научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Данная работа рассматривает 19 век в истории литературы. Проводится сравнительный исторический анализ литературной жизни страны, в период творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Эпоха М.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Век 19, железный век, воистину
жестокий век!
«Дней александровых прекрасное начало….» А.С.Пушкин. Такими лирическими строками начинается новая эпоха – 19 век. Это век надежд, век который заложил основы новых реформ преобразования общества. Девятнадцатый век показал силу и мощь русского оружия, русского мундира одержав победу над Великой армией Наполеона. Именно этой победой Россия показала свою состоятельность на мировой арене, ни один вопрос в мире не решался без активного участия России. Но это была внешняя политика, внешний блеск, сила и мощь страны. Внутренняя ситуация в стране была крайне неоднозначна: народ требовал изменения социальной политики, часть дворян требовали Конституции, Закона, ограничения самодержавной власти. Эти требования стали итогом заграничных походов русской армии, когда передовая часть дворянства увидели совсем другую жизнь и другой мир – Европейский мир. Перед ними стоял один вопрос, на который не могли найти ответа: Почему страна, народ, армия победившие Наполеона и освободившие Европу от зависимости Франции, могущественное государство Россия находится в крепостном состоянии. Именно этот фактор тормозил развитие России. Следует отметить, что в 19 веке по всей Европе началась промышленная революция, которая во многом ослабила Россию и оказала влияние на дальнейшие события в мировой истории. Это поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
Мы долго молча, отступали
Досадно было, боя ждали
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?!»
М.Ю.Лермонтов в произведении «Бородино» ярко показал мощь патриотизма и народный характер России, солдаты готовы иди в рукопашный бой, что бы отстоять свою независимость. От Великой победы в Отечественной войне и до позорного поражения в Крымской войне были, какие -то сорок лет. Спустя сорок лет, мы видим превосходство Европы не храбрости, не личной доблести, а в быстром индустриальном развитии. Паровой двигатель, броня кораблей,стрелковое оружие, тактическая выучка армии все это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности, храбрости, доблести российских солдат и офицеров. И это, в какие- то сорок лет…! Эту ситуацию отчетливо понимала передовая часть дворян –декабристы. Рискуя свои титулом, положением в обществе, богатством они решились на действия:- высказать царской власти необходимость коренных преобразований в России, Конституции в стране, ограничении самодержавия и отмене крепостного права.
Слабость империи почувствовали такие страны как: Иран, Турция, Англия эта ситуация сказалась на политике Кавказа. Военные методы, подчинения горских народов при помощи оружия не имели должного действия.
Дикий Кавказ, варварские племена - перед нами предстает этот регион в военных сводках, не долгих и поверхностных заметках путешественников. Это общепринятое мнение в российском обществе в 19 веке. В произведениях М.Л. Лермонтова, мы видим совершенно другой Кавказ- гордый, добрый, живописный. Творения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова освещают все стороны жизни на Кавказе, так что простой российский читатель открывает для себя совершенно новый Кавказ:
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!.
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?.
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.
А.С.Пушкин.
19 век в истории литературы, мы можем условно разделить на две эпохи: эпоха А.С.Пушкина и эпоха М.Ю.Лермонтова. И составляет всего 15 лет. Но этот период был насыщен событиями, что по историческим меркам, мы можем его сравнить с целым веком, так как коренным образом изменилась политическая ситуация в России, литературное слово, мысли, поистине 19 век был золотым веком. Начало 19 века — время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I — политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом будущее развитие России, стали Отечественная война 1812 года и возникновение тайных обществ будущих декабристов.
В первой трети 19 века были основаны Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Этот период — время становления отечественной истории как науки. Н. М. Карамзин по поручению Александра принялся за создание многотомной «Истории государства Российского» (за 15 лет работы он успел выпустить 12 томов, 1829, доведя событийную канву до смутного времени). На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи. В царствование Александра стали выходить журналы, которые во многом изменили общественно-политическое и культурное лицо России — «Вестник Европы» (основанный Карамзиным в 1802), «Северная пчела» (Ф. В. Булгарина), альманах декабристов «Полярная звезда».
На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей.
В 19 веке заявил о себе Михаил Лермонтов. В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу ума Лермонтова – поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.
Но уже со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливаются реалистические элементы. Критический реализм достигает своего апогея именно в творчестве этого великого писателя XIX века. В произведениях Лермонтова мы видим поколение, отчаявшееся в поисках истины и правды, безверие во что бы, то ни было, классический Базаровский нигилизм в сочетании с изнурительной обречённостью. Герои Лермонтова отрицают течение современности, отрицают нравственные устои, сложившиеся веками, однако предложить свою альтернативу не могут. Есть отправная точка, но не к чему стремиться, нечего желать жизнь течёт к своему логическому завершению, нет страха смерти, чем и объясняется немыслимая отвага. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Вот чем и было порождено это всеобщее безверие, мотивы одиночества и ненависть к светской черни и голубым жандармским мундирам.
