kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформы П. А. Столыпина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Знакомство учащихся с сущностью и итогами реформ П.А.Столыпина для дальнейшего развития России в начале XX века. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Обеспечить усвоение учащимися   целей, содержания и значения  реформ П.А. Столыпина.

2. Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.

3. Познакомить с сущностью и последствиями столыпинской аграрной реформы, ее влиянием на развитие сельского хозяйства в Удмуртии.

4. Подвести учащихся к  пониманию причин, по которым реформы Столыпина П.А. не нашли социальной поддержки в стране.

5. Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции в России

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать логическое мышление, речь, память, навыки работы с документом. 2.Формирование специальных умений: устанавливать причинно-следственные
связи между историческими явлениями и давать характеристику государственному
деятелю

3. Продолжить формирование  умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитывать чувство патриотизма, неравнодушие к истории  своей страны.

Материальное обеспечение: учебник История России XX век А.А.Данилова, раздаточный материал – карточки, медиа-проектор, ноутбук, портрет П.А.Столыпина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«введение»


Введение

Принято считать, что самой «скользкой» эпохой в смысле «неудобных» вопросов является ХХ век российской истории. Действительно, что не сюжет, то какие-нибудь «подводные камни»: Революция 1917 г., Гражданская война, коллективизация и индустриализация, дипломатия и внутренняя политика, интеллигенция и власть, власть и интеллигенция… За что ни возьмись – везде натыкаешься на какой-то «скелет в шкафу». И начинается: «С одной стороны, нельзя не сознаться, а с другой – нельзя не признаться»…

Главный редактор журнала «История» Алексей Савельев о реформах и реформаторах сказал: «Самое слабое место в отечественной истории – реформы. Ведь, кажется, как хорошо без насилия и крови улучшить жизнь народа, дать ему благосостояние, уверенность в будущем, раздвинуть пределы гражданской свободы, утвердить справедливые начала общественной жизни… Но всё как-то неудачно получается: то реформы, начавшись бодро и при рукоплесканиях образованного общества, быстро выдыхаются, то сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, то вовсе срываются в оголтелое насилие, в кровавый мрак революции. А уж о судьбах российских реформаторов и вспоминать не хочется. Самое лучшее для них – отставка, забвение, эмиграция. Хорошо ещё, когда просто облыжно ругают или клевещут, а то часто бывает так, что уж ничего возразить не можешь: пуля или бомба террориста кладёт предел всяким дискуссиям».

Тема разработки: «Реформы П.А.Столыпина»

Две весомые даты, связанные с Петром Аркадьевичем:

  1. в сентябре 2011 года исполнилось 100 лет с момента гибели деятеля;

  2. в апреле 2012 года –150 лет со дня рождения П.А. Столыпина.


Цель урока: Знакомство учащихся с сущностью и итогами реформ П.А.Столыпина для дальнейшего развития России в начале XX века. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.

2. Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.

3. Познакомить с сущностью и последствиями столыпинской аграрной реформы, ее влиянием на развитие сельского хозяйства в Удмуртии.

4. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина П.А. не нашли социальной поддержки в стране.

5. Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции в России

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать логическое мышление, речь, память, навыки работы с документом. 2.Формирование специальных умений: устанавливать причинно-следственные
связи между историческими явлениями и давать характеристику государственному
деятелю

3. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитывать чувство патриотизма, неравнодушие к истории своей страны.

Материальное обеспечение: учебник История России XX век А.А.Данилова , раздаточный материал – карточки, медиа-проектор, ноутбук, портрет П.А.Столыпина

Подготовка к уроку велась, основываясь на календарно-тематическое планирование. Во время подготовки использованы материалы из методического пособия поурочных разработок по истории России XX – начала XXI века к учебникам А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, А.В. Пыжикова (М.: Просвещение); А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной (М.: Веди-принт), А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю. Брандта (М.: Просвещение); научно-методического журнала для учителей истории и обществознания (август, сентябрь 2011 г.); учебно-методического пособия «История Удмуртии в школе: примерные планы – конспекты уроков», 2007 г.

Требования согласно стандарту основного общего образования(Содержательные единицы обязательного минимума содержания): П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

Ученики должны уметь давать определения понятиям: отруб, хутор, отрезки, реформа. Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпин­ской реформы, обобщать материал, делать выводы.

Урок способствует развитию внимания, воображения, критического мышления.

На уроке осуществляется внутрипредметная связь: связь с темами прошлых уроков, межпредметная связь: краеведение, литература.


Тип и структура урока. Тип урока – комбинированный.

Структура урока: урок состоит из следующих основных этапов: организационный момент, актуализация знаний по ранее изученному материалу, сообщение темы и цели, знакомство с новой темой, рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание.

Общие результаты на уроке.

На уроке реализуются все поставленные цели и задачи. Усвоение темы ребята проверяют в ходе решения теста на этапе закрепления изученного материала. Электронные тестовые задания дают возможность более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Каждый этап последовательно переходит в другой. Прослеживается логическая связь, целостность и завершенность урока. Чтобы мотивировать на изучение нового материала перед ребятами была поставлена задача: выяснить цели, содержание и значение реформ П.А.Столыпина, уметь отстаивать свою точку зрения.

Реформ П.А.Столыпина несколько, но подробно изучается аграрная реформа, на которую и был сделан основной акцент на уроке.

На уроке используются индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы; словесный (рассказ учителя, беседа, рассуждение), наглядный (иллюстрации, презентация), частично-поисковый, проблемный (работа над заданиями) и аналитический (анализ работы учащихся и учащимися, оценивание) методы и приемы обучения, а также по дидактическим задачам: метод формирования и применения знаний. Все примененные методы соответствовали задачам урока. На уроке реализован национально-региональный компонент через знакомство с внедрением столыпинской аграрной реформы в нашем крае, ее последствиями.



Просмотр содержимого документа
«заключение»


Заключение

Данный урок составлен с применением ИКТ. Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями.

Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:

сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;

использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;

установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

активизировать познавательную деятельность учащихся.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:

перегруженность школьных программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Электронные тестовые задания дают возможность более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Урок способствует развитию внимания, воображения, критического мышления. Учащиеся знакомятся с основными понятиями, выделенными в требованиях согласно программе; учитель продолжает проводить работу по формированию аналитической деятельности учащихся. В ходе обсуждения предложенной информации, учащиеся через себя пропускают предложенный материал, что не оставляет ребят равнодушными. Учащиеся учатся обобщать материал, делать выводы.

Часто ученикам недостаточно воспринимать материал на слух, его нужно увидеть. С этой целью был подготовлен раздаточный материал.

Для формирования познавательной активности в течение всего урока проводилась параллель с современной жизнью (многопартийность в XIX, XX веке и в наше время, расслоение крестьянства в начале XX века и в наше время, проводится параллель в ведении хозяйства в начале XX века и в наше время, используется краеведческий материал). На этапе подведения итогов ребята сами оценивают свою работу и работу одноклассников в течение урока.

Домашнее задание было подобрано таким образом, чтобы не было репродуктивной деятельности.



Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Первая многопартийность Российской империи

Название политической партии

Социальная база партии

Лидер партии

Какую форму правления предлагали установить

Как предлагали решить аграрный вопрос

Основные направления национальной политики

Какие изменения предлагали внести в положение рабочих

РСДРП (эсдеки)

Пролетарско-интеллигентская, многонациональная

Большевистское крыло – около 46 тыс. человек, меньшевистское – более 100 тыс. человек

Большевики- В.И.Ульянов (Ленин)

Меньшевики- Ю.О.Цедербаум (Мартов)

Демократическая республика

Возвращение крестьянам отрезанных земель, отмена выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм. Позже – конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель.

Большевики- за национализацию земли.

Меньшевики- за муниципализацию земли.

Право наций на самоопределение и равноправие

8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверурочных работ

Социал-революционеры ПСР (эсеры)

Учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи.

Численность – 50- 65 тыс. человек

В.М.Чернов

Народовластие. Правом провозглашения народовластия обладает Учредительное собрание

Социализация земли (превращение ее в общественное достояние). Право распоряжаться землей предоставляется общине

Федеративные отношения между отдельными национальностями с правом на самоопределение

Аналогичные требования с РСДРП

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

Университетская профессура, ученые, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие, прозападно настроенная буржуазия, либеральные помещики

Численность- 50 – 100 тыс. человек

Н.Н.Милюков

Конституционная монархия / республика

Увеличение земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частно-владельческих земель, отмена сословных привилегий

Право на культурное самоопределение всех наций и народностей

Признание права на стачки, 8-часовой рабочий день

Союз 17 октября (октябристы)

Крупная московская торгово-промышленная и финансовая буржуазия, помещики, отставные военные чины, представители профессуры, инженеры, управляющие частными предприятиями

Численность – 50 -60 тыс. человек

А.И.Гучков

Конституционная монархия / республика

Частичное отчуждение помещичьей земли; уравнивание крестьян в правах с другими сословиями; принятие мер, облегчавших выход крестьян из общины, переселенческая политика, продажа крестьянам государственных и удельных земель

Курс содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ (поддержка политики самодержавия)

Не выдвигали требования о 8-часовом рабочем режиме. Признавали право на стачки в отраслях, имевших государственное значение

Монархисты («Русское собрание», «Монархическая партия», «Союз русского народа (самая большая), «Русский народный союз им. Михаила Архангела)

Мелкие торговцы, дворники, извозчики и др. «природно русские люди обоего пола, всех сословий и достояний», Николай II

Численность – 400 тыс. – 3 млн. чел.

В.М.Пуришкевич

Восстановление и укрепление «исконных русских начал» (все оставить так как было и есть при самодержавной монархии)




Просмотр содержимого документа
«приложение 2»


Пётр Аркадьевич Столыпин (1862–1911)

Начиная с 1906 г. правительство Столыпина приступило к осуществлению

масштабной программы реформ, главной из которых стала аграрная.

Под руководством Столыпина был разработан ряд крупных законопроектов,

в том числе в области местного самоуправления, по введению всеобщего

начального образования, о веротерпимости. Принятый правительством

закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких

преступлений. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-

министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях,

ограничение автономии Великого княжества Финляндского. Во время

выступлений перед депутатами Государственной думы проявился ораторский

талант Столыпина. Его фразы «Не запугаете!» и «Им нужны великие

потрясения, нам нужна Великая Россия» стали крылатыми.

На Столыпина было совершено и планировалось 11 покушений.

// Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания август, 2011г.



«Путь отрубщиков был правильный и верный» и в перспективе вёл

«к настоящему фермерскому хозяйству».



// Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания август, 2011г.












В 1909–1914 гг. впервые в истории России была организована широкомасштабная и эффективная агрономическая помощь сельскому населению.


// Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания август, 2011г.



П.А.Столыпин и А.В.Кривошеин в пос. Славгороде (Алтайский край). Осень 1910 г.



// Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания август, 2011г.

Просмотр содержимого документа
«содержание»


Основная часть

Урок разработан по теме « Реформы П.А.Столыпина».

Цель урока: знакомство учащихся с сущностью и итогами реформ П.А.Столыпина для дальнейшего развития России в начале XX века.


Урок способствует развитию внимания, воображения, критического мышления.

На уроке осуществляется внутрипредметная связь: связь с темами прошлых уроков, межпредметная связь: краеведение, литература.

Урок состоит из следующих основных этапов: организационный момент, актуализация знаний по ранее изученному материалу, сообщение темы и цели, знакомство с новой темой, проверка ЗУН (закрепление изученного материала), подведение итогов урока, домашнее задание.

Для формирования познавательной активности в течение всего урока проводится параллель с современной жизнью (многопартийность в XIX, XX веке и в наше время, расслоение крестьянства в начале XX века и в наше время, проводится параллель в ведении хозяйства в начале XX века и в наше время, используется краеведческий материал).

ПЛАН:

1. Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний

3. Сообщение темы, цели, задачи

4.. Изучение нового материала.

4.1. Личность П.А.Столыпина и его политика

4.2 Итоги аграрной реформы

4.3 Аграрная политика в Удмуртии

4.4 Незавершенность земельной реформы

4.5 Россия после Столыпина: 1912 – 1914 годы.

5. Закрепление изученного материала

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Орг.момент.

1. Оргмомент.

2.Актуализация опорных знаний по теме « Изменение в политической системе Российской империи»

1) Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции:

- Какой новый представительный орган появился в России в ходе первой революции? (появление первого парламентского учреждения - Государственной думы)

- Какие гражданские права получило население России? (право на выборы, право быть избранным)

2) На какие направления по их видению будущего России делились политические партии? (социалистические – появились еще до революции, либеральные и монархические – появились во время революции)

- Каковы особенности первой многопартийности в стране? (1. Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления: расколы, размежевания, дробления и слияния. 2. Состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским)

2) Внимательно рассмотрите таблицу ( раздаточный материал имеется у каждого на парте. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Что общего можно выделить у всех политических партий Российской империи (по большинству - интеллигентский состав, неравнодушие к основным вопросам: устройству государства, аграрному, рабочему, национальному).

Проверку домашнего задания следует вести, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся по обществознанию и на их жизненный опыт.

3. Сообщение темы, цели, задачи (для учащихся). СЛАЙД 1

Как мы видим все общество, в первую очередь прогрессивно настроенную интеллигенцию волнует аграрный вопрос, который остался нерешенным после отмены крепостного права, в ходе первой российской революции. Поэтому споры, пути решения, выдвижение идей решить этот вопрос не прекращались и после нее. Более серьезно занимался этим вопросом назначенный в 1906 году премьер-министром П.А.Столыпин. О его реформах пойдет речь сегодня на уроке.

Главный редактор журнала «История» Алексей Савельев о реформах и реформаторах сказал: (СЛАЙД 2) «Самое слабое место в отечественной истории – реформы. Ведь, кажется, как хорошо без насилия и крови улучшить жизнь народа, дать ему благосостояние, уверенность в будущем, раздвинуть пределы гражданской свободы, утвердить справедливые начала общественной жизни… Но всё как-то неудачно получается: то реформы, начавшись бодро и при рукоплесканиях образованного общества, быстро выдыхаются, то сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, то вовсе срываются в оголтелое насилие, в кровавый мрак революции.

