III. Изучение нового материала | Изучаемый нами период удивительно интересный, насыщен богатыми событиями. Ведь только в 18 веке Россией правили 5 женщин. Они не только правили, но и держали на своих роскошных плечах весь век. Сегодня одной такой женщине мы посвятим наш урок. «Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое: управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями» Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II.1762-1796год. Что мы хотим узнать с вами на сегодняшнем уроке? Давайте охарактеризуем личность Екатерины с помощью историка: Михаил Михайлович Щербатов (современник Екатерины, историк, член академии наук) «Не можно сказать, чтобы она не была качествами достойна править толь великой империей, если женщина возможет поднять сие иго, и если одних качеств довольно для сего вышнего сану. Одарена довольной красотой, умна, обходительна, великодушна и сострадательна по системе, славолюбива, трудолюбива по славолюбию, бережлива, предприятельна, некое чтение имеющая. Впрочем мораль ее состоит на основании новых философов, то есть не утвержденная на твердом камени закона божия, и потому, как на колеблющихся свецких главностях есть основана, с ними обще колебанию подвержена. Напротив же того, ее пороки суть: любострастна и совсем вверяющаяся своим любимцам, исполнена пышности во всех вещах, самолюбива до бесконечности, и не могущая себя принудить к таким делам, которые ей могут скуку наводить, принимая все на себя, не имеет попечения о исполнении и, наконец, толь переменчива, что редко и один месяц одинакая у ней система в рассуждении правления бывает. Русские Просветители того времени: Н И. Новиков, А.Н.Радищев называли политику Екатерины II противоречивой, так ли это нам сегодня необходимо с вами выяснить на уроке. Одним её направлением были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим – усиление репрессивных мер. Кто знает что такое «просвещенный абсолютизм?» обратимся к словарю в конце параграфа ст. 176.- записываем в рабочий лист. Зачитать на слайде: О просвещенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и другие просветители. Просветители – мыслители XVIII в., критиковали феодальное общество со всеми его пороками. Они считали, что каждый человек рождается свободным, выступали за устранение различных форм эксплуатации. Критиковали католическую церковь, предлагали лишить её земельной собственности и права вмешиваться. Просветители говорили о необходимости образования и распространения научных знаний. Екатерина 2 на основе этих идей в течение двух лет разрабатывала «НАКАЗ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма» С другой стороны в политике Екатерины «репрессивные меры». Кто знает, что это такое? Это ужесточение внутренней политики. Записать в рабочий лист определения. Давайте посмотрим небольшой отрывок и определимся, к какому направлению в политике Екатерины II относится данное событие? (Уложенная комиссия относится к политике просвещенного абсолютизма). | . Екатерина II. Кто она? Как правила? Почему Великая? Ответы учащихся: Екатерин: Красива, умна, великодушна, обходительна, сострадательна, Славолюбива и т.д. Гипотеза: внутренняя политика Екатерины II была противоречивой. Цель работы: найти доказательства противоречивости политики Екатерины Просвещенный абсолютизм- государственная политика в 18 веке направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества. | 5 мин |