kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме : Распад СССР. 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории по теме "Распад СССР", попытка представить уроки 11 класса в формате ФГОС. 

Урок составлен в соответствии с учебником  ИсторияРоссия и мир в XX - начале XXI века11 класс. Профильный уровень. Шестаков В.А., под ред. Сахарова А.Н. (2012, 400с.)

 Урок включает активные формы работы, такие как "Критическое мышление" и "Дебаты".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме : Распад СССР. 11 класс »

11 класс

История России. Новейшее время.

Технологическая карта № 1

Тема : «Распад СССР: закономерность или случайность?».



Тема

Распад СССР: закономерность или случайность.


Цель темы

На основе знаний исторических событий Перестройки, понять причины и последствия распада СССР.        

Способствовать формированию у учащихся творческого  мышления, выработка  личностного  отношения  к  социальным проблемам общества;


Основное содержание

темы,

термины и понятия

Союзный договор 1922г.;

истоки и проявления конституционного кризиса в СССР;  предпосылки формирования национальных движений за выход из СССР;
историческое значение принятия Декларации о государственном суверенитете России;
попытки советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;

обстоятельства прекращения существования СССР.

Даты и события:

     12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете России

   17 марта 1991 г. — всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР

     12 июня 1991 г. — выборы первого Президента РСФСР

     19—21 августа 1991 г. — ГКЧП

      25 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР

      Имена:

      М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Янаев.

Основные  понятия  и  термины:  СССР, перестройка, союзный договор; федерация, конфедерация,  межнациональные конфликты, государственный суверенитет, конституционный кризис, аренда,  ГКЧП,СНГ


Планируемый результат

Предметные умения

УУД


Сформировать умения работы с историческим документом;

Понять причины политического кризиса;

Формулировать вывод на основе анализа исторического факта;

Аргументировать свою точку зрения.

Владеть информацией о политических деятелях этого периода

Личностные:

  • формирование алгоритма своего действия; вырабатывать отношение к истории как к способу понимания со­временности;

  • формировать историческое мыш­ление, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий .

Регулятивные:

  • получать информацию в результате смыслового прочтения исторического источника;

  • определять и объяснять понятия;

  • владеть навыками исследовательской деятельности;

  • применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;

Познавательные:

систематизация фактов исторического процесса распада СССР ;

понимание причин и последствий распада СССР;

осуществлять логические и аналитические действия;

формулировать проблему, и предполагать пути решения;

уметь проводить аналогии к современным политическим событиям.

Коммуникативные:

уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;

работать в группе по решению общих учебных задач;

вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ;

формирование своего отношения к проблеме; аргументировать свой выбор


Организация пространства

Межпредметные связи

Форма работы

Ресурсы

Литература, ОП (формулировка проблемы и пути решения), право.

Фронтальная, в группах,

индивидуальная.

Учебник « Истории России ХХ в.» автор: Шестаков 11 класс профильный уровень.

Раздаточный материал, ученическая тетрадь

Сборник документов

ПК и мультимедиа проектор.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель — мотивировать

учащихся на решение поставленной проблемы в теме урока.

Проблемная ситуация

Учитель предлагает обсудить результаты референдума 17марта 1991 года. (представленных на экране)

Анализ результатов референдума подводит уч-ся к вопросу: Почему СССР все же распался?

Учащиеся сформулировали цель урока.

II этап. Учебно(познавательная деятельность

Последовательность

изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З),

«понимание» (П), «умение» (У

Диагностические задания

1. Планирование своих действий

Цель : способствовать формированию навыков организации познавательной деятельности

Задание 1 воспроизведите алгоритм изучения исторического факта. ( работа в группах )


Задание 2. На основе уже полученных знаний по истории СССР Заполним алгоритм теми историческими моментами которые нам помогут сегодня разобраться в поставленной проблеме? ( фронтально)

Вспомните, причина обычно кроется в тех событиях которые способствовали появлению данного факта, где мы будем ее искать?

Из домашнего задания п. определите какие события подтолкнули к столь координальному решению и стали поводом Распада СССР?

События кого года нам нужно знать?

Распад СССР повлиял на какие субъекты и объекты исторического процесса?

Алгоритм выписывается на листах в группе и вывешивается на доску, после совместной корректировки. ( Коллективная оценка)

Одновременно в тетрадях и на доске формируется план исследования проблемы. (коллективная оценка)



2. Работа с историческим источником

Цель : получать информацию в результате смыслового прочтения исторического источника;


Задание 1. В каком году создан СССР?

На экране Союзный договор 1922 года. Сколько республик подписали создание.

Проанализируйте как другие республики вошли в СССР. ( на основе сообщений подготовленных заранее)

Задание 2. Прочитать Конституцию 1977 г. гл.8, ст. 70 -72. ( раздаточные листы) Выделить основные принципы союзного объединения, промаркировав текст ( индивидуальная работа)

На основе полученной информации сделайте вывод о причинах парада суверенитетов в конце80-х.

Задание 3. Прочтите два документа :Конституция 1977г. глава1. ст. 6.

Решение 1 Съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР и проанализировав скажите к каким последствиям эти решения привели? ( обсуждение в группах)

Комментарии с места уч-ся при корректировке учителя.


Сообщения из дополнительных источников. (Самооценка)








Выступления от групп с фиксированием на доске предложенных ответов. Относительно первого и второго пункта плана (коллективная оценка)

3. Проектирование ситуации

Цель : способствовать формированию навыков самостоятельного решения.

Задание1. Проведем импровизированный референдум: На предложенных листочках- бюллетенях оставьте свои ответы. Подведите итоги в группе.

Задание 2. Какие дальше действия мы можем предпринять ? ( работа в группах)

Задание3. Сопоставьте с тем что произошло?

В тетрадях выполняется работа заполнения таблицы,


Мероприятия за сохранения СССР

Мероприятия за модернизацию союзного договора.



Можно предложить из предложенного списка политических деятелей, вставить в таблицу.

Представители от групп представляют итоги своего голосования на доске . Коллективно анализируют результат. Аргументированные мнения двух сторон.


Можно заранне предложить, подготовленным уч-ся, направления решений, чтобы сократить время обсуждения) напр. События 19-21 августа1991г.


На экране Выступление Горбачева о снятии полномочий президента СССР.

4. Диагностика качества учебно(познавательной деятельности

Цель : Формирование навыков логической формулировки вывода

Учитель просит уч-ся сформулировать свое мнение : Распад СССР закономерность или случайность?

III этап. Интеллектуально(преобразовательная деятельность

Цель : способствовать формированию умения самоанализа

Учитель предлагает составить синквейн, где последним предложением будет ваше отношение к этому историческому событию

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля;

контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме : Распад СССР. 11 класс

Автор: Белоглазова Елена Владимировна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока истории "Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka-uroka-istorii-obrazovaniie-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "308116"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458500376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Разработка урока для 10 класса. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-uroka-dlia-10-klassa-orghanizatsionnaia-struktura-vooruzhiennykh-sil-rossiiskoi-fiedieratsii-vidy-vooruzhiennykh-sil-roda-voisk"
    ["file_id"] => string(6) "182778"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425599330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства