Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Образование СССР"»
МБОУ Анастасиевская СОШ имени ПРО РФ В.А.Гретченко
Урок: Образование СССР
(комбинированный урок)
11 класс
Кравченко Александр Анатольевич,
учитель высшей категории истории и обществознания
с.Анастасиевка
2013г.
Цель урока: Понять причины, предпосылки и принципы построения СССР.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с причинно-следственными связями данного процесса, с планами партийной элиты, с решениями первого и второго съездов Советов СССР;
- Развивать коммуникативные компетенции и умение анализировать причинно-следственные связи, формировать геополитическое виденье карты, продолжать работу по развитию навыков: а) составление опорных планов-конспектов, б) монологическую речь, в) умение оценить ответ товарища, дать аргументированную рецензию;
- Воспитывать в духе интернационализма, толерантности и лояльности.
Оборудование урока: тетради для контрольных работ, карта СССР, электронная презентация « Образование СССР».
Литература: Волобуев О.В. «Россия и мир» §12 Москва «Дрофа» 2010, Загладин Н.В. «История России и мира в 20 век廧15 Москва «Русское слово» 2010, Левандовский А.А. «Россия в 20-м веке» §43 Москва «Просвещение»,Гросул В.Я. «Образование СССР (1917-1924 гг.)» Москва «ИТРК» и интернет-источники.
- 2 -
Ход урока:
Орг.момент
Опрос-взаимоконтроль. Данный опрос возможен в сильном классе. Учащиеся, которые стабильно учатся на отлично, выступают в роли консультантов-рецензентов, работая в паре со слабыми учащимися. Учащиеся, которые стабильно учатся хорошо, работают в парах. Чтобы убедится в объективности оценок, которые ставят друг другу ученики, учитель проводит блиц-опрос по основным понятиям, терминам.
Сначала ученики воспроизводят план-конспект предыдущей темы: «Политическое развитие РСФСР», а затем отвечают друг другу, как было указано выше, и оценивают ответы друг друга.
Учитель собирает тетради и приступает к объяснению нового материала.
Проблема – Почему стал возможен союз народов столь различных по культуре и религиям?
Объяснение, изложение с элементами эвристической беседы с параллельным показом слайдов. Учитель знакомит учащихся с планом рассмотрения новой темы:
- 3 –
Параллельно со своим рассказом учитель на доске воспроизводит следующий опорный план-конспект:
План
1.Революция и нац.?
(б) нац.самоопределение
Пол.Фин Всемир.республика Советов
ЛаЭЛи Декларация прав трудящегося и эксплуат.народа
Я. 1918г.
2.Хс РКП(б) о един.партии = авторитаризм
(Учитель обращается с вопросом к ребятам: «Кто может дать определение данному режиму?», т. е. он пытается задействовать межпредметную связь с обществознанием. Предполагаемый ответ: Режим, при котором вся власть принадлежит одной политической силе, которая господствует в политической сфере, предоставляя относительную свободу в других сферах жизни.)
3.Предпосылки
(Здесь возможен мозговой штурм с учётом того, что в 9-м классе эта тема изучалась)
Единая судьба (общие ценности)
Единая Экономика православие и руссификация______________________
Союз в годы Г.В. (б) советы
Един.идеология, задачи
- 4 -
4.Планы Ленин – федерация
( Учитель обращается с вопросом: «Кто может раскрыть понятие федерация?». Предполагаемый ответ: добровольный равноправный союз субъектов. Следующий вопрос: «Чем ленинская федерация отличается от нынешней?». Предполагаемый ответ: ленинская федерация предусматривала возможность выхода из союза, а современная конституция такую возможность исключает .)
Сталин – автономия
( Учитель делает акцент на том, что реализация этого плана на деле означала утверждение принципов унитарного государства, предполагающих полное подчинение центру.)
I Всесоюзный съезд Советов
30-е декабря 1922г.
5.30д 1922г Ic
- 5 -
“В большевистской партии существовали различные точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства.
Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. И выдвинул свою точку зрения. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.”
30 декабря 1922 года РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Каждая из республик считалась независимой.
1924г IIс «К» ВЦИК – Калинин, СНК – Ленин, Рыков
В к.20-х гг.партия учитывала национальную специ-фику.В мусульманских республиках духовенству возвратили земли, восстановили шариатские суды, признавали мусульманские нормы поведения.На Севере и в Сибири сохранялось родовое самоуправ ление.Большое внимание уделялось культурному развитию малых народов-многие из них впервые получили письменность.В Москве и Петрограде бы ли открыты институты народов Востока и Севера.
- 6 -
6. Итог: условие для динам.развития
Биполярн.(устойчивый) мир
Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос, который звучал вначале урока. Учитель благодарит всех за работу и выставляет оценки за участие в мозговом штурме и эвристической беседе.