А уж о судьбах российских реформаторов и вспоминать не хочется. Самое лучшее для них – отставка, забвение, эмиграция. Хорошо ещё, когда просто облыжно ругают или клевещут, а то часто бывает так, что уж ничего возразить не можешь: пуля или бомба террориста кладёт предел всяким дискуссиям.

4. Изучение нового материала.

Личность П.А.Столыпина и его политика

В этом учебном году двойной юбилей Петра Аркадьевича Столыпина. В сентябре 2011 года – 100-летие с момента гибели, в апреле 2012 года – 150 лет со дня рождения.

Сколько написано о Столыпине за сто с лишним лет, а срединной, взвешенной линии в разногласице мнений о нём нет. Вот и раскачивается маятник суждений. Посудите сами: СЛАЙД 3

А.И. Солженицын в своем романе «Красное колесо» говорит, что выстрелы, пущенные в Столыпина, это выстрелы, адресованные царскому режиму. (Портрет писателя вывешен на доске с обратной стороны и открывается на тот момент, когда речь заходит о писателе, если есть возможность, то презентовать книгу).

С какой же мыслью был этот великий государственный деятель и в каких условиях ему приходилось проводить реформы?

(портрет П.А.Столыпина на слайде. СЛАЙД 4) Сообщение учащегося: “Столыпин и его политика”.

( сообщение учащегося можно дополнить учителю ниже предложенным материалом) :

Столыпин происходил из знатного дворянского рода. Дед его был другом М. Лермонтова и оставил об их встречах интересные воспоминания. В роду строго хранились традиции дворянской чести. Когда старший брат Петра погиб на дуэли, юноша стрелялся с его убийцей и был ранен в правую руку, которая с тех пор так и осталась почти парализованной. Несмотря на это, он закончил естественный факультет Петербуржского университета в числе первых. Но не стал заниматься наукой, а посвятил свою жизнь государственной службе. Карьера Столыпина была стремительной. Он стал самым молодым губернатором, сначала в Гродно, а затем в Саратове. Во время революции 1905 года Столыпин проявил себя как жесткий, но достаточно осмотрительный руководитель. Несмотря на то, что он часто использовал войска для подавления беспорядков, он пользовался таким уважением крестьян, что при одном его появлении в деревне, охваченной волнениями, все беспорядки немедленно прекращались. Однако революционеры ненавидели Столыпина и приговорили его к смерти. 26 апреля 1906 года Столыпина вызвали в Петербург, где царь Николай II назначил его министром внутренних дел. В то время это была ключевая должность в российском правительстве. А в июле того же года он стал председателем Совета Министров. Как сказал сам Столыпин, он должен был установить порядок в « стране окровавленной, потрясенной»

1906 год Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событий по трем направлениям: СЛАЙД 5

И первый, и второй путь предполагали большие людские жертвы. Третий путь давал возможность избежать этого.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. СЛАЙД 6

Высшие российские чины не заметили, что в крестьянстве произошёл значительный психологический перелом. Они были одержимы идеей передела земли. Часть трудовиков выдвигала радикальный проект: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения Россия.

«Деревня уже не та… Мысль разбужена… Население бросается в кооперацию и в школу, и в агрономию, и в народные университеты…» прочитает позже общественность из газет 1910 года.

В 1906 году правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля царским манифестом I Дума была распущена.

В этот же день председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин. Начиная с 1906 года, правительство Столыпина приступило к осуществлению масштабной программы реформ.

Самостоятельная работа в парах ( если класс большой, ребят уместно разделить на группы (КАРТОЧКА). Из документа необходимо выделить реформы, которые запланировало новое правительство Столыпина.

ТЕКСТ КАРТОЧКИ: «Главной реформой правительства Столыпина стала аграрная реформа. Под руководством Столыпина был разработан ряд крупных законопроектов, в том числе в области местного самоуправления, по введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое место имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского».

Реформы правительства Столыпина СЛАЙД 7 (Материал на слайде необходим для подытоживания проделанной работы учащимися в парах)

Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявился ораторский талант Столыпина. Его фразы «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» стали крылатыми. Доказательством этому может послужить и противостояние Столыпина и Государственной думы в вопросе о военно- полевых судах.

На данном этапе уместно обратиться к документу в учебнике на с. 53)

В связи с тем, что главной из причин первой российской революции был аграрный вопрос, который так и не был решен, главной из реформ правительства стала аграрная реформа. В годы российских реформ начала XX века в орбиту масштабных аграрных преобразований втягивались практически все сословия: крестьяне, помещики, священнослужители, сельские учителя (разночинцы); резко возросла роль работавших в деревне агрономов.

Одной из ключевых задач столыпинских реформ было создание широкого слоя зажиточных крестьян, слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества. И эта задача была, в целом, успешно реализована.

«Устраивая крестьян-хозяев каждого на своей земле, земельная реформа открывает возможность улучшений в крестьянском хозяйстве и укрепляет в народном сознании культ труда» (П.А.Столыпин, А.В.Кривошеин. после поездки в Сибирь и Поволжье)

Стержневой идеей реформы было разрушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. (Знакомство с историческим документом в учебнике на с.58-59) Указ поощрял образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение. Но все же незначительная часть помещичьих наделов была изъята для передела ее между крестьянами, пожелавшими выйти из общины.

Происходит поворот правящих верхов от принудительного сохранения общины к политике ускоренного ее разрушения. Революция продемонстрировала обратную сторону крестьянской общины – общинное единение крестьян способствовало их революционному единению. П.А.Столыпин считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет очень трудно поднимать на бунт.

Итоги аграрной реформы СЛАЙД 8

Положительные результаты

Негативные последствия

1. Расслоение из общей массы крестьян крепко стоящих на своих ногах зажиточных крестьян, являющихся основным фактором политической стабильности общества.

1. В результате усилившегося расслоения в деревне резко возросли острейшие противоречия между «сильными» и «слабыми» группами крестьян, порою доходившие до вооружённых столкновений (исторический источник на с. 59 «Выступления крестьян села Подберезья Свияжского уезда Казанской губернии»); печальной нормой сельской жизни становятся многочисленные поджоги

2. Пополнение рядов рабочего класса

2. Заметно снизился интерес крестьян к общественным делам в результате растущей изолированности от «мира» (общинной среды) и большей занятости своим хозяйством (у крестьянина не оставалось времени на что-либо иное в условиях жёсткой буржуазной конкуренции на «место под солнцем».

3. Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба

3. Снижение общей религиозности русского крестьянства (упадок посещаемости церквей по причине занятости на земельном наделе и в силу расселения на хутора)

4. Освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири.

4. Спад в развитии крестьянского образования: многие крестьянские дети не посещали школы

5. Зарождение сельскохозяйственной кооперации


6. Предоставление народным банком кредитов для покупки модернизированного сельхозинвентаря, закупок сельхозмашин.


7. Рационализация производства – переход к четырехполью, экономии рабочего времени в результате ликвидации земельных полосок, внесения удобрений.


Для развития критического мышления проводится работа с таблицей, предложенной выше. Ученики рассматривают ее и отвечают на поставленный вопрос: Какой вывод можно сделать по таблице? Если учащимся трудно ответить на поставленный вопрос, то учитель задает наводящие вопросы: Каких результатов больше: положительных или отрицательных? Какой вывод из этого следует?

Итоги реформы противоречивы. Она имеет впечатляющие результаты: 25% крестьян вышли из общины, 15% земель закреплены в частную собственность, на 1/3 вырос экспорт хлеба, посевные площади выросли на 10%, темпы роста промышленного производства составили 8,8% в год. Но фермерские хозяйства составляли лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, 17% переселенцев вернулись на прежние места проживания.

Для реализации национально-регионального компонента учащимся предложен материал по теме «Аграрная политика в Удмуртии». Материал может быть изложен учителем или учащимся, который получил заданее заранее.

Аграрная политика в Удмуртии

Столыпинская аграрная политика затронула и жителей Удмуртии. Процесс социально-экономической дифференциации крестьянства Удмуртии развивался в том же направлении, что и в целом по России.

В начале XX века зажиточные хозяйства Удмуртии составляли от 14% до 20% от общего числа крестьянских подворий. Вместе с тем характерными чертами сельского уклада Удмуртии были чересполосица и многополосица. В земледелии господствовала принудительная технология и низкая техническая вооруженность хозяйств.

В 1917 году в деревне проживало 93,4%, т.е. абсолютное большинство населения. Лишь 0, 2% крестьянского населения Удмуртии составляли бывшие помещичьи крестьяне, абсолютное же большинство – 95,5% - это бывшие государственные крестьяне.

На этом фоне и стал действовать указ от 9 ноября 1906 года. Если община не соглашалась с выходом хозяйства, то вопрос единолично решал земский начальник.

Составной частью столыпинской аграрной политики и перестройки деревни являлось переселение крестьян из густо населённых центральных губерний в Сибирь и на Дальний Восток. Много их двинулось на восток и из Вятской губернии. Особенно широкий размах переселение приняло в 1910-1912 годах. Только из Глазовского, Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов переселилось свыше 15 тысяч человек. Всего из этих уездов за 7 лет, с 1908 по 1915 год, переселилось более 25 тысяч человек.

Получая недостаточную помощь от правительства, и не сумев приспособиться к новым условиям, часть переселенцев разорялась, большое количество возвращалось назад, пополняя ряды деревенских бедняков. Следует отметить роль земства в проведении реформ. Оно вело энергичную деятельность по созданию потребительских, кредитных и других кооперативных обществ.

Только в 1912 году кредитные товарищества Вятской губернии выдали ссуд на покупку рабочего скота, семян для посева, сельскохозяйственных машин на сумму более 10 млн. рублей. Земства организовывали прокатные пункты, различные сельскохозяйственные курсы по маслоделию, сыроварению.

Со временем столыпинских реформ совпадает широкое распространение среди крестьянского населения Удмуртии садоводства, огородничества, начало возделывания многолетних трав, массовое увлечение крестьян разведением свиней, появление железных плугов.

Структура общества стала более разнообразной: быстрыми темпами формировалась зажиточная часть и возрастала доля несостоявшихся в хозяйственном отношении крестьян.

В период осуществления аграрной реформы получила дальнейшее развитие система образования царской России, которая была признана во всем мире. Особо высокую оценку получила работа российских педагогов с детьми так называемых инородцев.

Выпускники гимназий Удмуртии были подготовлены к продолжению учебы как в российских, так и зарубежных университетах. Однако первая мировая война, революция, гражданская война практически свели на нет начинания, связанные с именем П.А.Столыпина.

Столыпинская реформа активизировала в Удмуртии и кенеш, который активно поддерживал аренду в деревне, стремясь к более полнокровному использованию неделов.

Удмуртский крестьянин в целом подчинялся кенешу по многим причинам. Во-первых, кенеш являлся продолжением родового совета, освященного законами языческой, а затем и христианской веры; во-вторых, в этом народе издревле воспитывалось уважительное отношение к трудолюбивым хозяевам, которые были в основном самостоятельными. Эти хозяева, как правило, выбирались в совет. В-третьих, кенеш помогал слабым хозяйствам в нужде при стихийных бедствиях, содержал сирот, имел всегда общественный фонд зерна и денег; в-четвертых, кенеш хоть в какой-то степени помогал в защите удмуртов от национальной дискриминации путем вынесения общественного приговора, то есть составления протокола и обращения к царским властям с жалобой на обидчика или сбора денег для откупа и взяток царским чиновникам и судам.

В начале XX века, особенно в годы первой мировой войны, в связи с кризисом, вызванным войной, происходит падение жизненного уровня села. Кенеш стал играть всё большую роль в регулировании отношений в удмуртской деревне.

Незавершенность земельной реформы

Аграрная реформа П.А.Столыпина так и осталась незавершенной. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Он натолкнулся на противодействие крупных землевладельцев и части царского окружения. Его обвиняли в развале традиционного уклада и в том, что он заискивает перед врагами России. Главными внутренними врагами Столыпин считал революционеров, которые, по его мнению, вели страну к катастрофе. Они же, в свою очередь обвиняли его в чрезмерной жестокости при подавлении революционных волнений. Еще в 1906 году на него было организованы первые покушения. В доме, где жил Столыпин, были заложены бомбы. При взрыве он не пострадал, но были ранены его дети. Погибло 27 человек, 100 ранено. Несмотря на то, что покушение не удалось, Столыпин понял, что противники не оставят его в покое. Он торопился осуществить все задуманное, потому что видел, как постепенно начинал терять поддержку и расположение царя. Развязка наступила в Киеве, куда в августе 1911 года. Столыпин прибыл вместе с Николаем II. После торжественной встречи на вокзале царь демонстративно не пригласил премьера в автомобиль. А на другой день во время представления Н. Римского-Корсакова “ Сказка о царе Салтане” Столыпин был тяжело ранен террористом Богровым, оказавшимся секретным агентом охранного отделения. Через четыре дня он умер. Расправа над этим политическим деятелем не была случайной. Он выступал с идеями, которые намного опережали его время.

Россия после Столыпина: 1912 – 1914 годы.

Деятельность правительства в 1912 -1914 гг. со всей очевидностью свидетельствовала о том, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут. Николай все в большей степени окружал себя людьми бездарными, зато разделявшими его собственные взгляды на исторический путь России.

Однако реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и отсутствием покоя внутреннего, но и, что самое главное, покоя внешнего. Россия оказалась втянутой в первую мировую войну.

5. Закрепление изученного материала. Рефлексия

Учащиеся решают тестовое задание. (СЛАЙД 9)

1. Когда начал проводить реформы П.А.Столыпин?

а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г.

2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?

а) выход крестьян из общины с землей

б) переселение крестьян на новые земли за Урал

в) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?

а) зажиточные

б) бедные

в) бедные и зажиточные

4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?

а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

б) начался процесс социального расслоения крестьянства

в) сгладились главные социальные проблемы в деревне

5. Дайте определение понятию «хутор»

а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне

в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

Ключи к тесту: 1- А 2 – А, Б 3 – В 4- А,Б 5 - А

(СЛАЙД 10) После выполнения задания, с целью экономии времени, ребята обмениваются тетрадями и проводят проверку решенного теста своего соседа по ответам, которые открываются на слайде. У учащихся развивается внимание, они могут сопоставить свою выполненную работу с работой своего соседа по парте.

6. Подведение итогов урока.

В конце урока подводятся итоги, дается оценка работе каждого ученика, выставляются отметки. Учитель еще раз обращает внимание на ключевые моменты новой темы.

7. Домашнее задание: 1) §8 с. 54-58.

2) Составить синквейн

С целью развития критического мышления учащимся, кроме знакомства с материалом параграфа дается задание составить синквейн по изученной теме. Ведь выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном информационном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.



Просмотр содержимого документа
«список источников»



Список использованных источников:

1. 1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XХ начало ХХI века. Учебник для 9 кл. -

М.: «Просвещение», 2008

2. О.В.Арасланова, А.В.Поздеев Поурочные разработки по истории России.Москва, «ВАКО», 2008.

3. // Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания август, 2011г.;

4. // Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания август, сентябрь, 2011 г.;

5.Учебно-методическое пособие «История Удмуртии в школе: примерные планы – конспекты уроков», 2007 г.



Просмотр содержимого презентации
«Реформы Столыпина»

РЕФОРМЫ П.А.Столыпина \

РЕФОРМЫ

П.А.Столыпина

\

«Самое слабое место в отечественной истории – реформы. Ведь, кажется, как хорошо без насилия и крови улучшить жизнь народа, дать ему благосостояние, уверенность в будущем, раздвинуть пределы гражданской свободы, утвердить справедливые начала общественной жизни… Но всё как-то неудачно получается: то реформы, начавшись бодро и при рукоплесканиях образованного общества, быстро выдыхаются, то сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, то вовсе срываются в оголтелое насилие, в кровавый мрак революции.   А уж о судьбах российских реформаторов и вспоминать не хочется. Самое лучшее для них – отставка, забвение, эмиграция. Хорошо ещё, когда просто облыжно ругают или клевещут, а то часто бывает так, что уж ничего возразить не можешь: пуля или бомба террориста кладёт предел всяким дискуссиям».  Алексей Савельев
  • «Самое слабое место в отечественной истории – реформы. Ведь, кажется, как хорошо без насилия и крови улучшить жизнь народа, дать ему благосостояние, уверенность в будущем, раздвинуть пределы гражданской свободы, утвердить справедливые начала общественной жизни… Но всё как-то неудачно получается: то реформы, начавшись бодро и при рукоплесканиях образованного общества, быстро выдыхаются, то сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, то вовсе срываются в оголтелое насилие, в кровавый мрак революции. А уж о судьбах российских реформаторов и вспоминать не хочется. Самое лучшее для них – отставка, забвение, эмиграция. Хорошо ещё, когда просто облыжно ругают или клевещут, а то часто бывает так, что уж ничего возразить не можешь: пуля или бомба террориста кладёт предел всяким дискуссиям». Алексей Савельев
«…Обер-вешатель, погромщик, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую «практику…»  В.И.Ленин «Кровожадный и бесчестный… Гибель Столыпина не искупает в глазах народа кровавых ужасов столыпинщины… Пять лет подряд – изо дня в день – он вешал и расстреливал сынов народа, громил, давил, топтал человеческие жизни и плоды великих усилий и неисчислимых самопожертвований- во славу собственности, привилегий и монархии…»  Лев Троцкий «…В оправданье фамилии, он был действительно СТОЛП государства. Он стал центром русской жизни, как ни один из царей… Это опять был Петр над Россией – такой же энергичный, такой же неутомимый… такой же преобразователь, но с мыслю иной…»  Александр Солженицын

«…Обер-вешатель, погромщик, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую «практику…»

В.И.Ленин

«Кровожадный и бесчестный… Гибель Столыпина не искупает в глазах народа кровавых ужасов столыпинщины… Пять лет подряд – изо дня в день – он вешал и расстреливал сынов народа, громил, давил, топтал человеческие жизни и плоды великих усилий и неисчислимых самопожертвований- во славу собственности, привилегий и монархии…»

Лев Троцкий

«…В оправданье фамилии, он был действительно СТОЛП государства. Он стал центром русской жизни, как ни один из царей… Это опять был Петр над Россией – такой же энергичный, такой же неутомимый… такой же преобразователь, но с мыслю иной…»

Александр Солженицын

Возможность развития событий в России после первой революции:

Возможность развития событий в России после первой революции:

  • Дальнейшее продолжение революции;
  • Наступление контрреволюции;
  • Трансформация революции «снизу» в революцию «сверху» (попытка разрешить поставленные революцией вопросы путём постепенного реформирования страны)
27 апреля-9 июля – деятельность I Государственной думы Наиболее крупные фракции: Кадеты – 153 депутата «Трудовики» (крестьянская) – 107 депутатов Октябристы – 13 депутатов  Центральное место в работе думы - Аграрный вопрос

27 апреля-9 июля – деятельность I Государственной думы

  • Наиболее крупные фракции:
  • Кадеты – 153 депутата
  • «Трудовики» (крестьянская) – 107 депутатов
  • Октябристы – 13 депутатов

Центральное место в работе думы - Аграрный вопрос

Реформы правительства Столыпина:

Реформы правительства Столыпина:

  • Аграрная реформа
  • Реформа в области местного самоуправления
  • Реформа в образовании
  • Реформа в судопроизводстве (закон о военно-полевых судах)
  • Реформа власти (введение правового государства)

Итоги аграрной реформы

Положительные результаты

Негативные последствия

1. Расслоение из общей массы крестьян крепко стоящих на своих ногах зажиточных крестьян, являющихся основным фактором политической стабильности общества.

1. В результате усилившегося расслоения в деревне резко возросли острейшие противоречия между «сильными» и «слабыми» группами крестьян, порою доходившие до вооружённых столкновений ( исторический источник на с. 59 «Выступления крестьян села Подберезья Свияжского уезда Казанской губернии») ; печальной нормой сельской жизни становятся многочисленные поджоги

2. Пополнение рядов рабочего класса

2. Заметно снизился интерес крестьян к общественным делам в результате растущей изолированности от «мира» (общинной среды) и большей занятости своим хозяйством (у крестьянина не оставалось времени на что-либо иное в условиях жёсткой буржуазной конкуренции на «место под солнцем».

3. Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба

3. Снижение общей религиозности русского крестьянства (упадок посещаемости церквей по причине занятости на земельном наделе и в силу расселения на хутора)

4. Освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири.

4. Спад в развитии крестьянского образования: многие крестьянские дети не посещали школы

5. Зарождение сельскохозяйственной кооперации

6. Предоставление народным банком кредитов для покупки модернизированного сельхозинвентаря, закупок сельхозмашин.

7. Рационализация производства – переход к четырехполью, экономии рабочего времени в результате ликвидации земельных полосок, внесения удобрений.

Решите тестовое задание 1. Когда начал проводить реформы П.А.Столыпин?  а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г. 2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?  а) выход крестьян из общины с землей  б) переселение крестьян на новые земли за Урал  в) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей 3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?  а) зажиточные  б) бедные  в) бедные и зажиточные 4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?  а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне  б) начался процесс социального расслоения крестьянства  в) сгладились главные социальные проблемы в деревне 5. Дайте определение понятию «хутор»  а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек  б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне  в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

Решите тестовое задание

1. Когда начал проводить реформы П.А.Столыпин?

а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г.

2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?

а) выход крестьян из общины с землей

б) переселение крестьян на новые земли за Урал

в) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?

а) зажиточные

б) бедные

в) бедные и зажиточные

4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?

а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

б) начался процесс социального расслоения крестьянства

в) сгладились главные социальные проблемы в деревне

5. Дайте определение понятию «хутор»

а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне

в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

Ключи к тесту 1- А   2 – А, Б   3 – В   4- А,Б

Ключи к тесту

  • 1- А
  • 2 – А, Б

  • 3 – В
  • 4- А,Б

  • 5 - А


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Реформы П. А. Столыпина

Автор: Широбокова Валентина Вячеславовна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реформы Столыпина:" тихая революция" презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(64) "rieformy-stolypina-tikhaia-rievoliutsiia-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "232584"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442861403"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaaghrarnaiarieformapastolypina"
    ["file_id"] => string(6) "267278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450347943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Россия в период столыпинских реформ "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-pieriod-stolypinskikh-rieform"
    ["file_id"] => string(6) "174687"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424169113"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Экономические реформы. П.А.Столыпина""
    ["seo_title"] => string(36) "ekonomicheskie_reformy_p_a_stolypina"
    ["file_id"] => string(6) "542091"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583652714"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сценарий урока «Реформы П.А. Столыпина и их влияние на процессы российской модернизации»"
    ["seo_title"] => string(83) "stsienariiurokarieformypastolypinaiikhvliianiienaprotsiessyrossiiskoimodiernizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "275784"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452617554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства