kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме « Культурные и образовательные реформы Петра Великого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преобразования Петра Великого. Данная работа была защищена в КемГУ

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме « Культурные и образовательные реформы Петра Великого»»



МАНОУ «ГИМНАЗИЯ №2»

Центр довузовской подготовки института профессиональной ориентации КемГУ






Исследовательская работа по теме

« Культурные и образовательные реформы Петра Великого»





Авторы

Сорокин Александр








Руководитель: Парфёнова Ирина Викторовна

учитель истории и обществознания








Мариинск 2017




В истории государства Российского деятельность Петра I отмечена особым смыслом, нет области, которой бы не коснулась бы рука великого преобразователя. Объектом нашего исследования являются новые тенденции в развитии культуры и просвещения, проведенные в эпоху Петра 1. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории, но именно Пётр1 приступил к реформам преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем.

Петром I были проведены реформы, способствующие развитию образования и культуры страны. Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личного роста каждому талантливому человеку из народа, в этот период государственной задачей ставилось развитие светского типа мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес церковной религиозности.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении из заграничной поездки, Петр направляет молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом, для овладения морскими науками. Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу.

Петр 1 придал проблеме образования в России  первостепенную значимость, он вызывал в Россию множество европейских учителей всех специальностей.

За годы правления Петра I были открыты го­сударственные общеобразовательные начальные школы, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название "цифирных". В отличие от прежних русских учебных заведений глав­ными предметами обучения в них были светские науки, а не священ­ное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре го­да уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 чело­век. Среди них особ духовного звания - 45%, солдатских детей -20%, приказных детей - 18%, посадских - 4,5%, дворянских и бояр­ских детей -2,5%. После введения стипендии и особых мест для студентов, обучающихся за счет государства, появились среди них разночинцы и крестьяне. Страна нуждалась в грамотных, образованных, честолюбивых и активных людях

Особые требования предъявляли к дворянским детям, небольшой процент учащихся дворян объясняется их нежеланием учиться, дворяне учились в принудительном поряд­ке. В "Указах государя императора Петра Великого" запрещается не только посты государственные, но даже имущество и имения остав­лять в наследство детям-дуракам, что "ни в какую науку и службу не годятся". Особый интерес вызывал знаменитый указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским недорослям, пока они не пройдут курс наук, не овладеют грамотой. Про таких недорослей нужно было сообщать государю и "жениться и замуж не допускать". Учеба для дворян была обяза­тельной и рассматривалась как особый вид службы или повинности. Видимо, поэтому В.Г.Белинский охарактеризовал Петровские реформы кратко - "Учись или умирай".

Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским нау­кам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д.Фарварсон, школа стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург, а в 1715 году организована Морская академия как военное учеб­ное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дво­рянские дети. Суровые дисциплинарные меры должны были обеспечить успеш­ность обучения. Утверждая инструкцию для Морской Академии Петр I сделал в ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в ру­ках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря какой бы он фамилии ни был". Академия подготовила много крупных специалистов флота, а также учителей для цифирных и адми­ралтейских школ.

Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо об­щеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают го­сударственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения де­тей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положи­тельную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота. В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы - артиллерийские, инженерные, меди­цинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обуче­ния иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. "разноязыч­ные школы", а также школы для подготовки канцелярских служащих.

Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Пет­ра, начальные духовные школы назывались архиерейскими и открыва­лись во многих городах России.

В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных - для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 годов в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия", в которой обучали в основном иностранным языкам. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 году вышла в свет "Арифметика, наука числительная" Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена "Таблица логарифмов и синусов"

Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; соб­ственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди кото­рых были крупные ученые Европы. С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются геогра­фические карты.

Замечательным и интересным в педагогическом отношении был букварь Феофана Прокоповича под названием "Первое учение отрокам", так как в нем утверждались новые взгляды на воспитание детей. Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику М. Смот­рицкого. Петр 1 утвердил новый алфавит с упрощенным начертанием букв, что позволило большим людским массам заниматься чтением и написанием книг.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников, посещение ассамблей.  Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало", вышедшей в 1717 году Эта книга была необычайно популярна в XVIII веке, еще при Петре I она издавалась трижды. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. Последние страницы "Юности честное зерцало" посвящены деви­цам. Если юноша должен обладать тремя добродетелями - "смирен, приветлив и учтив", то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережли­вость, верность, чистоплотность и т.д. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. Правилам этикета обучали придворных с таким усердием, как офицеров военно­му делу.

Первая часть книги состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй час­ти излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало учтивость и благоразумие: "В семье надле­жало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить". Если отец позовет сы­на, то откликаться надо было так: "чего изволите, государь батюш­ка", или "что мне прикажите, государь". В книге даются рекоменда­ции: "Никто себе сам много не хвали, не уничижай, и не срами", "Всегда недругов заочно, когда они не слышат хвали, а в присут­ствии почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори", "Не будь празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным". Правила поведения за столом гласи­ли: "Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мо­тай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот. Хлеба, положа к грудям не режь. Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже".

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти 18 века получила бурное развитие издательское дело. В 1708 году Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе новых учебников и учебных пособий. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта Государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости" .

В петровское время книги стали оформлять по новому типу, стали нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. В Петровские времена было немало личных библиотек. Царь-реформатор имел личную библиотек, которая насчитывала более полутора тысяч книг, в основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания.

Не маловажным явлением в истории правления Пётра I является введение нового юлианского календаря, по которому Новый год праздновался не осенью (1 сентября) , а 1 января, и календарь стал отмечаться с 1 января 1700 года от Рождества Христова вместо 7208 (по византийской эре от сотворения мира) .



Главными чертами развития культуры в эпоху Петра Первого стало усиление светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Проводимые Петром 1 новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Петр издал указ о проведении ассамблей вольных светских собраний для представителей образованного общества с обязательным присутствием женщин. Специальным указом царя в 1718 были введены на западный манер ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличий от прежних застолий и пиров.

Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни. Во времена правления Петра были изданы ряд царских указов, в которых запрещалось выдавать женщину замуж против её воли, между обручением и венчанием должно пройти не менее 6 недель, это делалось для того, чтобы молодожены могли получше узнать друг друга.

По разработанному царём плану изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания, Петр 1 заставил русских людей остричь бороды, а если кто с ней не желал расстаться, то с тех царь приказал обязан был платить по шестьдесят рублей, установил ношение верхнего платья венгерского, саксонского и французского образца, женщины же должны были носить все немецкие платья, юбки, башмаки и шляпы, русские люди начали носить короткие камзолы и кафтаны, ботфорты, напудренные парики портным было запрещено шить одежду русского образца.



Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец Петербурге, Меншикова башня Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля. Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований.

Высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится основу архитектурного образования. Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло основу последующего плана.


Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но и искусство. Петр приглашал иностранных художников архитекторов в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт, мастерство.

Видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны. Положение портретного жанра свидетельствовало о том, что центре внимания формировавшейся в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность.

Еще одна область искусства привлекала к себе усиленное внимание Петра. Это был театр. Театр стал могучим массовым средством пропаганды политических действий Петра и новой культуры.

Театральная жизнь, начавшаяся при Петре в Москве с 1701-1703 гг., а потом захватившая и Петербург, уже не прекращалась.



Заключение

При Петре1 Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Несмотря на противоречивость личности Петра 1 и его преобразований, в отечественной истории его фигура является символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.











































Литература:

Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ». Л.Лениздат, 1989

С.Князьков «Очерки из истории Петра Великого и его времени». М.:Культура,1990

Буганов В.И. Петр Великий и его время.-М., 1989, 232с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Парфёнова Ирина Викторовна

Дата: 05.12.2017

Номер свидетельства: 442385

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства