Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Начало правления Петра I"»
Тема урока:«Начало правления Петра I»
Цели:
1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
2. Способствовать развитию навыков работы с историческим источником и текстом учебника.
3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
4. Способствовать воспитанию чувства любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные: способность организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы),
-использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, беседа, самостоятельная работа, проблемно – поисковые, работа в группах.
Образовательные ресурсы:
- карты «Россия в XYIII в.», «Западная Европа в XYII – XYIII вв.»,
- учебник « История России. 8 класс» ( под ред. А.В. Торкунова) –М: «Просвещение», 2016г.
-мультимедийный проектор и экран,
- карточки с заданиями:
План урока:
Организационный момент. (1 мин.).
Актуализация знаний. (4 мин.).
Изучение нового материала. (28 мин.).
Закрепление изученного материала. (7 мин.).
Подведение итогов. (3 мин.).
Задание на дом. (2 мин.).
Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
II. Актуализация знаний.Подумаем вместе…
Учитель:Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам истории России.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить»
Ф.И.Тютчев
1.Сообщение темы и цели урока. Запись темы. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на доску. ИКТ Слайд
- Знаете ли вы что изображено?
Ученик: Скипетр, держава, шапка Мономаха.
Учитель:
- Как вы думаете, кому могли принадлежать эти предметы?
Ученик: Царю
Учитель:
- Действительно – это вещи, которые принадлежат царю, они называются царскими регалиями. Кто был первым из русских царей, которого венчали на царство?
Ученик: Иван IV Грозный.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив её в одну из великих держав мира. Династия Романовых взошла на престол, так как была родней царю Ивану Грозному. Цари из рода Романовых правили Россией более трехсот лет.
-А теперь попробуйте угадать, кем мог быть этот человек? «Чтобы все успеть, с трех часов утра был на ногах. Считался опытным зубным врачом» - «Мастерил посуду, лодки, стулья» «Любил он все делать сам, оттого с рук его не сходили мозоли. Рост этого человека 2 метра 4 см, одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод носил шапку». - Вы догадались, это царь Петр I.
Время катится вперёд,
Новый век опять грядёт.
Царь совсем уже другой:
Худ, высок, на вид простой,
Он и гвоздь умеет вбить,
Может строить корабли и пушки лить
Ученик: Пётр1.
Учитель:
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим в России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь? Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.
Учитель:
- Сегодня тема нашего урока « Начало царствования Петра1»
План урока:
Детство Петра.
Двоецарствие. Царевна Софья.
Начало царствования Петра.
Азовские походы
Великое посольство 1697-1698гг
Начнем с того, что вспомним как и кем осуществлялось управление страной в конце XVII века? В этом нам поможет генеалогическое древо.
II. Изучение нового материала.
Задание 1. Заполните пропуски, работая с 1 п. учебника и поясните, что здесь представлено.
Когда в России воцарилась новая династия Романовых в 1613 г. Первым царем был Михаил Федорович (1613-1645). После М. Ф. Романова правил его сын Алексей Михайлович (1645-1676). У него было 2 брака. 1 жена Мария Милославская, 2 жена Наталья Нарышкина. От 1 брака у царя 3 детей (Федор (1676-1682), Иван (1682-1696), Софья (1682-1689) и от 2 брака Петр 1 (1682-1725). Какой же это был мальчик?
( видео о детских годах Петра1)
П. 2. Двоецарствие.
Новым царём должен стать второй старший брат Петра Иван. Однако это был болезненный и слабоумный подросток. Ближайшее окружение настояло на передаче власти 10-летнему Петру.Патриарх Иоким и бояре провозгласили Петра новым царём. Однако, это было нарушением порядка престолонаследия. В случае затяжного междуцарствия вопрос о престоле решал Земский собор. В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. В результате царями были провозглашены оба брата Иван и Пётр, а до их совершеннолетия правительницей была назначена старшая сестра Софья. Сложилось двоевластие, отразившееся в царском троне той поры. Специально для них в придворных кремлёвских мастерских был изготовлен особый трон с двумя сиденьями. «Двойной трон» был переделан из парадного трона царя Михаила Фёдоровича.
Однако двойной по названию трон на самом деле был тройным. За спинкой трона, за шторкой было предусмотрено тайное место для наставников царей. Чаще всего его занимала царевна Софья, которая помогала своим братьям во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через окошко.
Правительницей государства при юных царях стала их старшая сестра Софья. Софья во что бы то ни стало стремилась удержать власть в своих руках, и вся её внутренняя и внешняя политика была подчинена этой цели. Однако ситуация оставалась сложной: казна была пуста, стрельцы подолгу не получали жалованье и часто бунтовали, Крымские походы были неудачными.
- Что вы можете сказать об Иване?
- Он был болезненным, слаборазвитым и не мог самостоятельно править страной.
-Какими качествами обладал Петр?
-Петр, в отличие от старшего брата, был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.
Учитель: Как складывалась ситуация в дальнейшем? С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. Петру вместе с матерью Натальей Кирилловной пришлось выехать из Москвы в село Преображенское. Прекратилось и дворцовое образование царя. Зато появилось другое учение: Петр часто уезжал в расположенную рядом Немецкую слободу. Здесь немцы помогали ему сооружать « потешную» крепость Пресбург, голландец Тиммерман учил его арифметике, геометрии, фортификации. Брандт обучал юного царя плаванию под парусами, шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – военному делу. Имея тягу к военному делу Пётр создал два « потешных» полка- Семёновский и Преображенский, не только положившие начало русской гвардии, но и ставшие впоследствии эффективным инструментом в борьбе за власть.
8 августа 1689г. в Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы хотели его убить. Он срочно покинул Преображенское. К этому времени Петр уже достиг совершеннолетия и мог стать самостоятельным правителем. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху) , туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Оттуда Пётр пишет письмо своему брату Ивану. Софья осталась без поддержки, была
Задание 2. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вначале вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.
Письмо. Определите:
1.Автора письма;
2.Адресата письма;
3.О какой «третьей особе» говорится в письме.
…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…
-На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. -«Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.
-Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
-Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения. Отстранить от власти Софью
Учитель: Так и произошло. Софья осталась без поддержки, была и была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь.Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.
Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
Но наследство Петру досталось незавидное.
-Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Петром I вначале правления.
( Для определения основных задач, которые стали перед молодым царём. Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить основные направления деятельности Петра)
1. Каким было экономическое положение России в конце XYII века? Мы сказали, что казна была пуста. Из каких источников её можно было пополнить? Для этого следовало развивать промышленность и торговлю, откуда идут основные налоговые поступления.
-Как же можно сформулировать и записать данную задачу?
-Развитие экономики. (Ученики записывают в тетрадях)
2. Имела ли Россия выход в море? Покажите на карте.
- Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
-Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами,Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией
Наличие выхода в какие моря сулило России выгоду? Как можно было получить выход в эти моря? Покажите их на карте.
-Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря.
Молодцы. Совершенно верно.
-Итак, следующая задача - «завоевание выхода в Черное и Балтийское моря» (Ученики записывают в тетрадях).
3. Что нужно для осуществления завоеваний?
-Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
-Что представляла собой русская армия XYII века?
-Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Поэтому, нужно было создавать сильную армию и флот.
-Верно, это являлось одной из важнейших задач того времени.
Создание сильной армии и флота (ученики записывают в тетрадях)
-Ну что же, сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол?
- развитие экономики;
- создание флота;
- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море
-А сейчас немного отдохнем. ( ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Учитель: Продолжаем нашу работу. Сейчас вы поработаете с карточками и ответите на вопросы.
1группа учеников получает каточку №1. Азовские походы.
1.Какова цель этих походов?
2.Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?
Самостоятельно поработав с учебником и дополнительной справочной литературой, предлагаю вам начать заполнение таблицы «Азовские походы».
Ученики (поочередно) выполняют это задание у доски, остальные заполняют таблицу в тетрадях.
Дата
Событие
Результат
1695г.
1696.
1695-
1696
1697-1698г
1-й Азовский поход.
2-й Азовский поход.
Начало строительства флота
«Великое посольство».
Поражение русских.
Завоевание выхода в Азовское море.
Рост боеспособности страны.
Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, найм иностранных специалистов.
2группа учеников получает каточку №2. Строительство флота.
1.Когда и где началось строительство флота в России?
2.Объясните понятия «верфь» и «галера» (индивидуальное задание для слабого ученика)
3.Кто трудился на строительстве флота?
4.Что такое «кумпанство»?
5.Из каких слоев населения создавались «кумпанства»?
6.Какое значение имело начало строительства флота?
3группа учеников получает каточку №3. «Великое посольство».
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Цели «Великого посольства».
3.Состав «Великого посольства».
4.Объясните понятие «волонтёр» (индивидуальное задание для слабого ученика)
5.Каким был маршрут «Великого посольства».
6.Итоги «Великого посольства».
ДОПОЛНЕНИЯ ГРУППАМ
-Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.
Показываю крепость Азов, Азовское и Черное моря, Крымское ханство и Турцию на карте.
Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией.
Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался. Осада Азова длилась 3 месяца и успеха русской армии не принесла. Причинами неудач были отсутствие единого командования, слабость артиллерии и отсутствие флота.
-Обратимся ко 2-му Азовскому походу.
Летом 1696г. русская армия подошла к Азову.
На этот раз русские войска блокировали турок и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский турецкий гарнизон сдался. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям.
4. Результатами Азовских походов стал выход к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была ещё не способна. Для решения этой задачи ей нужны были союзники.
-Спасибо за ответ.
Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2.
1. За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Согласно словарю, верфь – это предприятие для постройки судов. Строили легкие гребные суда – галеры. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, Петр I, крестьяне, посадские люди.
(Ученики записывают новые понятия и их определения)
-Как вы думаете, ребята, что сподвигло царя на личное участие в строительстве флота?
-Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.
-Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятникПетруI «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках. А.С. Пушкин так писал о нём:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
-Продолжим разговор о строительстве флота.
-Для осуществления этого важного дела в принудительном порядке были организованы «кумпанства» - союзы, в которые входили представители отдельных групп населения. Они создавались из посадских людей, черносошных крестьян, помещиков, купцов и даже монастырей.
С этого времени в Росси появился военный флот, и возрослабоеспособность страны.
Запишите новое понятие и его определение.
Ученики записывают новое понятие и его определение.
-Спасибо за исчерпывающий ответ.
Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.
- По приказу Петра 1 в 1697 г-1998 в Западную Европу направилось великое посольство в составе 250 человек.
-«Великое посольство» - русская дипломатическая миссия в Западную Европу с целью поиска союзников в борьбе с Турцией, найма иностранных специалистов, закупки вооружения и учебы за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры.
Согласно словарю, волонтёр – это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. (карта)
- Чем занимался Петр во время «Великого посольства»?
-Работал на верфи, где учился кораблестроению, овладевал различными науками, различными ремеслами. Работал плотником на верфях в Голландии.
Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой. Все остальные цели посольства были достигнуты.
-Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием, правильно ответив на все вопросы.
- А почему Петр был вынужден прервать поездку?
- Он прервал поездку из-за восстания стрельцов. Они двинулись на Москву, чтобы пограбить и побить ненавистных бояр, а также поставить к власти «доброго царя», но были разбиты. Вернувшись, Петр устроил расследование, и более тысячи стрельцов были казнены.
-Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Что на ней изображено?
-Площадь перед собором Василия Блаженного, на которой ожидают своей печальной участи стрельцы. Находившиеся в сговоре с Софьей стрельцы были казнены и сосланы в Сибирь.
( входит Пётр)
Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.
«Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки» ( читает)
«Врачую тело свое водами, а подданных — примерами».
«Всякий потентат (т. е. правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Пусть дуют прогресса ветра И многое время стирает, Но славное имя Петра Как прежде, над миром сияет.
Не дал он Руси утонуть В невежества бурном потопе: Открыл он к познанию путь, Окно прорубил он в Европу.
Царь Петр — это русских оплот: Смекнув наперед метод верный, Построил надежный он флот, И враг нас не в силах повергнуть!.
Всем людям удел — умирать, А жизнь человека — мгновенье, Но славное имя Петра Вовек не предастся забвенью!
Спасибо за замечательное выступление.
IY.Закрепление изученного материала.
-А сейчас предлагаю вам поиграть в историческое лото. Я называю дату, термин, личность, географическое понятие, а вы должны определить к какой теме оно относится: Азовские походы, Строительство флота или «Великое посольство». Команда, набравшая больше карточек – победитель.
Выставление оценок учащимся много и правильно отвечавшим на уроке.
YI. Задание на дом.
-Прочитайте § 13, ответьте на вопросы 4, 5 на странице 104.
О Петре сложено много произведении. Одно из них:
Заслуг Петра перед Россией. Так много, что не сосчитать И я сегодня попыталась. Частицу только рассказать. Ну вот, рассказ я свой закончила: Еще хочу совет всем дать, Должны мы предков своих помнить Историю России знать.