Научить объяснять, что изучает наука история, из чего складываются исторические знания, используя такие понятия, как всемирная история, всеобщая (зарубежная) история, отечественная история, общество, хозяйство, власть, культура, исторические эпохи, первобытное общество, цивилизация.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, Технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | -Сегодня мы с вами начинаем путешествие в страну знаний – страну История. Записывает тему урока на доске: Путешествие в страну История. -Поможет нам в этом наш верный помощник – интересный учебник. Он должен стать вашим лучшим другом. Сначала рассмотрим вашего друга. Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав. На стр. 8 читаем и отвечаем на вопрос: –– Как ученые узнают, что происходило в глубокой древности? | Находят сведения из учебника. Отвечают на поставленный вопрос | Познавательные УУД: 1.Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. |
Формулирование проблемы. | - в одной из московских школ пятиклассники спросили у учителя почему мы изучаем прошлое, забытое, уже пройденное? Как вы бы ответили на этот вопрос? -Сравните мнение учёных – историков с вашим мнением. В чём противоречие? -Какой возникает вопрос? Фиксирует на доске учебную проблему урока: Зачем нужна история? | – Для учёных-историков важно установить. Когда появился древний город. -пятиклассники считают, что совсем необязательно знать о том, что было в прошлом. Предлагают разные варианты учебной проблемы. 1 | Регулятивные УУД 1.Определять цель, проблему в учебной деятельности. |
Версии | – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий: 1) узнать о прошлом; 2) понять, почему это происходило именно так; | Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). 2. | 2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Актуализация знаний. Планирование деятельности. | – С помощью словаря объясните, что означает слово «история». Можно выполнить задание 1 из Рабочей тетради (с. 4). 2. -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3 Обобщая ответы детей, записывает их в виде пунктов плана на доску: История как наука Исторические знания | Выясняют два значения слова: 1) история– процесс развития человеческого общества; 2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества; Определяют, каких знаний не хватает, где и как их можно добыть (открыть). 3. | 2. Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне 3. Планирование деятельности в учебной ситуации |
Поиск решения пробле6мы (открытие нового знания) | Предлагает выполнить задание 1 из рабочей тетради «Стороны света страны «История». 3,4 По итогам выполнения данного задания можно организовать оценивание, применяя алгоритм «Самооценки» 4: | Выполняют задание 2 из Рабочей тетради «Стороны света страны «История» 3.,4 В результате выполнения задания и работы с текстом учебника с. 4 ученики делают следующий вывод: Наука история помогает узнать, что было в прошлом, понять своё настоящее. 3,4 Исторические знания складываются из событий, произошедших в разные периоды времени и понятий, которые обозначают различные процессы человеческого общества и помогают нам разобраться в прошлом. 3,4 | 3. Находить в учебнике достоверную информацию для решения учебной задачи 4. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы) 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки. Технология оценивания (ТОУУ) |
Выражение решения проблемы. | -Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5. Чьи версии подтвердились? | Предполагаемый вывод по проблеме: -История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания. 5. | 5. Обобщать и делать выводы |
Применение знаний. | Можно предложить выполнить задание 3 из Рабочей тетради (с. 6): Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) ее. Свой ответ запиши. 1., 1 | Высказывают аргументировано своё мнение. 1. 1. | 1. Коммуникативные УУД Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии - Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; |
Домашнее задание. | -Как вы думаете, можно ли заглянуть в прошлое? 2. -Проверьте свои предположения, прочитав дома введение 2. «Как заглянуть в прошлое» | Высказывают свои предположения. 2. | 2. Излагать своё мнение, аргументируя его |