Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: материальная культура, взаимосвязь духовной культуры разных народов, музыкальное искусство, религиозные верования.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры Казахстана в XIV веке»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:_____________
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Тема : Развитие культуры Казахстана в XIV веке
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: материальная культура, взаимосвязь духовной культуры разных народов, музыкальное искусство, религиозные верования.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Что такое этнос? Дайте определение. Ученые каких специальностей изучают порядок формирования народов?
Какие народности принимали участие в формировании казахского народа? Назовите расу, к которой, в эпоху бронзового века, относились жители Казахстана. Из-за какого события во внешнем облике стали преобладать монголоидные черты?
Назовите основные этапы формирования казахской народности. Когда были сформированы все необходимые признаки для складывания единой народности Казахстана? Какие тюркоязычные племена принимали участие в формировании казахского этноса? Что еще, кроме языка, объединяло народы на этом этапе?
Какое событие прервало процесс образования единой народности? Назовите последствия для формирования общего казахского этноса монгольского нашествия. Какие улусы были сформированы Чингисханом на территории Казахстана?
Назовите государства, которые принимали участие в формировании казахской нации. Где располагались эти страны? Перечислите народности, которые принимали самое активное участие в образовании казахов. Назовите категории, которые являлись тождественными у этих народов.
Кто оставил летописи, из которых можно узнать подробности о формировании казахского народа. Как называли проживавших в Маверанахре и Восточном Дешт-и-Кыпчаке народы? Назовите, в честь кого население Маверанахра и Восточного Дешт-и-Кыпчака прозвали «узбеками»?
Пересилите причины, которые привели к поддержке населением Дешт-и-Кыпчака (Белой Орды, Государства Абулхаира) султанов Джанибека и Керея. Какие цели преследовались народами при объединении под властью мятежных султанов? Какие разные языковые группы были объединены под властью Джанибека и Керея?
Что такое «жуз»? Сколько родоплеменных объединений вошли в состав трех жузов? Назовите районы расположения жузов. Какие племена проживали на этих территориях? Какую версию выдвинул ШАкарим Кудайбердиев о происхождении трех жузов?
Как возник этноним «казах»? Какие вы знаете версии происхождения этого слова? Когда впервые в письменных источниках появляется этот этноним? Какую версию термина «казах» выдвинул академик Бартольд? Какие сведения предъявляют Ахинжанов, Тынышпаев, ибн Рузбихан?
Подготовка к усвоению нового материала.
К середине XV века на территории Казахстана окончательно сформировалась совокупность единых черт у народов, населявших Казахстан. Все народы обладали схожими внешними признаками, веди одинаковый образ жизни, занимались схожими видами хозяйства, а также говорили на одном языке. Но самое главное, что объединяло все эти рода и племена – единое самосознание, то есть понимание того, что происходят они от одних и тех же родственников, и по сути своей, являются народностями схожими. Таки образом, к середине XV века окончательно сложился казахский народ, имеющий в числе своих предков многочисленные племена андроновцев, саков, тюрков, кыпчаков и многих других.
Новая тема.
Материальная кульутра.
ХОЗЯЙСТВО
Основа материальной культуры – – в XIV-XV веках преобладало СКОТОВОДСТВО.
ЖИЛИЩЕ
ЮРТА – изготавливалась полностью самой семьей;
КУЙМЕ (жилище, поставленное на повозку);
Деревянные и саманные дома (зимние жилища на юге).
Конская сбруя, арканы, привязь, в сельскохозяйственных районах - железные сохи, плуги, серпы и косы, кетмени, мотыги и деревянные лопаты.
Язык и письменность.
В XIV-XV веках интенсивно развиваются тюркские языки на 3 основных диалектных группах:
Кыпчако-огузский.
Карлуко-уйгурский (шагатай).
Уйгурско-огузский.
Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Все ханские указы издавались на тюркском языке. В XIV-XV веках из кыпчако-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу, кроме казахского языка, входят ногайский и каракалпакский языки.
Письменность развивалась в трех вариантах:
Рунические надписи.
Уйгурский алфавит.
Арабский алфавит с XIV века.
Развитие духовной культуры.
К духовной культуре относят обычаи, обряды, традиции, устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования и др.
ЭПОСЫ – исторические произведения о КОБЛАНДЫ-батыре; ОРАКЕ, МАМАЕ;
Стали сохраняться и произведения известных сказителей (ЖЫРАУ) – Кетбуге, Катане, Сыпыре.
Пишется на кыпчакском языке;
Большинство безымянных:
«КОДЕКС КУМАНИКУС» (как словарь кыпчакского языка на латыни)
ОГУЗНАМЕ;
Одновременно с ними появляются авторские работы о любви:
«ХОСРОВ и ШИРИН» (кыпчака Кутба)
«ЖУСУП - ЗЛИХА» (кыпчака Дурбека)
Развитие религиозных верований.
ИСЛАМ начал распространение в Казахстане с VIII века, но до XII века он еще не господствовал по всей территории страны. ПЕРВЫМ, кто стал распространять (и очень активно) ислам стал БЕРКЕ-хан (правитель Золотой Орды). При УЗБЕК-хане (1312-1340-ые годы) и ТОГЛУК-ТИМУРЕ ислам стал широко распространяться среди простого народа.
НО! Одновременно с этим сохранились и традиционные языческие обряды: почитание верховного божества ТЕНГРИ (Неба), сохранение культа ОГНЯ (домашнее святилище и покровитель очага), которым приносили жертвы.
Жертвоприношения делали также по случаю ЗАСУХИ (ТАСАТТЫК).
Для борьбы со сглазом использовали БОЙТУМАРЫ (ОБЕРЕГИ).
Закрепление новых знаний.Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.