История России. Новейшее время.
Тема | Распад СССР: закономерность или случайность. |
Цель темы | На основе знаний исторических событий Перестройки, понять причины и последствия распада СССР. Способствовать формированию у учащихся творческого мышления, выработка личностного отношения к социальным проблемам общества; |
Основное содержание темы, термины и понятия | Союзный договор 1922г.; истоки и проявления конституционного кризиса в СССР; предпосылки формирования национальных движений за выход из СССР; историческое значение принятия Декларации о государственном суверенитете России; попытки советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток; обстоятельства прекращения существования СССР. Даты и события: 12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете России 17 марта 1991 г. — всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР 12 июня 1991 г. — выборы первого Президента РСФСР 19—21 августа 1991 г. — ГКЧП 25 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР Имена: М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Янаев. Основные понятия и термины: СССР, перестройка, союзный договор; федерация, конфедерация, межнациональные конфликты, государственный суверенитет, конституционный кризис, аренда, ГКЧП,СНГ |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
| Сформировать умения работы с историческим документом; Понять причины политического кризиса; Формулировать вывод на основе анализа исторического факта; Аргументировать свою точку зрения. Владеть информацией о политических деятелях этого периода | Личностные: формирование алгоритма своего действия; вырабатывать отношение к истории как к способу понимания современности; формировать историческое мышление, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий . Регулятивные: получать информацию в результате смыслового прочтения исторического источника; определять и объяснять понятия; владеть навыками исследовательской деятельности; применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач; Познавательные: систематизация фактов исторического процесса распада СССР ; понимание причин и последствий распада СССР; осуществлять логические и аналитические действия; формулировать проблему, и предполагать пути решения; уметь проводить аналогии к современным политическим событиям. Коммуникативные: уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы; работать в группе по решению общих учебных задач; вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ; формирование своего отношения к проблеме; аргументировать свой выбор |
| Организация пространства |
Межпредметные связи | Форма работы | Ресурсы |
Литература, ОП (формулировка проблемы и пути решения), право. | Фронтальная, в группах, индивидуальная. | Учебник « Истории России ХХ в.» автор: Шестаков 11 класс профильный уровень. Раздаточный материал, ученическая тетрадь Сборник документов ПК и мультимедиа проектор. |
I этап. Мотивация к деятельности |
Цель — мотивировать учащихся на решение поставленной проблемы в теме урока. | Проблемная ситуация Учитель предлагает обсудить результаты референдума 17марта 1991 года. (представленных на экране) Анализ результатов референдума подводит уч-ся к вопросу: Почему СССР все же распался? Учащиеся сформулировали цель урока. |
II этап. Учебно(познавательная деятельность |
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У | Диагностические задания |
1. Планирование своих действий |
Цель : способствовать формированию навыков организации познавательной деятельности | Задание 1 воспроизведите алгоритм изучения исторического факта. ( работа в группах ) Задание 2. На основе уже полученных знаний по истории СССР Заполним алгоритм теми историческими моментами которые нам помогут сегодня разобраться в поставленной проблеме? ( фронтально) Вспомните, причина обычно кроется в тех событиях которые способствовали появлению данного факта, где мы будем ее искать? Из домашнего задания п. определите какие события подтолкнули к столь координальному решению и стали поводом Распада СССР? События кого года нам нужно знать? Распад СССР повлиял на какие субъекты и объекты исторического процесса? | Алгоритм выписывается на листах в группе и вывешивается на доску, после совместной корректировки. ( Коллективная оценка) Одновременно в тетрадях и на доске формируется план исследования проблемы. (коллективная оценка) |
2. Работа с историческим источником |
Цель : получать информацию в результате смыслового прочтения исторического источника; | Задание 1. В каком году создан СССР? На экране Союзный договор 1922 года. Сколько республик подписали создание. Проанализируйте как другие республики вошли в СССР. ( на основе сообщений подготовленных заранее) Задание 2. Прочитать Конституцию 1977 г. гл.8, ст. 70 -72. ( раздаточные листы) Выделить основные принципы союзного объединения, промаркировав текст ( индивидуальная работа) На основе полученной информации сделайте вывод о причинах парада суверенитетов в конце80-х. Задание 3. Прочтите два документа :Конституция 1977г. глава1. ст. 6. Решение 1 Съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР и проанализировав скажите к каким последствиям эти решения привели? ( обсуждение в группах) | Комментарии с места уч-ся при корректировке учителя. Сообщения из дополнительных источников. (Самооценка) Выступления от групп с фиксированием на доске предложенных ответов. Относительно первого и второго пункта плана (коллективная оценка) |
3. Проектирование ситуации |
Цель : способствовать формированию навыков самостоятельного решения. | Задание1. Проведем импровизированный референдум: На предложенных листочках- бюллетенях оставьте свои ответы. Подведите итоги в группе. Задание 2. Какие дальше действия мы можем предпринять ? ( работа в группах) Задание3. Сопоставьте с тем что произошло? В тетрадях выполняется работа заполнения таблицы, Мероприятия за сохранения СССР | Мероприятия за модернизацию союзного договора. | | | Можно предложить из предложенного списка политических деятелей, вставить в таблицу. | Представители от групп представляют итоги своего голосования на доске . Коллективно анализируют результат. Аргументированные мнения двух сторон. Можно заранне предложить, подготовленным уч-ся, направления решений, чтобы сократить время обсуждения) напр. События 19-21 августа1991г. На экране Выступление Горбачева о снятии полномочий президента СССР. |
4. Диагностика качества учебно(познавательной деятельности |
Цель : Формирование навыков логической формулировки вывода | Учитель просит уч-ся сформулировать свое мнение : Распад СССР закономерность или случайность? |
III этап. Интеллектуально(преобразовательная деятельность |
Цель : способствовать формированию умения самоанализа | Учитель предлагает составить синквейн, где последним предложением будет ваше отношение к этому историческому событию |
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности |
Формы контроля; контрольное задание | Оценка результатов деятельности |
Самооценка учителя | Оценка присутствующего |