kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Распад СССР и образование СНГ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распад СССР и образование СНГ»

ГККП «Актюбинский медицинский колледж имени

героя Советского Союза Маншук Маметовой»

Согласовано Утверждаю

методическим отделом Зам. директора

________Кенжебаева С.Б. по учебной работе

«_____»_________2018 г. _____ Куздыбаева А.А.

«_____» ________20_ г.





Методическая разработка открытого теоретического занятия

Предмет: История Казахстана


Тема: Распад СССР и образование СНГ


Специальность: «Сестринское дело»


Курс: I









Рассмотрено

на заседании

ЦМК «Социально-

экономических дисциплин»

Протокол № ___

«___» ________ 2018 г

Зав.ЦМК: Карабасова А.Е.


Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой преподавателем: Тлембаева А.Б.

Методическая разработка теоретического занятия



Тема занятия: Распад СССР и образование СНГ


Цели занятия:

образовательная – способствовать формированию представления студентов о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.; формирование знаний о причинах распада СССР; образование СНГ.

развивающая – развитие навыков сравнения и анализа исторических явлений, процессов, аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

воспитательная – воспитание учащихся в духе понимания важности правовых ценностей, формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.

Тип занятия:теория

Метод занятия:словесный,наглядный

Время занятия: 90 мин

Место проведения: конферец зал

Внутрипредметная связь: Политическая ситуация в период распада СССР

Межпредметная связь: история,самопознание, география,экономика

Оснащение занятия: дидактические материалы,интерактивная доска,видеоматериалы

Использованная литература:

основная 1.Асфендияров С.Д. История Кахазстана А., 1993

2.Абдакимов А. История Казахстана А., 2002

3.История Казахстана (очерк) Алматы 1993

4.Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан Летопись трех

тысячелетий. Алматы, 1992

5.История Казахстана с (древнейших времен до наших дней) в пяти

томах. Алматы., Атамура 1996-1997

6.Кан Г.В. История Казахстана Алматы 2002

7.Рыспаев К., История Республики Казахстан Алматы 200

дополнительная 1.Абдиров М.Ж. История Казахстана Алматы 1994

Должен знать: Распад СССР и образование СНГ



Структурно-логическая схема и хронокарта занятия

І.Организационный момент – 2 мин

ІІ. Опрос домашнего задания– 20 мин

ІІІ.Объяснение нового материала – 35 мин

IV.Закрепление нового материала - 25 мин

V. Подведение итогов занятия – 5 мин

VІ. Задание на дом – 3 мин


Ход занятия

І.Организационный момент

В организационном моменте обратить внимание на внешний вид студентов, готовность к занятию. Отметить отсутствующих, выяснить причины. Выяснить подготовленность к занятию неясные вопросы. Ознакомить студентов целью занятия, аргументировать значимость для медицинской сестры знаний, умений и навыков по данной теме.

ІІ.Опрос домашнего задания

Опрос по пройденной теме «Принятие декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» на уроке используются элементы критического мышления студенты выполняют следующие задания: «Исторический диктант», «Блиц-опрос», «Слова ассоциации». Презентация «Суверенный Казахстан»

Задание 1.Исторический диктант
1. Выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства по политическим? Экономическим и другим причинам (эмиграция) 

2.Начало Великой Отечественной войны с фашистской Германией (22 июня 1941г.) 
3.Наука об истории формирования, причинах, этапах и направлениях расселения какого-либо народа за пределами исторической родины (диаспорология) 

4.В каком городе прошли социальные волнения в 1959 г., причинами которых послужили административные принципы управления в стране (Город Темиртау) 

6.Часть народа, которая живет вне своей исторической родины (диаспора) 
7.19 мая 1922г. считался днем рождения этой детской коммунистической организации (Пионерская организация) 

8. Как фамилия легендарного генерала, чья дивизия была сформирована в Казахстане и героически сражалась на защите Москвы во время Великой отечественной войны (И.В.Панфилов) 
9. Назовите имена казахстанских женщин - героев Советского Союза (М.Маметова 
А.Молдагулова) 
10.День принятия Верховным Советом Казахской ССР Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» ( 25 октября 1990 г.)

11.В каком году началась так называемая целинная эпопея в Казахстане (1954) 
12. Кто возглавлял Республику с 1964 года до середины декабря 1986г.(с перерывом в 1962-

1964гг.) (Д.А.Кунаев) 

13. С августа 1949г. по август 1991г. в Казахстане производились ядерные испытания. Как назывался полигон? (Семипалатинский ядерный полигон) 

14. Кто в декабре 1990г. был утвержден на пост Президента Казахстана? (Н.А.Назарбаев) 

Задание 2.Блиц-опрос

1. Что такое курултай?

Форма народного представительства у кочевников Центральной Азии. В организационном смысле курултай - это собрание представителей различных слоев общества для выработки решения по самым важным вопросам. Соответственно, решение о его созыве определялось в зависимости от складывающихся на тот или иной момент обстоятельств.

2. Где и когда прошел 1 всемирный курлтай казахов?

(С 29 сентября по 3 октября 1992 года в Алматы)

3. В чем заключается основная цель всемирного курултая казахов?

(Проводится раз в 5 лет.Основная цель мероприятия - обсуждение вопросов переселения этнических казахов на историческую родину, поддержка оралманов, прибывших в страну.

4. Где прошел второй всемирный курултай казахов?

(23 -24 октября 2002 г.  в городе Туркестане)

5. Какие вопросы рассматривали на 3 курултае казахов в Астане?

(26-30 сентября 2005 г. Возможность размещения инвестиций на исторической родине, а также создание условий для обучения представителей казахской диаспоры, проживающей за рубежом)

6. Что такое репатриация?

(Под понятием "репатриация" или "возвратная этническая миграция" следует понимать движение эмигрантов назад на свою этническую родину для постоянного проживания )

7. Какие проблемы должно решить государство при возвращении казахов на историческую родину?

8. На какие группы делится казахское население США?

В основном, казахское население в США можно разделить на несколько групп:

1) бывшие граждане СССР, во время Второй мировой войны попавшие в плен и содержавшиеся в концентрационных лагерях на территории Германии,

2) казахи из Турции, являвшиеся составной частью турецкой трудовой иммиграции, получивших работу, а после пяти лет постоянного (безвыездного) пребывания в стране и статус граждан США;

3) казахи из КНР, приезжающие в США через Японию, Тайвань, пересекающие Тихий океан, остающиеся на учебу или работу на Тихоокеанском побережье, а затем получающие возможность жизнедеятельности в стране;

4) казахи из Республики Казахстан, приезжающие на учебу или работу

5) получившие гражданство, вследствие межэтнических браков с гражданами США.

9. В каком году начинается массовая репатриация казахов ?

(Начало массовой репатриации приходится на февраль 1991 г., когда 97 казахов из Монголии переселились в Казахстан.)

10. Сколько казахов вернулось на родину за годы независимости?

(За период с 1991 по 2000 г. в Казахстан репатриировались 64 тыс. казахов из Монголии)

Задание 3.Методика «Слова ассоциации»

На доске слова появляются слова:,демократизация, гласность, плюрализм, кооператив, референдум, суверенитет, президент, тенге, Конституция, столица.


ІІІ.Объяснение нового материала

Изучение новой темы «Распад СССР и образование СНГ»начинается с ознакомления студентов с планом, целью урока. Показ фильма «Кризис государственной власти», «Система коллективной безопасности стран СНГ», презентации «Распад СССР и образование СНГ».

План

1. Причины распада СССР

2. Ново - Огаревский процесс

3. Августовский путч 1991 года

4. Беловежское соглашение

5. Последствия распада СССР

Основные понятия:

Перестройка – последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 – 1991 гг.; политика реформирования СССР.

Гласность – открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.

Плюрализм – множественность мнений, взглядов.

Путч – государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.

«Парад суверенитетов» - провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 – 1991 гг.

Демократизация – процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.

Многопартийность – наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.

Правовое государство – государство, в котором признаётся верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.

Радикализм – политические настроения, характеризующие сторонников быстрых, решительных мер.

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем.

8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

- целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия. Образование СНГ.

Содержание этапа:

- проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел?

Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы.

Владимир Владимирович Путин

Тогда все хотели смены режима – получилось в итоге, что развалилась страна.

Гарри Кимович Каспаров

Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».

1.Причины Распада СССР

1.Борьба за власть между центрами и регионами.

2. Обострение межнациональных конфликтов.

3. Принятие РСФСР Декларации о государственном суверенитете.

4.Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии.

Главной ошибкой в деятельности Горбачева стала непоследовательность в проведении экономических реформ в СССР, что привело к резкому углублению кризиса в стране, а также к снижению уровня жизни граждан.

Б.Н.Ельцин — после изгнания из правительства КПСС сфокусировал свою реформаторскую политическую деятельность на ранее малозначимых государственных структурах РСФСР, пропагандировал суверенитет России, настойчиво боролся за устранение Президента СССР Горбачева с политической арены, был ключевой фигурой в переговорах республиканских лидеров о прекращении существования СССР .

2.Новоогаревский процесс

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%). (одновременно с всесоюзным референдумом о сохрании СССР) был проведен  референдум о введении поста президента РСФСР

Первые выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.

Летом 1991 г. Б.Н.Ельцин был избран президентом РСФСР. Он предложил республикам брать суверенитета столько, сколько сможете проглотить».

После проведения референдума М.Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Союзного Договора.

Окончательная редакция «Договора о Союзе Суверенных государств была опубликована в газете «Правда»15 августа 1991года.

В той же газете было опубликовано выступление президента СССР Горбачева по телевидению в которой отмечалось, что союзный договор открыт к подписанию с 20 августа 1991 года.

  1. вгуста 1991г.публикация и обсуждение его проекта привели к расколу в обществе.

3.«Августовский путч »1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть.

18 августа несколько «силовиков» приехали к отдыхавшему в Крыму в Форосе М.С. Горбачеву и предложили ему подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но получили отказ. Вернувшись в Москву, они объявили, что Горбачев не может исполнять обязанности Президента СССР «по состоянию здоровья» и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву.

В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и др. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

19 августа 1991 года, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления.

Б. Н. Ельцин выступил в роли защитника демократии)

Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства.. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.

Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому.

4.Беловежское соглашение

Белове́жское соглаше́ние— термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины 8 декабря 1991; ознаменовало прекращение существования Союза ССР. Две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.

Соглашение подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик:

Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина).

Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» (СНГ).

Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Статья 14-я определяла Минск «официальным местом пребывания координирующих органов содружества».

Последствия в РСФСР

Соглашение и другие подписанные вместе с ним документы были ратифицированы Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991; одновременно Россией «расторгнут» Союзный договор 1922 года. Против ратификации Беловежских соглашений проголосовали 7 депутатов: Сергей Бабурин, Николай Павлов, Владимир Исаков, Илья Константинов, С. А. Полозков, В. А. Балала, П. А. Лысов. Против денонсации Союзного договора проголосовали трое: один из них — Владимир Исаков, Сергей Бабурин, П.Лысов. Воздержались по вопросу о денонсации Союзного договора 9 человек: В. А. Грачев, Николай Павлов, Сергей Решульский, З. Н. Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков, В. И. Санаев, Иван Шашвиашвили, А. Н. Луговой. Впоследствии денонсация Союзного договора была признана антиконституционным актом, принятым с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

Ряд депутатов отмечали, что, согласно действовашей до декабря 1993 года Конституции РСФСР, для принятия такого решения необходимо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР — высший орган государственной власти. В 1989 Литва, Латвия, Эстония объявили о своей независимости, в 1990 Молдова и Грузия объявили о суверенитете, 17 марта 1991 в остальных 10 республиках СССР был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (за сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании) и потому юридически они противоречили итогам референдума и были незаконны. Конституция СССР 1977 года продолжала действовать на территории России согласно 4 статьи Конституции Российской Федерации (РСФСР) до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая на референдуме Конституция Российской Федерации, утвердившая атрибуты независимого российского государства после распада СССР. Cоюзная республика РСФСР полностью стала независимым государством Российская Федерация. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». Реальных политических последствий данное решение не имело.

В 1996 году президент России Борис Ельцин заявил, что сожалеет о подписании им Беловежского соглашения.

Споры по поводу оценки значения Беловежских соглашений и последовавших событий продолжаются по сей день. Беловежские соглашения стали одним из эпизодов обвинения против Бориса Ельцина, при попытке отрешить его от должности главы государства в мае 1999 года. Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила что Ельцин подписав Беловежское соглашение пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г., Закона СССР от 03 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г., статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» и совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года. Есть мнение что будучи Президентом РСФСР, Б. Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР. Однако попытки отстранить Президента Российской Федерации от должности по этим и другим основаниям провалилась. В 2005 году Президент России Владимир Путин назвал распад СССР «величайшей геополитической катастрофой века».

Последствия в прочих союзных республиках

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Эти страны подписали в Алма-Ате совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Декларацию о целях и принципах СНГ.

В декабре 1993 к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств присоединилась и Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о намерении Грузии выйти из СНГ в связи с конфликтом в Южной Осетии. 12 июня 2009 года парламент Грузии формально завершил процедуру выхода, единогласно приняв два постановления «О межпарламентской ассамблее СНГ».

В 2005 году экс-президент Украины Леонид Кравчук заявил, что если бы он знал, что будет происходить на Украине впоследствии, то скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписать Беловежское соглашение.

5. Результаты путча:

1.Провал путча.

2.Указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина о прекращении деятельности КПСС с 12 июня 1991г.

3.Распад СССР

Развал СССР что получили:

Разрушение тоталитарной системы

-Реально действующие политические права и свободы

-Ликвидация гонки вооружении и военного противостояния держав

-Доступ к валюте.

-Демократию по-русски, или что-то похожее на демократию.

-Рыночную экономику.

-Девальвацию.

-Инфляцию.

-Полу трезвого президента.

-Легальную многопартийность.

-Федерацию.(но только на бумаге).

-Открытый грабеж население ( всякие пирамиды и т.д.)

-Несметное количество авантюристов.

-Огромное количество преступных группировок.

-МЕГА Социальную мобильность.

-Свободный выезд за границу.

Что потеряли:

-Уверенность в завтрашнем дне.

-Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения

-Зарплату.

-Крепкий рубль.

-Стабильную экономику.

-СССР.

-Бывшие республики.

-ОВД.

-СЭВ.

-Бесплатное образование, медицину, жильё, а так же различного рода путевки.

Итог:

25декабря 1991 года М.С.Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР – Российская Федерация».

   8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.
     Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

    Содружество Независимых Государств является межгосударственным объединением и служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

    Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей. 
    Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую Ассамблею, Исполнительный комитет, который является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ и Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, и другие.

 В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
     На начало 2011 г. в СНГ участвуют  — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина .


IV. Закрепление нового материала

При закрепление темы: «Распад СССР и образование СНГ» используются следующие задания: Определите, кто был автором этого документа, презентации, историческая блеф-игра «Верите ли вы, что…», вставьте пропущенные слова, восстановите хронологию событий образования СНГ, Определите соответствие. Лидерами каких государств СНГ являются эти политики? Соотнесите флаги государств СНГ и их названия. Презентация «Распад СССР и образование СНГ».

Задание 1. Определите, кто был автором этого документа.

     «У меня на столе лежит Указ Президента СССР. В связи с прекращением выполнения мною обязанностей Верховного Главнокомандующего, я передаю право на использование ядерного оружия Президенту Российской Федерации. Как только я сделаю свое заявление об уходе, приказ вступит в силу. Что касается меня, то я буду оставаться в политике, чтобы помочь налаживанию процессов у нас в стране, утверждению нового мышления в мировой политике».

Б. Ельцин

М. Горбачев

В. Павлов

Д. Язов

Н. Назарбаев

Задание 2.Историческая блеф-игра «Верите ли вы, что…». Отметьте «да» или «нет».

1.Узбекская ССР провозгласила суверенитет 20 июня 1990 г.

2.РСФСР провозгласила суверенитет 12 июня 1990 г.

3.Казахская ССР провозгласила суверенитет 15 октября 1990 г.

4.Беловежское соглашение поддержали все союзные республики.

5.18 декабря 1991 г. было создано СНГ

6.23 августа М. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря КПСС

7.Беловежское соглашение подписал глава Киргизской СССР.

Задание 3.Вставьте пропущенные слова.

_____августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР, премьер-министр, министр-обороны), воспользовавшись пребыванием____________

на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако_________

был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады. Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены________ были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

Эти события ускорили процесс распада_______.

В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

Задание 4. Определите соответствие. Лидерами каких государств СНГ являются эти политики?

И. Алиев Туркменистан

Э. Рахмон Таджикистан

Г. Бердымухамедов Азербайджан

С. Саркисян Беларусь

А. Лукашенко Армения

Задание 5. Соотнесите флаги государств СНГ и их названия.

Россия

Казахстан

Украина

Киргизия

Узбекистан


V. Подведение итогов занятия.

Преподаватель подводит итог, исходя из поставленной цели и степени реализации в целом группы и отдельными судентами. При подведении итога занятия идет комментирование оценки, преподаватель отмечает успехи и недоработки при ответе и выставляет оценку в журнал.

На этом наш урок заканчивается, а сейчас давайте подведем итоги.


VІ. Задание на дом

Тема: «Распад СССР и образование СНГ».

Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата, 1992. Стр12-22


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Распад СССР и образование СНГ

Автор: Тлембаева Анаргуль Барлыковна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Урок по истории России в 9 классе по теме: «Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_istorii_rossii_v_9_klasse_po_teme_obostrenie_mezhnatsionalnykh_protivore"
    ["file_id"] => string(6) "504921"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553691289"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентацияна тему : "Миравое хозяйство""
    ["seo_title"] => string(40) "prezentatsiiana_temu_miravoe_khoziaistvo"
    ["file_id"] => string(6) "547560"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1587486211"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "план урока по Истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-uroka-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "159670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421935090"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403074020"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Дистанционная Интернет викторина "Эрудиты ОБЖ" 5-7 классы/ "
    ["seo_title"] => string(60) "distantsionnaia-intierniet-viktorina-erudity-obzh-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "101612"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402423788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства