kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформы Петра Великого (повторительно-обобщающий урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок служит для повторения и закрепления темы "Реформы Петра Великого"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра Великого (повторительно-обобщающий урок)»


Реформы Петра I


Цель: обобщение и систематизация знаний по проведению реформ в экономике, государственного строительства, в области культуры и армии.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить с учащимися изученный ранее материал, использовать полученные знания в решении практических задач.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся;

  • интереса к изучению предметов гуманитарного цикла.

Воспитательные:

  • пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;

  • способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;

  • вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;

  • воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:

  • Компьютер.

  • Интерактивная доска

  • Презентация «Преобразования Петра I».

  • Учебник

  • Рабочие листы



План урока:

  1. Организационная часть

  2. Проверка домашнего задания

  3. Основная часть урока

  4. Повторение и подведение итогов

  5. Рефлексия

  6. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационная часть урока (3 минуты).

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Очень рад вас всех видеть. Садитесь. Мы с вами закончили изучать Историю России в XVIII веке, сегодня мы повторим изученное. Прежде чем начать наш урок мы должны определить его тему. Послушайте стихотворение Екатерины Ивлевой (Слайд 2):


Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.


Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему не страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!


Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

Вопрос учителя: как вы думаете о деятельности какого правителя пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ответ: «Реформы Петра Великого». (Слайд 3)

Слово учителя: исходя из темы можно определить цель нашего сегодняшнего урока: повторить и обобщить знания по проведению Петром Великим реформ в экономике, государственном управлении, армии и культуре. (Слайд 4)

II. Проверка домашнего задания (3 минуты)

Итак, перед тем как перейти к теме сегодняшнего урока, проверим домашнее задание (проводится в форме фронтального опроса (Слайды 5 – 11)).

  1. После смерти какого царя на престол вступает Пётр I;

  2. В каком году это произошло?

  3. С кем совместно начинает править Пётр I;

  4. Кто был регентом при двух несовершеннолетних царях?

  5. В каком году начинается самостоятельное правление Петра I;

  6. Что такое «Великое посольство»? Назовите хронологический период данного события.

III. Основная часть урока (30 минут).

Слово учителя: На ваших партах лежат рабочие листы. Мы будем работать с ними по ходу урока. Повторив, реформы Петра, мы должны будем ответить на главный вопрос: что нового появилось в России по итогам реформ Петра I?

1) Слово учителя: в качестве первого задания давайте вспомним: в каких сферах общества были проведены реформы?

Ответ: экономическая, военная, политическая и культурная.

Слово учителя: На рабочих листах и на презентации вы видите ряд преобразований Петра I. Попробуйте их разнести по таблице (Слайд 12). На выполнение задания вам даётся 3 минуты. По окончанию времени правильный ответ будет на следующем слайде.

  1. Создание регулярной армии;

  2. Введение подушной подати;

  3. Рекрутские наборы в армию;

  4. Создание мануфактур;

  5. Создание ассамблей;

  6. Создание коллегий;

  7. Обязанность носить европейскую одежду и брить бороду;

  8. Создание Сената.


Экономические

Культурные

Политические

Военные

2

5

6

1

4

7

8

3


2) Слово учителя: в качестве второго задания я предлагаю вам вспомнить основные понятия, которые появились в эпоху Петра I (Слайд 13 – 15).

  1. Протекционизм – покровительственная система таможенной политики с высокими пошлинами на ввозимые товары.

  2. Меркантилизм – активное развитие экспорта и накопление денежных капиталов внутри страны.

  3. Приписные крестьяне – государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати, работавшие на казённых или частных заводах и фабриках

  4. Посессионные крестьяне – категория крепостных крестьян, закреплённых за посессионными мануфактурами.

  5. Мануфактура – форма производства, характеризующаяся применением ручных орудий и разделением труда.

  6. Подушная подать – форма налога, который взимается в одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, согласно переписи.

Первым трём понятиям мы вместе дадим определения, а трём последним – вы дадите самостоятельно. На выполнение задания вам даётся 3 минуты. По истечению отведённого времени обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте для проверки.

3) Слово учителя: в рамках третьего задания мы вспомним основные даты и события эпохи правления Петра I. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики». Я называю вам событие и дату, а вы отвечаете – правда это или нет (Слайд 16 – 17).

  1. «Табель о рангах» был принят в 1722 году;

  2. В 1696 году было введено новое летоисчисление;

  3. Полтавская битва состоялась в 1708 году;

  4. Сената был создан в 1711 году;

  5. Согласно Указу о единонаследии наследовать поместье мог только старший сын;

  6. Столица была перенесена в Петербург в 1703 году;

  7. Ништадтский мир был заключён в 1718 году;

  8. Согласно Указу о престолонаследии, принятому в 1714 году, трон передавался по женской линии

  9. Согласно Ништадтскому миру, заключённому в 1721 году, Россия получила выход к Балтийскому морю и стала империей.





О

Х

Х

О

О

Х

Х

Х

О



4) Слово учителя: а теперь давайте поработаем с учебником. В ваших рабочих листах приведён отрывок из учебника. Ваша задача найти его в тексте и заполнить пропуски. На выполнение задания вам даётся 4 минуты (Слайд 18 – 19).

5) Слово учителя: Кто автор данных донесений, и с какими событиями они связаны? (Слайд 20)

  • «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». (Петр I, создание флота.)

  • «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Полтава, Петр I.)

  • «Зело жесток, сей орех, однако, слава богу, счастливо разгрызен». (Петр I, Нотебург (Орешек))



IV. Повторение и подведение итогов (3 минуты)

Слово учителя: итак, подводя итог нашему сегодняшнему уроку, хочу вернуться к вопросу, который прозвучал в начале урока: что нового появилось в России по итогам реформ Петра I? (Слайд №21)

(ответы учащихся)

  1. Появление регулярной армии, комплектование которой происходило путём рекрутских наборов;

  2. Активное развитие мануфактур и защита отечественного производителя;

  3. Введение подушной подати;

  4. Создание новых органов государственного управления: Сената и коллегий

  5. Введение европейского образа жизни



V. Рефлексия

Слово учителя: в заключении поднимите табличку с тем светским мероприятием, на которое мы бы отправились, если бы оказались в эпоху Петра Великого.

(ученики поднимают табличку с «Ассамблеей»)

Отлично, молодцы! На этом урок окончен, спасибо за внимание.

VI. Домашнее задание (1 минута)

  • § 4 – 5

  • Подготовить сообщения о ближайших сторонниках Петра I: А.Д. Меньшиков, Ф. Лефорт, Г. И. Головкин, Б. П. Шереметьев

  • Написать эссе на тему: «Образ Петра Великого в романе А.К. Толстого «Петр I»





7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реформы Петра Великого (повторительно-обобщающий урок)

Автор: Бахарев Даниил Иванович

Дата: 16.06.2023

Номер свидетельства: 633828


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства