kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Византийское Средневековье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 10 класса на тему "Византийское Средневековье"

Цели: Рассмотрение таких понятий, как «средние века», «феодализм», хронологические рамки данного периода и разобрать характерные черты эпохи  Византийского Средневековья.

Воспитание, у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности к получению знаний.

продолжение формирования, у учащихся умение работать с текстом, выделять основное и заполнять таблицы, строить схемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Византийское Средневековье"»

10 класс Всеобщая история

3 декабря

Тема: Византийское Средневековье

Цели: Рассмотрение таких понятий, как «средние века», «феодализм», хронологические рамки данного периода и разобрать характерные черты эпохи Византийского Средневековья.

Воспитание, у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности к получению знаний.

продолжение формирования, у учащихся умение работать с текстом, выделять основное и заполнять таблицы, строить схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (устно)

  3. Изучение нового материала:

План:

  1. Начало византийской цивилизации

  2. Периодизация истории Византии

  3. Особенности византийского феодализма

  4. Система власти

  5. Религия и церковь

  6. Культура Византии



Начало византийской цивилизации

Византийцы тысячу лет ощущали себя «римлянами» в окружении «варваров», и в течение долгого времени это было до какой-то степени справедливо.

Эволюция государства, в котором с античных времен сохранился не просто развитый, а прямо-таки гипертрофированный бюрократический чиновничий аппарат, тоже шла в Византии не так, как на Западе. Иным было и положение Церкви, иначе выстраивались ее отношения с государством: она, с одной стороны, пользовалась гораздо большим покровительством василевса, но с другой — не имела такой степени самостоятельности, как на Западе. Участие императора в делах Церкви проявлялось более непосредственно, чем даже в Каролингской и Оттоновской империях.



В 395 г. происходит разделение Римской империи на Западную и Восточную. На востокео бразовалась Восточная Римская империя, в это время охватывает правление Константина Великого (306-337). Особое явление представляла собой религиозная политика Константина, связанная с общим положением христианства в первые века его существования. Восточная Римская империя получает название Византия со столицей Константинополь.

Многие черты развития Византии проявились в ее отношениях с соседними странами и народами, в частности с Русью. В зеркале военных, дипломатических, торговых, династических, религиозно-церковных и культурных контактов с Русью ярко проявились самые важные стороны византийской цивилизации, многие из которых оказали влияние на развитие Руси.

Она оказала влияние на Россию и другие народы.

Периодизация истории Византии

Самостоятельная работа учащихся стр.120-123

Составить таблицу

Период

Хронологические рамки

Характеристика



Особенности византийского феодализма

Только в X-XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и числом зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало владения феодала под своим надзором.

Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились "государственные" крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.

Ситуация изменилась лишь в XIII-XV вв., т. е. в последний период жизни Византии. После 1204 г., когда Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части, мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии складывается феодальная вотчина, близкая западноевропейской. И хотя во второй половине ХIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии. В XIV-XV вв. Византия все больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Практически постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности.

Трудно сказать, как сложилась бы дальше судьба феодализма в Византии, если бы не гибель этой цивилизации. Но на протяжении нескольких веков развития в нем соединялись элементы восточного "государственного" феодализма и западноевропейского. С Востоком Византию сближала сильная централизованная власть, которая сдерживала рост частного крупного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. И все-таки феодализм в Византии не был полностью "государственным". И это естественно: ведь империя ромеев унаследовала и сохранила римское право, которое узаконивало частную собственность на землю. Чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.

Система власти:

  1. император (автократор) – василевс:

-высший судья;

-главнокомандующий армией;

-определял внешнюю политику;

-назначал высшее духовенство;

-неограниченная власть, ненаследственная.

2. сенат.

3. думы – городские советы до X века.

4. административно-чиновничий аппарат:

- контроль над крупными и мелкими

собственниками;

- сбор налогов.

Иерархия:

Император

Аристократическая знать

Чиновники и духовенство

Основные налогоплательщики:

крестьяне, горожане, зависимые крестьяне.



Религия и церковь



Православное христианство – государственная религия.

Церковь подчинена государству.

Противостояние с католической церковью.

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах.

Иконобо́рчество (греч «изображение» (икона) + греч. «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им».

К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».

Культура Византии

Зарождение Иконописи – символическое изображение, в котором присутствует религиозное таинство

Философ Иоанн Дамаскин «Источник знания» выражение «Ученье - свет, а неученье - тьма».

Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство.

Кратко о Готическом стиле время создания XII-XIV.

Характерные черты: Городской, рыцарские и карнавальные мотивы. Синие стекла в широких окнах. Впечатления узких улочек, заканчивающихся собором, устремленным в небо.

Характерные линии: Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.

Прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

Вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.



Определения:

Автокра́тия (греч. autokrateia — самовластие, самодержавие; от др.-греч. αυτός — сам + κράτος — власть) — одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве.

Стратиоты -  в Византии категория крестьян, обязанных воинской службой и получавших за это от гос-ва(с сер. 9 в.) неотчуждаемые наследств. зем. наделы

Кано́н (греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. 

Причины упадка Византии:

Внешние причины:

  1. Экономическое соперничество с Западом.

  2. Военное нападение с Востока (турки).

  3. Конфликт Византии с Западом, усиленный расколом церквей.

Внутренние причины.

  1. Рост крупной феодальной знати и ее борьба за власть, децентрализация страны.

  2. Горожане-ремесленники потеряли доверие к власти.

  3. Усиление протеста крестьянства (рост налогов, усиление зависимости).

  4. Неспособность центральной власти оказывать влияние на общество.



Домашнее задание: параграф 10


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Византийское Средневековье"

Автор: Шаратова Кристина Ивановна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Разработка обобщающего урока "Путешествие в Средневековье". "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-obobshchaiushchiegho-uroka-putieshiestviie-v-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "152108"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420806371"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Обобщающий урок за курс 6 класса "Древняя Русь" "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-za-kurs-6-klassa-drievniaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "230297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442072760"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства