kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории России в 9 классе по теме: «Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории России в 9 классе по теме: «Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории России в 9 классе по теме: «Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.»»

Урок по истории России в 9 классе по теме: «Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.»


Материал разработал: учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны

Харисов Айнур Фаилевич


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: - познакомить учащихся с реформами политической системы;

- выяснить причины, ход и итоги августовского путча 1991 года;

- познакомиться с историческими личностями, сыгравшими большую роль в распаде РСФСР и образовании СНГ.


Задачи:

- обучающие: формирование знаний о причинах распада СССР;

- развивающие: развитие навыков сравнения и анализа исторических явлений, процессов;

- воспитательные: воспитание учащихся в духе понимания важности правовых ценностей, формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.


Оборудование:

1. Компьютер, проектор, презентация.

2. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, История России XX – начало XXI века, 9 класс, М.: Просвещение, 2012.


Ход урока.


1. Организационное начало урока.


2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме: Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

I вариант

1. Капитуляция Японии была принята:

а) 2 сентября 1945г. б) 2 октября 1945г. в) 2 ноября 1945г.

3. Как назвали стремительный рост экономики Японии:

а) экономический взлет б) экономическая стабильность

в) экономическое чудо

4. Какой регион является спорными с Россией «Северными территориями»:

а) Южный Сахалин б) Курильские острова

в) острова Пэнхулидао

5. В январе 1949г. :

а) Чан Кайши и его соратники бегут на о.Тайвань

б) войска НОАК взяли Пекин

в) принята Конституция Китая

6. КНР была провозглашена:

а) 1 сентября 1949г. б) 1 октября 1949г. в) 1 ноября 1949г.

II вариант

1. С 1949 по 1976гг. руководителем КНР был:

а) Чан Кайши б) Чжоу Эньлай в) Мао Цзэдун

2. Назовите дату провозглашения независимости Индии:

а) 15 августа 1947г. б) 15 августа 1948г. в) 15 августа 1949г.

3. Из-за какой территории идет территориальный спор между Индией и Пакистаном:

а) Пенджаб б) Уттар – Прадеш в) Кашмир

4. Кто возглавлял правительство Индии в 1966 – 1984гг.:

а) И.Ганди б) Ч. Сингх в) Н. Рао

5. В 1948г. на карте Ближнего Востока появилось государство:

а) Палестина

б) Израиль

в) Иордания

6. Назовите хронологические рамки ирано-иракской войны:

а) 1980 – 1985гг. б) 1980 – 1988гг. в) 1980 – 1990гг.


3. Формирования мотивации и определения целей урока.


Цели урока

- познакомиться с реформами политической системы;

- выяснить причины, ход и итоги августовского путча 1991 года;

- познакомиться с историческими личностями, сыгравшими большую роль в распаде СССР и образовании СНГ.


Сегодня на уроке мы попытаемся найти возможные варианты ответа на поставленную проблему: Распад СССР: закономерность или случайность?


План урока.

1. Национальная политика.

2. Августовский политический кризис.

3. Образование СНГ.

4. Причины распада СССР.


4. Актуализация знаний

рассказ учителя

После смерти Л. И. Брежнева во главе государства стал Юрий Андропов.

Он первым из советских лидеров признал нерешённость многих проблем. Предпринял меры по наведению элементарного порядка, искоренил коррупцию, выступал за обновление политической системы. Его деятельность была встречена с симпатией и зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 года умирает Андропов, и главой государства стаёт Константин Устинович Черненко, продолживший курс, начатый Андроповым.

10 марта 1985 года Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарём ЦК КПСС Горбачёва. Давайте познакомимся с ним поближе.


М.С. Горбачёв

Родился 2 марта 1931 года в селе Привольное Медведенского района Ставропольского края, в крестьянской семье. Отец — Горбачёв Сергей Андреевич, русский. Мать — Гопкало Мария Пантелеевна, украинка. Михаил Горбачев заявлял, что рассказы деда послужили одним из факторов, склонивших его к неприятию советского режима.

С 13 лет периодически совмещал учёбу в школе с работой в МТС и в колхозе. С 15 лет работал помощником комбайнёра машинно-тракторной станции. В 1948 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени как знатный комбайнёр. В 10 классе, в 19 лет стал кандидатом в члены КПСС, рекомендации дали директор и учителя школы. В 1950 году поступил без экзаменов в МГУ имени М. В. Ломоносова. После окончания юридического факультета МГУ в 1955 году был направлен в Ставрополь в краевую прокуратуру, но по распределению не работал. Работал заместителем заведующего Отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ, Первым секретарём Ставропольского горкома комсомола, затем Вторым и Первым секретарём крайкома ВЛКСМ (1955—1962).

В 1953 году женился на Раисе Максимовне Титаренко (1932—1999).

15 марта 1990 года Михаил Горбачёв был избран Президентом СССР. Одновременно до декабря 1991 являлся Председателем Совета обороны СССР, Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил СССР. Полковник запаса.

Во время событий августа 1991 года был отстранён от власти ГКЧП во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым и изолирован в Форосе, после ареста членов ГКЧП вернулся из отпуска на свой пост, который занимал до прекращения существования СССР в декабре 1991.


- Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжалась гонка вооружений, Афганская война, усиливался кризис в экономике, понижался уровень жизни населения.


«Кадровая революция»

Работа по учебнику: Какие кадровые изменения были? (стр. 304-305)

- У нового руководства не было чёткой концепции и программы перемен. Горбачёв признавал, что на первых порах нужно совершенствовать устоявшиеся порядки и выправить «отдельные деформации»

В январе 1987 года пленум ЦК КПСС признавал необходимым подбор кадров на основе главного критерия – поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно – государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом.

В 1985-1990 гг. произошла массовая замена и «омоложения» партийно – государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей. Поэтому была необходима серьёзная политическая реформа.


«Конституционная реформа 1988 - 1990 гг.»

Работа по учебнику: Какие были итоги реформ 1988-1990 гг.? (стр. 305-307)

- Январь 1987 г. ЦК принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений, хотя широкого применения эти новшества не имели.

Лето 1988 г. – XIX Всесоюзная партийная конференция обсуждала вопросы политической системы.

Итоги:

- Был провозглашён курс на создание «социалистического правового государства»

- Разделение властей

- Создание советского парламентаризма

- Сформировать новый высший орган власти –

- Съезд народных депутатов

- Превратить Верховный Совет в постоянно действующий орган


Итогом можно считать

- Выборы предполагалось проводить на альтернативной основе

- Они должны быть двухступенчатыми

- 1/3 депутатов формируются от общественных организаций

На втором этапе конституционной реформы выдвинулась задача введения поста президента СССР. И первым президентом стал М.С. Горбачёв.

- Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе. Это дало возможность для формирования многопартийности в стране. Это открыло возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности.

Самостоятельная работа учащихся:

- Как называлась первая оппозиционная партия? (Демократический союз)

- Когда она возникла? (1988 г.)

- Как называлась наиболее крупная из либеральных партий? (Демократическая партия России)

- Когда она была сформирована? (май 1990 г.)

- Какими партиями было представлено социал – демократическое направление? (Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией).

- К чему призывали коммунисты? (Призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления)

- За что выступали либералы? (Выступали за приватизацию собственности, свободу личности систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике)


Вывод: Происходит ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии.





5. Изучение нового материала.


1) Национальная политика.

Работа по учебнику: прочитать пункт на стр. 309 «Национальная политика и межнациональные отношения» и найти подтверждение обострения межнациональных противоречий.


2) Августовский политический кризис

Рассказ учителя: К лету 1991 года большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Подписание этого договора было назначено на 20 августа. Его подписание означало не только сохранение единого государства, но и переход к реальному федеративному устройству, а также ликвидации целого ряда государственных структур.

Стремясь не допустить подписания нового Союзного договора, консервативные силы в отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.Янаев, В.Павлов, Д.Язов, В.Крючков, Б.Пуго.

- ГКЧП ввёл в отдельных районах чрезвычайное положение

- Объявил расформированными структуры власти

- Приостановил деятельность оппозиционных партий и движений

- Запретил митинги и демонстрации

- Установил жёсткий контроль за СМИ

- Ввёл войска в Москву.

Руководство РСФСР выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП, а сам ГКЧП его решения объявлялись незаконными. По призыву Президента России Б.Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома.

21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России. В этот же день вернулся в Москву Президент СССР М.С. Горбачёв. Члены ГКЧП были арестованы.


М.С. Горбачёв: Я сейчас жалею: надо было не уезжать в Форос в августе 1991 г. Я думаю, что Советский Союз сохранился бы… Так же как была и ещё одна ошибка — что я не отправил Ельцина навсегда в какую-нибудь страну заготавливать бананы после известных процессов, когда требовал Пленум: «Исключить Ельцина из членов ЦК!».


3) Образование СНГ.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство из них после августовских событий отказались подписывать Союзный договор.

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия) лидеры Российской Федерации, Украины, Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 года и о намерении создать СНГ. Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики).

В состав СНГ вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украина и Белоруссия, позднее к ним присоединились и другие союзные государства: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.


В декабре 1991 года Горбачёв ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.



4) Причины Распада СССР:

1. Борьба за власть между центрами и регионами.

2. Обострение межнациональных конфликтов.

3. Принятие РСФСР Декларации о государственном суверенитете.

4. Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии.


Вопрос: Распад СССР: закономерность или случайность?

Возможные ответы:

- крушения СССР как коммунистического государства было неизбежно;

- крушения СССР — это нелепое стечение обстоятельств (ГКЧП, роль Ельцина

в политических событиях, Беловежские решения, разработанные в Москве).


6. Первичное повторение обобщение изученного материала:

- устный фронтальный опрос:

Выполните тест. Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны “нет”.

Выполняют тест

1. 12 июня 1990 г. принята декларация о государственном суверенитете. (Да)

2. 1 сентября 1993 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению (Нет, 19 августа 1991 г.)

3. 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще лидеры Российской Федерации, Украины, Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора о намерении создать СНГ. (Да)

4. В состав СНГ вошли 15 бывших союзных республик. (Нет, 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В состав СНГ вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украина и Белоруссия, позднее к ним присоединились и другие союзные государства: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан).

5. В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование. (Да)


7. Подведение итога урока.

- оценка знаний

- домашнее задание. Учить параграф 47, записи, вопросы и задания к параграфу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Харисов Айнур Фаилевич

Дата: 27.03.2019

Номер свидетельства: 504921


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства