Организационный момент. (2мин). Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка целей. Учитель: Тема нашего урока «Мы помним всё, что с Родиною было…». На сегодняшнем семинаре мы с вами обобщим и дополним знания по сталинской эпохе в истории нашей страны. Урок состоит из 2 частей: в первой мы выскажем и обсудим две противоположные точки зрения на итоги правления Сталина. Вторая часть урока будет посвящена памяти жертв политических репрессий. Итак, мы начинаем. Первая часть урока. Актуализация знаний. (20смин.) На фоне песен тридцатых годов слайды с основными событиями «СССР в 30 –е годы ХХ века». К доске выходит два учащихся – ведущих. Ведущий 1. . А нужно ль былого чураться, Пускать прожитое на слом, Позиции и декларации выдумывать Задним числом? И чваниться напропалую, и лавры, Кичась, пожинать, И всю беззаботность былую Предательски не вспоминать? Ведущий 2. Ну, что ж, не вспоминать – это самый простой выход. Пытаться разобраться в прошедшем – значительно сложнее. Тем более, что текущий день нельзя разглядеть из него самого, надо отойти, отдалиться, чтобы оценить значение того или иного политического явления, требуется взгляд из прошлого, чтобы совершить прорыв в будущее. Почему именно сейчас мы так часто вспоминаем сталинское время? Не потому ли, что долгое замалчивание проблем, считавшихся решёнными, всё ещё отзывается эхом и сегодня? Мы вынуждены возвращаться к этому времени ещё и потому, что, защищая Сталина, защищаем право на произвол. Мы учимся анализировать пережитое, учимся говорить вслух, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было. А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было и то, о чём предпочитаем молчать. Учитель: «Триумф и трагедия» назвал эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов. Триумф одного человека – трагедия целого народа. Так ли это? На этот вопрос каждый ответит сам себе. А помогут вам разобраться выступление наших творческих групп, которые выскажут две противоположные точки зрения на сталинский период названный в истории Сталинизм. Пожалуйста, внимательно вслушайтесь, вдумайтесь в предложенный вам материал, запишите, что вызвало ваши сомнения или возражения. После выступления обоих групп мы проведём дискуссию. Выступление 1 творческой группы в защиту Сталина и его политики. Учащийся 1....Каждый год многозначительные даты рождения и кончины И.В.Сталина властно притягивают к себе внимание многих людей — и вызывают сложный сплав чувств. Выступление 1 творческой группы в защиту Сталина и его политики. Учащийся 1....Каждый год многозначительные даты рождения и кончины И.В.Сталина властно притягивают к себе внимание многих людей — и вызывают сложный сплав чувств. Анализируя отношение современников и потомков Сталина мы пришли к выводу, что для многих советских людей Сталин и годы его руководства СССР это время всенародного прорыва в светлые, безбрежные дали будущего, как десятилетия радости и счастья созидательного труда для себя и своих потомков — последующих поколений. К сожалению в наше время об этом стараются не упоминать или критиковать. Главный итог правления Сталина состоит в том, что Россия стала современной державой. Недаром У. Черчилль говорил: Сталин принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой и ракетами. Реально Сталин сделал следующее: осуществил форсированную индустриальную модернизацию страны. возведены индустриальные гиганты Днепрогэс, Магнитка, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб появились авиационная, химическая электротехническая отрасли промышленности. СССР превратился из аграрной страны в мощную индустриальную державу. СССР вышел на 1 место в Европе по объему промышленного производства. СССР стал экономически независим от Запада. Учащийся 2. В процессе проведения индустриализации в деревне были созданы МТС, стала использоваться техника, появились кадры – агрономы, механизаторы, ветеринары и т.д., подготовку которых начали вести специализированные ВУЗы. В стране было открыто 20 тыс. новых школ. Грамотность составила 87,4%. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире Сталин в ситуации назревавшей новой мировой войны предотвратил формирование единого фронта западных держав против СССР; обеспечил условия для победы во Второй мировой войне; заложил фундамент превращения СССР в сверхдержаву (послевоенное мироустройство, обладание высоким научно-техническим, военным, ядерным потенциалом). Конечно, сталинским репрессиям нет моральных оправданий, но их следует понять и как продукт эпохи и продолжение методов Гражданской войны. Россия в этом не была чем-то уникальным, поскольку XX век - это апогей насилия в мировой истории. Коллективизация стала альтернативой аграрной "модернизации по - столыпински". Сталин эту модернизацию осуществил, обеспечив за счет деревни проведение индустриализации, но сохранив в качестве своей опоры социальные основы крестьянского общинного проживания. Успех индустриализации при всей ее незавершенности позволил СССР практически в одиночку противостоять военно-экономическому потенциалу не только фашистской Германии, но и почти всей Западной Европы. Учащийся 3.При Сталине СССР превратился в мировую державу, постоянного члена Совета безопасности ООН, в страну, контролировавшую центр Европы, многие страны распадавшегося колониального мира. Границы СССР были надежно защищены. Главный итог правления Сталина состоит в том, что Россия стала современной державой. НАДО ПРИЗНАТЬ: нелегко жилось в сталинский период советским людям. Однако они видели на себе, на своих детях ощущали, что советское правительство делало все возможное для скорейшего повышения благосостояния народа. И ставший позднее популярно расхожим афоризм «Вор должен сидеть в тюрьме!» был реализован с убедительной эффективностью: расплодившаяся в военные годы преступность сократилась до достаточно низкого уровня, вполне безопасного для населения. После перевода экономики на мирные рельсы стремительно восстанавливалось разрушенное, разметанное войной народное хозяйство. Но при всех трудностях в СССР раньше других европейских стран была отменена карточная система жизнеобеспечения, ежегодно весьма существенно снижались цены на продукты питания и предметы первой необходимости. Мизерной, почти символической была квартирная плата, а также цена на хлеб, картофель, коммунальные услуги, проезд в общественном городском и железнодорожном транспорте, питание в рабочих и студенческих столовых, посещение объектов культуры, стали вполне доступны путевки в пионерские лагеря и здравницы. И последнее, сталинское время нам кажется более привлекательнее, нежели сегодняшняя ситуация в стране. Тогда люди знали за что терпят лишения, а сегодня…? Учитель: Ну, что, же, тема для размышления дана, с чем то согласимся, с чем то нет. Выслушаем точку зрения 2 группы. Выступление 2 творческой группы с осуждением сталинизма. Учащийся 1. Сталинизм – это совокупность взглядов и практических действий И. Сталина и его окружения, господствующих в советском обществе с конца 20-х гг. до 1953г. , в результате чего в стране были разрушены общечеловеческие механизмы прогресса, создана тупиковая экономика, угнетательское государство-монстр. Но эти успехи были достигнуты за счет перенапряжения экономики и не пропорционального ее развития, в ущерб легкой промышленности и сельского хозяйства. В тоже время наблюдались недостатки в социальной сфере и без того низкая заработная плата съедалась налогами, ростом цен и инфляцией. Сталинизм – это массовые репрессии и беззакония, ужасы раскулачивания и коллективизации. Репрессии начатые Сталиным против своих оппонентов привели к созданию в 1930 г.Главного управления лагерей (ГУЛАГ).Дешевая рабочая сила заключенных позволила осуществить такие грандиозные проекты как строительство Беломорканала и канала Москва-Волга Политика сплошной коллективизации привела к провалу. Производство зерна снизилось на 10%,поголовье скота уменьшилось в 2 раза. В итоге в 1932-33 г. страну охватил страшный голод от которого погиб около 3 млн. человек. Учащийся 2. Сталинизм – это способ модернизации страны крайне жёстким, варварским способом. Сталинизм – это теория и практика построения социализма в любых условиях и любой ценой, как способ действия по принципу «цель оправдывает средства. Наши оппоненты сказали, что советские люди с радостью и гордостью вспоминают о периоде сталинского режима. Мы считаем, что те , кто согласен с принципом «цель оправдывает средства», кто считает, что социализм может быть построен в любых условиях и любой ценой, нет критериев, способных отделить правду от лжи, разумное от безумного, нравственное от безнравственного, справедливое от несправедливого, ошибку от преступления. Поэтому для них «эра сталинизма» была и остаётся весьма славной, даже возвышенной полосой советской истории и строительства социализма, где массовые жертвоприношения выглядят не иначе, как массовый героизм, разгул беззакония – с силой авторитета власти, рабская исполнительность, сочетаемая с полным самоотречением, считается массовым энтузиазмом, а тысячи и миллионы безвинных жертв изображаются как неизбежные издержки самых глубоких преобразований. Учащийся 3. К сожалению, такая позиция глубоко вошла в психологию и сознание многих тружеников. Сталин, паразитируя на энтузиазме веривших в социалистические идеалы масс трудящихся, на их готовности к жертвам, сумел варварскими способами, держа жизнь трудящихся на грани нищеты и доводя миллионы крестьян до голодной смерти, погрузив всё общество в состояние страха и суеверного поклонения идолу вождя, осуществить скачок от сохи к индустриальному прогрессу, от массовой грамотности ко всеобщей образованности. Какова цена этого прогресса? Наши оппоненты как то скромно умолчали об этом. А она измерялась не только в жертвах, исчисляемых миллионами сломанных судеб, бедами и несчастиями всех советских народов. Но и тем, что сами модернизация и индустриализация страны, проведённые по-сталински, придав советскому обществу первоначальное индустриальное ускорение в дальнейшем обрекли советское общество на стагнацию и вырождение, так как созданная в те годы экономика являлась тупиковой. Учитель. Начинается дискуссия. (15 мин.). Вопросы дискуссии. 1. Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему? 2. А может быть Россию можно было вытянуть только таким образом? 3. Можно ли найти аналогию Сталину в мировой истории? 4. Какое ваше личное отношение к Сталину? Подведение итогов первой части урока. (1мин.) Вторая часть урока. (34мин.) Учитель. Самой страшной страницей истории сталинского периода были, несомненно, политические репрессии. Вряд ли можно чем то оправдать миллионы жертв, никакие цели не могу стоить жизни людей. Ведущая 1. Всем, кто клеймен был статьёю полсотни восьмою, кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем, кто по суду, без суда, совещаньем особым был обречён на тюремную робу до гроба, кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, им наши слезы и скорбь, наша вечная память! Учитель: Наш урок приурочен к дню памяти жертв политических репрессий который почитается в нашей стране 30 октября. Я предлагаю вам послушать немного из истории этого дня в нашей стране. Ведущий 1. 30 октября выбрано президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно: за 19 лет до него этот день был выбран, если угодно, Богом. В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля - писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом. Ведущий 2. Через 2 года, в октябре 1974 г. группа соузников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать во всём мире этот день как День политзаключённых. Что и было принято мировым сообществом. И исполнялось и в советских лагерях - посредством голодовок - несмотря на неминуемые карцеры, запреты свиданий, переводы на тюремный режим и прочие прелести. До 1974 года в качестве Дня политзаключённых отмечалась другая дата – 5 сентября – годовщина известного декрета 1918 года “О красном терроре”, который помимо расстрела “всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, ввел в Советской России концентрационные лагеря…”. Указ президента знаменовал разрыв нового государства с советским репрессивным режимом. Насколько этот разрыв подтверждается новой практикой, мы можем судить сами. Учитель: Но задумывался ли президент, подписывая свой указ, о том, что слово “репрессии” вряд ли соответствует тому, что происходило с установлением у нас советской власти. В самом деле, – что такое репрессия? Это – когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё – так? Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня будем вспоминать, ни о каких действиях против власти и не помышляли. О жертвах политических репрессий в истории написано недостаточно. В наше время историю советского общества лучше узнать из Айтматова и Распутина, Дудина и Рыбакова, Гранина и Высоцкого. Наверное, это связано с тем, что наука сама по себе консервативна, требует доказательств практикой, опытом, временем в конце концов. А пока историки выискивают причины и подбирают определения, написаны десятки книг, страниц пережитого. Ведущий 1. Нет, не из книжек наших скудных Подобья нищенской сумы, Узнаете о том, как трудно, Как невозможно - жили мы… Ведущий 2. Эти строки выстраданы, выношены поэтессой О. Бергольц за долгие годы её молчания. Трагическая судьба и величественная одновременно. Репрессированная О. Бергольц в 30-е годы прошла через застенки, потеряла мужа, ребёнка, а оставшись в живых, всю боль свою вложила в стихи, написанные «в стол». Она не надеялась, что они увидят свет… и, может быть, поэтому они несут в себе особую искренность и обнажённость. О. Бергольц оставила «завещание», многое объяснившее нам. Оно не требует пересказа, толкования… Это исповедь и покаяние одновременно. Учащийся читает стих О. Бергольц. Нет, не из книжек наших скудных, Подобья нищенской сумы, Узнаете о том, как трудно, Как невозможно жили мы. Как мы любили горько, грубо, Как обманулись мы любя, Как на допросах, стиснув зубы, Мы отрекались от себя. Как в духоте бессонных камер И дни, и ночи напролет Без слез, разбитыми губами Твердили "Родина", "Народ". И находили оправданья Жестокой матери своей, На бесполезное страданье Пославшей лучших сыновей О дни позора и печали! О, неужели даже мы Тоски людской не исчерпали В открытых копях Колымы! А те, что вырвались случайно, Осуждены еще страшней. На малодушное молчанье, На недоверие друзей. И молча, только тайно плача, Зачем-то жили мы опять, Затем, что не могли иначе Ни жить, ни плакать, ни дышать. И ежедневно, ежечасно, Трудясь, страшилися тюрьмы, Но не было людей бесстрашней И горделивее, чем мы! Учитель: Подобная участь постигла А. Ахматову, Б. Пастернака, М. Зощенко… Список можно продолжать до бесконечности. Интеллигенция, уничтоженная и загнанная, лишённая свободы творчества, продолжала творить, работая на будущее. Писались романы и стихи, писались полотна, осуждённые на неизвестность, билась о рамки дозволенного человеческая мысль. Учащийся рассказывает о художнике А. Белове. Вряд ли кто то из вас когда - нибудь слышал о художнике Алексее Белове. Этот художник известен узкому кругу театральных деятелей. Всю жизнь он занимался созданием театральных декораций, у него не было авторских выставок, громкого имени, званий, наград. Просто делал человек свою работу. А дома… дома, в мастерской, кисть раскрывала душу художника. Ей он доверял пережитое… Довоенное пионерское детство, мечты о будущем… арест отца. И всё перечёркнуто! Нет больше будущего, нет права быть как все, он – член семьи врага народа, он отвергнут и унижен. Страшная участь многих детей 30-х годов. Потом война, учёба, в 1956г –реабилитация политзаключённых. Как? Это была ошибка? Гибель миллионов – результат мнительности одного человека? Размышления писателя рождают «книгу» художника – картину. И появились на свет эти обличительные полотна. Картина «Беломор –канал»:стройка, ставшая символом социализма, трудовых побед – вот как она преломилась в восприятии художника. Он задал простой вопрос: какова цена вложенных человеческих усилий? И ответ – на картине. Это тысячи жизней заключённых, которые в массе своей не были ни в чём виноваты! Они строили это техническое чудо, они лишались здесь здоровья и жизни. Беломор – канал поглотил их. А это - плакаты : Коллективизация – объединение крестьян по Сталину, как серпом, скосило традиционный русский деревенский уклад жизни. И силуэт этого серпа –профиль вождя. А это реальность тех же 30-40-х гг.: идущие на восток поезда. Как там у Блока: «В вагонах плакали и пели…» В этих – только плакали и молчали. Они как мираж, год за годом неустанно отстукивали время. Время, ставшее трагедией целого народа. Учитель: Чтобы у вас сложилась полная картина о жертвах политических репрессий предлагаю заслушать небольшое сообщение об условиях содержания заключённых. Учащийся Об условиях содержания заключённых. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключённые, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключённых в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Охрана на Соловках состояла из сотрудников ОГПУ, уличённых в прегрешениях по службе и отправленных на Соловки для исправления. И они творили там произвол. Новых заключённых встречали словами: “Здесь не Советская республика, а Соловецкая! Усвойте! Нога прокурора ещё не ступала на соловецкую землю, и не ступит! Знайте! Вы сюда присланы не для исправления! Горбатого не исправишь”. С Соловецких островов было только два побега. Существовали разные меры умерщвления людей. Из 84 тысяч человек погибло 43 тысячи человек. На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 млн. человек, из них погибло 950 тыс. человек. Умирали от истощения и связанными с ним болезнями. Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключённых до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паёк и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паёк урезали .С 1938 г. начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавились от неугодных заключённых. Ведущий 1. Происходящее тогда не было страданием одного человека, это была трагедия народа. Лидеры и рядовые, знаменитые и неизвестные – сколько их осталось на горькой дороге потерь. Ведущий 2. Поклонимся мысленно всем безвинно погибшим. И пусть этот плакат станет каплей нашей памяти на большом мемориале жертвам сталинизма. Музыка. Демонстрация плаката. Ведущий 1. Имена, имена, имена, Как в шеренгах солдатские плечи. Память здесь и твоя, и моя, Озарённая пламенем вечным. Заключение.(3мин.) Учитель: Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа куда свозились дети политзаключённых? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца? Мнения учащихся. Учитель: Ну, что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать её повтора. Так и страна, народ её обязан знать и разбирать беспристрастно своё прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда то: «История злопамятней народа». Предлагаю вам записать это высказывание, и вашим домашним заданием станет сочинение – размышление на эту тему. Подведение итогов урока.(1мин). Учитель: Я благодарю всех за урок, учащиеся, принимавшие участие в подготовки семинара получают оценки, а также активные участники дискуссии. |