.е. были ненадежны.

3 группа - по вооружению и составу войск, армии были примерно одинаковы.







ХОРЕОМИНУТКА: на счет 3 маршируем и желаем друг другу успешной работы

5.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Просмотр анимации о нашествии французской армии - диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» в течение 4 минут. (Задание: внимательно проследите по карте в атласах на с.1 за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны в ходе анимации. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения.

- Как были расположены русские войска в начале войны?

Барклай-де-Толли. Багратион Петр Иванович. Tормасов Александр Петрович. (

Беседа с классом.

- Что вам известно о планах военных действий французов? 



Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? 

Используя карту атласа, назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (- Где и когда произошло соединение русских армий? 

Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов?  - Почему после















Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? 

-







При каких обстоятельствах и когда главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов? 

Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.



Сообщения учеников о командующих армиями (опережающее задание).



























Наполеон, используя свое численное превосходство, планировал разбить в приграничных сражениях русские армии поодиночке и заставить Александра I просить о мире, закончить войну в короткие сроки.


По предложению Барклая-де-Толли было решено не вступать с французами в крупные сражения в условиях превосходства их в силах, отступать в целях соединения армий, не оставляя врагу провиант и фураж


Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк)



Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву.

Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов

Для прекращения разногласий между П.И.Багратионом, обвинявшим Барклая-де-Толли в измене, и по требованию общества Александр I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.



Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание). 








Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Отмечать цели сторон.. Показывать по карте и комменти-ровать

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.


Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Учащиеся ищут ответы на вопросы

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Индивидуальная

Таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино. В нашей таблице должны быть заполнены еще 3 пункта: соотношение сил в начале войны, планы сторон, ход войны до Бородина.


Проверьте себя. 

Объяснение

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач




Парная

Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.

ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений

Одна пара у доски, остальные за партами делают задание.

Затем проговаривают и показывают на карте

Говорят, кто, в каком сражении одержал победу

Работа с хроноло-гией и картой

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Фронталь-ная

Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских - 44 тыс., у французов - 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В Бородинском сражении между французами и русскими существовал уже примерный численный паритет, чем и можно объяснить, что ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки больше русской, чем французской».

Итак, мы завершили работу по характеристике Бородинского сражения и должны до конца заполнить таблицу - ее 6,7,8 пункты. Прошу выполнить эту работу в течение 3 минут, используя материал учебника по группам:

1 ряд - пункт 6 С. 49.

2 ряд - пункт 7 С. 53.

3 ряд - пункт 8 С.53-54

Проверка заполнения таблицы

Анализ



«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»

Предположительно

Причины победы в Бородинской битве

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образова-ние

«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома»

Записывают


7.

Самооценка


Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки



Самоконт-роль, самооценка


Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности



8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание


§ 4 Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам.

По желанию – сообщения о полководцах
















ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Россия в период царствования Александра I»

Автор: Потимко Инна Валерьевна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "Обобщение знания учащихся по теме" Россия в XIX веке."" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-znaniia-uchashchikhsia-po-tiemie-rossiia-v-xix-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "224040"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438351205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Тема «Движение декабристов »."
    ["seo_title"] => string(30) "tiema_dvizhieniie_diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "368974"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481567837"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(91) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiak200lietiiusodniarozhdieniiamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "269729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "научно-исследовательская работа посвященная А.С.Пушкину и  М.Ю.Лермонтову"
    ["seo_title"] => string(74) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiaaspushkinuimiuliermontovu"
    ["file_id"] => string(6) "269731"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства