Урок биологии с применением интерактивной доски
по теме «Внутреннее строение млекопитающих». 7 класс
Учитель биологии высшей кв. категории – Никитенко Ольга Дмитриевна.
Цель урока - сформировать знания о строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих.
Задачи:
Образовательные:
- опираясь на знания учащихся о внутреннем строении ранее изученных животных Типа Хордовые, сформировать знания учащихся о внутреннем строении млекопитающих;
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности;
- формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;
- развивать навыки самообразования;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- совершенствовать умения работы с интерактивной доской.
Воспитательные:
- развивать умения общения друг с другом и учителем;
- продолжить формировать навыки самооценки.
- формировать коммуникативные качества, ответственность не только за собственные знания, умения, навыки, но и за знания, учебные успехи каждого учащегося группы.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: скелет кролика, модель головного мозга млекопитающих, компьютер,SMARТ доска, флеш анимация; ЭОР с сайта http://fcior.edu.ru/; ЦОРы http://school-collection.edu.ru/, http://biouroki.ru/test/74.html.
Учебник - Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013 - 304с.: ил.
План урока
I. Организационный момент. 1. Мотивация учащихся. 2. Совместная формулировка темы и цели урока. II. Входной контроль. III. Этап получения и первичного закрепления новых знаний. IV. Этап закрепления новых знаний. 1. Выходной контроль. 2. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Мотивация учащихся.
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
2. Совместная формулировка темы и цели урока.
Страница 1. Открыть «шторку». Страница 2.
II. Входной контроль. Работа с интерактивной доской.
(На столах учащихся лежат оценочные листы.
Учащиеся проставляют полученные в ходе урока баллы.)
1. Из каких отделов состоит тело собаки? Страница 3.(Голова, шея ,туловище, хвост, конечности)
2. В чём преимущество расположения конечностей собаки по сравнению с ящерицей? Страница 4. (У собаки конечности расположены под туловищем, а у ящерицы по бокам. Тело собаки поднято высоко над землёй, это не затрудняет передвижение.)
3. Пройти тест. Страница 5.
4. Каковы особенности внешнего строения органов зрения у млекопитающих? Страница 6. (Глаза защищены подвижными веками, по наружным краям которых находятся ресницы, третье веко рудиментарно, слёзные железы.
5. Из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих? Скелет кошки (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой) (Используя натуральный скелет кошки).
6. Сколько позвонков в шейном отделе у млекопитающих? Страница7. ( Семь.)
III. Получение и первичное закрепление новых знаний.
Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание. (Приложение №1).
Предварительно просматривается Страница 8 «Особенности внутреннего строения Млекопитающих.
Работа в группах
1 группа – Изучение особенностей строения пищеварительной и выделительной систем.
2 группа – Изучение особенностей строения дыхательной и кровеносной систем.
3 группа – Изучение особенностей строения нервной системы, органов чувств и поведения млекопитающих.
Каждая группа готовит краткое сообщение по заданной теме, используя Страницы 9-13.
После самостоятельной работы с доской, и текстом на столах по заданиям, учащиеся сообщают полученную информацию классу и заносят данные по системам органов в таблицу. Шторка Страница14.
Таблица «Особенности внутреннего строения млекопитающих».
Название системы органов | Особенности строения |
Пищеварительная | Рот, окруженный губами, язык, дифференцированные зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок у большинства однокамерный, кишечник состоит из тонкой, толстой и прямой кишок, вместо клоаки анальное отверстие. |
Выделительная | Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу. |
Кровеносная | 2 круга кровообращения, четырёхкамерное сердце. Теплокровность. |
Дыхательная | Носовая полость, носоглотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, лёгкие имеют альвеолярное строение. |
Нервная | Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины. Сложное поведение. |
Органы чувств | Наиболее развиты обоняние, слух, зрение. |
Текст самостоятельной работы учащихся в группах.
1 – группа. Пищеварительная система и выделительная системы органов.
Внимательно прочитайте и рассмотрите на Страницах 11-12 информацию о пищеварительной и выделительной системах органов.
Подготовьте краткий ответ об особенностях строения этих систем.
Пищеварительная система у млекопитающих она более дифференцирована, чем у пресмыкающихся. Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Между зубами и губами располагается преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых зверьки переносят пищу. Ее отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара, расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок. У большинства млекопитающих желудок простой, состоящий из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные ферменты и кислоту. Они воздействуют на белки. У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из рубца, сетки, книжки и сычуга. Только последний отдел у них является собственно желудком. Предыдущие отделы служат для сбраживания пищи, где под влиянием простейших, бактерий и дрожжей происходит расщепление трудно перевариваемой клетчатки. Из рубца пища периодически отрыгивается, вновь пережевывается и смачивается слюной. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны. В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами. Кишечник состоит из тонкой, толстой и прямой кишок, вместо клоаки - анальное отверстие.
Выделительная система представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собою компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу.
2 группа. Дыхательная и кровеносная системы.
Внимательно прочитайте и рассмотрите на Странице 13 информацию о кровеносной и дыхательной системах органов.
Подготовьте краткий ответ об особенностях строения этих систем.
Дыхательная система состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких. Однако у млекопитающих легкие устроены сложнее, имеют большую поверхность, обеспечивая совершенный газообмен. В гортани имеются голосовые связки. Млекопитающие издают звуки, которые предупреждают об опасности, угрожают или заискивают и просят. Однако эти звуки менее разнообразны, чем у птиц. Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие, где они многократно делятся, образуя очень разветвленное бронхиальное дерево, в котором самые тонкие ответвления — бронхиоли. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50 —100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Из-за разницы парциального давления углекислый газ из крови выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму. Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха, которые обеспечиваются сокращением межреберных мышц и диафрагмы (вдох), что увеличивает объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости уменьшается — происходит выдох.
Кровеносная система у млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой — венозная. Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения доставляется ко всем органам и тканям организма. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где она обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет продукты распада. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.
3 группа - Нервная система, органы чувств млекопитающих и их поведение.
Внимательно прочитайте и рассмотрите на Страницах 14-15 информацию о нервной системе, органах чувств и поведении млекопитающих.
Подготовьте краткий ответ об особенностях строения этих систем.
Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток. У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, полушария имеют многочисленные извилины, складки и борозды, увеличивающие поверхность полушарий. Полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. Периферическая нервная система представлена двенадцатью черепно-мозговыми нервами и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Наиболее мощные нервные стволы отходят от спинного мозга к передним и задним конечностям. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.
Физминутка . Страница 17
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
Руки кверху поднимаем, а потом их отпускаем. А потом их развернем и к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.
III. Этап закрепления полученных знаний.
Подберите ключевое слово. Страница 15
Выберите изображение и определите систему органов .Страница 16.
Подберите описание к ключевому слову. Страница 17.
Распределите органы по системам. Страница 18.
Выполните тест по внутреннему строению млекопитающих. Страница 19.
Итог урока. Назовите изученные сегодня внутренние органы млекопитающих. Страница 20.
Самооценка учащихся на оценочных листах.
V. Страница 21.Домашнее задание: учебник п. 53. Выучить таблицу «Внутреннее строение млекопитающих» в тетради. Приготовить сообщения по темам «Размножение сумчатых млекопитающих», «Размножение плацентарных млекопитающих», «Размножение яйцекладущих млекопитающих».
Оценочный лист ученика_____________________
Этап урока | Устный ответ | Работа в группе | Работа с интерактивной доской | Итого баллов |
Входной контроль. | | | | |
Получение и первичное закрепление новых знаний. | | | | |
Закрепление новых знаний. | | | | |
| Всего: |
6