kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие культуры Казахстана в XIV веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

     Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: материальная культура, взаимосвязь духовной культуры разных народов, музыкальное искусство, религиозные верования.

     Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

     Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры Казахстана в XIV веке»

Поурочный план-конспект урока.



Дата:_____________

Класс: 7-й класс

Предмет: История Казахстана

Тема : Развитие культуры Казахстана в XIV веке

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: материальная культура, взаимосвязь духовной культуры разных народов, музыкальное искусство, религиозные верования.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:


  1. Этапы урока

Этап урока

Время

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

15-17 минут

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.

Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минуты

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты

Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут






















2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.


Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный опрос.

  • Что такое этнос? Дайте определение. Ученые каких специальностей изучают порядок формирования народов?

  • Какие народности принимали участие в формировании казахского народа? Назовите расу, к которой, в эпоху бронзового века, относились жители Казахстана. Из-за какого события во внешнем облике стали преобладать монголоидные черты?

  • Назовите основные этапы формирования казахской народности. Когда были сформированы все необходимые признаки для складывания единой народности Казахстана? Какие тюркоязычные племена принимали участие в формировании казахского этноса? Что еще, кроме языка, объединяло народы на этом этапе?

  • Какое событие прервало процесс образования единой народности? Назовите последствия для формирования общего казахского этноса монгольского нашествия. Какие улусы были сформированы Чингисханом на территории Казахстана?

  • Назовите государства, которые принимали участие в формировании казахской нации. Где располагались эти страны? Перечислите народности, которые принимали самое активное участие в образовании казахов. Назовите категории, которые являлись тождественными у этих народов.

  • Кто оставил летописи, из которых можно узнать подробности о формировании казахского народа. Как называли проживавших в Маверанахре и Восточном Дешт-и-Кыпчаке народы? Назовите, в честь кого население Маверанахра и Восточного Дешт-и-Кыпчака прозвали «узбеками»?

  • Пересилите причины, которые привели к поддержке населением Дешт-и-Кыпчака (Белой Орды, Государства Абулхаира) султанов Джанибека и Керея. Какие цели преследовались народами при объединении под властью мятежных султанов? Какие разные языковые группы были объединены под властью Джанибека и Керея?

  • Что такое «жуз»? Сколько родоплеменных объединений вошли в состав трех жузов? Назовите районы расположения жузов. Какие племена проживали на этих территориях? Какую версию выдвинул ШАкарим Кудайбердиев о происхождении трех жузов?

  • Как возник этноним «казах»? Какие вы знаете версии происхождения этого слова? Когда впервые в письменных источниках появляется этот этноним? Какую версию термина «казах» выдвинул академик Бартольд? Какие сведения предъявляют Ахинжанов, Тынышпаев, ибн Рузбихан?



Подготовка к усвоению нового материала.

К середине XV века на территории Казахстана окончательно сформировалась совокупность единых черт у народов, населявших Казахстан. Все народы обладали схожими внешними признаками, веди одинаковый образ жизни, занимались схожими видами хозяйства, а также говорили на одном языке. Но самое главное, что объединяло все эти рода и племена – единое самосознание, то есть понимание того, что происходят они от одних и тех же родственников, и по сути своей, являются народностями схожими. Таки образом, к середине XV века окончательно сложился казахский народ, имеющий в числе своих предков многочисленные племена андроновцев, саков, тюрков, кыпчаков и многих других.


Новая тема.

Материальная кульутра.

ХОЗЯЙСТВО


Основа материальной культуры – – в XIV-XV веках преобладало СКОТОВОДСТВО.




ЖИЛИЩЕ

  • ЮРТА – изготавливалась полностью самой семьей;

  • КУЙМЕ (жилище, поставленное на повозку);

  • Деревянные и саманные дома (зимние жилища на юге).

Строились жителями пригородов Отрара, Маурана, Сыгнака.


ПИЩА

Продукция животноводства – мясо, молоко, масло, кумыс, шубат.


ОРУДИЯ ТРУДА

Конская сбруя, арканы, привязь, в сельскохозяйственных районах - железные сохи, плуги, серпы и косы, кетмени, мотыги и деревянные лопаты.




Язык и письменность.

В XIV-XV веках интенсивно развиваются тюркские языки на 3 основных диалектных группах:

  1. Кыпчако-огузский.

  2. Карлуко-уйгурский (шагатай).

  3. Уйгурско-огузский.

Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Все ханские указы издавались на тюркском языке. В XIV-XV веках из кыпчако-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу, кроме казахского языка, входят ногайский и каракалпакский языки.

Письменность развивалась в трех вариантах:

  1. Рунические надписи.

  2. Уйгурский алфавит.

  3. Арабский алфавит с XIV века.


Развитие духовной культуры.

К духовной культуре относят обычаи, обряды, традиции, устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования и др.

УСТНОЕ

Народное творчество

ПИСЬМЕННОЕ



  • Самые древние произведения – МИФОЛОГИЧЕСКИЕ;

  • СКАЗКИ – «Ер Тостик», «Жоямерген», «Батыр Желим» - носили воспитательный характер;

  • ЭПОСЫ – исторические произведения о КОБЛАНДЫ-батыре; ОРАКЕ, МАМАЕ;

  • Стали сохраняться и произведения известных сказителей (ЖЫРАУ) – Кетбуге, Катане, Сыпыре.

  • Пишется на кыпчакском языке;

  • Большинство безымянных:

  • «КОДЕКС КУМАНИКУС» (как словарь кыпчакского языка на латыни)

  • ОГУЗНАМЕ;

  • Одновременно с ними появляются авторские работы о любви:

  • «ХОСРОВ и ШИРИН» (кыпчака Кутба)

  • «ЖУСУП - ЗЛИХА» (кыпчака Дурбека)













Развитие религиозных верований.

ИСЛАМ начал распространение в Казахстане с VIII века, но до XII века он еще не господствовал по всей территории страны. ПЕРВЫМ, кто стал распространять (и очень активно) ислам стал БЕРКЕ-хан (правитель Золотой Орды). При УЗБЕК-хане (1312-1340-ые годы) и ТОГЛУК-ТИМУРЕ ислам стал широко распространяться среди простого народа.

НО! Одновременно с этим сохранились и традиционные языческие обряды: почитание верховного божества ТЕНГРИ (Неба), сохранение культа ОГНЯ (домашнее святилище и покровитель очага), которым приносили жертвы.

Жертвоприношения делали также по случаю ЗАСУХИ (ТАСАТТЫК).

Для борьбы со сглазом использовали БОЙТУМАРЫ (ОБЕРЕГИ).


Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.


Информация о домашнем задании.

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Развитие культуры Казахстана в XIV веке

Автор: Зулкарнаева Нагима Амангельдиновна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Тесты по Истории Казахстана на тему "Казахстан в эпоху мезолита и неолита""
    ["seo_title"] => string(79) "tiesty-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-kazakhstan-v-epokhu-miezolita-i-nieolita"
    ["file_id"] => string(6) "296168"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1455951057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по Истории Казахстана на тему "Великая Отечественная война""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "296175"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455951457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Среднесрочное планирование на тему "Образование новых государств на территории Казахстана в период средневековья "
    ["seo_title"] => string(127) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-na-tiemu-obrazovaniie-novykh-ghosudarstv-na-tierritorii-kazakhstana-v-pieriod-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "205701"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429979559"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Образование казахского народа" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "218160"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433681572"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""История казахской письменности""
    ["seo_title"] => string(31) "istoriia_kazakhskoi_pismennosti"
    ["file_id"] => string(6) "496799"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548226315"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства