Открытый урок
Истории
5 класс ЗПР
«Вечный город»
Учитель истории
и обществознания
Белкина
Мария
Александровна
Детский дом – школа № 2
г. Петропавловск-Камчатский
2014-2015 учебный год
Тема урока: Вечный город
Цели урока:
Учебная – ознакомить учащихся с достижениями древних римлян, главными постройками времен Римской империи; научить пользоваться информационными технологиями для решения практических задач.
Коррекционная, развивающая – коррекция речевых умений, продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, с компьютером и мультимедийным проектором.
Воспитательная – продолжать развивать чувство прекрасного, умение ценить историческое наследие прошлого.
Ресурсы урока – мультимедийный проектор, компьютеры, тесты, ключи к тестам, словарь новых терминов, фотографии видов Рима (на слайдах), карта Римской империи во II веке, изображения домов жителей Рима и бытовых сцен, жетоны.
Ход урока.
I Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели урока, проверка готовности рабочих мест.
II Объяснение нового материала.
УЧИТЕЛЬ:
СЛАЙД 1 -
План урока
Рим – главный город империи
В каких домах жили богачи
В каких домах жило большинство горожан
Отдых и развлечения римлян
Рим – главный город империи
СЛАЙД 2 – актуализация знаний учащихся по теме географическое положение Римской империи во II веке до нашей эры.
На слайде показывается карта «Римская империя во 2 веке до нашей эры», задание – назвать государство, дать характеристику его местоположению, показать и назвать столицу.
Обратить внимание учащихся на территории, вошедшие в состав Римской империи, назвать государства, захваченные Римом.
СЛАЙД 3
Вопрос: Почему тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим?
Приезжали по торговым делам
Хотели получить выгодную должность
Привлекали гладиаторские игры
Гонки колесниц
Триумфы
Всевозможные празднества
СЛАЙД 4, 5
Посмотрите на изображение главной площади в Риме – это Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.
Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.
В Риме много замечательных построек. С ними вас познакомят наши ученики, а проверить ваши знания помогут небольшие тесты после каждого этапа урока.
УЧЕНИК 1:
СЛАЙД 6
Город украшали
Триумфальные арки
Триумф – это торжественный въезд полководца-победителя в Рим
СЛАЙД 7
Амфитеатр Колизей
Амфитеатр – это место для проведения гладиаторских боев
Колизей вмещал около 50 тысяч зрителей
СЛАЙД 8
Гладиаторские бои – любимое развлечение римлян
Гладиатор – это раб – боец
На рисунке мы видим изображение гладиаторского боя. На арене амфитеатра два раба- гладиатора. Тот, который стоит, вооружен мечом, держит щит, на голове у него шлем. Он одержал победу в поединке и ждет решения зрителей. Если они покажут большой палец руки вниз, то проигравшего надо будет убить, если вверх, - то оставить жизнь. Второй гладиатор был вооружен трезубцем и сетью. Он лежит на арене поверженный и протягивает руку, моля зрителей о пощаде.
СЛАЙД 9
Другой достопримечательностью Рима был Пантеон (дословно храм всех богов)
СЛАЙД 10
Пантеон имеет свод в виде половины шара, его диаметр 43 метра
СЛАЙД 11
В центре купола находится отверстие, через которое льется свет
Внутри зала сделан огромный зал, который облицован мрамором коричневато-золотистых тонов
СЛАЙД 12
Впервые в истории римляне научились возводить над зданием свод в виде купола
УЧИТЕЛЬ:
Проверим вашу внимательность. Каждому будет роздан тест, надо выбрать правильные ответы.
Тест № 1 к уроку «Вечный город»
Форум – это
А. Здание Сената в Риме
Б. Торговая площадь в Риме с прилегающими территориями
В. Народное собрание
Триумфальные арки строили для:
А. Посвящения нового императора
Б. Украшения города
В. Торжественного въезда полководца-победителя в Рим
Амфитеатр – это место для:
А. конских бегов
Б. олимпийский игр
В. гладиаторских боев
Колизей вмещал около
А. 60 тысяч зрителей
Б. 80 тысяч зрителей
В. 50 тысяч зрителей
Гладиатор – это
А. раб – боец
Б. воин – победитель
В. раб, который работал в богатом доме
Пантеон переводится как:
А. красивый храм
Б. божественный храм
В. храм всех богов
Затем ученикам раздают ключи, они сами подсчитывают количество набранных баллов.
Ключ к тесту № 1
1Б, 2В, 3В, 4В, 5А, 6В
2. В каких домах жили богачи
УЧЕНИК 2:
СЛАЙД 13
Дома богачей. Богатейшие римляне жили в домах, которые располагались на холмах, где воздух был здоровее и чище. У богатых римлян были загородные дома (виллы) и особняки в городе. Помещения располагались вокруг внутреннего дворика. В домах было много комнат, кухня, водопровод, а, иногда, и ванная комната.
СЛАЙД 14
Это главное помещение богатого римского дома.
В нем не было окон, четыре колонны поддерживали перекрытие. Сверху было четырехугольное отверстие, под которым располагался бассейн, куда попадала дождевая вода.
В этом помещении хозяин дома принимал близких посетителей, пришедших по делам.
СЛАЙД 15
Это внутренний дворик в богатом римском доме.
Только близких друзей хозяин приглашал пройти внутрь дома, например во дворик-сад, окруженный портиками. В саду благоухали цветы, били фонтаны.
СЛАЙД 16
Богача и его семью обслуживали десятки рабов
Они ежедневно убирались, готовили пищу, помогали господину умыться, делали прическу и многое другое.
В каких домах жило большинство горожан
УЧЕНИК 3:
СЛАЙД 17
Это многоэтажные дома в низинах между холмами.
Большинство семей римлян жили в пяти-шестиэтажных домах, принадлежавших богачам.
В таком доме в нижнем этаже сдавались помещения под лавки и харчевни, а в верхних – комнаты и квартиры. Бедняки ютились в коморках под черепицей крыши.
Жизнь в многоэтажных домах была полна неудобств. Печей не было. В сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда насыпали древесный уголь.
Не было и кухонь, пищу готовили также на жаровнях. Бедняки или всухомятку или на ходу, покупая горячую еду у уличных разносчиков.
СЛАЙД 18
На домах не было табличек с названиями улиц и домов, все дома были однообразными, а улицы грязными и узкими. Из-за тесноты не оставалось места для деревьев и цветников.
Прохожих подстерегали опасности (как на рисунке справа): из окон летела битая посуда, лились помои.
Окна не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями. Вода в квартиры не подавалась.
Грязь и зловоние сопровождало римлян, живших в многоэтажных домах.
Тест № 2 к уроку «Вечный город»
Дома богатых римлян располагались
На холмах
В низинах
На равнинах
Хозяин богатого дома обычно принимал близких друзей
В главном помещении дома
Во внутреннем дворике
В гостиной комнате
Богача и его семью обслуживали десятки
Рабов
Воинов
Наемных работников
Простые горожане жили
В 2-3 этажных домах
В одноэтажных домах
В 5-6 этажных домах
Водопровод был
В домах богатых людей
В домах простых горожан
Во всех домах
Простые горожане закрывали окна
Занавесками
Ставнями
Ничем не закрывали
Затем ученикам раздают ключи, они сами подсчитывают количество набранных баллов.
Ключ к тесту № 2
1 а, 2 b, 3 а, 4 c, 5 a, 6 b
4. Отдых и развлечения римлян
УЧЕНИК 4:
СЛАЙД 19
Я вам расскажу о римских общественных банях. Они назывались термами.
СЛАЙД 20
После духоты тесных улиц римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы, которых в Риме было около тысячи. Входная плата в такие бани была мала.
В термах были емкости с холодной, теплой и горячей водой, а также большой открытый бассейн.
СЛАЙД 21
Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императора. Эти термы, богато украшенные статуями, мозаиками и настенными росписями, располагались в тенистых парках.
Перед купанием на специально отведенных площадках желающие играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей. Набегавшись, покрытые пылью и потом, они шли мыться. Но прежде в удобных раздевальнях отдавали сторожу рабу одежду на хранение: опасались банных воров.
СЛАЙД 22
При термах находились библиотеки и залы для отдыха и дружеских бесед. Здесь можно было узнать последние новости и сплетни, сделать модную прическу.
Таким образом, термы скорее похожи на базу отдыха, чем на баню.
СЛАЙД 23
А на этом рисунке мы видим изображение Большого цирка. Он был построен специально для конских бегов, которые, наряду с гладиаторскими играми, были любимейшим развлечением римлян.
СЛАЙД 24
В дни состязаний весь город сидел в цирке, не отрывая от арены глаз. Клички цирковых коней и имена лихих возниц были на устах у всех.
СЛАЙД 25
Однако жизнь возниц висела на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались.
Тест № 3 к уроку «Вечный город»
Римские общественные бани назывались:
Термы
Купальни
Сауны
Входная плата в римские бани была
Велика
Мала
Отсутствовала
Большой Цирк в Риме бы построен для
Гладиаторских игр
конных бегов
театральных представлений
Ключ к тесту № 3
1 а, 2 b, 3 а
УЧИТЕЛЬ: Ребята, подсчитайте общее количество баллов! А теперь вспомните, как называются эти сооружения:
СЛАЙДЫ 26 – 31 (за каждый правильный ответ ученики получают жетон, за каждый жетон получают по дополнительному баллу).
ИТОГ: посчитайте итоговое количество баллов. Поставьте себе оценку (по шкале оценок).
(прилагается презентация на электронном носителе)
8