Разработка урока на тему: Гражданская война в России 1918 – 1922 г.
Разработка урока на тему: Гражданская война в России 1918 – 1922 г.
Интегрированный урок истории и литературы.
Цель : Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить общеобразовательный уровень старшеклассников, расширить их кругозор.
Задачи : 1.На основе обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами, сформулировать у учащихся представление о многогранности понятия «гражданская война».
2. Развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно – популярной литературой, умение отстаивать свою точку зрения, ведение научной полемики, аргументированного суждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Гражданская война в России 1918 – 1922 г.»
22
Тема : Гражданская война в России 1918 – 1922 г.
Цель : Активизировать познавательную деятельность учащихся , повысить общеобразовательный уровень старшеклассников, расширить их кругозор.
Задачи : 1.На основе обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами , сформулировать у учащихся представление о многогранности понятия «гражданская война».
2. Развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно – популярной литературой , умение отстаивать свою точку зрения , ведение научной полемики , аргументированного суждения.
Оборудование :
эпиграфы;
-проблемы;
музыкальное сопровождение(песня «Красная армия всех сильней» )
картины о гражданской войне;
портреты идеологов белого и красного движения;
выставка книг;
видео- фильм;
словарная работа.
Подготовительное задание:
работа с аналитиками;
работа творческой группы.
Эпиграфы:
«Горькая детоубийца – Русь.» ( Н. Гумилев)
«Спор нельзя решить железом, вложи свой меч на место человек.»
( Б. Пастернак.)
«Единство , возвестил оракул наших дней ,
железом может быть лишь спаяно и кровью,
но мы спасем его любовью,
а там посмотрим , что прочней.» ( Ф. Тютчев)
Время урока – 90 мин.
Опережающее задание для учеников.
Подготовка ответов на вопросы:
Дать определение гражданской войны;
Красные - ?
Белые - ?
Террор -? Кто ввел эти понятия и когда.
Символика гражданский войны:
одежда;
знамена;
лозунги , призывы;
основная идея;
движущие силы.
Причины , итоги , уроки , цена Гражданской войны.
7. Как вы относитесь к введению праздника «День победы в гражданской войне»
Подбор учителем литературы художественных произведений о войне, разбор их с учащимися.
Сообщения:
Колчак А.В.
Деникин А.И.
Ленин В.И.
Троцкий Л.Д.
Словарная работа:
Апокалипсис – (от греч. откровение) ,конец света , озарение.
Вступление : (звучит песня «Красная армия всех сильней»)
Уч. Ист. Белые и красные – это символ гражданской войны. Сегодня мы с вами заканчиваем тему «Гражданская война» . Вы достаточно поработали с этим материалом и на уроках истории и на уроках литературы. Поэтому задача нашего урока сделать вывод «Можно ли дать однозначное определение понятию гражданская война и какова цена и уроки этого события» ( вопрос записан на доске)
Уч. Лит. И справа и слева
Кровавые зевы
И каждая рана : - мама.
И только и это
И внятно мне пьяной
Из чрева и в чрево : - мама.
Все рядком лежат-
Не развесть межой
Поглядеть : солдат
Где свой , где чужой?
Белым был , красным стал:
Смерть обагрила
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
Кто ты ? – Белый ? – не пойму! Привстань
Аль у красных пропадал ? Ря -зань.
И справа , и слева-
И сзади , и прямо,
И красный и белый:
Мама.
Стихотворение М. Цветаевой погружает нас в атмосферу гражданской войны. Кто участники Гражданской войны? Красные и белые. А кто они? Обыкновенные люди, дети одной страны. Для любого их них самое важное , самое главное слово на свете – мама. А раз мама – значит любовь , доброта. Почему же тогда война ? Зачем она? Кто виноват в смерти множества людей одной страны. Предлагаю обсудить эпиграфы к нашему разговору. ( идет обсуждение )
Горькая детоубийца – Русь!
Спор нельзя решить железом ,
Вложи свой меч на место человек.
Уч. Ист. Более 80 лет назад окончилась гражданская война с применением оружия, но все эти годы она продолжалась между историками в толковании того времени – времени драматических и трагических потрясений в России. Прав был поэт А. Блок, сказавший : «Мы , дети страшных лет России , забыть не в силах ничего» Речь идет о том , чтобы показать трудный поиск истины , который шел в Гражданской войне.
До середины 80 – х годов в советской историографии история гражданской войны неизменно рассматривалась с позиции торжествующих победителей красных над белыми. А в сталинское время она была наполнена немалым числом мифов и легенд и одновременно умалчиванием о действительных событиях , полководцах , военачальниках. Мы много слышали о командующем составе красных , и в то же время практически ничего о белых если не считать те из них , в которых содержались сведения отрицательно характеризующие Белое движение.
Аналитик 1. История Гражданской войны охватывает широкий комплекс вопросов. Я предлагаю сегодня остановиться на некоторых из проблем , которые больше всего вызывали и вызывают споры в русском обществе:
- исторические истоки Г.В.;
- соотношение противоборствующих сил;
- белый и красный террор , его причины , результат;
- итоги и уроки Г.В.
(вопросы записаны на доске)
Уч. Ист. Вопросы записаны и прочитаны , теперь давайте попытаемся в них разобраться.
(учитель по порядку работает с каждым вопросом и приходит с учащимися к следующим выводам)
истоки : власть;
соотношение : белые – крестьяне – красные;
террор : причины – борьба с теми , кто против нас , результат – насилие.
Уч.1. Г.В. – это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть , борьба между социальными группами и классами.
Уч.2. Г.В. – это вооруженная борьба между белыми и красными.
Уч.3. Я не согласна с этими утверждениями. Были в России и такие , кто не желал признавать ни власть белых , ни власть красных. Это о них писал в стихотворении «Гражданская война» поэт М. Волошин.
И там , и здесь , между рядами
Звучит один и тот же глас :
Кто не за нас , тот против нас
Нет безразличных : правда с нами.
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Крестьяне в своей массе не поддержали ни белых , т.к. не хотели возвращения помещиков. Отмена частной собственности , запрещение аренды наемного труда , уравнение в нормах землепользования, владения скотом, инвентарем порождали враждебное отношение к большевикам. Исход борьбы в огромной степени зависел от выбора крестьянства.
Уч.4. Гражданская война – это необычная война и это было отражено в символике войны: (показывает иллюстрации, включает гимн)
Военная одежда : - кресты , красные звезды , старые мундиры , кожанки.
Знамена : - Белое движение, преобладает белый и синий , благородство и величие. Лик спасителя – как высший дар народу , а слова «Сотвори чудо « , как призыв «Верою спасется Россия» . Красное движение – цвет знамени красный , цвет крови , борьбы , революции. Цель _ борьба за всемирную революцию. Поэтому основной лозунг «Да здравствует III Коммунистический Интернационал» . Рабочий и крестьянин освободят мир. Но ведь цвет крови и борьбы говорит о том , что без кровопролития не обойтись , нужна жертвенность. Об этом говорят слова партийного гимна.
Смело , товарищи, в ногу !
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
Уч.5. Я бы обратил ваше внимание на то , что Г.В. величайшая трагедия нашего народа в которой повинны лидеры партии социалистического направления. Фатальной неотвратимости Г.В. , как мне думается, не существует и прав историк Генрих Иоффе , что ни большевики , не меньшевики , ни эсеры не искали пути к диалогу. Большевики , придя к власти в октябре 1917 года , держали ее крепко в собственных руках. Правые эсеры пришли в январе 1918 года в Учредительное собрание с твердой верой в то , что власть должна перейти и перейдет к ним и они взялись за оружие. К этому времени и позорный Брестский мир с Германией должен был дать большевикам передышку и удержать Советскую власть. Был оскорблен не только русский патриотизм, но и Россия лишилась многих продовольственных районов и началась продразверстка, комбеды, классовый раскол в деревне , крестьянские мятежи и наконец « белая идея» Теперь большевики могли удержать власть только силой оружия , а это Г.В.
Уч. 6. Не надо забывать и о том , что Г.В. это продолжение не остывшего противостояния классов и общественных групп , богатых и бедных после двух революций 1917 года и стремление сторонников революции довести ее до полной победы. Вот послушайте, как об этом образно говорит А. Блок в своей поэме «Двенадцать»
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые-
Не утянешь сапога..
В очи бьется
Красный флаг
Раздается
Мерный шаг
Вот проснется
Лютый враг
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет..
Вперед, вперед,
Рабочий народ !
Уч. Ист. Мы выслушали ваше мнение , так давайте определим ключевое слово 1-го вопроса, которое даст нам понять в чем же истоки Г.В. За что же боролись «белые» и «красные» - ВЛАСТЬ.
И второй вопрос : Соотношение сил. «Белые» и «красные». А кто между ними и какова роль этой третьей силы ?
БЕЛЫЕ – КРЕСТЯНЕ – КРАСНЫЕ.( отсюда вывод , от того , на чьей стороне окажутся крестьяне , тот и победит в этой войне )
Аналитик 2. Каковы причины и кто виновники? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Мне представляется предпочтительней точка зрения историка Иоффе «Трудно представить себе большевистскую партию , которая придя к власти под лозунгом всеобщего демократического мира , тотчас устремилась развязать новую Г.В. отлично понимая , что война несет угрозу революционным завоеваниям, жертвы и страдания»
Уч. Ист. Давайте теперь задумаемся , за какие идеалы «белые» и «красные» подняли оружие. Давайте поработаем с документами и сделаем выводы. У вас на столе лежат тексты документов, найдите в них призывы «белых»
Колчак А.В. Путем победы над большевиками иметь возможность собрать Учредительное собрание, на котором была бы высказана воля народа. Единоличное верховное командование может действовать диктаторскими полномочиями только на театре военных действий.
Деникин А.И. Большевизм должен быть раздавлен. Вопрос о формах государственной власти будет решен волею русского народа. Отдельные народности имеют право на широкую автономию. Суровые кары – только при посредстве Управления юстиции.
Врангель П.И. Считая необходимым предоставить народностям России возможность определить форму правления свободным волеизъявлением, создать широкую федерацию, основанную на свободном соглашении и на общности интересов; предусмотреть государственную защиту рабочих от хозяев, часть помещичьих земель передать крестьянам в собственность за выкуп.
Уч. Ист. - Понятны ли были лозунги белых крестьянам , рабочим ?
Но с какой то целью они все- таки выступали перед народом.
- Что это были за цели ?
Уч. 7. Очень образно и ярко о целях белого движения , жертвенности сказала М. Цветаева.
Белая гвардия , путь твой высок:
Черному дулу грудь и висок,
Божье да белое твое дело…
Не лебедей , это в небе стая,
Белогвардейская рать святая,
Белым видением тает , тает…
Старого мира последний сон :
Молодость , доблесть , Вандея , Дон
Белою стаей летя на плаху
Мы за одно умирали – хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать – векам!
Основной целью белого движения было восстановление боеспособности армии для отпора большевизму и возрождение единой , великой и неделимой России , что нашло отражение в его символике.
Уч. Ист. Хорошо , но давайте еще раз обратимся к документам. Прочтите отрывок из заявления группы левых коммунистов ЦК РСДРП(б) и ответьте , о чем мечтали большевики?
Из заявления группы левых коммунистов ЦК РСДРП (б)
« … мы считаем , что после захвата власти , после полного разгрома последних оплотов буржуазии , перед пролетариатом с неизбежностью встанет задача развития гражданской войны в международном масштабе , задача , ради выполнения которой он не сможет останавливаться ни перед какими опасностями»
Уч-ки. Большевики мечтали о проведении мировой революции , в ходе которой можно будет преобразовать мир и установить равенство для всех. Для этого они использовали различные средства , часто насильственные.
Уч. Ист. Была ли понятна идея мировой революции простому крестьянину , для которого главным богатством была земля и выращенная на ней продукция?
Уч-ки. Как правило , крестьянство не воспринимало идеи большевиков, методы их решения.
Уч. Ист. Действительно , обстановка в стране была сложная. В ходе гражданской войны соотношение сил противоборствующих друг другу постоянно менялось. В начале войны на стороне «красных» были казаки и среднее крестьянство. Затем казаки выступили против большевиков . так как их не устроила земельная программа большевиков. А среднее крестьянство не приняло диктаторскую продовольственную программу , введение продотрядов, комбедов и систему продразверстки. Для того , чтобы подчинить себе недовольных , большевики согласны были на перманентную революцию (определение записывается в тетрадь ).
Давайте подведем итог по 2 –му вопросу.
Аналитик 1. Итак , «красные» видели свою цель в построении царства социализма в мировом масштабе путем перманентной революции одним из элементов которой является гражданская война. «Белые» стремились к осуществлению не менее смутного идеала , окрашенного , однако , в демократические и патриотические тона.
Аналитик 2. Условно противоборствующие силы Гражданской войны можно резко разделить на части.
Победивших в революции большевиков и подавляющее число их сторонников в лице промышленного пролетариата , городской и сельской бедноты, мелких ремесленников , части радикальной интеллигенции ( в т.ч. и военной)
Свергнутых революцией помещиков , крупную буржуазию , значительную часть офицеров и генералов царской армии, чинов бывшей полиции и жандармерии зажиточное крестьянство и казачество , буржуазную интеллигенцию.
Одни из них занимали «красную» баррикаду, другие «белую» и между ними крестьяне. Третья сила гражданской войны.
Уч. Ист. Сейчас мы послушаем о тех , кто представлял «красный» и «белый» лагерь , посмотрим небольшой видеосюжет об этих представителях
-Ленин В.И.
-Троцкий Л.Д.
-Колчак А.В.
-Деникин А.И.
(сообщения ребят)
Уч. Ист. Российские большевики во главе с Лениным пытались в России , в 1918 г. осуществить идеи Маркса о равенстве . Эта попытка и породила массовое кровопролитие , а теория противостояния классов стала обоснованием невиданных жестокостей , которые вошли в историю под названием «белого» и «красного» террора. «Белые» и «красные» оправдывали свои деяния благими намерениями , пытаясь подвести их под уровень святости. То , о чем мечтали большевики , образно в стихах отметил А. Блок.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови,
Господи благослови !
А что об этом знаете вы ?
Уч. 8. Действительно в годы гражданской войны в стране властвовал бело – красный террор. Об этом свидетельствуют следующие факты.
Генерал Корнилов.Из обращения к участникам первого Кубанского похода на Екатеринодара : В плен не брать! Чем больше террора ,тем больше побед.
Адмирал Колчак. Моя цель первая и основная – стереть большевизм и все что с ним связанное с лица России , истребить и уничтожить его.
Постановление ЦИК РСФСР от 5.10.1918 г. Подлежат расстрелу все лица . прикосновенные к белогвардейским заговорам , организациям, мятежам.
А вот еще интересный факт. Из рекомендации председателя ВЧК Мартина Лациса своим подчиненным. Мы не ведем войны против отдельных лиц , мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того , что обвиняемый словом и делом действовал против Советской власти. Первый вопрос , который вы должны ему предложить: к какому классу он принадлежит , какого он происхождения, воспитания , образования или профессии. Эти вопросы должны определить судьбу обвиняемого.
Уч. 9. Я слушала наставления Лациса и вспомнила судьбу Н. Гумилева , который в августе 1921 г. был расстрелян по решению Петроградского ЧК. Он обвинялся в желании оказать содействие контрреволюционной организации. Никаких других доказательств вины поэта следователь Якобсон не нашел. Думал ли Н.С. Гумилев , когда писал свое стихотворение «Рабочий», что и для него пулю отольет старый, русский рабочий.
Он стоит пред раскаленным горном
Невысокий , старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули.
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Упаду , смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло – серой
Невысокий , старый человек.
Уч.10. Я прочитала , что от бело – красного террора пострадало ок.6 млн. человек. И прав был поэт Максимилиан Волошин, утверждая своим стихотворением «Северо – восток» , что разница лишь в цветах знамен , а не в действии.
Распоясались , разгулялись бесы
По России вдоль и поперек.
Рвет и кружит снежные завесы
Выстуженный северо – восток.
Что менялось ? Знаки и заглавья.
Тот же ураган на всех путях:
В комиссарах дурь самодержавья,
Взрывы революции в царях
Уч. Лит. Да , это действительно так. Террор не только властвовал , но и пламя его пожара уничтожило русский народ. Я нашла такие цифры: В гражданской войне погибло не менее 10-12 млн. человек. Из них на фронтах погибло до 2, 5 млн «красных» и»белых» , а от тифа и других болезней умерло 1,3 млн. человек. Террор всегда останется террором , будь он красный или белый. От этого страдают и гибнут люди. Это всегда беда , трагедия. Перед нами сейчас пройдет галерея литературных героев , за чьими образами скрываются реальные люди того страшного времени. Всмотримся в их лица, вслушаемся в их слова , задумаемся над неразрешимыми для них вопросами, которые они задают нам.
(Театрализация. Замершие в определенных позах литературные герои, оживая, рассказывают о себе , замирая опять.- приложение)
Перед нами прошли разные судьбы , но все они опалены Гражданской войной, всем им «жизнь перебило на самом рассвете» все они о чем то мечтали, к чему то стремились. Они относились к разным лагерям. Но перед Богом все равны: «…все вы у меня одинаковые , в поле брани убиенные.» И все они в «крови повинны» Так ради чего погибли Николка и его отец, отряд Левинсона? Почему сон Алексея Турбина назван вещим? Задумаемся над этими вопросами…
Уч. Ист. Да. Гражданская война это , прежде всего, разные судьбы. И что значит на фоне вселенских потрясений войны судьба отдельного человека, семьи. И заметна ли его смерть , когда гибнет Россия. Великий философ Гегель считал , что смерть одного человека не менее трагична , нежели гибель Вселенной. А как вы думаете ?
Уч-ки зачитывают ответы домашнего задания.
Уч. Ист. Гибель людей – это всегда трагедия. Но почему - то в Советской России так не думали. Почему - то создавались красные отряды и ничего не совершив , гибли. Отчего только смерть могла примирить и «белых» и «красных». Давайте продолжим постижение истины гражданской войны.
Уч. 11. Мне кажется , что в советской России так не думали , потому , что прав Бердяев , что идея класса погубила идею человека. Общечеловеческие моральные ценности : жизнь , что такое хорошо , что такое плохо , смысл человеческого бытия – стали понятиями классовыми и была цель – светлое будущее , коммунизм. И эта цель оправдывала такие средства , как , насилие , убийство. Для первых людей Советской республики Ленина , Троцкого – есть только одна трагедия – гибель власти, а остальное это прозаично, это мелочи. И становится понятно, почему Ленин ставил на чистых бланках свою подпись как председатель Совнаркома и вручал их Троцкому, который железной рукой создавал красную армию, мог написать любое решение, расстреливая всех , включая коммунистов.
Аналитик 1. Можно было бы привести еще много фактов «красного» и «белого» террора. Но в принципе картина не изменится. Точных весов на которых можно взвесить тяжесть «красного» и «белого» террора вряд ли можно найти. Для осуществления репрессий и террора у каждой из противоборствующих сторон были созданы и действовали свои военно – карательные репрессивные структуры.
Аналитик 2. Всем хорошо известно , что победа оказалась на стороне большевиков. Среди основных причин называются :
недостаточная организованность и разобщенность белого движения;
белое движение рассматривалось массами как возврат к старым порядкам;
идеи и лозунги большевиков оказались более понятными и привлекательными для масс.
Уч. Ист. Мы разобрали 3-й проблемный вопрос , давайте найдем ключевое слово ТЕРРОР , НАСИЛИЕ, СМЕРТЬ. Да это была борьба с теми , кто против нас.
Мы все вместе еще раз вспомнили известные материалы и документы, литературные произведения и стихи о гражданской войне. Увидели в кровавом ужасе ее страшное лицо , жестокое и беспощадное , с людским озверением, злобой , местью и расправами. И у нас нет нравственных оснований говорить об оправдании «белого» или «красного» террора, так же как и нет оснований обвинять в терроре лишь одну из сторон. .Это наша история, и мы воспринимаем ее такой , какая она есть. Я предлагаю вам подумать над последним вопросом
-какие уроки Гражданской войны могли извлечь «белые», чему эта война могла научить «красных» и какова цена победы одних над другими.
(ребята зачитывают отрывки из домашних работ)
Действительно , после победы в гражданской войне красные утвердились в мысли о том , что самые жестокие действия способствуют достижению победы. Тогда понятны репрессии , понятен тоталитаризм, ГУЛАГ, диссиденты. Одновременно с этим большевики должны были утвердиться в мысли о том , что мировой революции не произойдет.
А белые после поражения могли осознать необходимость единства действий , согласованности.
Аналитик 1. Прошу обратить внимание на доску. В ходе дискуссии высказывались различные точки зрения, шел поиск истины и были выделены осмысленные современным обществом уроки гражданской войны.
(записать в тетради)
-Гражданская война является страшным бедствием, ужасной национальной трагедией.;
- Высшей ценностью являются не идеи, а люди;
- В гражданской войне не может быть победителей;
- Необходимо мирное сосуществование, готовность идти на компромисс.
Заключение:
Уч. Ист. Заканчивая наш урок , мне бы хотелось остановиться еще на одном последнем вопросе.
- Как вы относитесь к введению в нашей стране праздника «День Победы в гражданской войне»
(Ребята зачитывают свои ответы)
Мнения у нас по этому поводу самые разнообразные , но тем не менее вы еще раз подтвердили , что гражданская война это многогранное явление и однозначно его оценить нельзя. Война , к которой применяют термин «Апокалипсис» закончилась в 1922 году на всей территории страны. Прекратилось беспредельное истребление человеческих жизней. Оно исчислялось миллионами. Понадобились десятки лет , чтобы заново оценить те события и осознать простейшую из истин. В гражданской войне нет ни побежденных , ни победителей. Это народная трагедия.
Уч. Лит. Читает стихи И. Северянина.
Я чувствую близится судное время.
Бездушье мы духом своим победим
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет горько судим,
И просят избранники – русские люди-
У всех обвиняемых русских людей
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркий культуры отчизны своей.
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата рубя и разя…
И скажут они : «Мы обмануты были
Мы верили в то, во что верить нельзя»
И судьи умолкнут с печалью любовной
Проверив себя в неизбежный черед
И спросят : «Но кто же зачинщик виновный» ?
И будет ответ : «Виноват весь народ ?»
Он думал о счастье отчизны родимой
Он шел на жестокость во имя любви…»
И судьи воскликнут : «Народ подсудимый !
Ты нам неподсуден , мы – братья твои !»
Мы – часть твоя , плоть твоя , кровь твоя ,грешный,
Наивный , стремящийся вечно вперед,
Взыскующий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастье , великий народ !»
Уч. Ист. На фоне музыки «Красная армия всех сильней .»
Вот и закончился наш урок , я думаю что вы поняли главное , бороться за единство страны, свои идеалы нельзя с оружием в руках. Всегда нужно помнить вот об этих словах :
Единство – возвестил оракул наших дней
Железом может быть лишь спаяно и кровью
Но мы спасем его любовью,
А там посмотрим , что прочней.
Ф. Тютчев.
Любовь , доброжелательность, уважение к людям должны лежать в основе ваших поступков. Это вы должны понять сами и передать следующему поколению. Трагедию этого страшного времени мы забывать не должны, мы должны помнить эти ошибки истории и не совершать новых.
Спасибо всем за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ (ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ)
Кошевой Николка.
Я – Кошевой Николка из рассказа М. Шолохова «Родинка» , командир эскадрона , член РКСМ , мне 18 лет , по профессии – землероб. Стыжусь своих лет. Но сумел в эти годы почти без урона ликвидировать две банды , полгода вожу эскадрон в бой не хуже любого старого командира. Отец мой – казак – пропал в германскую войну. Мать померла. Люблю лошадей. На левой ноге у меня родинка с голубиное яйцо, как была у отца, поэтому говорят что счастливый. А где оно счастье ? Слова правильно написать не могу. Даже школу приходскую не успел окончить… В город бы уехать…Учиться б…А тут вновь нарочный из станицы – опять банда… Трое суток гонялись за бандой. Случай помог : пришел пасечник Лукич да сообщил , что банда у него на пасеке отдыхает , водки понавезли – лакают…
Завязался бой. Вижу атаман на коне. Со словами : «щенок белогубый !.. Махай , махай, я тебе помахаю!…» - выстрелил в меня из маузера , и конь подо мной упал. Я бурку сбросил , стреляя перебегал к атаману ближе , ближе… А тот с седла перевесившись , шашкой махнул и - …
Атаман.
Я – атаман банды , полсотни казаков донских и кубанских , советской властью недовольных. Семь лет не видел родных куреней. Плен германский, потом Врангель , в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке , турецкая фелюга со смолистым соленым крылом , камыши кубанские султанистые , и банда - . Дня трезвым не бываю – точит изнутри меня боль , тоска от жизни неустроенной… Трое суток уходим уже от красного отряда , устали , еды нет. Хорошо хоть вышли на пасеку да разжились зерном, Устроились , отдохнуть решили , а тут выстрелы – красные. Бой начался. Повернул я коня , а прямо на меня летит один. По биноклю , по бурке догадался я , что не простой красноармеец скачет , и поводья натянул… Увидел безусое лицо злобой перекошенное и сузившие от ветра глаза.
Выстрелил я из маузера , коня под ним убил. А тот сосунок не сдается , бежит ко мне и стреляет. С седла , перевесившись, махнул я шашкой. Обмякло под ударом тело , назем сползло. Соскочил я с коня , бинокль со щенка сдернул , принялся сапоги хромовые снимать…
И вдруг на ноге… родинку увидел с голубиное яйцо.
Сынок !… Николушка !…Родной!… Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово!… Как же это, а ?
Но молчал Николка… Поцеловал я тогда стынущие руки сына и стиснул зубами запотевшую сталь маузера..
Левинсон.
Я – Левинсон, из романа Фадеева «Разгром» , командир партизанского отряда , большевик. Моя задача была – создать сплоченный отряд, который мог бы воевать с белыми и был бы дисциплинированной боевой единицей. Многих бойцов нам пришлось переделывать в ходе войны. Например , Морозку , мечика… Люди шли за мной , хотя я не был человеком «особой» нравственной породы. У меня много слабостей и недостатков , но я умел их таить и подавлять. У меня бывали и страхи и сомнения , и мучительные душевные разлады , но я ни с кем не делился своими мыслями и чувствами , преподносил уже готовые «да» и «нет». Без этого нельзя. Партизаны , доверившие мне свои жизни , ни о каких разладах , сомнениях командира знать не должны. Поэтому партизаны голосовали за мои «твердые решения». Да , я был иногда суров и применял методы насилия( как это было с корейцем или в случае убийства Фролова)…
Фадеев сказал : «…все враждебное сметается … все поднявшееся.. .закаляется, растет…» Но в нашем отряде ни что враждебное не смелось и пафос как то рассосался , не оставляя следа. Не говорили мы громких речей и звонких революционных фраз , не произносили клятв верности идеалам. Победоносных сражений с гидрой контрреволюции тоже не было. Была кровь , грязь , была гибель моего отряда зажатого противником в кольцо и попавшего в западню , из которой вырвалась лишь горстка партизан… Почему? Зачем все это было?…
Алексей Турбин.
Велик в стране был год по Рождеству Христову 1918 г. , от начала революции второй
Я – Алексей Турбин из романа М. Булгакова «Белая гвардия» Мне 28 лет , я военврач. Жизнь перебило нам как раз на самом расцвете. Многое довелось испытать мне , друзьям моим и близким в этой страшной войне , многое довелось увидеть : бегство гетмана , нашествие Петлюры , приход красных. Многое я мог бы поведать о бесчинствах и зверствах петлюровцев , о бездарности и трусости штабных офицеров , руководивших обороной Киева ( в том числе и о Талберге) Одновременно стоило бы рассказать о героической самоотверженности рядовых защитников : о полковнике Най – Турсе , полковнике Малышеве , поручике Мышлаевским , юнкере Турбине , которому было всего 17,5 лет ( это мой брат) Но больше всего меня поразил сон , который писатель М. Булгаков назвал вещим.
А приснился мне полковник Най Турс в раю и там же я увидел вахмистра Жилина , погибшего на моих глазах в 1916 году на Виленском направлении вместе с эскадроном гусар. А самое поразительное , что хоромы в раю были приготовлены со звездами красными и облаками красными , по словам Апостола Петра, для большевиков с перекопа которые. Поражен я был: как же это белые вместе с красными ? И тогда сказал мне Жилин слова Бога : «Все вы у меня одинаковые – в поле брани убиенные» И проснулся я со слезами на глазах. Что это было ? Почему Булгаков назвал сон вещим ?
Елена Турбина. Все мы в крови повинны…
Я Елена Турбина , сестра Алексея и Николки , мне 24 года. Да жизнь нам перебило на самом рассвете. Сначала мама умерла. Муж трусливо удрал вместе с гетманом. Затем Петлюра . Кругом кровь , насилие… Страшно…
А самое страшное было тогда , когда я увидела , что мы теряем Алешу. Для нас семья – это главное , это лучшее , что у нас есть , и – потерять любимого старшего брата – нет !
И тогда я стала на колени , я молилась , я плакала , я взывала к нему . к Богу , к матери его заступнице : «Все мы в крови повинны, но ты не карай , не карай»