Для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Сознание фатальной неосуществимости своего идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него выразили глубинный конфликт русского общества. Эта тенденция реалистической прозы получила высшее выражение у Лермонтова в романе «Герой нашего времени», где наиболее полно был объектирован образ лермонтовского героя: эгоистичного и одинокого человека, несущего настроение социальной усталости и неспособного творить добро.
Лирика преисполнена мятежности, настороженности, словно застыла в ожидании мятежного всплеска.-Образы «бунтарей», ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтова можно выделить из ряда современников как наиболее импульсивного, призывающего к конкретным действиям, ждущего перемен писателя. Он не признаёт статичность и бесцельность своего поколения. В данном случае мы вновь видим несвоевременность мышления Лермонтова, более прогрессивное сознание, задавленное рамками конкретной эпохи.
Избранные образы писателя являются эталоном свободно мыслящей личности, гордой борющейся, беспристрастной и смелой. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835-1836 гг.), Демон («Демон», 1829-1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.).
Испытывая резкую неприязнь к обыденной человеческой мелочности, глупости, страху принять собственное решение, он создает идеального героя холодного, несколько пафосного, который призван всегда духовно быть над толпой. Однако стоит отметить, что устав от бездушности и одиночества, он начинает превозносить и некоторые общечеловеческие качества, присущие обычным людям, такие как доброта, искренность, преданность и как не парадоксально простота.
Эпоха А.С.Пушкина – эпоха светлых надежд, когда поколение Пушкина блистало в лучах Славы 1812 года, жило надеждами на лучшие перемены. А.С.Пушкин – дневное светило русской поэзии.
Эпоха М.Ю.Лермонтова – это время раздавления надежд, его поколение не знало, что ждет их в будущем. М.Ю.Лермонтов - ночное светило русской поэзии.
В заключение хочу сказать спасибо, российской исторической и литературной почве, которая взрастила гениев, творцов созидания, Великих поэтов за их нежное и трепетное уважение, к Кавказу, переданное ими в своих произведениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова»
Данная работа рассматривает 19 век в истории литературы. Проводится сравнительный исторический анализ литературной жизни страны, в период творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Эпоха М.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Век 19, железный век, воистину
жестокий век!
«Дней александровых прекрасное начало…..» А.С.Пушкин. Такими лирическими строками начинается новая эпоха – 19 век. Это век надежд, век который заложил основы новых реформ преобразования общества. Девятнадцатый век показал силу и мощь русского оружия, русского мундира одержав победу над Великой армией Наполеона. Именно этой победой Россия показала свою состоятельность на мировой арене, ни один вопрос в мире не решался без активного участия России. Но это была внешняя политика, внешний блеск, сила и мощь страны. Внутренняя ситуация в стране была крайне неоднозначна: народ требовал изменения социальной политики, часть дворян требовали Конституции, Закона, ограничения самодержавной власти. Эти требования стали итогом заграничных походов русской армии, когда передовая часть дворянства увидели совсем другую жизнь и другой мир – Европейский мир. Перед ними стоял один вопрос, на который не могли найти ответа: Почему страна, народ, армия победившие Наполеона и освободившие Европу от зависимости Франции, могущественное государство Россия находится в крепостном состоянии. Именно этот фактор тормозил развитие России. Следует отметить, что в 19 веке по всей Европе началась промышленная революция, которая во многом ослабила Россию и оказала влияние на дальнейшие события в мировой истории. Это поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
Мы долго молча, отступали
Досадно было, боя ждали
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?!»
М.Ю.Лермонтов в произведении «Бородино» ярко показал мощь патриотизма и народный характер России, солдаты готовы иди в рукопашный бой, что бы отстоять свою независимость. От Великой победы в Отечественной войне и до позорного поражения в Крымской войне были, какие -то сорок лет. Спустя сорок лет, мы видим превосходство Европы не храбрости, не личной доблести, а в быстром индустриальном развитии. Паровой двигатель, броня кораблей ,стрелковое оружие, тактическая выучка армии все это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности , храбрости, доблести российских солдат и офицеров. И это, в какие- то сорок лет…! Эту ситуацию отчетливо понимала передовая часть дворян –декабристы. Рискуя свои титулом, положением в обществе, богатством они решились на действия:- высказать царской власти необходимость коренных преобразований в России, Конституции в стране, ограничении самодержавия и отмене крепостного права.
Слабость империи почувствовали такие страны как: Иран, Турция, Англия эта ситуация сказалась на политике Кавказа. Военные методы, подчинения горских народов при помощи оружия не имели должного действия.
Дикий Кавказ, варварские племена - перед нами предстает этот регион в военных сводках, не долгих и поверхностных заметках путешественников. Это общепринятое мнение в российском обществе в 19 веке. В произведениях М.Л. Лермонтова, мы видим совершенно другой Кавказ- гордый, добрый, живописный. Творения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова освещают все стороны жизни на Кавказе, так что простой российский читатель открывает для себя совершенно новый Кавказ:
Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной!.. Ужель пещеры и скалы Под дикой пеленою мглы Услышат также крик страстей, Звон славы, злата и цепей?.. Нет! прошлых лет не ожидай, Черкес, в отечество свое: Свободе прежде милый край Приметно гибнет для нее.
А.С.Пушкин.
19 век в истории литературы, мы можем условно разделить на две эпохи: эпоха А.С.Пушкина и эпоха М.Ю.Лермонтова. И составляет всего 15 лет. Но этот период был насыщен событиями, что по историческим меркам, мы можем его сравнить с целым веком, так как коренным образом изменилась политическая ситуация в России, литературное слово, мысли, поистине 19 век был золотым веком. Начало 19 века — время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I — политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом будущее развитие России, стали Отечественная война 1812 года и возникновение тайных обществ будущих декабристов.
В первой трети 19 века были основаны Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Этот период — время становления отечественной истории как науки. Н. М. Карамзин по поручению Александра принялся за создание многотомной «Истории государства Российского» (за 15 лет работы он успел выпустить 12 томов, 1829, доведя событийную канву до смутного времени). На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи. В царствование Александра стали выходить журналы, которые во многом изменили общественно-политическое и культурное лицо России — «Вестник Европы» (основанный Карамзиным в 1802), «Северная пчела» (Ф. В. Булгарина), альманах декабристов «Полярная звезда».
На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей.
В 19 веке заявил о себе Михаил Лермонтов. В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу ума Лермонтова – поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.
Но уже со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливаются реалистические элементы. Критический реализм достигает своего апогея именно в творчестве этого великого писателя XIX века. В произведениях Лермонтова мы видим поколение, отчаявшееся в поисках истины и правды, безверие во что бы, то ни было, классический Базаровский нигилизм в сочетании с изнурительной обречённостью. Герои Лермонтова отрицают течение современности, отрицают нравственные устои, сложившиеся веками, однако предложить свою альтернативу не могут. Есть отправная точка, но не к чему стремиться, нечего желать жизнь течёт к своему логическому завершению, нет страха смерти, чем и объясняется немыслимая отвага. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Вот чем и было порождено это всеобщее безверие, мотивы одиночества и ненависть к светской черни и голубым жандармским мундирам.
Для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Сознание фатальной неосуществимости своего идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него выразили глубинный конфликт русского общества. Эта тенденция реалистической прозы получила высшее выражение у Лермонтова в романе «Герой нашего времени», где наиболее полно был объектирован образ лермонтовского героя: эгоистичного и одинокого человека, несущего настроение социальной усталости и неспособного творить добро.
Лирика преисполнена мятежности, настороженности, словно застыла в ожидании мятежного всплеска...-Образы «бунтарей», ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтова можно выделить из ряда современников как наиболее импульсивного, призывающего к конкретным действиям, ждущего перемен писателя. Он не признаёт статичность и бесцельность своего поколения. В данном случае мы вновь видим несвоевременность мышления Лермонтова, более прогрессивное сознание, задавленное рамками конкретной эпохи.
Избранные образы писателя являются эталоном свободно мыслящей личности, гордой борющейся, беспристрастной и смелой. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835--1836 гг.), Демон («Демон», 1829--1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.).
Испытывая резкую неприязнь к обыденной человеческой мелочности, глупости, страху принять собственное решение, он создает идеального героя холодного, несколько пафосного, который призван всегда духовно быть над толпой. Однако стоит отметить, что устав от бездушности и одиночества, он начинает превозносить и некоторые общечеловеческие качества, присущие обычным людям, такие как доброта, искренность, преданность и как не парадоксально простота.
Эпоха А.С.Пушкина – эпоха светлых надежд, когда поколение Пушкина блистало в лучах Славы 1812 года, жило надеждами на лучшие перемены. А.С.Пушкин – дневное светило русской поэзии.
Эпоха М.Ю.Лермонтова – это время раздавления надежд, его поколение не знало, что ждет их в будущем. М.Ю.Лермонтов - ночное светило русской поэзии.
В заключение хочу сказать спасибо, российской исторической и литературной почве, которая взрастила гениев, творцов созидания, Великих поэтов за их нежное и трепетное уважение, к Кавказу, переданное ими в своих произведениях.