kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока "Москва! Как много в этом звуке!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.М.Кузина – учитель истории лицея №38 г. Белгорода.

 

Москва! Как много в этом звуке!

Урок-панорама героических страниц истории Москвы.

Здесь все бывало: плен, свобода

Орда и Польша, и Литва

Французы, лавр и мель народа,

Все, все! Да здравствует Москва!

Н.М. Языков

Цели урока:

 

Образовательные: выявить совпадения и параллели, которые прослеживаются в ходе исторического развития Москвы, становления ее, как общенационального центра.

Воспитательные: способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся в ходе изучения истории Москвы.

Развивающие: содействовать формированию умений и навыков работать с различными источниками информации,сравнивать, сопоставлять явления и события

Оборудование: карта-схема Москвы, мультимедийная презентация «Московский Кремль»

Вступительное слово учителя:

Немало городов есть на свете! Больших и малых, шумных и тихих, прекрасных и заурядных, утопающих в соловьиных садах и напоминающих выжженные солнцем асфальтовые пустыни.

Есть города - младенцы и города - подростки, города - юноши и города, убеленные каменными сединами. Но есть города вечной жизни, подобные древним пергаментным свиткам. Их улицы, площади, переулки развертываются, словно главы нескончаемой книги. Что ни дом в этой книге- то новелла, баллада, афоризм, элегия.

Именно такой город - наша Москва. Москва - это больше, чем город. Москва - это сердце страны, Москва — это целый мир, Москва — это прошлое и настоящее, это история и современность.

На протяжении веков все сходилось к Москве, все решалось в Москве. Ни об одном другом городе России не сложено столько былей, преданий, легенд, песен. Образ великого города и

его центра - Кремля воспроизведён в различных видах  искусства – в поэзии, живописи, музыке, пластике…

Вопрос:

А какие строки из русской литературы приходят на память вам, когда вы слышите слово Москва?

Отвечая на вопрос, учащиеся цитируют строки из известных произведений литературы.

Подробных высказываний можно было бы привести больше, ибо признания в любви Москве делали многие - и в пролом, и в настоящем.

«Москва. как много в этом звуке!» - так звучит тема нашего сегодняшнего урока.

И хотя наш урок - панорама, рамки урока не позволяют нам охватить всю панораму событий, связанных с Москвой. Потому сегодня, в честь 850-летия столицы, мы остановимся на наиболее значимых событиях, т.к. именно эти события имели судьбоносный характер и для Москвы, и для каждого русского человека. Отдавая дань этим событиям, мы должны не просто окинуть взглядом панораму их, а прочувствовать, что стояло за этими событиями.

Обычно мы как-то не думаем о том, что нас окружает не просто городское пространство - площади, улицы, бульвары, а пространство истории, где могут возникать самые необыкновенные совпадения, сопоставления и параллели. Почувствовать это не трудно. Немного фантазии, воображения и интереса к своей истории.

«И ринулись навстречу книги, Постройки, площади и рвы. Смотри! В любом коротком миге.Живет история Москвы!»

(П. Антакольский)

На сегодняшнем уроке ваша задача, проследив историю развития Москвы, выявить эти самые совпадения и параллели.

Учитель ставит перед школьниками проблемное задание и записывает его на доске:

Какие совпадения и параллели прослеживаются в ходе исторического развития Москвы, становления ее, как общенационального центра?

В ходе урока вам необходимо сделать в тетради пометки, которые пригодятся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка открытого урока "Москва! Как много в этом звуке!" »

И.М.Кузина – учитель истории лицея №38 г. Белгорода.


Москва! Как много в этом звуке!

Урок-панорама героических страниц истории Москвы.

Здесь все бывало: плен, свобода

Орда и Польша, и Литва

Французы, лавр и мель народа,

Все, все! Да здравствует Москва!

Н.М. Языков

Цели урока:


Образовательные: выявить совпадения и параллели, которые прослеживаются в ходе исторического развития Москвы, становления ее, как общенационального центра.

Воспитательные: способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся в ходе изучения истории Москвы.

Развивающие: содействовать формированию умений и навыков работать с различными источниками информации ,сравнивать, сопоставлять явления и события

Оборудование: карта-схема Москвы, мультимедийная презентация «Московский Кремль»

Вступительное слово учителя:

Немало городов есть на свете! Больших и малых, шумных и тихих, прекрасных и заурядных, утопающих в соловьиных садах и напоминающих выжженные солнцем асфальтовые пустыни.

Есть города - младенцы и города - подростки, города - юноши и города, убеленные каменными сединами. Но есть города вечной жизни, подобные древним пергаментным свиткам. Их улицы, площади, переулки развертываются, словно главы нескончаемой книги. Что ни дом в этой книге- то новелла, баллада, афоризм, элегия...

Именно такой город - наша Москва. Москва - это больше, чем город. Москва - это сердце страны, Москва — это целый мир, Москва — это прошлое и настоящее, это история и современность.


На протяжении веков все сходилось к Москве, все решалось в Москве. Ни об одном другом городе России не сложено столько былей, преданий, легенд, песен. Образ великого города и

его центра - Кремля воспроизведён в различных видах искусства – в поэзии, живописи, музыке, пластике…

Вопрос:

А какие строки из русской литературы приходят на память вам, когда вы слышите слово Москва?

Отвечая на вопрос, учащиеся цитируют строки из известных произведений литературы.

Подробных высказываний можно было бы привести больше, ибо признания в любви Москве делали многие - и в пролом, и в настоящем.

«Москва... как много в этом звуке!» - так звучит тема нашего сегодняшнего урока.

И хотя наш урок - панорама, рамки урока не позволяют нам охватить всю панораму событий, связанных с Москвой. Потому сегодня, в честь 850-летия столицы, мы остановимся на наиболее значимых событиях, т.к. именно эти события имели судьбоносный характер и для Москвы, и для каждого русского человека. Отдавая дань этим событиям, мы должны не просто окинуть взглядом панораму их, а прочувствовать, что стояло за этими событиями.

Обычно мы как-то не думаем о том, что нас окружает не просто городское пространство - площади, улицы, бульвары, а пространство истории, где могут возникать самые необыкновенные совпадения, сопоставления и параллели. Почувствовать это не трудно. Немного фантазии, воображения и интереса к своей истории.

«И ринулись навстречу книги, Постройки, площади и рвы. Смотри! В любом коротком миге .Живет история Москвы!»

(П. Антакольский)

На сегодняшнем уроке ваша задача, проследив историю развития Москвы, выявить эти самые совпадения и параллели.

Учитель ставит перед школьниками проблемное задание и записывает его на доске:

Какие совпадения и параллели прослеживаются в ходе исторического развития Москвы, становления ее, как общенационального центра?

В ходе урока вам необходимо сделать в тетради пометки, которые пригодятся вам для выводов и обобщений.

В обширной Москве много прекрасного, величественного, трогательного и удивительного, но Кремль - всему голова.

Откуда бы мы ни взглянули на центр столицы , панорама Кремля непередаваемо удивительна.

Особенно прекрасен вид на Кремль с Большого каменного моста

(показать картину) или с вершины колокольни Ивана Великого. Кто, глядя отсюда, и теперь не вспомнит, адресуя себе пушкинские слова: «Твоя Москва, твой Кремль, твоя Держава»!

Но наш взгляд пробивается сквозь толщу столетий и мы уже в Москве 1833 года. Поднимаемся на вершину колокольни Ивана Великого в ранний рассветный час вместе с юным Михаилом Лермонтовым .

Звучит мелодия Глинки "Рассвет на Москве-реке " и ученик читает под музыку отрывок из произведения Лермонтова.

Да, камни Кремля могут звучать - это камни истории, это память нашего сердца.

Но так сказал о Москве поэт, мы же с вами обратимся непосредственно к истории.

Обращаясь к картинам на доске, учитель продолжает рассказ. Перед нами древний Кремль и Кремль сегодня. "Начинается земля, как известно из Кремля", - сказал Маяковский. В Кремле сосредоточена вся история нашей страны.

Вопрос: А почему мы так говорим?

В ходе беседы с классом делаются выводы, подтверждающие, что в Кремле действительно решались и решаются судьбы всей нашей страны:

  1. Создавалось Московское княжество.

  2. Зарождалась борьба за независимость от Золотой Орды.

  3. Выковывалось наше самосознание

3) Формировалось единое русское государство.

4)Принимались и принимаются судьбоносные для России решения.

Склони чело, России верный сын: Бессмертный Кремль стоит перед тобою; Он в бурях возмужал - и , рока властелин, Собрав века над древнею главою, Возвысился могуч, непоколебим, Как гений славы над Москвою! Н. Станкевич

Невольно возникает мысль, как же выстоял Кремль, где истоки его бессмертия и непоколебимости. С чего же все начиналось?

Кинофрагмент № 1 о нашествии монголо-татар на Русь. На фоне кинофрагмента сообщение ученицы о силе духа и мужестве русских людей и о подъеме их национального самосознания.

Центром этого подъема стала Москва. Москва не сразу строилась.

Поговорка вспоминается, когда смотришь на кремлевские стены. Давайте совершим путешествие по векам, начиная с того времени, когда пошла о Кремле молва. Был он тогда не таким, как сейчас. Помогут нам в путешествии акварели Аполинария Михайловича Васнецова.

Беседа с классом:

  1. Вспомните первую дату упоминания в летописях о Москве(1147 г.).

  2. "Прийде ко мне, брате, в Москов". С именем какого князя и в связи с какими
    событиями упоминается Москва в летописи? (Юрий Долгорукий, Святослав
    Ольгович).

  3. К какому времени относится первая постройка крепости? (1156г.).

  4. Какова судьба этой крепости? (В 1177 году Глеб Рязанский сжег ее ,а во
    второй половине 12 века она отстроена заново).


  1. Какие события связаны с Москвой в 1238 г.?(Сожжение и разграбление
    воинами Хана Батыя).

  2. Кто отстроил новую крепость, дубовую? Иван Калита. ( Просуществовала
    недолго, противостоять огню не могла и сгорела в 1365 г.).

Московские мечты о крепости и силе сбылись в дни Дмитрия Донского, когда на глазах у горожан вознесся град камен, какого не знала московская земля.

В 1366 году днем и ночью потянулись к Кремлю вереницы повозок с белым камнем. Как не вспомнить давнее поэтическое уподобление «Кричат телеги полуночно, скажи лебеди распуганные».

И вскоре над Москвой-рекой засияли белоснежные стены и башни.

С тех пор и пошло выражение - Москва белокаменная (картина на плакате) Хорошо послужили белокаменные стены москвичам.

  1. Кто из врагов кто из врагов делал попытки их взять? (Монголо-татары -3
    раза, князь литовский Ольгерд - 2 раза). Ни разу за 100 лет белокаменные стены
    не подвели оборонявшихся. Но не за оборону князь Дмитрий Иванович
    получил звание Донского.

  2. А за что? (победа в Куликовской битве 1380 года). Судьбы людей часто
    определяют дни, а иногда и часы Судьбу великого князя Московского Дмитрия
    определил один день 8 сентября 1380 г. Эту дату знает каждый русский.

Перенесемся же в год 1380. И пусть оживет история.

Кинофрагмент №2 о Куликовской битве.

Но пройдет еще 100 лет, прежде чем Русь освободится от ненавистного ига (1480 г.)

Произойдет это в бытность праправнука Ивана Калиты, которого звали Иван III.

При Иване III разительно изменился облик Москвы. На берегу Москвы - реки вознесся краснокирпичный Кремль

Ивана Ш(показать картину на плакате)

Москва - центр могучего государства, многие европейские монархи стремились к союзу с ней .

Иван III, у которого появились семейные связи с Италией ,приглашал многих архитекторов. Они вместе с русскими умельцами затеяли общую перестройку Кремля. Возведен был и величественный Успенский собор.

Вопрос:

1) Какой известный итальянский архитектор принимал участие в его
сооружении? (А.Фиораванти)

2) Почему мы говорим, что на протяжении пяти веков Успенский собор
считался главным храмом русского государства?

Сообщение ученика.

Без малого 400 лет назад на Лубянке и Никольской вспыхивали яростные схватки москвичей с отрядами польских шляхтичей, занявших Кремль и откровенно мечтавших остаться здесь навсегда. А если Москва не желает того, тем хуже для Москвы.

Кинофрагмент №3 и сообщение ученика о пожаре Москвы 1611 года.

Московская смута - одна из наиболее темных страниц нашей истории. Ведь не был Лжедмитрий сыном Ивана Грозного. Так кто же ему поверил? Те, кому главное было добраться до казны, забраться на вершину власти. Вопрос о законном праве на власть - самый ключевой вопрос - о праве и самозванстве. Свидетельницей скольких трагедий, связанных с борьбой за власть стала Москва!

Сообщение ученика о Минине и Пожарском. (Показать памятник Минину и Пожарскому в Москве.)

Какой город, какой народ не хотел бы жить без трагедий и потрясений. Но над Москвой едва ли не в каждом столетии нависает грозная опасность, как это было в 1812 году.

Сообщение ученика на фоне музыки. Кинофрагмент №4.

И вот она, Москва, после оставления ее русскими. Сообщение ученика на фоне музыки.

Вступление в покинутый город оказалось роковым для наполеоновской армии. Буквально на глазах Москва превратилась в огромный костер.

«Это была жертва, которую русские принесли, чтобы погубить нас», - так говорили французы.

«Я должен был умереть сразу после вступления в Москву», - так скажет завоеватель потом. А пока, едва успев прорваться сквозь пламень в Петровский замок, он ждал предложений о скорейшем заключении мира от России. И не дождавшись, сам делает шаг навстречу, посылая к Кутузову своего адъютанта Лористона. Сквозь века мы буквально слышим разговор, от которого зависела судьба Москвы и России. Именно в этот день Кутузов имел разговор с адъютантом Наполеона.

Инсценировка разговора Кутузова с Лористоном.

Сбылось предсказание Кутузова. Пожертвовав собой, Москва спасла Россию. Пожар и пребывание французской армии до неузнаваемости изменили древнюю столицу. «Москвы уж нет», - сообщал в письме наполеоновский подданный. Но снова, как и раньше, из руин, из небытия Москва воскресла, была отстроена заново. Не родился еще тот враг, кто смог бы уничтожить нашу древнюю столицу.

Страшно и больно, когда разрушает иноземец, но гораздо страшнее и больнее, когда уничтожают и рушат свои. В октябре 1917 Москва снова стала свидетельницей борьбы за власть.

Предоставим слово для публичного выступления вашей однокласснице.

Выступление ученицы о разрушении старой Москвы после революции 1917 г.

Звонят колокола.

Минувшие восемь десятилетий оставили пустоту на месте прежних святынь, на месте национальной идеи. Иначе и быть не могло. Победители стремились уничтожить символы ненавистного прошлого, разрушить все, что напоминало о нем. Новая власть без раздумий и сожаления готова была разрушить любой храм, любой памятник, чтобы сплясать на поверженном прошлом, чтобы из бронзы старых монументов отлить собственные фигуры, забыв о мудром библейском изречении: «Но это было уже в веках, бывших прежде нас».

Пусть эта песня И.Талькова заставит вас задуматься.

Звучат слова песни «Россия».

Есть в мире столицы с более древней и трагической судьбой. Но столько раз возрождаться из пепла было дано только Москве, чтобы становиться еще красивее. Надо полагать, что люди, взрывавшие старую Москву именно так и

считали, что она, мол, от этого станет еще красивее. А чтобы построить новую Россию, нужно до основания разрушить старую. Успело даже вырасти целое поколение вроде бы разорвавшее все связи с прошлым, с какой-то там древней историей, намеренное так прямо прошагать в светлое будущее. Но вот грянула гроза 1941.

Кинофрагмент №5 о войне.

Так ведь не случайно крестьянский сын Жуков при крещении получил имя Георгий в честь святого Георгия Победоносца. Вот вам еще одна неожиданная параллель.

На этом наша панорама героических страниц истории Москвы завершена. А теперь давайте немного поработаем. Итак, какие же параллели и совпадения вы выявили?

Беседа с классом. Заключение:

Говорят, что прошлое молчит для того, кто не знает его языка, кто не умеет с ним разговаривать, так давайте будем учиться этому языку, будем учиться понимать уроки истории. И будем помнить, что силой русичей не дано покорить никому. На том стоит, и стоять будет русская земля. Не напрасно Москва призывала и собирала русские земли, строила крепкое государство. Они - Москва и Россия, всегда едины и неразделимы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка открытого урока "Москва! Как много в этом звуке!"

Автор: Кузина Инесса Михайловна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы и - ы после ц» "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "184511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426062490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Методическая разработка  урока с технологической картой по чтению .  Тема: «ЗВУКИ [т], [т']. БУКВЫ Т, т. Закрепление» "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-tiekhnologhichieskoi-kartoi-po-chtieniiu-tiema-zvuki-t-t-bukvy-t-t-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "144235"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418669497"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-v-v-maiakovskii-i-futurizm-poetichieskoie-novatorstvo"
    ["file_id"] => string(6) "148493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419748734"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока географии "Такая загадочная Африка""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaghieoghrafiitakaiazaghadochnaiaafrika"
    ["file_id"] => string(6) "279840"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453295034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства