kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Религия и мифология Древнего Египта

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе имеющихся у учеников  знаний о власти фараона в Древнем Египте, жизни египетских вельмож, жилище, одежде и быте древних египтян, а также о зарождение религиозных представлений у древних людей, раскрыть и дополнить существенные признаки понятий “миф”, “многобожие”, “жрец”, “фараон”, “культ”, раскрыть сущность традиции обожествления фараона, показать роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян. Рассказать ученикам об особенностях мировоззрения древневосточного человека, о его представлении о “картине мире”. Развить знания о мифе, как наиболее ранней форме духовной культуры человечества, показать, что миф являлся для древних людей своеобразным способом постижения мира и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Религия и мифология Древнего Египта»

ГОУ ЛНР «Артемовская специализированная школа № 8»






Открытый урок

в 5-классе



(урок-презентация)







Подготовила:

учитель истории

ГОУ ЛНР «Артемовская

специализированная школа № 8»

Демиденко Т.В.




Тема урока: "Религия и мифология Древнего Египта»

… Египтяне – самые богобоязненные из всех людей.

Геродот.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

На основе имеющихся у учеников знаний о власти фараона в Древнем Египте, жизни египетских вельмож, жилище, одежде и быте древних египтян, а также о зарождение религиозных представлений у древних людей, раскрыть и дополнить существенные признаки понятий “миф”, “многобожие”, “жрец”, “фараон”, “культ”, раскрыть сущность традиции обожествления фараона, показать роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян. Рассказать ученикам об особенностях мировоззрения древневосточного человека, о его представлении о “картине мире”. Развить знания о мифе, как наиболее ранней форме духовной культуры человечества, показать, что миф являлся для древних людей своеобразным способом постижения мира и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся способов анализа социальной структуры и умения сравнивать ее с социальной структурой первобытного общества. Продолжить работу над формированием умения анализировать различные “модели” религиозных представлений не только разных временных эпох (первобытное общество и Древний Восток), но и одной эпохи (Древний Восток и Античный мир). Продолжить формирование умения составления таблиц и схем.

Воспитательные:

Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся



План урока:

1.Боги и мифы Египта.

2. Жрецы-служители бога.

3. Фараон и религия.

4. Погребальные обряды Египта.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник по истории древнего мира.

3. Раздаточный материал по теме урока.

4. Иллюстрации к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ

III тыс. до н. э. – строительство Великих пирамид.

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Оракул – 1. У народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, который испрашивал “волю бога” по тому или иному вопросу. 2. Ответ, прорицание, якобы даваемое богом, или его статуей.

Фараон – титул египетских царей.

ХОД УРОКА



1. Организационный момент. (2 мин.)

1) Психологическая установка на урок.

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверен, у нас всё получится.




ІІ. Актуализация опорных знаний учеников (7 мин.)

Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.

  1. Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)

  2. Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)

  3. Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)

  4. Первой столицей Египта был город…(Мемфис)

  5. Царей древнего Египта называли… (Фараон)

  6. Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)

Ученик рисует меловую схему

  1. Подсчитайте, сколько лет назад это было?

  1. Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

  2. Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

  3.  У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова).

  4. Выберите правильный ответ- (на проекторе) (слайдІ № 1)

ІІІ. Объявление темы и цели урока (слайдІ № 2, 3)

IV. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

1.Боги и мифы Египта.

Учитель:

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Ученик (в роли гида).

Дамы и господа! Мы находимся в пантеоне богов Древнего Египта. Позвольте представить вам всемогущих властителей этой страны (указывает на изображение богов). Боги Египта высокомерны и горды. Простой смертный обязан испытывать перед ними чувство трепета и глубочайшего почтения.

Лишь только жрецы – служители богов, лучше всех умели разговаривать с ними. Честь входить внутрь храма принадлежала только главному жрецу. Внутри храма боги бесстрастно восседают на великолепных тронах, свысока взирая на суету быстротечного времени. Их главная задача – следить за соблюдением законов мироздания. (слайд ІІ № 1)

Первый и самый главный бог – Ра, Амон или Амон-Ра – бог Солнца, глава богов, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из водного хаоса, победивший мрак. Он создал мир людей (из своих слез), а также многих богов. Один из них – человек, медленно плывущий по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. (слайд ІІ № 2,3)

Бог Анубис - Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его. (слайд ІІ № 4,5,6)

Апоп – бог тьмы. Изображался свирепым змеем. Бог света и тьмы сражаются всю ночь. Когда повержен змей (тьма), снова наступает день, т.к. начинает блистать корона бога солнца.

Геб – бог земли, в виде человека с головой змеи, т.к. змея – самое “земляное” животное.

Богиня неба Нут. Космическая небесная корова

Жена Геба. Ежедневно рожала бога Солнца. Образ: женщина с выступающими руками, указывающая путь к солнцу. (слайд ІІ № 7)

Бог Гор Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.

(слайд ІІ № 8,9,10)

Бог Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. (слайд ІІ № 11)

Тот – бог мудрости. Наиболее почитаем египтянами, т.к. научил людей письму и счету (человек с головой ибиса). (слайд ІІ № 12)

Бастет – богиня веселья и домашнего очага (женщина с головой кошки).

Бог Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. (слайд ІІ № 14)

Богиня Исида (Изида) в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака.(слайд ІІ № 15)


Ученик. Из огромного числа египетских богов я познакомил вас лишь с некоторыми, наиболее значимыми и почитаемыми. Их имена не раз встретятся в мифах этой великой страны.


Задание:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)


Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.























Учитель – Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание (Миф о Осире ).

У египтян единого бога не было.

Прочтите в учебнике п.11 на стр.65 и определите:

Какие боги изображены на слайдах и чему они покровительствовали? (слайдІ № 4)
Вопросы: Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
б) Рассматриваем рисунки на странице 66 (рисунок на папирусе изображает суд Осириса)

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно – человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений таким образом донесли своеобразие духовной жизни древних египтян. (слайдІ № 5)



2. Жрецы-служители бога

Учитель:

Египтяне были уверены, что все происходящее на земле зависит от воли богов, и стремились жертвами и молитвами приобрести их блогоскло6нность. Совершая обряды, верили, что они могут влиять на сверхъестественные силы. Обряды совершались в храмах. Жрецы встречались с богами, передавали им просьбы людей, а боги через жрецов сообщали людям свою волю. Если угодить жрецу, считали египтяне, он хорошо попросит богов за них. Жрецы распоряжались огромными богатствами и землями, принадлежавшими храмам.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь – сандалии. Обычаями регламентировался не только костюм жрецов, такими же жесткими были и правила личной гигиены жреческого сословия. Так уже Геродот писал: "… в отличие от других стран, в Египте жрецы стригутся… каждые три дня сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов…". Во всем Египте жрецы совершали обряд обрезания, выбривали все волосы на теле, включая брови и ресницы. Дважды днем и дважды ночью жрецы были обязаны совершать священные омовения или очищения. Без этого обряда, как считалось, эффективность культовых актов ставилась по сомнение. Даже над входом в храм часто было написано: "Вступающий в храм, будь чист!". Стоящие перед воротами храма емкости с водой должны были дать возможность выполнить это предписание.

Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном, а его жена, как правило, являлась верховной жрицей того же храма. В Древнем Египте были как мужчины – жрецы, так и женщины – жрицы, и те и другие должны были носить определенную одежду, которая не только свидетельствовала об их жреческом сане, но и могла даже указать на их титул, особенно это характерно для костюма высших жреческих должностей. До того, как поступить в услужение бога, и жрецы и жрицы обучались в специальных "школах" при храмах, где и получали необходимые знания; интересен и тот факт, что в этих же школах обучались и принцы и принцессы Египта.


Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Посмотрите на слайд (слайдІ № 6)
и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?»

Ответы учащихся (жрецы – особая группа людей, которая, по вере простых египтян, общалась с богами. Они были посредниками между богом и людьми).


От сюда следует вывод: жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей. Давайте его и запишем.

А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян. На слайде

(слайдІ № 7) представлены верховные боги древних египтян. Назовите их.

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау - вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами( вжик-вжик).

Мы со всеми попрощались,( бай-бай).

И бегом из пирамиды мы помчались (вай – вай)





3. Фараон и религия.

Учитель:

Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела два аспекта, которые не могли рассматриваться в отрыве друг от друга, - роль фараона в земной жизни и его роль в религии. Веря, что фараон – это бог, народ Египта считал, что находится под началом бога, а не человека. Для египтян фараон был богом и царем и при жизни, и после смерти. (слайдІ № 8)

Сообщение Ученицы: (слайды ІІІ № 1-9)

Возникновение легенды, согласно которой фараон не просто объявлялся “сыном Ра”, т. е. сыном верховного бога, а “был рожден” от самого бога, представшего перед царицей в образе фараона – ее мужа, относится к эпохе Древнего царства. Свое отражение она нашла в сказании “Фараон Хуфу и чародеи”, в котором рассказывается о том, как жена жреца бога Ра, зачала от бога Ра троих детей, которые, согласно предсказаниям бога будут затем править всей страной, а старший из них станет известным верховным жрецом.

Однако в XIV в. до н. э., эта легенда, просуществовавшая довольно долго в своем первозданном виде, претерпела некоторые изменения. Фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу, суть которой была в том, что верховным богом Египта объявлялся не Амон – Ра, а бог Атон, фараон даже изменил свое имя, став Эхнатоном. Согласно этой реформе, все живое на земле произошло не от бога Ра, а было создано богом Атоном – первым царем на земле, потомками которого являются и все царствующие в Египте фараоны. Однако уже следующий после Эхнатона правитель Египта – Тутанхамон вернулся к прежним представлениям, о главенстве бога Амона – Ра.

Итак, согласно религиозным представлениям древних египтян, фараон по своему происхождению был сыном верховного бога Амона – Ра, а потому и сам являлся богом. Продолжавшийся на протяжении всей жизни правителя его культ как божества, соблюдался и после его смерти.


4.Погребальные обряды Египта.


Независимо от того, каким царством суждено было править фараону в иной жизни, земные правители уносили с собой в могилу несметные богатства. Сокровища гробниц неизбежно влекли к себе воров, что еще больше сгущало туман тайн, окружавших места захоронения фараонов, так как, далеко не все грабители могли найти выход из гробниц, состоящих из многочисленных ходов и ловушек, образующих настоящий лабиринт.

Поскольку усыпальницы фараона строились на века, их стены были облицованы самыми твердыми камнями, чаще всего черным гранитом, добываемом в районе Асуана. В гробницах, строящихся еще при жизни фараона, уже во время строительства устанавливался саркофаг, где должно было покоиться тело фараона.

Сам обряд захоронения выглядел следующим образом: Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга.

Мумия фараона Тутанхамона (на слайде) (слайдІ № 9)помещалась в 9 саркофагов

Верхним саркофагам придавались черты умершего

При мерцающем свете масляной лампады жрецы, произнеся последнюю молитву, опускали гроб в саркофаг, а рядом ставили канопу (4 сосуда) с внутренними органами фараона, которые должны были также пригодиться усопшему в загробной жизни.

Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов),или пещере(для вельмож).

Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.

Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.

Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов),или пещере(для вельмож).

Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.

Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.

Затем жрецы совершали несколько операций, призванных обезопасить захоронение от возможных грабителей. Для этого, как только последний жрец покидал гробницу, рабочие замуровывали вход в главную галере: массивные каменные глыбы, приготовленные заранее, с большой платформы, находящейся здесь же, были опущены на пол и приведены в движение. Скатившись вниз по пологому полу коридора, они заваливали узкий вход в смежную с усыпальницей комнату. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки. Затем рабочие покидали гробницу по узкому запасному туннелю, который потом также был замурован. (слайдІ № 10)


V. Закрепление учебного материала (5 мин)

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

-Фараон считался сыном бога? (да египтяне считали его богом на земле)

-В честь кого возводились храмы? (храмы возводились в честь множества богов)

-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды? Существовала ли связь между фараоном и жрецами? (фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. Связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками)

-Наличие одного или множество богов? (у египтян было множество богов)

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян? (Религия играла главную роль в жизни древних египтян)


VI. Итог урока (9 мин)

  1. Рефлексия:

Для подведения итогов урока воспользуемся небольшой  анкетой, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. (слайдІ № 11)


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


  1. Выставление оценок за урок.


VII. Домашнее задание ( 2 мин)

1). Прочитайте § 11. 2) Выпишите в словарь новые понятия.

3) Ответьте на вопросы к § 11 на странице 70.

Творческое задание: написать сочинение «Один день из жизни Египтян»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Религия и мифология Древнего Египта

Автор: Демиденко Татьяна Владимировнв

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "доклад по теме "Культура Древнего Египта""
    ["seo_title"] => string(40) "dokladpotiemiekulturadrievnieghoieghipta"
    ["file_id"] => string(6) "304820"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457795445"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""В стране Большого Хапи". Разработка урока повторения по Древнему Египту.5 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "v-stranie-bol-shogho-khapi-razrabotka-uroka-povtorieniia-po-drievniemu-ieghiptu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413031364"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Олимпийские игры". Турнир знатоков мифологии. "
    ["seo_title"] => string(45) "olimpiiskiie-ighry-turnir-znatokov-mifologhii"
    ["file_id"] => string(6) "167385"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423071109"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Сценарий мероприятия "Вершина мудрости" "
    ["seo_title"] => string(44) "stsienarii-mieropriiatiia-viershina-mudrosti"
    ["file_id"] => string(6) "111255"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407306574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства