kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по истории древнего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по учебнику Ф.А. Михайловского к разделам: "Жизнь первобытных людей и их открытия", "Древний Восток". Задания составлены таким образом, что ученики выполняют их, читая учебник, находят ответы в тексте. Сложные задания (схемы, таблицы) отрабатываются на уроке. Учитель не теряет на уроке времени на подготовку каркаса (таблица уже есть в тетради). В тетради есть кроссворды, тесты. В данной тетради использованы также дидактические материалы других авторов, я постаралась сделать тетрадь максимально удобной для учителя, ученика и его родителей.  Рабочая тетрадь представляет собой сборник рабочих листов по каждой отдельной теме изучаемого периода

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по истории древнего мира»


моу сош №13

рабочая тетрадь по истории древнего мира ………………………………………………….




ТЕМА: ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ.

1.Прочитай п. 1 и выполни задания.

А) объясни даты: 1924 г. - ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

1960 г. - ………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Б) вставь слова в предложения:

Австралопитеки (………………………… ……………………………) считаются ………………………. человека; они жили ………………………………. лет назад. Первый человек (……………………….. ……………………………..) появился ………… лет назад.

Человек отличался от животных тем, что ……………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

2.Прочитай п.2 и выполни задания: А) назовите основные занятия древних людей: ………………………… и …..........................................................................

Б) подбери понятие к определению: ………………………………………………… - занятие, при котором люди для питания и жизни брали у природы всё в готовом виде, то есть собирали дары природы.

В) перечисли первые орудия труда человека (орудия труда – это то, чем человек работает): ………………………………………………………………………………………

Г) предположи, почему древние люди жили группами? ………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

3. прочитай текст и подчеркни слова, отвечающие на вопрос: Какую пользу человеку дало овладение огнём

В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища полезнее и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.
Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более 1 миллиона лет назад.

4. Прочитай п.4 и продолжи предложение: «Люди разумные» - ………………………………………… и ……………………………………….. ,

ходили …………………… Они владели ……………….. и у них были развиты …………………….





ТЕМА: ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ ДРЕВНИХ ОХОТНИКОВ

Прочитай п.1 и выполни задания

А) найди предложения, подтверждающие, что первобытным людям было очень трудно выжить. Одно из них запишите. …………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………

Б) продолжи предложение: Первобытные люди перемещались по просторам планеты потому что охота …………………………………………………………………………, а собирательство ………………………………………………………………………………

Прочитай п.2 и выполни задания А) найдите ответ в тексте: Почему охота была коллективным занятием? ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Б) подумай, верно ли утверждение: Охота давала первобытным людям только мясо, необходимое для выживания ………………….

Прочитайте п.3 и установите соответствие:

1

Каменный век

А

Орудие труда для соскабливания жира с звериных шкур

2

Скребки

Б

Орудие труда для разрезания звериных шкур

3

Каменные ножи

В

Орудие труда для шитья шкур

4

Шило, игла

Г

Копьё с зазубренным костяным наконечником для ловли рыбы

5

гарпун

Д

Время использования людьми каменных орудий труда



1

2

3

4

5








Прочитай п.4 и 5, и выполни задания: А) Впишите недостающие понятия и определения:

Ледник - …………………………………………………………………………………………

………………..- огромный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными изогнутыми бивнями

Около 100 тыс. лет назад - наступление ………………………………………………………

13 тыс.лет назад - наступление …………………………………………………………………

Б) посчитай, сколько лет длился ледниковый период на планете …………………………

В) в п.5 найди ответ на вопрос: какие изобретения сделал человек с потеплением на планете? ………………………………………………………………………………………

Изучив параграф, подумай и ответь: Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить? …………………………………………………………………………………………


ТЕМА: ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Задание 1. Прочитать п1, стр 22-23, докажите словами из текста, что пещерная живопись возникла в каменном веке. ………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Задание2. Прочитав п2. Продолжите предложение: Искусство возникло потому, что человек испытывал определенные чувства и ………………………………………………

Задание 3. Прочитайте п3 и ответьте на вопрос: Почему люди стали верить в богов и поклонялись духам? …………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………

Соотнесите слова и определения:

1

Искусство

А

Вера в сверхестественные силы

2

Идол

Б

Рассказы с объяснением того, что происходит в мире

3

Шаманы

В

Действия людей, направленные на задабривание духов

4

Обряд

Г

Художественное творчество людей

5

Религия

Д

Люди, проводящие обряды и устанавливающие связь с духами

6

Мифы

Е

Изображение бога из камня или дерева

1

2

3

4

5

6









Каким словом можно заменить следующие выражения:
Вера в богов и духов — ___________________________________________________
Изображения почитаемых богов и духов — _________________________________
Подарки богам и духам — ____________________________________________
Поражение копьями нарисованное животное — _________________________________________
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ______________________________


Задача.
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767, леопарда — 1.
Определи главное занятие обитателей грота Тешик-Таш? Объясни своё решение

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ»



  1. когда на земле появились первые люди?

    1. около 2 млн. лет назад

    2. около 10 млн. лет назад

    3. около 100 тысяч лет назад

  2. орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

    1. гарпун

    2. лук

    3. рубило

  3. основные занятия человека в период оледенения.

    1. охота

    2. земледелие

    3. ремесло

  4. что называется религией?

    1. вера человека в сверхъестественных существ

    2. наука о сотворении мира

    3. наука о появлении человека

  5. первые огонь люди получили

    1. ударяя камни

    2. трением палочек

    3. от лесных пожаров

  6. поражение копьями нарисованных животных

    1. искусство

    2. заколдовывание

    3. жертвоприношение



1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий челове­ка. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделыва­ния посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.



ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

1.Прочитай стр.27 -28 и впиши недостающие понятия и определения:

Охота и собирательство - ………………………………………………………………………, когда человек берет у природы необходимое для жизни в готовом виде.

Производящее хозяйство - ………………………………………………………………………,

когда человек сам производит продукты питания.

А)Род – это ………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Б)………………………………………………………. – объединение нескольких семей одного рода

В)Племя - ………………………………………………………………………………………

Вставь пропущенные звенья в системе управления: род



Племя



2.Прочитай п.2, продолжи предложения:

А) Скотоводство – приручение и разведение …………………………………………………

Б) первые домашние животные: ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

3.Прочитай п.3 и заполни кластер:

Выращивали: ……………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………..



Земледелие (обработка земли и выращивание растений для еды)







Земледельцы стали ………………………………………… населением



Для труда использовали: ………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………











4.Прочитай п.4, соотнеси понятия, даты и определения.

1

Ремесло

А

Обожжённая глина

2

6 тыс.лет назад

Б

Создание керамики

3

Гончарный круг

В

Изобретение гончарного круга

4

Керамика

Г

Изготовление (создание) вещей своими руками

5

8 тыс.лет назад

Д

Колесо для изготовления глиняной посуды



1

2

3

4

5








Перечисли ремёсла древних людей: ……………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Рассмотри рисунок на стр.28 и ответь на вопросы:

Перечисли занятия людей ………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Назови орудия труда: ……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Какие домашние животные изображены на рисунке? …………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Найди в прочитанном тексте объяснение дате:

10 тысяч лет назад - ………………………………………………………………………………

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком.

    1. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знат­ный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей 3. Наука, изучающая историю по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.













ТЕМА: ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ.

1.Прочитай п.1 вставь в тексте пропущенные слова: ……………………, сплав ……………. и олова, не уступающий по твёрдости …………………….

5тыс. лет назад – начало ………………………………………………………… века

2.Прочитай п.2 заполни кластер:

земледельцы

скотоводы



.





деньги





3.Прочитай п.3 и заполни логическую цепочку (вставь в квадраты соответствующие процессу появления цифры)

3

7

1.соседи; 2.семья; 3. род; 4. соседская община, 5.знать; 6.рабы; 7.неравенство

4.Прочитай п.4 и восстанови последовательность в появлении:

А) укреплённые поселения; Б)письменность и наука; В) города

1

2

3

4

5






Г) цивилизация; Д) города



Прочитай внимательно текст на стр.36 и определи основные признаки цивилизации:

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Запомни: Цивилизация – это такой период развития общества, когда существует государство, города, письменность. Люди качественно обрабатывают землю, но одни из них богаче, а другие беднее.







Задания по горизонтали:

3. Человек, занимавшийся изготовлением различных изделий

4. Название пещеры в Испании, в которой впервые были обнаружены наскальные рисунки

6. Континент, на котором обнаружены кости людей, живших более 2 миллионов лет назад

7. Одно из занятий древних людей

8. Приспособление для ловли крупной рыбы

11. Вырезанное из дерева или из камня изображение духа

13. Глава племени

15. Одно из основных занятий древнего человека

16. Главное охотничье орудие древнего человека

Задания по вертикали:

1. Самый старший, мудрый и опытный мужчина, управлявший родовой общиной

2. Первый металл, который люди научились обрабатывать

5. Одно из главных орудий охоты и обороны древнего человека

9. Самый крупный зверь, на которого охотились древние люди

10. Занятие древних людей, почти полностью заменившее охоту

12. Орудие труда древнего человека

14. Охотничье оружие, изобретение которого позволяло поражать цель на значительном расстоянии

17. Приспособление для рыхления твердой почвы

ТЕМА: ЕГИПЕТ – ДАР НИЛА.

1.Прочитай п.1 и продолжи предложения:

А) Египтяне занимались земледелием потому, что ………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Б) В Египте было трудно заниматься земледелием потому, что ……………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Объясните понятия:

Пороги - ……………………………………………………………………………………

Папирус - ………………………………………………………………………………………

Оазисы - ………………………………………………………………………………………

2.Прочитай п.3 и объясни: почему в Египте возникли государственная власть и управление?……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Объясни понятия: Дамба - ………………………………………………………………………

Фараон - …………………………………………………………………………………………

Найди ошибки в тексте и подчеркни их:

В Египте возникло около 4 маленьких государств, которые воевали между собой. К концу IV (4) тысячелетия до н.э. образовалось два государства — Южный и Северный Египет (в низовьях Нила и у его дельты). Борьба между ними окончилась около 5000 года до н.э. победой Северного Египта, и Египет стал единым государством. Единый правитель стал носить двойную красно белую корону.
Об этом событии напоминает древний рельеф — выпуклое изображение, высеченное на камне. На одной стороне плитки показано, как правитель Южного Египта побеждает своего противника. Внизу видны убегающие враги.
Первой столицей Египетского государства был город Фивы, расположенный на рубеже дельты и долины.
Правителей Египта во II (2) тысячелетии до н.э. стали называть фараонами

Посчитай: Сколько тысячелетий назад образовалось единое государство в Египте?

……………………………………………………………………………………………………



ТЕМА: СТРАНА ДВУХ РЕК

1.Прочитай п.1 и выдели особенности климата и природы Междуречья

а) бурный разлив рек весной; б) сильная засуха после спада воды;

в) обилие природных ресурсов; г) глина – главный строительный материал

Запиши основные занятия жителей Междуречья: …………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Объясни: Месопотамия (………………………………………) - ………………………………

между ……………………………………………………………………………………………

Продолжи предложение: Шумера, Вавилония, Междуречье - ………………………………

……………………………………………………………………………………………………

2.Прочитай п.2 Объясни понятие Зиккурат –это ……………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Подумай, для чего шумерам был нужен зикукрат? ……………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

3.Изучив весь параграф, заполни пропуски в тексте:

К северо-востоку от Египта текут и впадают в Персидский залив две могучих реки - ……………….. и ……………………….. В древности здесь располагалась страна …………………………………………. Её жителями были …………………………………. Это был очень трудолюбивый народ, превративший скудную землю болот и пустынь в цветущие сады и поля. Эти люди построили ………………………… и …………………………, с помощью которых осушали одни участки и орошали другие. Они возвели несколько десятков городов, наиболее известный среди них – крупный город ………… Город был окружён крепостной стеной с несколькими …………………………………. и …………………………………. В центре города возвышался храм-башня - …………………………………. Все постройки создавались из …………………………, высушенных на солнце. Книги тоже были из ……………………… Самой известной книгой стала …………………………………………………………………, написанная на 12 ………………………………………………. Изобретённый ……………………………… способ письма получил название ………………………………………

Подумай и ответь: Как жители Междуречья использовали три главных богатства своей страны — глину, финиковую пальму и тростник?

Глина - ……………………………………………………………………………………………

Финиковая пальма - ………………………………………………………………………………

Тростник - ………………………………………………………………………………………



ТЕМА: ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ.

1.Прочитай п.1 Вставь пропущенные слова:

В самом центре Междуречья, где близко сходятся ………………….. и …………….., расположен город Вавилон — …………………… одного из государств, возникших после прекращения господства ………….. Благодаря выгодному местоположению он стал богатым …………………………….. городом и важным ……………………………………………. центром.

Впиши недостающие понятия и определения:

…………………………………………………… – шестой царь Вавилона (царь четырёх стран света)

1792 -1750 гг до н.э. - …………………………………………………………………………

Сосчитай, сколько лет правил Хаммурапи………………………………………..

Что сделал Хаммурапи для развития своей страны: ………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

2.Прочитай фрагмент законов царя Хаммурапи и выполни задания:

-Если человек взял у другого на время поле для обработки и не вырастил на нем зерна, то … он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

- Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию … и спас человека или спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра

- Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию и … убил его … то ему должны отрубить кисть руки.

- Если строитель построил человеку дом, … а дом рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнён.

- Если лодочник соорудил человеку судно… а оно рассохлось, … то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу.

- Если человек нанял пастуха, а он погубил вола или овцу, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.

А) какие занятия вавилонян упоминаются в данном фрагменте? ………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

Б) как относились вавилоняне к труду других людей? ………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………



Прочитай фрагменты документов и выполни задания:

А) подчеркни в тексте ответы нужной линией: «Из введения к законам Хаммурапи:

Я, Хаммурапи, царь, поставленный богами, потомок Сумула-Эля, сильный наследник Син-мубаллита, вечный царственный отпрыск, солнце Вавилона, приведший к послушанию четыре стороны света.

Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям».


1.Каким образом Хаммурапи получил царскую власть? ……..

2. Как звали царя, правившего в Вавилоне перед Хаммурапи?________

А как звали царя, основавшего династию (ряд правителей из одного и того же рода)?_ _ _

3. С какой целью он составил свои законы? _ . _ . _

Б) выберите ответ (да или нет)

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года; на четвёртый год их следует отпустить на свободу.
1. Заботился ли Хаммурапи о простых крестьянах-общинниках? …………………………

2. Защищал ли царь своих подданных от обращения в рабство? ……………………………..

В) ответь на вопросы:
Если человек купит во враждебной стране раба или рабыню и окажется, что эти раб или рабыня — вавилоняне, то следует отпустить их на свободу.

1. Откуда ещё, кроме долговой кабалы, брались рабы в древности? ……………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

2. Заинтересован ли царь в том, чтобы свободные люди превращались в рабов? ………………………………………………………………………………………………………………..









ТЕМА: ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНДИИ И КИТАЯ.

1.Прочитай п. 1 и ответь на вопросы:

А)Что общего в природных условиях Египта, Междуречья, Индии, Китая? ……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Б)назови основные занятия населения Индии и Китая: ……………….....................................

……………………………………………………………………………………………………

2.Прочитай п.2 и выполни задания:

А) Объясни дату: XXV (25) – XVIII (18) века до н.э. - ………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Б) докажите, что в Хараппской цивилизации был высокий уровень развития ……………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

В) назовите основные занятия жителей Хараппской цивилизации. ………………………

……………………………………………………………………………………………………

3.Прочитай фрагмент из исторического источника и выбери правильные утверждения:

«Царь приказал всем обрабатывать поле.

Гадание подтвердило, что надсмотрщикам пора дать приказ рабам убирать просо.

Принести в жертву тридцать человек, десять быков.

Гадание показало, что правильно отпустить рабов, а не приносить их в жертву.
Правильно ли принести в жертву военнопленных?

Гадали на черепахе, захватим ли много пленных и раковин»

А) В Древнем Китае люди занимались земледелием

Б) Население Китая не занималось скотоводством

В) Жители Китая ходили в военные походы









ТЕМА: ФАРАОНЫ И ПИРАМИДЫ

1.Прочитай п. 1 и заполни таблицу «вещественные и письменные источники истории Египта»:

Вещественные источники

Письменные источники

……………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

……………………………………………

………………………………………………

…………………………………………………


…………………………………………………

………………………………………………

…………………………………………………

………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

………………………………………………



Объясни: 1822 г.- …………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

2.Прочитай п.2 и 4. Впиши недостающие понятия и определения:

Около 2600 г. до н.э. - ……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Саркофаг - ………………………………………………………………………………………

………………………………………………… власть – единоличная, неограниченная власть

…………………………………………… - обязательные работы на стройке и служба в войске фараона

…………………………………… - служащие, подчинявшиеся фараону и вельможам

Вельможи - ………………………………………………………………………………………

…………………….. – продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в государственную казну.

3. Прочитай п.4 заполни схему «Управление государством»





войско







Крестьяне –земледельцы и ремесленники





Вопросы к кроссворду. По горизонтали: 4.учёный, расшифровавший древнеегипетские иероглифы;

6.Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида

По вертикали: 1.Древнегреческий учёный, побывавший в Египте и сообщивший о строительстве пирамид в своей книге «История»; 2.Обязательные платежи, которые государство взимает с населения; 3.Неограниченная единоличная … называется деспотической; 5.Люди, которые в Древнем Египте занимались подсчётами урожая, отмечали уплату налогов, записывали приказы фараона и вельмож



Сосчитай, сколько лет назад были расшифрованы египетские иероглифы. ………………………….

Через сколько лет после объединения Египта (см. § 7) была построена пирамида Хеопса? ……………………………….

Дополни текст:

Египет расположен в части света, которая называется …………………….. . Через всю страну протекает река ……………, которая при впадении в ………………………….. море образует широкую ………………… . В Египте побывал «отец истории» грек ………………… .



ТЕМА: ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

1.Прочитай п.1 и выполни задания:

А) заполни пропуски в тексте: Зимой крестьяне занимались …………………………………

……………………………………………. Крестьяне изобрели ………………………….. для полива полей на высоких местах.

Б) назови орудия труда, которые использовали крестьяне. ………………………………………………………………………………………………….

При каких работах крестьяне использовали коров и быков? …………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Какие ещё работы, помимо земледельческих, выполняли крестьяне? ………………………

……………………………………………………………………………………………………

В) напиши понятие к определению …………………….. – приспособление для подъёма воды

2.Прочитай п. 2 и выполни задания:

А) перечисли ремесленные специальности, известные в Египте: ……………………………

……………………………………………………………………………………………………

Б) прочитай документ, подчеркни в тексте ответы нужной линией: «Поучения писца»

Сохранилось поучение писца своему сыну, в котором он красочно описал труд ремесленников:

Я видел медника за работой, его пальцы были как кожа крокодила. Каменотёс сидит до сумерек, колени и спина согнуты. Строитель стен болен, так как предоставлен ветрам. Ткач — внутри дома. Ноги его — на желудке его. Не дышит он воздухом. Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Какие ремесленные специальности указал писец?..............................

Чем они ему не нравятся?________________

Какую работу ли считает самой лучшей и почему?_ _ _


3.Прочитай п.4 и заполни пропуски в тексте:

Важную роль в жизни всей страны играли ……………………, иногда передававшие свои должности по наследству. Сына жреца начинали обучать уже в …… лет. Он изучал
иероглифы, многочисленные религиозные церемонии, предания и мифы.

Жрецы были образованными людьми. Как и жрецы городов Междуречья, они наблюдали за движением звезд на небе и ……………… ………………………………, изучали математику, ……………………., литературу. Жрецы были очень влиятельными людьми. Однажды верховный жрец захватил власть в стране, сам стал фараоном и основал новую династию.

Объясните дату: 1700 г. до н.э. - ………………………………………………………………

ТЕМА: ЗАВОВАНИЯ ФАРАОНОВ

1.Прочитай п.1 и выполни задания:

Объясните дату: 1550 г. до н.э. - ………………………………………………………………

Что изменилось в Египте после данного события? ……………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Заполни схему «Древнеегипетское войско»

Войско фараона



Пешее войско

возница



Тяжеловооруженная пехота: ………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………..



вооружение

Легковооруженная пехота:………………………………………………………………………….







2.Прочитай п.2 и запиши страны, завоёванные египтянами …………………………………

……………………………………………………………………………………………………

3.Прочитай п.3 заполни таблицу «Последствия завоевательных походов»

хорошие

плохие

………………………………………………

………………………………………………

……………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………


………………………………………………

………………………………………………

…………………………………………………

………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………


Объясни понятия:

Племена, из которых фараоны набирали наемников - ………………………………………

Плата завоеванного народа победителю - …………………………………………………..

Имя главного бога Египта - …………………………………………………………………

Кочевые племена, захватившие Египет - ………………………………………………..

Сбор продуктами с населения собственной страны - …………………………………………

ТЕМА: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Изучи внимательно п. 4 и заполни таблицу: «Научные знания египтян»

Наука

Для чего нужна

Математика


Астрономия


Медицина



Вопросы к кроссворду:

По горизонтали: 9. Древнеегипетский бог с головой шакала; 10. Древнеегипетский вельможа, оставивший рассказ о жизни страны в период народного восстания; 11. Наука, высоко развитая в Древнем Египте; 13. Бог, объявленный одним из правителей Египта единственным богом, изображавшийся в виде солнечного диска; 14. Устройство для подъёма воды; 15. Древнеегипетская богиня, жена Осириса, покровительница плодородия и мореплавания; 16.Фараон, провозгласивший веру в одного бога и перенёсший столицу в Ахетатон; 18. Представитель племени кочевников, захвативших Египет в 17-16 веках до н.э.; 20. Древнеегипетский бог, сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов; 22. Короткое копьё, вооружение древнеегипетских воинов; 25. Наука, направленная на сохранение и укрепление здоровья; 26. Грамотный человек, ведущий записи на службе фараона; 27. Страна на побережье Средиземного моря, захваченная и разграбленная египтянами.

По вертикали: 1.Бесправный житель Египта, «живой убитый»; 2. Каменная гробница в Древнем Египте; 3.Древнеегипетский бог, покровитель роста посевов; 4. Правитель Египта; 5. Древняя столица Египта; 6. Великий фараон – завоеватель; 7. Тело умершего человека, подготовленное особым способом для «жизни» в царстве мёртвых; 8. Наука, изучающая небесные светила, развитая в Древнем Египте; 12. Город в среднем течении Нила, ставший столицей после изгнания гиксосов; 17. Фараон, прославившийся самой высокой пирамидой; 19. Священный бык древних египтян; 21.Высеченное на камне выпуклое изображение; 23. Древнеегипетский бог пустыни, повелитель ветров; 24. Страна к югу от Египта, покорённая Тутмосом III




ТЕМА: ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ.

Прочитай вступление к гл. 5 (стр.90) и объясни

XII (12) в. До н.э. - ……………………………………………………………………………

В чем было преимущество в освоении железа? ………………………………………………

Прочитай п.1 Заполни кластер:

города



Географические и природные условия Финикии



Занятия





Прочитай п. 2 и впиши, что продавали финикийские купцы?

Ткани, выкрашенные …………………………. краской. Сосуды и бусы из ………………… Брѐвна из ливанского ……………………. «Живой товар» - ……………………. Оливковое ………….... Виноградное …………………….

Подумай и ответь: почему о древних финикийцах ходила дурная слава? …………………

……………………………………………………………………………………………………

Прочитай п.3, заполни пропуски в предложениях: «Финикия находилась на ……………………… берегу ……………………………………… моря. На его берегах финикийцы основывали свои поселения, которые назывались ………………………….. Самой крупной финикийской колонией являлся город ……………………….. Основным занятием жителей колоний была ………………….. Финикийцы были отличными …………………………………, но имели дурную славу похитителей ………………. .

Прочитай п.4 найди в тексте имя бога, повсеместно почитавшегося в Финикии и за его пределами, верховного бога города Тира, покровителя мореплавания и «предводителя» финикийской колонизации …………………………………………………………

Объясни дату: Около 600 года до н. э - ………………………………………………………

Прочитай п.5 и вставь пропущенные слова: «Древний алфавит был создан в …………………… Он состоял из …. букв. В алфавите финикийцев были только ………………………. звуки»

Более 3 тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне ученики, едва начав учиться (проходило каких-нибудь несколько недель), могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить, что финикийцы быстрее проходили обучение письму и чтению?

…………………………………………………………………………………………………….

Запомни: Колония – поселение на территории чужого государства.

Колонизированные-захваченные (территории) и подчиненные кому-либо.



Заполни пропуски:

- На восточном побережье Средиземного моря находилась...............................................

- Финикийцы сажали ………………………………………………………………………….

- Самыми крупными городами финикийцев были ..................................................................

- В Финикии изобрели ………………………………………………………………………….

- Финикийцы основывали...............................................................................................

- В Северной Африке финикийцы основали город.........................................................





ТЕМА: ДРЕВНЯЯ ПАЛЕСТИНА

Природа:

Прочитай п.1 заполни кластер:

ПАЛЕСТИНА





Занятия:

ПРИРОДНЫЕ ГРАНИЦЫ:

Народы:

- ……………………………………..

- ……………………………………..







Прочитай п. 2-4 и впиши недостающие понятия и определения:

Библия - ………………………………………………………………………………………

…………………………………………… - самая древняя и большая часть Библии.

………………………………….. – вывел евреев из египетского плена.

………………………………… - государство евреев на территории Палестины.

Саул - …………………………………………………………………………………………

Давид - …………………………………………………………………………………………

Х в. до н.э. - ………………………………………………………………………………………

Найдите ошибки в тексте и подчеркни их: Евреи создали свое единое государство на территории Египта и назвали его Палестина. Первым царём евреев стал Давид. Наивысшего расцвета государство достигло при Соломоне. Он регулярно ходил в военные походы и занимался строительством. Для строительных работ и роскошной жизни Давид увеличил налоги с населения и трудовые повинности.

Впиши правильные ответы:

  1. ……………………………………………………………………………………………

  2. ……………………………………………………………………………………………

  3. ……………………………………………………………………………………………

  4. ……………………………………………………………………………………………

  5. ……………………………………………………………………………………………



ТЕМА: АССИРИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ДЕРЖАВА.

Прочитай п.1, заполни схему.

АССИРИЯ



Природные условия

Местоположение:



Сравни ассирийское войско с египетским (стр.79) и напиши, какие новые виды войск появились у ассирийцев …………………………………………………………………………………

Каким образом изменились боевые колесницы? ……………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………….

Заполни пропуски в схеме:

Ассирийская армия



пехота


Строительные войска





Дополни список вооружения и защиты ассирийского воина: кожаные мешки, тараны, круглые щиты, обитые метал­лическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири, тугие луки …………………………………………………………………………………………………………………

Прочитай п.2 Объясни даты, понятия и имена:

VIII (8) в. до н.э. - …………………………………………………………………………………

VII (7) в. до н.э. - …………………………………………………………………………………

Держава - …………………………………………………………………………………………

Синаххериб - ……………………………………………………………………………………

Запиши границы Ассирийской военной державы: …………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………


Прочитай п.3 и заполни кластер:

Управление державой




Улучшение связи между провинциями через строительство дорог из кирпича и камня








Впишите недостающие слова.

Столицу Ассирии, город ………………………., называли «логовищем львов», «городом крови». В 7-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства …………………… Ассирийцы впервые стали широко применять в военном деле ………………………………, всадники были закованы в ……………………………………

…………………………………………………………………… Для разрушения вражеских крепостей ассирийцы применяли ………………………… Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували ……………………………………………… и на них переправлялись. Воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла (…………………………).

Ниневия была захвачена и сожжена врагами в _______году до н.э. однако библиотека царя Ассирии __________________________ не погибла в огне.



Заполни логическую цепочку (вставь в квадраты соответствующие процессу появления цифры)



  1. на захваченных территориях им помогали править наместники, которые

  2. подчинялись только ассирийским царям

  3. создали сильную армию, широко начали применять конницу,

  4. стали изготовлять из железа грозное оружие,

  5. жестоко подавляли восста­ния,

  6. они научились обрабатывать железо;



ТЕМА: ПОБЕДИТЕЛИ АССИРИИ.

Прочитай п.1, объясни понятия и даты:

Кархемиш – ……………………………………………………………………………………..

Навуходоносор – ……………………………………………………………………………….

605 год до н.э. – …………………………………………………………………………………..

587 год до н.э. – ……………………………………………………………………………………..

Подчеркни в тексте фразы, объясняющие слабость Вавилонского царства: Нововавилонское царство теперь немногим уступало по своим размерам Ассирийской военной державе. Но вавилонские цари не обладали такой деспотической властью, как повелители Ассирии. В Вавилоне большую роль играли жрецы и знать, с которыми цари были вынуждены считаться. Покорённые народы ненавидели завоевателей. В самом Вавилоне население было перемешано в результате насильственных переселений и проявляло равнодушие к судьбе государства.

Прочитай п.2, впиши понятия к определениям:

………………………………………………………… – одно из чудес света.

……………………………….. – главный бог Вавилона.

……………………………… – богиня плодородия в Вавилоне.

Вставь пропущенные слова: Над городом возвышался семиэтажный зиккурат, храм главного бога Вавилона — …………………….. В храм вела широкая улица, начинавшаяся у ворот богини …………………….., самых красивых в Вавилоне. Башни и арки ворот были облицованы ………………………………. — обожжёнными глиняными плитками, покрытыми синей блестящей глазурью с ………………………… …………………. изображениями священных быков и других фантастических животных.

Прочитай п.3, ответь на вопрос: Какие открытия сделали вавилоняне благодаря своим научным знаниям? …………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Заполни пропуски в тексте: Вавилон и ……………….. объединились в одержали победу над могущественной ………………………………………… державой, покорившей многие страны. Освободившийся от ига Египет жаждал восстановления былого могущества. Египетские войска дошли до реки ……………………… и заняли ………………………….. Победители ассирийцев – вавилоняне возмутились действиями египтян и выступили в военный поход. Завязалась жестокая битва, в которой победили ……………………………, а город ………………………….. был разрушен. Командовавший вавилонскими войсками царевич ……………………………. вскоре стал царём. В следующих военных походах он покорил ………………………., ……………………………………., ………………………… …………………….. В …….г. до н.э. был завоеван священный город евреев …………......... Храм Бога …………… был разрушен, а тысячи жителей переселены в ………………….

Объясни дату: 28 мая 585 г. до н.э. - ………………………………………………………..

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ВЕК ЖЕЛЕЗА»


Задание 1. Контрольное тестирование.

  1. Изобретатели алфавита

    1. Вавилоняне б) Финикийцы в) Ассирийцы

  2. Город на африканском побережье:

    1. Библ б) Карфаген в) Ниневия

  3. Вавилонский завоеватель:

    1. Навуходоносор б) Синаххериб в)Ашшурбанапал

  4. Столица Ассирии находилась на реке:

    1. Евфрат б) Тигр в)Иордан

  5. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор?

    1. Междуречье б)Египет в)Финикия

  6. Где была написана книга, от которой произошло слово «библиотека»?

    1. В Египте б) В Китае в)В Израиле

  7. Библейский старец, спасшийся на ковчеге во время потопа?

    1. Адам б) Авраам в)Ной


Задание 2.

Поставьте «+» у правильного ответа

1

Главным богом вавилонян был Яхве.


2

Самую большую библиотеку собрал Ашшурбанапал.


3

Река Иордан широко разливается и на ее берегах строили плотины, дамбы, выкапывали каналы.


4

Вавилон был разрушен Синаххерибом.


5

Ассирийцы были самыми искусными мореплавателями.


6

Название страны Палестина происходит от филистимлян.


7

Первыми перешли к единобожию племена арийцев.


8

«Логовищем львов» называли Иерусалим.


9

Царь Соломон прославился своей мудростью.


10

Золотые и серебряные монеты впервые стали чеканить в Лидии.




Задание 3. Соотнеси:

1

Колония

А

Изобретение финикийцев

2

Карфаген

Б

Царь Вавилона

3

Библия

В

Изобретение ассирийцев

4

Моисей

Г

Собрание книг религиозного содержания

5

Алфавит

Д

Колония финикийцев

6

Таран

Е

Вывел евреев из египетского плена

7

Навуходоносор

Ж

Поселение вдали от родины



1

2

3

4

5

6

7












ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ ДЕРЖАВЫ МАУРЬЕВ В ИНДИИ.

Прочитай п.1 и впиши недостающие понятия и определения:

Индоарии - ………………………………………………………………………………..

…………………………….. – индоарии, перешедшие к оседлому земледелию и скотоводству

I(1) тысячелетие до н.э. - ………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Прочитай п.2 А)вставь в цепочку недостающее звено:

Освоение железа ………………………………………………………………

Образование нескольких государств в долине р. Ганг

Б)Назови основное занятие индийцев в долине р. Ганг: ……………………………………….

В)Продолжи предложение: Произведения, раскрывающие историю Древней Индии, называются ………………………………………………………………………………………

Г) Прочитай и ответь: какие открытия индийцев указаны в тексте: «Земледель­цы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее краси­вые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!» ……………………………………………………………………………………………………...



Прочитай п.3 и заполни таблицу «Индийские касты»

Каста

Брахманы

Кшатрии

Вайшьи

Шудры

назначение


Воины



цвет

Белый

Красный

Желтый

Черный

Из какой части тела Брахмы





Запомни: Каста - это группа людей, которая обладает оп­ределенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Найди ответ: закрепляла ли каста неравенство людей? ………………………………………..

Прочитай п.4, 5 и объясни даты:

………………. – возникновение новой религии (буддизм)

……………… - объединение Индии под властью царей династии Маурьев

…………….. – расцвет державы Маурьев при царе Ашок

ТЕМА: ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ.

Прочитай п.1 и восстанови последовательность (впиши цифры от 1 до 4):

III (3) в. до н.э. объединение Китая


VI (6) в. до н.э. начало обработки железа в Китае


Образование царств на берегах р. Янцзы


Расселение по берегам Янцзы




Объясни: Конфуцианство - ……………………………………………………………..

Продолжи предложение: Основу учения Конфуция составляли …………………………….

……………………………………………………………………………………………………..

Прочитай п.2 и заполни схему « Армия Цинь Шихуана»





Продолжи предложения: Сила китайского войска заключалась в …………………………

…………………………………………. Появился новый вид оружия - ……………………….

(………………………………………………………………………………….)

Завоевательные походы от …………

до ……………………………………….

Заполни кластер:

Цинь Шихуан





Единые:

221г.до н.э. -

Разделение на 36 областей











Прочитай п.4 и подчеркни в тексте открытия и изобретения древних китайцев: водопровод, порох, фарфор, шашки, выращивание чая, компас, таран, зиккурат, бумага, сахар, шёлк, арбалет

Это интересно: Китайцам надо отдать пальму первенства и в производстве первых бумажных денег и игральных карт. Китайский император, правивший на рубеже 2 — 1 веков до н. э., приказал выпустить казначейские билеты, так как военные походы против гуннов опустошили империю и качество металлических денег резко снизилось. Каждый чеканный двор был обязан выпустить казначейские билеты, равные 400 тысячам медных монет. Правда, билеты изготавливались не из бумаги, а из шкуры редкого животного — белого оленя. Они были квадратные, со специальным рисунком.

ТЕМА: ВЕЛИКАЯ ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА

Прочитай п.1 и расставь цифры над названиями в порядке очерёдности завоевания персами: Вавилон, Египет, Лидия, Экбатаны

Объясни понятия и даты:

550 г.до н. э. - …………………………………………………………………………………….

539 г.до н. э. - …………………………………………………………………………………….

Кир - …………………………………………………………………………………………….

Камбиз - ………………………………………………………………………………………

Крез - …………………………………………………………………………………………….

Валтасар - ……………………………………………………………………………………

Посчитай: сколько лет прошло от объединения персов до победы над Вавилоном? ………

Прочитай п.2 и впиши недостающие понятия и определения:

……………………. – победа персов под руководством Камбиза над Египтом

Маги - ……………………………………………………………………………………………

…………………………. – заговорщик, выдававший себя за младшего брата Камбиза

Дарий I - …………………………………………………………………………………………..

Прочитай п.3 и заполни кластер:

Управление

Дария I



Сатрапии (20)

Главнокомандующий











Это интересно: Для облегчения связей между областями персы проложили дороги, мощенные камнем. Главная из них, так называемая «царская дорога», вела от города Суз к городу Эфесу (на восточном побережье Эгейского моря). Царская почта обслуживалась пикетами всадников по эстафет­ной системе. Дороги прекрасно содержались и охранялись. Надпись Дария I, найденная у Суэцкого канала, свидетельствует о том, что он заботился не только о сухопутных дорогах, но и о морских путях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь по истории древнего мира

Автор: Пенигина Марина Ильинична

Дата: 21.09.2017

Номер свидетельства: 429059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Технологическая карта  по  истории древнего  мира для 5 класса в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaiakartapoistoriidrievnieghomiradlia5klassavramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "308305"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458562262"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Египет-государство на берегах Нила". "
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie-ieghipiet-ghosudarstvo-na-bierieghakh-nila"
    ["file_id"] => string(6) "235887"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443877095"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-5-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "117433"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412785832"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "разработка урока истории древнего мира "
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka-uroka-istorii-drievniegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "144337"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418704814"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок по истории Древнего мира Вавилонское общество в законах царя Хаммурапи "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-istorii-drievniegho-mira-vavilonskoie-obshchiestvo-v-zakonakh-tsaria-khammurapi"
    ["file_id"] => string(6) "164956"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422722816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства