Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра Великого (повторительно-обобщающий урок)»
Реформы Петра I
Цель: обобщение и систематизация знаний по проведению реформ в экономике, государственного строительства, в области культуры и армии.
Задачи:
Образовательные:
повторить с учащимися изученный ранее материал, использовать полученные знания в решении практических задач.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся;
интереса к изучению предметов гуманитарного цикла.
Воспитательные:
пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;
способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;
вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;
воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
Форма урока: комбинированный
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование:
Компьютер.
Интерактивная доска
Презентация «Преобразования Петра I».
Учебник
Рабочие листы
План урока:
Организационная часть
Проверка домашнего задания
Основная часть урока
Повторение и подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I. Организационная часть урока (3 минуты).
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Очень рад вас всех видеть. Садитесь. Мы с вами закончили изучать Историю России в XVIII веке, сегодня мы повторим изученное. Прежде чем начать наш урок мы должны определить его тему. Послушайте стихотворение Екатерины Ивлевой (Слайд 2):
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему не страшны были войны:
Играя строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
Вопрос учителя: как вы думаете о деятельности какого правителя пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Ответ: «Реформы Петра Великого». (Слайд 3)
Слово учителя: исходя из темы можно определить цель нашего сегодняшнего урока: повторить и обобщить знания по проведению Петром Великим реформ в экономике, государственном управлении, армии и культуре. (Слайд 4)
II. Проверка домашнего задания (3 минуты)
Итак, перед тем как перейти к теме сегодняшнего урока, проверим домашнее задание (проводится в форме фронтального опроса (Слайды 5 – 11)).
После смерти какого царя на престол вступает Пётр I;
В каком году это произошло?
С кем совместно начинает править Пётр I;
Кто был регентом при двух несовершеннолетних царях?
В каком году начинается самостоятельное правление Петра I;
Что такое «Великое посольство»? Назовите хронологический период данного события.
III. Основная часть урока (30 минут).
Слово учителя: На ваших партах лежат рабочие листы. Мы будем работать с ними по ходу урока. Повторив, реформы Петра, мы должны будем ответить на главный вопрос: что нового появилось в России по итогам реформ Петра I?
1) Слово учителя: в качестве первого задания давайте вспомним: в каких сферах общества были проведены реформы?
Ответ: экономическая, военная, политическая и культурная.
Слово учителя: На рабочих листах и на презентации вы видите ряд преобразований Петра I. Попробуйте их разнести по таблице (Слайд 12). На выполнение задания вам даётся 3 минуты. По окончанию времени правильный ответ будет на следующем слайде.
Создание регулярной армии;
Введение подушной подати;
Рекрутские наборы в армию;
Создание мануфактур;
Создание ассамблей;
Создание коллегий;
Обязанность носить европейскую одежду и брить бороду;
Создание Сената.
Экономические
Культурные
Политические
Военные
2
5
6
1
4
7
8
3
2) Слово учителя: в качестве второго задания я предлагаю вам вспомнить основные понятия, которые появились в эпоху Петра I (Слайд 13 – 15).
Протекционизм – покровительственная система таможенной политики с высокими пошлинами на ввозимые товары.
Меркантилизм – активное развитие экспорта и накопление денежных капиталов внутри страны.
Приписные крестьяне – государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати, работавшие на казённых или частных заводах и фабриках
Посессионные крестьяне – категория крепостных крестьян, закреплённых за посессионными мануфактурами.
Мануфактура – форма производства, характеризующаяся применением ручных орудий и разделением труда.
Подушная подать – форма налога, который взимается в одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, согласно переписи.
Первым трём понятиям мы вместе дадим определения, а трём последним – вы дадите самостоятельно. На выполнение задания вам даётся 3 минуты. По истечению отведённого времени обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте для проверки.
3) Слово учителя: в рамках третьего задания мы вспомним основные даты и события эпохи правления Петра I. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики». Я называю вам событие и дату, а вы отвечаете – правда это или нет (Слайд 16 – 17).
«Табель о рангах» был принят в 1722 году;
В 1696 году было введено новое летоисчисление;
Полтавская битва состоялась в 1708 году;
Сената был создан в 1711 году;
Согласно Указу о единонаследии наследовать поместье мог только старший сын;
Столица была перенесена в Петербург в 1703 году;
Ништадтский мир был заключён в 1718 году;
Согласно Указу о престолонаследии, принятому в 1714 году, трон передавался по женской линии
Согласно Ништадтскому миру, заключённому в 1721 году, Россия получила выход к Балтийскому морю и стала империей.
О
Х
Х
О
О
Х
Х
Х
О
4) Слово учителя: а теперь давайте поработаем с учебником. В ваших рабочих листах приведён отрывок из учебника. Ваша задача найти его в тексте и заполнить пропуски. На выполнение задания вам даётся 4 минуты (Слайд 18 – 19).
5) Слово учителя: Кто автор данных донесений, и с какими событиями они связаны? (Слайд 20)
«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». (Петр I, создание флота.)
«Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Полтава, Петр I.)
«Зело жесток, сей орех, однако, слава богу, счастливо разгрызен». (Петр I, Нотебург (Орешек))
IV. Повторение и подведение итогов (3 минуты)
Слово учителя: итак, подводя итог нашему сегодняшнему уроку, хочу вернуться к вопросу, который прозвучал в начале урока: что нового появилось в России по итогам реформ Петра I? (Слайд №21)
(ответы учащихся)
Появление регулярной армии, комплектование которой происходило путём рекрутских наборов;
Активное развитие мануфактур и защита отечественного производителя;
Введение подушной подати;
Создание новых органов государственного управления: Сената и коллегий
Введение европейского образа жизни
V. Рефлексия
Слово учителя: в заключении поднимите табличку с тем светским мероприятием, на которое мы бы отправились, если бы оказались в эпоху Петра Великого.
(ученики поднимают табличку с «Ассамблеей»)
Отлично, молодцы! На этом урок окончен, спасибо за внимание.
VI. Домашнее задание (1 минута)
§ 4 – 5
Подготовить сообщения о ближайших сторонниках Петра I: А.Д. Меньшиков, Ф. Лефорт, Г. И. Головкин, Б. П. Шереметьев
Написать эссе на тему: «Образ Петра Великого в романе А.К. Толстого «Петр I»